Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнение культурно-гуманитарной политики России и США в отношении Республики Армения в период с 1992 по 2020 годы

Работа №182512

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4660 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Российско-армянское сотрудничество в гуманитарной сфере 9
1.1 Языковое присутствие русского языка на территории Армении 9
1.2 Сфера культуры, искусства в российско-армянском сотрудничестве 20
2 Культурно-гуманитарное сотрудничество США и Армении 31
Цели и ориентиры гуманитарной политики США на Южном Кавказе 31
2.1 Деятельность США в сфере языка и образования в Армении 33
2.2. Деятельность неправительственных организаций и армянской диаспоры США в сфере языка и коммуникаций 37
2.3 Сфера культуры, информационного пространства и медиа 42
Заключение 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение А 60


Актуальность. Культурно-гуманитарный аспект отношений как США, так и России в отношении Армении устанавливался долгие годы, при этом стоит учесть, что обе страны ведут свою пропаганду в целях либо же переориентации Армении на Запад - в случае взаимоотношений с США, либо удержания и углубления сотрудничества на постсоветском пространстве - случай для России.
Для начала приведем актуальность изучения гуманитарного сотрудничества Российской Федерации, а затем и США с Республикой Армения. Так отношения между Россией Арменией в гуманитарной сфере устанавливались долгие годы, еще в период СССР был построен театр имени Станиславского, вот уже несколько десятилетий в самом центре Еревана, на Каскаде работает музей русской живописи, частная коллекция московского профессора А. Абрамяна безвозмездно переданная им в Армении. В этой блестящей коллекции представлены полотна выдающихся русских художников. Стоит отметить показ на большинстве радиостанций, армянских ТВ каналах фильмов на русском языке. Недавно подписано соглашение между армянским государственным комитетом по телевидению и радиовещанию с соответствующими службами Российской Федерации о продолжении ТВ трансляции 1 канала России по всей территории Армении, а также телевизионные каналы «Россия 24» и «Культура» на территории Еревана и окрестностей. Все они являются бесплатными для армянской аудитории. Кроме того, в платных пакетных ТВ трансляциях представлено порядка 90 российских телеканалов. Это соглашение интересно тем, что впервые появилась возможность на паритетных началах транслировать на российские телеканалы армянское телевещание.
В области науки и образования необходимо отметить наличие и активную работу в Армении 2-х российских Университетов: Российско -Армянского (Славянского), недавно признанного лучшим университетом Армении, а также ереванского филиала МГУ. Кроме того, отметим наличие русских школ не только в Ереване и культурной столице республики Гюмри (2-ой по величине город Армении), но и области (марзе) Тавуш, согласно недавно подписанному соглашению между руководством этой области и армянским отделением российской правительственной организации «Россотрудничество». Отметить тут можно и достаточно активную деятельность этой организации в Армении, а также Армянского культурного центра при Посольстве Армении и деятельность Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Ереване.
Немаловажным фактором является включение Национального Политехнического университета Армении в ассоциацию технических ВУЗов России и стран СНГ.И активное взаимное сотрудничество.
В случае сотрудничества Соединенных Штатов Америки распад Советского Союза и окончание холодной войны привели к заинтересованности США к урегулированию своей политики почти во всех постсоветских странах. С 1991 года цели США на Южном Кавказе остались неизменными, но стратегия культурно-гуманитарной политики претерпела некоторые изменения. В 90-е годы прошлого столетия основное внимание уделялось противодействию иранскому исламскому радикализму, в настоящее время же главной целью публичной политики США стало сдерживание влияния России в регионе. Также стоит упомянуть, что Вашингтон отказался от регионального подхода к страновому, учитывая особенности южно-кавказских государств.
Соединенные Штаты начали интегрировать республики Южного Кавказа в 1990-ых годах в свою систему международных партнерств. Например, Грузия - это ключевой союзник-партнер США, является ключевым звеном поставок энергоресурсов из Каспийского моря в Европу, а также Южную и Северную Америки. Армения же является второстепенным партнером США до 2022 года, однако сотрудничество представляет особый интерес, поскольку в самой Армении ведется информационно-политическая борьба между российскими и американскими информационными агентствами, международными фондами и даже правительственными организациями.
Объектом исследования является сотрудничество стран в области информации культуры, сфере образования и языка
Предметом исследования является Российско-армянское сотрудничество и сотрудничество США и Армении в культурной и информационной сфере с 1992 по 2020-ые годы.
Цель работы -выявить основные этапы, тенденции и проблемы развития сотрудничества России и США в Армении в гуманитарной сфере. В соответствии с целью настоящего исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать инфраструктуру сотрудничества в сфере образования;
2. оценить динамику использования русского и английского языка в публичном пространстве Армении;
3. выявить тенденции, достижения и проблемы сотрудничества в сфере культуры;
4. сравнить культурно-гуманитарную политику РФ и США в отношении Армении.
