МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОСЛЕ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Введение 2
1 Теоретико-методические основы физической культуры студентов специальной
медицинской группы 5
1.1 Особенности организации процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы 5
1.2 Комплексный контроль студентов специальной медицинской группы 11
1.3 Функциональные пробы, направленные на оценку дыхательной системы человека .18
2 Методы и организация исследования 22
2.1 Методы математической статистики 22
2.2 Организация исследования 24
3 Комплекс физических и дыхательных упражнений для студентов специальной
медицинской группы после перенесенных респираторных заболеваний 26
3.1 Влияние карантинных условий на физическую подготовленность студентов
специальной медицинской группы 26
3.2 Оценка состояния дыхательной системы студенток специальной медицинской группы 29
3.3 Комплекс дыхательной гимнастики для восстановительного процесса после
респираторных заболеваний 32
3.4 Оценка эффективности комплекса дыхательной гимнастики на функциональную
подготовленность студентов специальной медицинской группы 34
Выводы 36
Список литературы 38
Актуальность. Согласно данным многочисленных исследований, количество студентов, определенных в специальную медицинскую группу (СМГ), т.е., имеющих третью функциональную группу здоровья, в настоящее время составляет от 20% до 45%. Авторы указывают на то, что на первом месте по частоте встречаемости стоят заболевания органов зрения и костно-мышечной системы. В связи с этим, основной задачей практических занятий со студентами СМГ является укрепление здоровья студентов, лечение и профилактика различных заболеваний [1].
При организации и проведении занятий по физической культуре в СМГ, необходимо ориентироваться на индивидуальный подход к выбору физических упражнений. Перед проведением занятий проводят комплексный мониторинг функциональной и физической подготовленности студентов. После проведения комплексного контроля педагог получает информацию о степени развития основных функциональных систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной. [2]
На этом основании люди со сходным состоянием могут быть отнесены к функциональным группам здоровья:
- первая (I) функциональная группа здоровья объединяет людей, не имеющих отклонений по всем критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения;
- вторая (II) функциональная группа здоровья состоит из также здоровых людей, но имеющих «риск» формирования хронических заболеваний; [3]
- третья (III) функциональная группа здоровья объединяет больных с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем); [4]
- четвертая (IV) функциональная группа включает в себя людей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания; [5]
- пятая (V) функциональная группа - больные с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды [10].
В свою очередь СМГ делится еще на несколько подгрупп (А, Б, В), в зависимости от заболевания. В подгруппу «А» включаются студенты с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. В подгруппу СМГ «Б» входят студенты с заболеваниями органов пищеварения, почек, печени, эндокринной системы, половых органов, а также слабовидящие. Подгруппа «В» формируется из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Все больше встречаются случаи, когда у одного человека одновременно протекают несколько заболеваний, такое явление называется коморбидность. Коморбидность рассматривает заболевания, которые связаны друг с другом одним патогенетическим механизмом. Тогда как сопутствующие заболевания не связанны патогенетически и этиологически с основным заболеванием. Преподавателю необходимы сведения о наличии всех заболеваний студента для рационального построения профилактической и развивающей деятельности [9].
Цель исследования - составить методические рекомендации выполнения комплекса дыхательных упражнений в восстановительный период после респираторных заболеваний у студентов специальной медицинской группы .
Задачи исследования:
1. Выявить теоретико-методологические основы организации процесса физического воспитания студентов специально-медицинского отделения на основе анализа научно-методической литературы.
2. Провести сравнительный анализ физической подготовленности студентов специальной медицинской группы после перехода в дистанционный формат обучения в связи с распространением вируса COVID-19.
3. Составить методические рекомендации по выполнению дыхательных упражнений в восстановительный период после респираторных заболеваний и оценить их эффективность на показатели функциональных проб, направленных на оценку состояния дыхательной системы.
Объект исследования - процесс физического воспитание студентов специальной медицинской группы.
Предмет исследования - дыхательная гимнастика как средство восстановления после респираторных заболеваний у студентов специальной медицинской группы .
Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, первой главы, три подпунктов первой главы, второй главы, два подпунктов второй главы, третьей главы, четыре подпунктов третьей главы, выводов и списка используемой литературы. Список литературы включает в себя 75 источника. Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 45 страниц компьютерного набора текста, включая 4 таблицы и 3 рисунка.
1. В результате анализа научно-методической литературы было выявлено, что комплектования групп для занятий по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях происходит при помощи комплексного контроля. Комплексный контроль включает в себя врачебный и педагогический контроль, в котором определяется наличие у человека заболеваний, уровень функциональной и двигательной подготовленности. Также необходим самоконтроль учащихся и контроль их мотивационной сферы.
