Введение 3
Глава I. Возможности библиотек в социальных медиа 12
1.1 Социальные сети и виртуальные сообщества 12
1.2 Представленность библиотек в социальных сетях 22
1.3 Основная характеристика библиотек Западно-Сибирского региона 29
Глава I I. Библиотеки Западно-Сибирского региона в социальных медиа 39
2.1 Деятельность библиотек в социальных сетях на примере Западно-Сибирского региона 39
2.2 Блогосфера библиотек Западно-Сибирского региона 60
Заключение 72
Список источников и литературы 75
Приложение № 1. Приоритет визуальной составляющей над текстовой (на примере общероссийской акции «Библионочь-2016») 91
Приложение № 2. Особенности оформления новостного контента в социальных сетях 94
Приложение № 3. Особенности информирования пользователей в социальных сетях 95
Приложение № 4. Представление обзора новой литературы в социальных сетях и на сайте библиотеки 97
Приложение № 5. Формы популяризации фонда с помощью социальных сетей 99
Приложение № 6. Формы ведения «литературного календаря» в социальных сетях 101
Приложение № 7. Способы реализации культурной и просветительской функций библиотек в социальных сетях 103
Приложение № 8. Способы проведения опросов и представления их результатов в социальных сетях 105
Приложение № 9. Представление краеведческой деятельности библиотеки в соцсетях 108
Приложение № 10. Деятельность в соцсетях учебных библиотек 111
Приложение № 11. Деятельность в соцсетях специальных библиотек 113
Приложение № 12. Каталог групп в социальных сетях и блогов библиотек Западно-Сибирского региона 115
Публичные библиотеки 115
Учебные библиотеки 129
Специальные библиотеки 133
Приложение № 13. Уровень информатизации библиотек Западно-Сибирского региона 134
Приложение № 14. Представленность муниципальных и учебных библиотек Западно-Сибирского региона в сети Интернет 135
Приложение № 15. Представленность библиотек в социальных сетях 136
Приложение № 16. Представленность библиотек на блогохостингах 137
Приложение № 17. Блог Омской муниципальной детской библиотеки им. А.С. Пушкина - Музейдетской книги 138
Приложение № 18. Представление информации в Твиттере 140
Наступление эры информационных технологий кардинально изменило реальность большинства людей на планете. Появилось множество новых понятий и терминов, таких как «социальная сеть», «блог», «веб-сайт», «онлайн», «социальные медиа» и многие другие, которые на сегодняшний момент прочно вошли в нашу жизнь и уже никого не удивляют. Охватившая весь мир сеть Интернет, связала воедино все континенты и позволила процессу коммуникации выйти на новый уровень. С помощью Интернета происходит знакомство и общение людей по всему миру, совершаются деловые сделки, появляются новые формы проведения досуга и развлечения, изобретаются новые способы воздействия и взаимодействия в кругу интернет-публики и многие другие возможности, которые скрывает в себе «всемирная паутина».
Библиотека, как социальный институт, чьей целью является не только сохранение «памяти человечества», но и выполнение информационной, культурной и просветительской функций, стала той организацией, которой жизненно необходимо максимально оперативно отвечать на все веяния современного времени и активно участвовать в процессе информатизации всего общества. Это, в свою очередь, невозможно осуществить в изоляции от такого явления современности как Интернет. Таким образом, библиотека стала полноправным членом Интернет-сообщества, что позволяет ей полноценно реализовывать свои основные функции. Так появилось такое словосочетание как «библиотека и социальные медиа».
«Социальные медиа - это совокупность всех Интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий предоставляют пользователям возможность устанавливать коммуникацию друг с другом и производить пользовательский контент. Другими словами - это веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети» . В рамках библиотечного дела, «социальными медиа» можно назвать совокупность Интернет- ресурсов, таких как официальная веб-страница библиотеки, профиль библиотеки в социальной сети и собственный блог, предназначенные для налаживания процесса коммуникации, информирования, оказания библиотечных услуг читателям, а также привлечение новых пользователей библиотеки посредством сети Интернет.
Первым элементом, входящим в понятие «социальные медиа» является веб-сайт библиотеки. В данной работе мы не будем отдельно рассматривать данный компонент. Однако краткая характеристика сайтов необходима для всестороннего изучения библиотечных блогов и групп в социальных сетях, так как они находятся в непосредственной связи друг с другом.
Существуют разные определения понятия «веб-сайт». Приведем, на наш взгляд, одно из самых простых и понятных для широкого круга людей.