Методы исследования: Общенаучные методы, метод сравнения, когнитивное картирование, контент-анализ.
Метод обобщения позволяет собрать и систематизировать информацию, что поможет выделить основные тенденции, ключевые события и значимые аспекты сотрудничества. Сравнительный анализ поможет выделить сопоставление и сравнение культурно-гуманитарной политики РФ и США. Пример критериев:
Образование (количество онлайн/офлайн школ, учеников, центров изучения языка)
Информационное пространство (количество ТВ-каналов в
мультиплексе/кабельном ТВ, СМИ), будущее развитие сотрудничества.
Контент анализ поможет выявить динамику упоминаний культурных мероприятий в СМИ, количество мероприятий/ студентов (учеников).
Анализ источников и литературы. Источниковую базу российско-армянских отношений составили соглашения, декларации, указы и договоры президентов Армении и России, а также материалы новостных агентств, которые идут обычной новостной сводкой без мнения или же аналитики авторов. В основном новостные агентства уделяли внимание политическим, экономическим и культурной сферам, встречам глав государств и правительств. Некоторые издания публиковали информацию о влиянии армянской диаспоры в сфере признания геноцида, а также информацию о СМИ России в Армении, количестве мероприятий, посвященных распространению культуры и русского языка. Особое внимание уделялось архиву Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дела Республики Армения, непосредственный анализ документов архивов нами был проведен в главах о языковом и культурном сотрудничестве, а так же были сопоставлены реальное положение дел и то, как описываются рамки культурно-гуманитарных связей на официальном уровне.
В статьях русистов рассматриваются спектры двусторонних гуманитарных отношений между Арменией и Россией. Так Грирог Григорян, Сурен Золян и Константин Тасиц особое внимание уделяют договорно-правовой базе сотрудничества, описывая последствия законов, принятых как внутри республики, так и между двумя странами. Обратить внимание стоит на работы Манукяна и Тасица, которые в своей совместной статье полностью разобрали положение русского языка в Армении, включая статус языка в законодательстве и делопроизводстве, его роли как в медийном, так и образовательном пространстве республики. Вазген Оганисян в 2012 году впервые полностью обобщил гуманитарную политику России в сфере образования, языка и культуры в республике и выявил тенденции, которые начинались после распада Советского Союза. А на основе работы последнего вышеупомянутый Григорян в 2018 году опубликовал статью «Гуманитарное измерение армяно-российских отношений» , статья единственная в своем роде демонстрирует весь пласт культурно-информационного и научного сотрудничества. Т. Айвазян и тот же Г. Григорян указывают на важную роль армянских диаспор в жизни армян России, однако последним автором не рассмотрена деятельность Союза Армян России (САР), осуществляющего молодежную политику России и Армении. В целом стоит отметить, что в литературе, посвященной российско-армянским отношениям аспект диаспоры, практически не рассматривается, поскольку деятельность Союза Армян России проводится исключительно на территории России, при этом не влияя на дальнейшие взаимодействия обеих стран. В связи с этим автор работы посчитал неэффективным сравнивать фактор армянской диаспоры в США и России и их влияние на публичную дипломатию стран. Это существенно сузило рамки источников литературы и впоследствии нами была убрана задача сравнения диаспор. Также некоторыми авторами упоминается о развитии медийно-информационных ресурсов, и их влиянии в контексте языкового пространства.
Однако есть и другие авторы, критикующие современное состояние отношений между Россией и Арменией, среди которых Валерия Олюнина, главный редактор «Наша среда online» и Р. Ишханян, писатель и издатель таких статей , как «Культурной политики в Армении больше нет», которые говорят о том, что Российско-армянские отношения с 2013 года начинают ухудшаться, в связи с безразличием России и боязни «вбросов» третьих сторон. . Так Валерия Олюнина пишет - «В Армении есть деятели политики и искусства, но они не образуют элиту» , то есть о вещании телеканалов, а также газет и совместных СМИ. Авторы приводят аргументы о том, что ухудшение ситуации связано с игнорированием такой даты, как 200-летие Гюлистанского договора, которой армяне ждали в 2013, «Электромайдана» в 2015 и отсутствия внятной позиции по Карабахской войне. Как пишут авторы деятельность Российской Федерации в культурной и информационной областях часто проводится, но осуществляется довольно медленно и не широкомасштабно, отсюда и исходит малое количество заинтересованных людей в Армении в сотрудничестве с Россией и популяризации языка, культуры и отношений, на фоне чего выходят западные СМИ, проекты и мероприятия, в которых часто заинтересовано молодое поколение Армении. Западники в Армении работают намного сильнее. В связи с чем авторы большое внимание уделяют таким фондам, как AGBU (Армянский благотворительный Союз) деятельность которого мы разберем ниже. Авторы указывают, что американские фонды по сравнению с российскими действуют в разы динамичнее, а также системно. На площадке Армянского благотворительного союза проходит кинофестиваль "Кин" (с арм. "Женщина"), а в феврале 2020 года открывался сезон программой вокального коллектива "Овер".