2. Для выявления уровня развития дыхательной система человека применяются
в врачебном и педагогическом контроле различные функциональной пробы. К функциональном пробам, направленных на оценку уровня развития дыхательной системы человека относят: проба Штанге, проба Генчи, измерение ЖЕЛ и др. А также были выявлены методики направленные на развития дыхательной системы, к ним относят следующие: метод дыхательных упражнений К.П. Бутейко, А.Н Стрельниковой, В.П. Шулыпина, Г. Чайлдерс. Исследование состояния дыхательной системы студенток СМГ при помощи функциональных проб выявило низкий уровень показателей жизненной емкости легких. Исходя из данных нашего исследования, необходимо включить в занятия со студентками СМГ упражнения, направленные на развитие дыхательной системы. Рекомендуется использовать упражнения дыхательной гимнастики, при выполнении которых необходим учет не только направленности самого упражнения, но и учет функционального состояния дыхательной системы студента. Для этого предварительно необходимо провести тестирование функционального состояния дыхательной системы и анализ медицинских карт студентов. При разучивании дыхательного упражнения каждому студенту выбирается то количество повторений, которое студент выполняет без затруднений. Также рекомендованы аэробные нагрузки в виде включения в занятия упражнений в ходьбе и умеренном беге. Так, выполняя методические рекомендации в ходе построения занятия по физической культуре в СМГ с учетом заболеваний и физических данных студентов, возможно, сохранить и укрепить здоровье студентов. Проведенное исследование показало, что результаты педагогического тестирования студентов, полученные до перехода на дистанционный формат обучения в связи с распространением вируса COVID-19 и после отличаются. Полученные результаты свидетельствуют о том, что пандемия COVID-19 значительно повлияла на жизнь студенческой молодежи. Она оказала влияние на физическое состояние студентов.
3. Составлены методические рекомендации по выполнению дыхательных упражнений в восстановительный период после респираторных заболеваний. Перед началом занятий дыхательной гимнастикой в восстановительный период после респираторных заболеваний рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом. Методические рекомендации по выполнению дыхательных упражнений. Оценка эффективности дыхательных упражнений может проводиться с помощью функциональных проб, направленных на оценку состояния дыхательной системы. По результатам исследований, при регулярном использовании комплекса дыхательных упражнений показатели функционального состояния дыхательной системы имеют положительную динамику изменений. Это свидетельствует о повышении функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания.
1. Абрамова Н.В., Метишкин Ю.В., Романчук А.П. и др. Возможности использования восточно-оздоровительной системы БУДО в специальном учебном отделении //Здоровье студентов: Сб. тез. международ, науч. -практ. конф. - М., 1999. - С. 120.
2. Агаджанян Н.А., Гневушев В.В., Катков А.Ю. Адаптация к гипоксии и биоэкономика внешнего дыхания. - М., 1987. - 186с.
3. Агаджанян Н.А., Ионова Т.В., Сауткин М.Ф. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза //Физиология человека. - 1990. - Т. 19, №4. - С. 42 - 45.
4. Алексеев В.М., Шувалова М.П. Отношение к своему здоровью студентов медицинского ВУЗа// Здоровье студентов: Сб. тез. междунар. науч. -практ. конф. - М., 1999. - С. 9 - 10.
5. Анохин П.К. Предисловие //Бодрствующий мозг. М., 1965. - С. 3 - 8.
6. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980. - 197с.
7. Апанасенко Г.Л., Волков В.В. К проблеме распределения студентов на медицинские группы для занятий физическими упражнениями //Теория и практика физической культуры. 1985. - №10. - С. 45 - 47.
8. Аухадеев Э.М., Галеев С.С., Сафин М.Р. Уроки физвоспитания в специальной и подготовительной медицинских группах /Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1986. - 72с.
9. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания здорового образа жизни человека //Теория и практика физической культуры. 1990.-№ 1. - С. 22.
10. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и
современность //Теория и практика физической культуры. 1995. - №4. - С.2- 8.
11. Белозерцева Е.А., Мельникова О. В. Применение дистанционных технологий в обучении физической культуре студентов специальной медицинской группы // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 105-111.
12. Бережная С.Е., Добровольская Н.А., Шиншина С.И. и др. Занятия дозированной ходьбой и бегом при нарушениях углеводного обмена //Актуальные проблемы физического воспитания в вузе: Тез. докл. /Под ред.
13. Беспалова В.Г., Рысс А.А. Состояние здоровья ведущий фактор физического воспитания студентов //Актуальные проблемы физкультурно-массовой и спортивной работы в условиях перестройки высшей школы: Тез. докл. - Ростов-на-Дону, 1989. - С. 83
- 84.