Веб-сайт - это «совокупность страниц, объединенных одной общей темой, дизайном, имеющих взаимосвязанную систему ссылок, расположенных в сети Интернет» . В качестве синонимов выступают понятия «сайт» и «интернет-сайт».
Первые библиотечные сайты стали появляться уже в середине 1990-х годов. Это и не удивительно, так как процесс информатизации предполагал активное освоение сети Интернет и непосредственное представление библиотек в ней. Достаточно быстро библиотеки осознали эффективность сайтов в качестве доступного инструмента в привлечении и обслуживании пользователей, продвижения услуг библиотеки и совершенствования ее имиджа. Это привело к тому, что уже к началу 2000-х годов создание библиотеками собственных сайтов приобрело массовый характер.
Библиотечные сайты не только являются отражением наступления информационной эры, но и способствуют реализации библиотекой таких ее основных функций как информационная, культурная и просветительская.
Информационная функция - совокупность видов деятельности по информационному обеспечению материального и духовного воспроизводства .
Эта функция максимально полно реализуется за счет создания библиотечных сайтов и представлена на них в виде различных разделов: Новости, О библиотеке, Структура, Фонд, Читателям, Электронные услуги, Электронные ресурсы, Электронный каталог, Новые поступления/Новинки, Библиограф online и многие другие. Все эти разделы помогают пользователям сориентироваться в самой библиотеке и узнать самую свежую и актуальную информацию.
Культурная функция - совокупность видов работы библиотеки, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной деятельности .
Культурная функция представлена на сайтах в виде архивов мероприятий, фото и видео отчетах о них; виртуальных выставок, где отражаются особо интересные коллекции и отдельные издания, имеющиеся в фонде библиотеки; всевозможные клубы, действующие в стенах библиотеки.
Просветительская функция - совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание .
Просветительская функция не менее важна, чем предыдущие. Поэтому, часто на своих сайтах, библиотеки размещают различные образовательные ресурсы как в виде полнотекстовых документов, так и в виде ссылок на издания из собственного фонда или на сторонние ресурсы. Также, сюда относятся рубрики «Повышение квалификации», «Семинары и конференции», «Полезные ссылки».
Данный перечень рубрик не отражает все возможные варианты реализации основных функций библиотек. Однако он дает представление о том, на сколько эффективно библиотека может использовать развивающиеся информационные технологии в своей деятельности, что, несомненно, позволит ей оставаться востребованным социальным институтом.
Таким образом, библиотечный сайт стал «визитной карточкой» библиотеки. На нем отражаются все события, новости библиотеки. Сайт помогает информировать о предстоящих мероприятиях, новинках литературы и многом другом, что может быть интересно и полезно читателям. Библиотечный сайт стал эффективным инструментом по привлечению новых пользователей в библиотеку.
Несмотря на то, что библиотеки имеют свое представительство в сети Интернет посредством собственных веб-сайтов, в современном мире этого становится не достаточно для решения библиотекой поставленных перед ней задач. Одной из основных проблем нынешних библиотек является конкуренция со стороны Интернета - как глобального хранилища информации со всего мира. Все чаще, в профессиональном сообществе поднимаются вопросы о дальнейшем будущем библиотек как социальных институтов, главной целью которых является кумуляция, сохранение и передача во времени мирового опыта человечества. Поэтому, кажется абсолютно естественным и закономерным стремление библиотек привлечь как можно больше читателей и показать, что в обществе нет другого такого института, который смог бы в полной мере выполнять функции и задачи, поставленные перед библиотекой обществом. Для решения такой нелегкой задачи, к сожалению, одного веб-сайта недостаточно. Поэтому библиотека вынуждена осваивать другие возможности, предоставляемые Интернетом, с целью привлечения новых пользователей, представления своих услуг и налаживания диалога как с читателями, так и с другими специалистами. На помощь библиотеке приходят два других элемента «социальных медиа» - соцсети и блоги. Именно они являются теми ресурсами, благодаря которым библиотека может выйти на новый информационный уровень.
Актуальность бакалаврской работы обусловлена необходимостью изучения направлений деятельности библиотек в сети Интернет посредством социальных медиа. Именно в социальных сетях присутствует значительное число пользователей-читателей, которые используют альтернативные, внебиблиотечные возможности получения доступа к книгам. Кроме того, под воздействием информационных технологий происходят изменения в самом чтении разных категорий населения. В связи с этим, изучение возможностей деятельности библиотек в социальных медиа видится перспективным как для привлечения к чтению и популяризации деятельности библиотеки, так и для изучения современных читательских и информационных потребностей. Более того, данная тема недостаточно разработана по причине новизны явлений, рассматриваемых в работе. Таким образом, для выявления достоинств и недостатков представленности библиотек в Интернете через соцсети и блоги необходимо тщательное изучение работы библиотеки в данном направлении.
