ФУНКЦИИ ЯПОНСКОЙ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОИ ЛЕКСИКИ НА ПРИМЕРЕ МАНГА ЖАНРА СЁНЭН
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКЕ И В ЯПОНСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ. МАНГА В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ 6
1.1. Звукоизобразительная система языка 6
1.1.1. Общее понятие звукоизобразительности 6
1.1.2. Звукоподражание и звукоподражательная подсистема языка 9
1.1.3. Звукосимволизм 11
1.2. Звукоизобразительная лексика в современном японском языке 12
1.2.1. Морфологические особенности звукоизобразительной лексики
японского языка 13
1.2.2. Фонетические особенности японской звукоизобразительной лексики 15
1.2.3. Функции японской звукоизобразительной лексики 17
1.2.4. Классификация звукоизобразительной лексики японского языка . 20
1.3. Манга в японской культуре 25
1.3.1. Значение манга в культуре Японии и ее особенности 25
1.3.2. Отличительные особенности манга жанра сёнэн 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ НА ПРИМЕРЕ МАНГА ЖАНРА СЁНЭН 32
2.1. Образно-графическая функция 32
2.2. Компрессивная функция 45
2.3. Экспрессивная функция 52
2.4. Создание фона 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКЕ И В ЯПОНСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ. МАНГА В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ 6
1.1. Звукоизобразительная система языка 6
1.1.1. Общее понятие звукоизобразительности 6
1.1.2. Звукоподражание и звукоподражательная подсистема языка 9
1.1.3. Звукосимволизм 11
1.2. Звукоизобразительная лексика в современном японском языке 12
1.2.1. Морфологические особенности звукоизобразительной лексики
японского языка 13
1.2.2. Фонетические особенности японской звукоизобразительной лексики 15
1.2.3. Функции японской звукоизобразительной лексики 17
1.2.4. Классификация звукоизобразительной лексики японского языка . 20
1.3. Манга в японской культуре 25
1.3.1. Значение манга в культуре Японии и ее особенности 25
1.3.2. Отличительные особенности манга жанра сёнэн 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СЛОВ НА ПРИМЕРЕ МАНГА ЖАНРА СЁНЭН 32
2.1. Образно-графическая функция 32
2.2. Компрессивная функция 45
2.3. Экспрессивная функция 52
2.4. Создание фона 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Звукоизобразительные единицы являются неотъемлемой составляющей современного японского языка. Они широко используются носителями и практически не ограничены стилистически: их в равной степени можно встретить как в художественной и публицистической литературе, так и в разговорной речи, в комиксах манга и даже в рекламе.
Японскую звукоизобразительную лексику и проблему ее перевода изучали многие лингвисты и переводчики. Явление ономатопеи подробно рассматривали Е.Д. Поливанов, А.А. Подшибякина, В.М. Алпатов,В.С. Гривнина, Н.Г. Румак и др. Среди зарубежных (в частности японских) исследователей стоит выделить М. Морита, И. Тамори, К. Акита,А. Мацумура, и др. Отдельно с явлением звукоизобразительности работали такие ученые как С.В. Воронин, В. Фон Гумбольдт, А.Б. Михалев и многие другие.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не существует единого мнения о том, какие функции выполняет звукоизобразительная лексика.
Объектом исследования в этой работе является японская звукоизобразительная лексика. Предметом - функции и особенности ее употребления в манга жанра сёнэн.
Целью данного исследования является выявление функций японских звукоизобразительных единиц, а также характерных случаев употребления данной лексики в японских комиксах манга. Для достижения этой цели поставлен следующий ряд задач:
1. Исследовать специфику явления звукоизобразительности;
2. Рассмотреть явление звукоподражания и звукосимволизма как часть звукоизобразительной системы языка;
3. Изучить фонетические и морфологические особенности звукоизобразительных единиц в японском языке;
4. Рассмотреть функции и классификации японских звукоизобразительных единиц;
5. Изучить особенности японских комиксов манга и ее роль в японской культуре, а также специфику жанра сёнэн;
6. На примерах рассмотреть и проанализировать, каким образом образно-графическая, компрессивная, экспрессивная функция, а также функция создания фона реализуются в манга жанра сёнэн.