14. Вайник Г.А. Дифференциальный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизиологического состояния: Дис. канд. биол. наук. - С. - Петербург, 1995. - С. 174.
15. Виленский М.Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности студентов //Проблемы умственного труда. М., 1983. - Вып. 6. - С. 79 - 85.
16. Власова Т.Н. Комплексное использование элементов йоги в специальном медицинском отделении //Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Тез. докл. Волгоград, 1996. - С. 81 - 82.
17. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы //Теория и практика физической культуры. 1996. - № 12. - С. 45 - 47.
18. Волкова Т.В., Волков А.Г. Домашнее задание по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы //Теория и практика физической культуры. 1978. - N2. - С. 57.
19. Гора Е.П. Рекомендации по проведению комплекса дыхательных функциональных проб и дыхательной тренировки /Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 1993. - 20 с.
20. Граевская Н.Д. Спорт и здоровье //Теория и практика физической культуры. 1996. - № 4. - С. 49.
21. Дидур М.Д., Синицина Т.М., Правосудов В.П. Оптимизация дыхания у больных бронхиальной астмой при физической нагрузке // Пути оптимизации функции дыхания при нагрузках в патологии и экстремальных состояниях: Сб. трудов. Тверь, 1995.
- С. 145 - 150.
22. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой // Рекомендации для самостоятельно занимающихся. Волгоград, 1989. - 17 с.
23. Емельянова.М.В., Рыбаченко А.С. Особенности проведения занятий по физическому воспитанию в специальном отделении //Методические рекомендации. Волгоград, 1989. - 12 с.
24. Каазик А.Т., Юримяэ Т.А. Некоторые физиологические изменения в организме студентов в период экзаменационной сессии //Проблемы физиологии человека и животных: Тез. докл. Тарту, 1986. - С. 23 - 25.
25. Канаев Н.Н., Орлова А.Г. Методика и диагностические возможности сприрографического исследования //Функциональные исследования дыхания в пульмонологической практике: Сб. трудов. JI., 1976. - С. 17 - 23.
26. Лисицина Л.Б., Маслова Я.О. Формирование навыков самостоятельной физической подготовки студентов специальной медицинской группы в условиях дистанционного обучения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 12 (218). С. 111-116.
27. Мандриков В.Б., Кириленко В.Д. Мотивационные проблемы физического воспитания студентов специальной медицинской группы //Роль физической культуры в ЗОЖ: Матер. 1междунар. конф. Львов, 1995.1. С. 46 - 47.
28. Мандриков В.Б., Ткачева Н.Д., Ковалев Б.А. Физическое развитие учащейся и студенческой молодежи //Актуальные вопросы физвоспитания учащейся и студенческой молодежи: Тез. докл. Волгоград: Перемена, 1994. - С. 43.
29. Митрофанов В. А., Семенова Л. В. Особенности формирования физического здоровья студентов специальной медицинской группы в условиях дистанционного обучения // Известия Самарского научного центра РАН. 2021. № 2. С. 246-251.
30. Митрохина З.В., Султанова О.А. Физическое состояние студентов - первокурсников //Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. VII междунар. конф. Смоленск, 1998. - С. 69.
31. Мосягин А.И., Максимова Л.С. Особенности физического развития студентов специальной медицинской группы при переходе на дистанционное обучение // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2022. № 1 (141). С. 34-40.
32. Новиков Б.И., Федоткин В.В. Динамика физических качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в вузе //Физкультура и здоровье студентов МГУ им. М. В. Ломоносова: Тез. докл. - М.: МГУ, 1988. - С. 56 - 57.
33. Тарабрина Н. Ю. Эффективность применения программы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» на уровень функционального состояния и резервных возможностей организма студентов специальной медицинской группы // Теория и практика физической культуры. 2023. № 5. С. 54-58.
34. Тарбрина Н.Ю. Эффективность применения программы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» на уровень функционального состояния и резервных возможностей организма студентов специальной медицинской группы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2023. Том 14. № 2. С. 123-130.
35. Тихонова Ю.Г., Быстрова Е.Д. Использование дистанционных технологий в формировании здорового образа жизни студентов специальной медицинской группы // Здоровье населения и среда обитания. 2021. № 3. С. 54-58.
36. Ульянова Н.А., Новичихина Е.В., Колокольцев М.М., Романова Е.В. Влияние дистанционной формы обучения на функциональную и физическую подготовленность студентов специальной медицинской группы // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.302108
37. Федотова Е. Ю., Никитенко О. В. Психофизиологические аспекты дистанционного обучения студентов специальной медицинской группы // Высшее образование в России. 2022. № 4. С. 112-117.