Научная новизна работы. В настоящее время отсутствует обобщающее исследование, посвященное изучению и составлению возможно полного перечня всех библиотечных групп и блогов в социальных сетях библиотек Западно-Сибирского региона.
Цель бакалаврской работы - проанализировать деятельность библиотек Западно-Сибирского региона в социальных медиа.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятия, историю появления и развитие социальных сетей и Интернет-сообществ;
2. Рассмотреть представленность библиотек в социальных сетях;
3. Охарактеризовать состояние библиотечных систем Западно-Сибирского региона;
4. Проанализировать деятельность библиотек Западно-Сибирского региона в социальных медиа: профили в социальных сетях, блоги;
5. Подготовить список «Представленность библиотек Западно-Сибирского региона в социальных медиа».
Объект бакалаврской работы - представленность библиотек Западно-Сибирского региона в электронной среде.
Предмет исследования - деятельность библиотек в социальных медиа.
Практическая значимость работы. В результате нашего исследования был составлен каталог, отражающий представленность библиотек Западно-Сибирского региона в социальных медиа. Данный каталог может быть полезен как для библиотечных специалистов в процессе выполнения рабочей деятельности, так и для научных работников при проведении исследований в области социальных медиа.
Степень изученности. С научной точки зрения, тема взаимодействия библиотеки со своими пользователями посредством социальных медиа не достаточна разработана. Об этом говорит отсутствие серьезных научных исследований и монографий. Однако данная тема является популярной и широко обсуждаемой в профессиональных кругах. Такой вывод можно сделать исходя из значительного количества статей и обсуждений, в той или иной мере затрагивающих данную тематику.
Так, например, Андрей Олегович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и библиографии Чувашского государственного института культуры и искусств активно пишет статьи на темы библиотек в социальных сетях и библиотечных блогах. Среди его статей такие как «Продвижение библиотек в социальных сетях», «Нужен ли библиотечный блог?», «Поведение библиотек в социальных медиа» и многие другие. Названия статей говорят сами за себя. В них автор рассматривает необходимость работы библиотеки в виртуальном мире Интернета, изучает способы такой работы и различные методы продвижения библиотек посредством различных Интернет- площадок.
На страницах электронного журнала «Университетская книга» часто можно встретить обсуждения на тему использования социальных медиа в работе библиотеки с участием специалистов из ГПНТБ России, РГБ и других библиотечных учреждений. Так, в статье «Соцмедиа в библиотеках: скорее модные, чем нужные?», опубликованной после Крымской конференции библиотекарей 2015 года, Еленой Линдеман, заместителем генерального директора ГПНТБ России, поднимались вопросы, волнующие из года в год все профессиональное сообщество библиотекарей: «Кто отвечает за соцмедиа? Как библиотека выглядит в социальных сетях и кто формирует её политику? Чью точку зрения выражают библиотечные блогеры — свою собственную или библиотеки? Чем занимается библиотека в соцмедиа?» и др.
Вопросами применения сети Интернет в работе библиотеки активно занимается Вадим Константинович Степанов - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации культуры и электронных библиотек Московского государственного института культуры. В монографии «Применение интернета в библиотечных процессах», он затрагивает вопросы не только истории появления глобальных компьютерных сетей, но и применение интернета в рамках каждого отдельного направления работы библиотеки: от комплектования и обработки документов до представительства библиотеки в сети . Помимо монографии, Вадимом Константиновичем написано большое количество статей на тему взаимодействия библиотеки и сети Интернет в различных проявлениях. Это, например, «Назначение библиотек в эпоху цифровых коммуникаций», «Основные направления деятельности библиотек в системе цифровых коммуникаций», «Функции библиотеки в цифровой среде», «Методы продвижения веб-сайта библиотеки» и многие другие работы, поднимающие вопрос о том, какое место в современном обществе будет занимать библиотека в эпоху Интернета, каково будет ее назначение, надо ли библиотеке меняться .
Отдельно исследованием блогов занимается сотрудник СПбГУ Владимир Львович Волохонский. В своей статье «Психологические механизмы и основания классификации блогов» он выделяет не только типы блогеров, но и систематизирует функции, которые выполняют блоги, а также исследует мотивацию авторов для ведения онлайн-дневника .