В ходе работы были применены следующие методы:
1. Анализ научной литературы
2. Метод сплошной выборки
3. Описательный метод
4. Метод контекстуального анализа
В качестве материала для исследования были использованы 10 самых известных наименований японской манга в жанре сёнэн: «Маги - Лабиринт магии» (яп. [magi]); «Блич» (яп. 7'U —^ [buri:chi]); «Ван Пис» (яп. Г7
>t°—Я [wan pi:su]); «Наруто» (яп. ^Ub[naruto]); «Атака титанов» (яп. Ж Щ 0 ЁЛ [shingeki-no kyojin]); «Стальной алхимик» (яп. Ш О [hagane no renkinjutsushi]); «Fairy Tail» (яп. 7i7U — [feari: teiru]);
«Король-шаман» (яп. v-V— T>^>^[sha:man kingu]); «Пожиратель душ» (яп. —£ [so:ru i:ta:]); «Тетрадь смерти» (яп. тЯУ— h [desu no:to]).
Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Первая посвящена теории и особенностям звукоизобразительности как отдельного явления в лингвистике, а также специфике японских звукоизобразительных единиц. Во второй представлен анализ звукоизобразительной лексики и ее функций.
Апробация данной работы производилась на Международной научно¬практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер) культура в коммуникативном пространстве человека», которая состоялась 25 апреля 2017 г.
Данная работа может быть полезна лингвистам, специалистам- востоковедам и другим исследователям японского языка, заинтересованным в особенностях и функциях японских звукоизобразительных единиц.
Японскую звукоизобразительную лексику и проблему ее перевода изучали многие лингвисты и переводчики. Явление ономатопеи подробно рассматривали Е.Д. Поливанов, А.А. Подшибякина, В.М. Алпатов,В.С. Гривнина, Н.Г. Румак и др. Среди зарубежных (в частности японских) исследователей стоит выделить М. Морита, И. Тамори, К. Акита,А. Мацумура, и др. Отдельно с явлением звукоизобразительности работали такие ученые как С.В. Воронин, В. Фон Гумбольдт, А.Б. Михалев и многие другие.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не существует единого мнения о том, какие функции выполняет звукоизобразительная лексика.
Объектом исследования в этой работе является японская звукоизобразительная лексика. Предметом - функции и особенности ее употребления в манга жанра сёнэн.
Целью данного исследования является выявление функций японских звукоизобразительных единиц, а также характерных случаев употребления данной лексики в японских комиксах манга. Для достижения этой цели поставлен следующий ряд задач:
1. Исследовать специфику явления звукоизобразительности;
2. Рассмотреть явление звукоподражания и звукосимволизма как часть звукоизобразительной системы языка;
3. Изучить фонетические и морфологические особенности звукоизобразительных единиц в японском языке;
4. Рассмотреть функции и классификации японских звукоизобразительных единиц;
5. Изучить особенности японских комиксов манга и ее роль в японской культуре, а также специфику жанра сёнэн;
6. На примерах рассмотреть и проанализировать, каким образом образно-графическая, компрессивная, экспрессивная функция, а также функция создания фона реализуются в манга жанра сёнэн.