38. Abramson B.P., Nelson M.D. Online instruction and its effect on respiratory function in higher education students with disabilities // Disability and Rehabilitation. 2023. Vol. 45. Issue 11. PP. 1583-1591.
39. Alonso-Alonso, M., Petrovich, G., Montero-Odasso, M.. Telemedicine-Based APProaches for Enhancing Cardiopulmonary Fitness in Special Medical Group Populations. Mayo Clinic Proceedings, 2022. № 97(11), РР. 2164-2173.
40. Alvarez-Casado C., Garcia-Perez M.A. Analysis of the correlation between academic performance and health-related fitness levels through remote education systems // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2022. Vol. 32. Issue 10. PP. 1835-1843.
41. Aronoff R.B., Fisher J.W. Comparing face-to-face versus hybrid models in promoting physical recovery following surgery or injury // British Journal of Sports Medicine. 2023. Vol. 57. Issue 12. PP. 987-994.
42. Barrie W., Turkington H.D. The effects of an integrativ physical fitness curriculuv on grade 9 students //Physical education and lifelong physical activity. Pisto Telema editor - chief. - Jyvasrula, 1990. - P. 245 - 247.
43. Bouchard S.& Shepard R.J/ Physical activity, fitness and health: The model and key conctpts //In Bouchard S, Shepard R, Stefens T.eds. Physical activity: fitness and health; Concensus statement. - Champaing, IL: Human Kinetics, 1993. P.21 - 32.
44. Brait R.W., Gravers J.E., Rolock V.L., Leggtt S.L., Carpenter D.M. and Golvin F.D. Comparison of two versus three days per week of variable resistans training during 10 and 18 week programs //Int. J.Sports Med. 1989. - № 10. - P. 450 - 456.
45. Brown, A. D., Williams, S. J., Davis, M. E.. Adaptation of Motor Skills Following Prolonged Use of Digital Platforms in Special Medical Group Students. Frontiers in Psychology,
2022. № 13, Article 846734.
46. Chen, Y., Zhang, Q., Liang, Y.Cardiovascular Responses to Regular Virtual Workouts in Young Adults with Chronic Disease. European Heart Journal, 2023. №44, РР. 356-363.
47. Fernandez-Morales, A., Ruiz-Jabn, J. C., Martinez-Lopez, E. J.. Physical Fitness Outcomes Among Special Medical Group Students After Extended Periods of Online Classes. Medicine & Science in Sports & Exercise, 2023. 55(5), 945-952.
48. Gonzalez-Vargas, J., Moreno-Jimbnez, B., Del-Amo, C.. Remote Monitoring Systems and Their Potential Benefits for Individuals With Neuromuscular Disorders. Artificial Intelligence in Medicine, 2022. №125, Article 102195.
49. Hamada, Y., Takahashi, K., Suzuki, H.. Digital Solutions for SuPPorting Motor Skill Acquisition in Children with Special Healthcare Needs. Pediatrics International, 2022, № 64(11), Article e15316.
50. Iwataki M., Tanaka H. Investigation into the efficacy of e-learning platforms on enhancing flexibility and balance in physically impaired learners // Journal of Strength and Conditioning Research. 2022. Vol. 36. Issue 8. PP. 2198-2206.
51. Jones, R. L., & Smith, J. A. (2023). Long-Term Effects of Distance Learning on Physical Development in College Students with Special Medical Needs. Journal of Educational Technology & Society, 26(3), 123-135.
52. Kim S.H., Lee H.K. Adaptations in cardiorespiratory endurance after transition to virtual classes among young adults with musculoskeletal disorders // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2022. Vol. 54. Issue 10. PP. 1992-2000.
53. Lambert, J. E., Hayes, M. C., Miller, S. M.. Rehabilitative Strategies Through Digital Technologies for Youth with Musculoskeletal Disorders. Clinical Rehabilitation, 2022, №36(11), РР. 1387-1396.
54. Lee, H. J., Park, S. Y., Kim, J. Y.. Impact of Remote Education on Muscular Endurance in Students with Chronic Illnesses. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022. 19(4), Article 2114.
55. Leung M.C., Chan K.T. Assessing the physiological adaptations induced by web-based courses focused on exercise rehabilitation strategies // Journal of Athletic Training. 2022. Vol. 57. Issue 6. PP. 601-609.
56. Liu, X., Sun, Y., & Ma, Y. Virtual Reality Assisted Physical Therapy in Students with Orthopedic Injuries: A Pilot Study. IEEE Transactions on Biomedical Engineering, 2023. № 70(3), РР. 741-748.