Валерия Олюнина рассматривает качественный аспект взаимоотношений и приводит для примера количество участников форума “Друзья Арцаха” в Степанакерте в октябре 2019 года: из США - 30 человек, из России - 6.
Что касается источниковой базы отношений США и Армении, то основными документами являются источники из Государственного Департамента США, договоров и аннотаций Агентства США по международному развитию, Посольства США в Армении, а также договоры и соглашения, заключённые между президентами и министерствами культуры, образования и науки. Другими источниками являлись сайты различных программ поддержки, фондов и неправительственных организаций США, которые осуществляют свою деятельность на территории республики. Основными можно назвать сайты Американского университета Армении, фонда «Открытое общество», «Средства массовой информации для информированного участия гражданского общества».
Литературы о американо-армянских взаимоотношениях в гуманитарной сфере довольно мало. Ключевой и, по сути, единственной работой с глубоким анализом культурной политики США является работа Культурно-гуманитарная политика США на Южном Кавказе Е. Энтины, С. Давранова и др. И как видим из названия, авторы уделили внимание не только Армении, а всему региону. Дело в том, что сама Армения, до 2022 г., — это глубоко периферийное направление внешней политики США. И ресурсов, выделяемых на эту цель, было немного. Авторы уделяют внимание не только их договорно¬правовой базе, но и практическому сотрудничеству в сферах культуры и искусства, науки и образования, СМИ, а также в вопросах, касающихся языка.
Большое внимание уделяется армянской диаспоре в Соединенных Штатах, так, например, А. Галстян в своей диссертации полностью рассматривает феномен диаспоры и фактор ее влияния на вопрос признания геноцида армян и другие с 1920 по 2014 года.
Стоит так же отметить, что про большинство литературы взято на английском языке, однако есть и некоторые материалы на русском. В статьях в целом не критикуется культурно-гуманитарная политика США в Армении, описываются только результаты и достижения, что в целом присуще американскому стилю.
Если рассматривать сферу публичной дипломатии и мягкой силы, про нее в основном пишет А. Григорян , который уделяет внимание образованию в этом контексте. А также Дживанян , Манасян и Матевосян. Что касается влияния армянской диаспоры, мы уже упомянули диссертацию Галстяна, в которой он подробно описывает влияние и взаимодействие диаспоры после развала СССР, гуманитарной помощи после Спитакского землетрясения. Внимание также стоит уделить Мкртчяну1314 и Папояну , которые пишут про историческое развитие армянской диаспоры, ее влияние не только на внутреннюю, но и внешнюю политику США. Авторы приводят примеры как фактора армянской диаспоры на признание геноцида, подписания документов сотрудничества между государствами, так и других факторов, таких как, американо-азербайджанские и американо-турецкие отношения, которые являются ключевыми в определении политики США в Южно - Кавказском регионе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культурно-гуманитарная политики России и США в отношении Республики Армения в период с 1992 по 2020 годы неоднозначна. Мы можем выделить две сферы, в которых преобладает Россия или же США, это языковое присутствие как в системе образования, так и в медийном пространстве, деятельность в сфере культуры.
Русский язык, как было продемонстрировано изучается во всех школах, как и английский, поскольку они приравнены к иностранным. Однако после подписания в Армении рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств в 1998 году, а в 2002 году и подписание Европейской хартию национальных языков, Национальное собрание Республики Армения постановило, что в состав меньшинств были включены русские, курды, ассирийцы, греки и езиды. В тот же период была принята концепция «Русский язык в системе образования и культурно-общественной жизни Республики Армения» от 16 сентября 1999 года. Концепция отражает идею о том, что освоение русского языка в современной Армении является ключом к пониманию и уважению культурных традиций не только других народов, но и собственной истории и культуры. Это дало значительные права меньшинствам, в числе которых было право на образование на своем родном языке, вследствие чего в Армении открыто 65 специальных школ с углубленным изучением русского языка, 3 школы, образованные вследствие межправительственных соглашений.
Культурную политику также сравнить довольно сложно в контексте ее влияния на мнение молодежи Армении, поскольку в настоящее время на территории страны не проводилось опросов о знании языка, культуры или истории России или Армении, нет и каких-либо критериев оценки влияния культурной политики стран. Россия уже в начале нулевых начала свою деятельность - это различные Годы России и Армении, Дни и Недели, посвященные культурам, историям обеих стран. В рамках этих событий проходили выставки, концерты, культурные обмены и так далее. США же в свою очередь организовывает поддержку журналистов, печати и СМИ, велико и информационное пространство.