В ходе работы были применены следующие методы:
1. Анализ научной литературы
2. Метод сплошной выборки
3. Описательный метод
4. Метод контекстуального анализа
В качестве материала для исследования были использованы 10 самых известных наименований японской манга в жанре сёнэн: «Маги - Лабиринт магии» (яп. [magi]); «Блич» (яп. 7'U —^ [buri:chi]); «Ван Пис» (яп. Г7
>t°—Я [wan pi:su]); «Наруто» (яп. ^Ub[naruto]); «Атака титанов» (яп. Ж Щ 0 ЁЛ [shingeki-no kyojin]); «Стальной алхимик» (яп. Ш О [hagane no renkinjutsushi]); «Fairy Tail» (яп. 7i7U — [feari: teiru]);
«Король-шаман» (яп. v-V— T>^>^[sha:man kingu]); «Пожиратель душ» (яп. —£ [so:ru i:ta:]); «Тетрадь смерти» (яп. тЯУ— h [desu no:to]).
Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Первая посвящена теории и особенностям звукоизобразительности как отдельного явления в лингвистике, а также специфике японских звукоизобразительных единиц. Во второй представлен анализ звукоизобразительной лексики и ее функций.
Апробация данной работы производилась на Международной научно¬практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер) культура в коммуникативном пространстве человека», которая состоялась 25 апреля 2017 г.
Данная работа может быть полезна лингвистам, специалистам- востоковедам и другим исследователям японского языка, заинтересованным в особенностях и функциях японских звукоизобразительных единиц.
В данной работе была проанализирована японская звукоизобразительная лексика и ее функций на материале манга жанра сёнэн. В теоретической части явление звукоизобразительности было рассмотрено как в рамках общей лингвистики, так и в рамках японской лингвистической традиции.
В практической части работы на примере комиксов манга были рассмотрены и проанализированы основные функции звукоизобразительных единиц японского языка, а также выявлена специфика их употребления в жанре сёнэн. В результате исследования были сделаны следующие выводы:
2. Если в русском и английском языках звукоизобразительные слова употребляются довольно редко и находятся на языковой периферии, то в японском, напротив, они представляют довольно большой пласт лексики, который неограничен контекстом и регулярно встречается в речи носителей языка.
3. В общей лингвистике звукоизобразительную систему языка принято делить на звукоподражания и звукосимволизмы, в то время как в японской лингвистической традиции выделяют три класса звукоизобразительных единиц: гионго, гитайго и гисэйго. Тем не менее, вопрос о классификации японской звукоизобразительной лексики до сих пор остается открытым, и мнения исследователей на этот счет разнятся.
4. Среди особенностей японской звукоизобразительной лексики можно выделить отсутствие четких грамматических показателей, а также наличие собственного семантического значения у отдельных фонем.
5. Вопрос о том, какие функции выполняют звукоизобразительные
слова японского языка, до сих пор остается нерешенным. Тем не менее отечественные исследователи выделяют 3 основные функции этих единиц: образно-графическую, компрессивную и экспрессивную. Японские исследователи также выделяют функцию создания фона и функцию психологического воздействия. Последнюю отечественные лингвисты соотносят с образной-графической и экспрессивной функциями.
6. Комиксы манга очень популярны в Японии и пользуются спросом у людей всех возрастов. Отдельный жанр манга - сёнэн отличается динамичностью повествования и обилием звукоизобразительных слов. В связи с этой ее особенностью в ней очень ярко проявляется образно¬графическая функция, а экспрессивная функция, напротив, полностью не реализовывается в данном жанре.
7. Размер шрифта, расположение, использование катаканы, а также использование большого количества звукоизобразительных слов на одном кадре способны акцентировать внимание читателя на происходящем, придать происходящему динамичность, создать необходимый психологический или эмоциональный эффект и, тем самым, проявить позволить звукоизобразительным единицам реализовать свою образно-графическую функцию.
8. Японский язык, в отличие от русского и английского, не обладает большим количеством глагольных синонимов, именно поэтому конкретизация значений глаголов и выражением их оттенков происходит посредством звукоизобразительной лексики. В данном случае ономатопея выполняет компрессивную функцию. В манга она также реализуется в полной мере при помощи единиц класса гионго и гитайго и нередко тесно связана с экспрессивной функцией.
9. Существует два пути реализации экспрессивной функции: прямой и опосредованный.