57. Lopez-Garcia E., Rodriguez-Fernandez F. Assessment of the effectiveness of an online course in physical culture for students with special medical needs // European Journal of Public Health. 2023. Vol. 33. Issue 4. PP. 615-621.
58. Meyer C.G., Jackson H.E. Comparative analysis of traditional vs. remote learning formats impact on physical performance outcomes in university students with chronic diseases // International Journal of Sports Medicine. 2022. Vol. 43. Issue 6. PP. 467-474.
59. Moreno-Herrera, R., Hernandez-Barron, F., Garcia-Alarcon, M. A. Changes in Body Composition and Functional Capacity During Online-Based Exercise Programs in Students with Disabilities. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation, 2023. № 104(6), РР. 1187-1195.
60. Ng, S. H., Wong, Y. T., Ho, S. Y. Comparison Between Traditional and Online Instruction Methods in Promoting Physical Recovery Post-Injury. Journal of Sports Medicine and Physical Fitness, 2022. № 62(10), РР. 1324-1332.
61. Patel R.N., Ahmed S.R. Role of online teaching methods in improving muscle tone among patients with neurological deficits // Neurorehabilitation and Neural Repair. 2022. Vol. 36. Issue 9. PP. 812-820.
62. Patel, R. N., Sehgal, S., Rathore, R.. Enhancement of Flexibility and Agility Using Internet-Based Exercise Protocols in Special Medical Group Students. Indian Journal of Community Medicine, 2022, №47(3), РР. 283-288.
63. Perez-Ramos M., Calvo-Sanchez J.F. Impact of telemedicine-based training programs on aerobic capacity in medically fragile student populations // American Journal of Preventive Medicine. 2023. Vol. 64. Issue 4. PP. 511-519.
64. Santos, M. J., Costa, R. C., Goncalves, J. F.. Effects of Web-Based Courses on Improving Balance and Coordination in Elderly Patients. Revista Brasileira de Medicina do Esporte, 2022. № 28(3), РР. 254-260.
65. Schmidt, J. A., Heckman, G. R., Hansen, L. E.. Improvement in Respiratory Function via Structured Virtual Training Sessions in Students with Asthma. Thorax, 2023. № 78(2), РР. 165-171.
66. Sharma P., Chaudhary A.K. Virtual classrooms and their role in maintaining muscular strength in individuals with cardiovascular issues // Annals of Behavioral Medicine.
2023. Vol. 57. Issue 3. PP. 325-334.
67. Silva, D. F., Oliveira, A. R., Correia, M. L.. Psychosocial Determinants of Physical Activity Engagement Amongst Special Medical Group Students in Online Environments. Social Science & Medicine, 2023, № 315, Article 115165.
68. Singh H., Gupta A.K. Telehealth interventions and their contribution towards betterment of pulmonary function tests results in adolescents with asthma // Pediatric Allergy and Immunology. 2023. Vol. 34. Issue 7. PP. 891-898.
69. Thompson, D. W., Stewart, L. M., Cooper, J. M. Effectiveness of Online Physical Activity Interventions for Special Medical Group Students: A Systematic Review. BMJ Open, 2022. №12(5), e058431.
70. Torres-Escobar, A., Ortega-Flores, J. M., Gil-Martin, R.. Influence of Online Fitness APPlications on Metabolic Syndrome Risk Factors in Overweight College Students. Obesity Reviews, 2023, № 24(3), Article e13325.
71. Tsai Y.-C., Wang W.-Y. Evaluating the long-term impacts of digitalized physical activity interventions on special medical groups’ motor skills enhancement // Journal of APPlied Physiology. 2022. Vol. 133. Issue 5. PP. 1231-1240.
72. Van Der Zee K., Boerma J.K. Evaluation of the sustainability of videoconferencing- assisted physiotherapy sessions for patients recovering from major surgeries // Clinical Rehabilitation. 2023. Vol. 37. Issue 5. PP. 1045-1053.
73. Whitehead D.L., McDonald K.J. Long-term effects of online education on physical development in college students with health impairments // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2023. Vol. 45. Issue 3. PP. 311-322.
74. Wu, Y., Huang, Y., & Yang, X.. Health-Related Quality of Life Changes Among University Students Engaged in Online Fitness Programs. Journal of Public Health, 2023. №31(2), РР. 395-403.
75. Yeung, E. H., Tang, W. K., Cheung, K. M.. Evaluating the Sustainability of Videoconference-Assisted Physical Activity Sessions for Older Adults with Mobility Impairments. Gerontology, 2023, № 69(4), РР. 347-355.