В ряде статей представлены результаты обобщения имеющейся информации о представленности библиотек в социальных сетях и блогах. Это, например, «Перепись библиотечных блогов-2013. Записки переписчицы» Любови Брюховой , «Сайты областных (краевых) универсальных научных библиотек: хронологический аспект (2005¬2011 гг.)» А. И. Васильевой , «Обзор библиотечной блогосферы. Онлайн карта блогов» Н. Е. Мельникова , «Библиотекарю про «Одноклассники»» И. Н. Огневой и многие другие.
Методология. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: метод теоретического анализа литературы по исследуемой теме; метод синтеза отдельных элементов исследуемого предмета; метод сравнительного анализа, применяющийся при сопоставлении деятельности библиотек в различных социальных сетях и блогах; метод обобщения, полученных в процессе работы, данных. Также важное место занимают социологические методы, использованные в процессе исследования: метод наблюдения, использовавшийся при сборе информации о деятельности библиотек в группах в соцсетях и блогах и статистический метод, применявшийся при построении таблиц и диаграмм.
Анализ источников. Основными источника стали библиотечные группы в социальных сетях и библиотечные блоги. Всего было обнаружено 228 профилей библиотек в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук и Инстаграм. Количество обнаруженных блогов значительно меньше - всего найден 41 блог. На основе анализа групп в соцсетях и блогах были определены основные направления работы библиотек региона, а также отражена специфика работы в рассмотренных социальных сетях и блогохостингах.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав, первая из которых состоит из трех параграфов, а вторая из двух; заключения; списка использованных источников и литературы; приложения.
Введение нашего исследования раскрывает тему и актуальность бакалаврской работы, научную новизну и практическую значимость, представляет цели, задачи, объект и предмет исследования, степень изученность темы в профессиональном сообществе, а также методы, использованные в ходе работы.
Первая глава бакалаврской работы состоит из трех параграфов. Первый параграф посвящен истории создания виртуальных сообществ и их разновидности - социальных сетей. Во втором параграфе работы нами рассмотрены технологии, позволяющие выйти библиотекам на новый и информационный уровень и непосредственный обзор представленности российских библиотек в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук и Одноклассники. Третий параграф посвящен основной характеристике субъектов Западно-Сибирского региона и их библиотечных систем.
Вторая глава работы состоит из двух параграфов. Первый параграф посвящен выявлению и анализу социальных медиа, в которых имеют свое представительство библиотеки Западно-Сибирского региона. Во втором параграфе рассматриваются такие понятий как «блог» и «блогинг» и деятельности библиотек и отдельных библиотекарей в сети посредством таких сервисов как Живой Журнал, Blogger.comи Твиттер.
В заключении бакалаврской работы уделяется внимание значению представленности библиотек в социальных медиа, подведены общие итоги нашего исследования.
Приложение к работе служит иллюстрацией к описываемому наполнению библиотечных групп и блогов, а также необходимо для наглядного представления данных, полученных в ходе сравнительного анализа уровня компьютеризации и информатизации библиотек региона.
С широким распространением сети Интернет связано появление новой информационной электронной среды - виртуального пространства. Виртуальный мир все больше завладевает умами людей по всему миру, часто подменяя собой реальную жизнь. С возникновением виртуальной реальности происходит серьезные социальные изменения во всех слоях общества. Изменяется сама система социальной коммуникации, значительную трансформацию претерпевают все социальные институты, появляются новые, онлайновые сообщества, изменяется система образования в силу появления дистанционного и т.д.
Результатом всех изменений становится появление принципиально новых явлений - социальных медиа. Веб-страницы, социальные сети, форумы, хостинги, блоги - вот то немногое, что появилось благодаря Интернету.
С появлением Интернета библиотеки столкнулись с тем, что стали терять своих читателей и эта проблема требовала оперативного решения. Самые продвинутые специалисты почти сразу осознали необходимость выхода в новую виртуальную реальность, ведь именно там находится основная масса потенциальных читателей, и стали первопроходцами. На сегодняшний день редко встретишь библиотеку, не имеющую собственную веб-страницу или группу в социальной сети. Многие библиотеки подходят к вопросу комплексно и осваивают все Интернет-ресурсы, включая блоги, фото и видео хостинги, форумы и многие другие возможности, предоставленные Интернетом.