10. Функция создания фона характерна только для манга. Она дополняет сцену и делает происходящее более реалистичным. Три основных источника звука при создании фона: группа персонажей, предметы окружающей действительности и природные объекты и животные.
Данная работа может послужить базой для дальнейшего изучения вопросов звукоизобразительной лексики японского языка. В будущем может быть проведено исследование, которое позволит классифицировать звукоизобразительные единицы японского языка на основе функций, а также возможно выделение новых функций. Кроме того, проанализированные в этой работе функции можно исследовать на основе другого материала: художественной литературы, рекламы, разговорной речи и т.д. и провести сравнительный анализ.
В практической части работы на примере комиксов манга были рассмотрены и проанализированы основные функции звукоизобразительных единиц японского языка, а также выявлена специфика их употребления в жанре сёнэн. В результате исследования были сделаны следующие выводы:
2. Если в русском и английском языках звукоизобразительные слова употребляются довольно редко и находятся на языковой периферии, то в японском, напротив, они представляют довольно большой пласт лексики, который неограничен контекстом и регулярно встречается в речи носителей языка.
3. В общей лингвистике звукоизобразительную систему языка принято делить на звукоподражания и звукосимволизмы, в то время как в японской лингвистической традиции выделяют три класса звукоизобразительных единиц: гионго, гитайго и гисэйго. Тем не менее, вопрос о классификации японской звукоизобразительной лексики до сих пор остается открытым, и мнения исследователей на этот счет разнятся.
4. Среди особенностей японской звукоизобразительной лексики можно выделить отсутствие четких грамматических показателей, а также наличие собственного семантического значения у отдельных фонем.
5. Вопрос о том, какие функции выполняют звукоизобразительные
слова японского языка, до сих пор остается нерешенным. Тем не менее отечественные исследователи выделяют 3 основные функции этих единиц: образно-графическую, компрессивную и экспрессивную. Японские исследователи также выделяют функцию создания фона и функцию психологического воздействия. Последнюю отечественные лингвисты соотносят с образной-графической и экспрессивной функциями.
6. Комиксы манга очень популярны в Японии и пользуются спросом у людей всех возрастов. Отдельный жанр манга - сёнэн отличается динамичностью повествования и обилием звукоизобразительных слов. В связи с этой ее особенностью в ней очень ярко проявляется образно¬графическая функция, а экспрессивная функция, напротив, полностью не реализовывается в данном жанре.
7. Размер шрифта, расположение, использование катаканы, а также использование большого количества звукоизобразительных слов на одном кадре способны акцентировать внимание читателя на происходящем, придать происходящему динамичность, создать необходимый психологический или эмоциональный эффект и, тем самым, проявить позволить звукоизобразительным единицам реализовать свою образно-графическую функцию.
8. Японский язык, в отличие от русского и английского, не обладает большим количеством глагольных синонимов, именно поэтому конкретизация значений глаголов и выражением их оттенков происходит посредством звукоизобразительной лексики. В данном случае ономатопея выполняет компрессивную функцию. В манга она также реализуется в полной мере при помощи единиц класса гионго и гитайго и нередко тесно связана с экспрессивной функцией.
9. Существует два пути реализации экспрессивной функции: прямой и опосредованный.
10. Функция создания фона характерна только для манга. Она дополняет сцену и делает происходящее более реалистичным. Три основных источника звука при создании фона: группа персонажей, предметы окружающей действительности и природные объекты и животные.
Данная работа может послужить базой для дальнейшего изучения вопросов звукоизобразительной лексики японского языка. В будущем может быть проведено исследование, которое позволит классифицировать звукоизобразительные единицы японского языка на основе функций, а также возможно выделение новых функций. Кроме того, проанализированные в этой работе функции можно исследовать на основе другого материала: художественной литературы, рекламы, разговорной речи и т.д. и провести сравнительный анализ.