В информационном пространстве русский язык используется повсеместно, что нельзя об американских телеканалах и радиостанциях, поскольку освещение событий американскими СМИ на территории Армении ведется на армянском языке. Это безусловно дает большое преимущество русскому языку, учитывая, что в настоящее время в мультиплексе Армении, вещающем по всей территории, вещает все четыре российских канала, это Мир, Россия-Планета, 1-й канал, Культура. За исключением передач В.Соловьева на Россия-Планета,месяц тому назад Министерство высоких технологий Армении, приняло это решение в связи с непрекращающейся антиармянской и антиправительственной риторики Соловьева и его гостей, в том числе таких русских армян, как Симоньян, Багдасаров, Шахназаров и.т.д. Отметим, что об этом неоднократно предупреждались соответствующее российские государственные структуры, но никаких реальных действий с их сторон не предпринималось. Американский же канал CNN несколько лет тому назад перестал вещать в мультиплексе Армении.
Что касается новостных лент, то их влияние тоже трудно проанализировать, поскольку количественные данные использования того или иного информационного агентства отсутвуют, позволим только сказать, что некоторые представители США действительно ведут антироссийскую риторику на YouTube, в частности упомянутая вещательная компания Voice of America («Голос Армении»), которая является частью USAGM, а учитывая, что «Голос Армении» охватывает 33,7 процента американских каналов на территории Армении, это безусловно влияет на ухудшение восприятия молодежи России и ее политики в стране. В то же время государственное ТВ Армении транслирует в своём эфире достаточно мало программ на русском языке, а на радио они представлены в минимальном объёме.



1. About American Councils Armenia // American Councils for International Education.
Armenia [Electronic resource]. URL: https://armenia.americancouncils.org/about
2. Academic Publications // Turpanjian Center for Policy Analysis [Electronic resource]. URL: https://tcpa.aua.am/academic-publications/ (date of request: 20.04.2023).
3. American Corners // American Corner Yerevan | FINDIN [Electronic resource]. URL https://www.findin.am/lisiting/american-corner- yerevan/#:~:text=Here%20are%20five%20American%20Corners,City%20Central%20Li brary%20after%20Av (date of request: 20.04.2023).
4. American University of Armenia // Who we are - American University of Armenia [Electronic resource]. URL: https://aua.am/about/about-aua/ (date of request: 20.04.2023)
5. Armenia Tree Project // Single News [Electronic resource]. URL: https://www.armeniatree.org/en/tree (date of request: 20.04.2023).
6. Armenia: Digital Storytelling & Social media Engagement // U.S. Agency for Global Media. 30.09.2019 [Electronic resource]. URL: https://www.usagm.gov/2019/09/30/armeniadigital-storytelling-social-media- engagement/ (date of request: 20.04.2023).
7. Armenian General Benevolent Union // History AGBU [Electronic resource]. URL: https://agbu.org/who-we-are#paragraph-id--893 (date of request: 20.04.2023).
8. AUA Open Education [Electronic resource]. URL: https://openeducation.aua.am/ (date of request: 20.04.2023).
9. Bureau of educational and cultural affairs // Exchange programs [Electronic resource]. URL: https ://exchanges. state. gov/non-us/
10. EducationUSA Armenia // Education & Culture [Electronic resource]. URL: https://am.usembassy.gov/education-culture/educationusa-armenia/ (date of request: 20.04.2023).
11. Factchecking and verification tools for journalists in Georgia // U.S. Agency for Global Media. 12.11.2021 [Electronic resource]. URL: https://www.usagm.gov/2021/11/12/factchecking-and-verification-tools-for-journalists- ingeorgia/ (date of request: 20.04.2023).
12. Financial Aid Directory // Armenian Assembly of America [Electronic resource]. URL: https://www.armenianassembly.org/files/ugd/194632 3bbf7d0dfd3c4d67b4712b3d4dc5 ec96.pdf (date of request: 20.04.2023).
13. Georgia: Digital storytelling, social media engagement & promotion // U.S. Agency for Global Media [Electronic resource]. URL: https://www.usagm.gov/2019/05/31/georgia- digital-storytelling-social-mediaengagement-promotion/ (date of request: 20.04.2023).
14. International Research & Exchanges Board IREX Armenia // IREX [Electronic resource]. URL: https://www.irex.org/region/europe-eurasia/armenia (date of request: 20.04.2023).
15. Media for Informed Civic Engagement (MICE) // Media Initiatives Center [Electronic resource]. URL: https://mediainitiatives.am/en/projects/mice-en/ (date of request: 20.04.2023)... 87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