Для того, чтобы понять, как вести себя библиотеке в новой виртуальной реальности, мы рассмотрели историю развития виртуального мира, сетевых социальных сообществ и пришли к выводу, что процесс этот закономерный и является прямым следствием появления как самой сети Интернет, так и потребности личности в самореализации и социальной коммуникации.
Социальные сети, как один из видов Интернет-ресурсов, является наиболее востребованным и популярным среди пользователей, что, безусловно, подтверждается как количеством самих социальных сетей, так и количеством людей в них зарегистрировавшихся. Среди наиболее популярных мировых социальных сетей, получивших широкое распространение и в России, можно назвать Фейсбук и Инстаграм.
Появление Фейсбука ознаменовало эру социальных сетей. Несмотря на то, что на данный момент количество соцсетей по всему миру неуклонно растет, Фейсбук до сих пор остается самой востребованной и популярной у пользователей социальной сетью.
Инстаграм значительно отличается по своему формату от Фейсбука, и именно это является секретом его популярности. Однако у обеих сетей есть одна общая черта - они удовлетворяют потребность пользователей в самопрезентации, публичности и коммуникации.
В России первые социальные сети начали появляться гораздо позже, чем за рубежом. Однако уже сейчас сложно представить россиянина, не зарегистрировавшегося ВКонтакте или Одноклассниках. Именно эти социальные сети стали самыми популярными в нашей стране.
Использование сети Интернет в целях привлечения новых читателей, презентации своей деятельности, информирования пользователей стало одним из самых перспективных направлений работы библиотеки. Сегодня редкая библиотека не пользуется благами наступления информационной эры. И чаще всего это происходит не из-за недостатка желания и энтузиазма, а в силу ограниченности денежных средств небольших библиотек. Крупные же библиотеки активно используют в своей работе все возможности и способы для достижения своих целей.
Первым каналом доступа в Интернет для библиотеки стало появление собственных веб-сайтов. Это стало важным шагом, так как позволяло охватить более широкую аудиторию. На сайтах отражается официальная информация; новостная лента; часто электронный каталог, помогающий раскрыть фонды библиотеки; происходит информирование о мероприятиях и многое другое. Позднее были разработаны специальные способы продвижения библиотеки через интернет посредством сайта, однако этого оказалось недостаточно.
Для того чтобы всегда оставаться на связи со своими читателями библиотеке пришлось осваивать иные способы взаимодействия с читателями. Один из таких способов - работа библиотеки в социальных сетях. Именно они позволяют не просто наладить диалог с пользователями, но и прислушиваться к их мнению, подстраиваться под их желания и потребности. Социальные сети стали успешной платформой для привлечения новых читателей и поддержания у них интереса к деятельности библиотеки. Более того, соцсети стали популярным местом для профессионального общения, что позволило вести библиотекам совместные проекты, акции и делиться опытом.
Другой формой взаимодействия с читателями и коллегами стал библиотечный блог. Библиоблогосфера разнообразна и многогранна. Это и серьезные блоги для профессионального сотрудничества, и неформальные блоги для обсуждений, бесед и новых знакомств. Довольно часто блоги ведутся отдельными библиотекарями - фанатами своего дела, которым блог служи не только для коммуникации, но скорее для профессионального и личностного роста.
В данной работе мы рассмотрели лишь представленность в социальных медиа библиотек Западно-Сибирского региона. С одной стороны, это показало уровень информатизации и компьютеризации в регионе, активность библиотек по освоению нового информационного пространства, ресурсов и сервисов, предоставляемых Интернетом. С другой стороны, на основе исследования можно сделать обобщающие выводы о системе «Библиотека - Социальные медиа» не только изученного региона, но и всей России. Это возможно благодаря тому, что мы подробно рассмотрели причины, влияющие на необходимость использования библиотеками социальных сетей и блогов, функции, выполнению которых они способствуют в библиотеке, проанализировали контент, опубликованный на страницах соцсетей и онлайн-дневников. Особо стоит отметить практический результат нашей работы - составление списка возможно всех групп в соцсетях и блогов библиотек региона. Перспективы использования данного списка широки, так как он может заинтересовать не только исследователей, но и библиотекарей в процессе их повседневной работы.
Подводя итог, стоит обратить внимание, что для эффективного взаимодействия с Интернет-аудиторией необходимо использовать веб-страницы, социальные сети и блоги комплексно. Именно комплексный подход позволит добиться наилучших результатов и показателей для библиотеки: привлечь наибольшее число новых читателей, успешно продвигать библиотечные услуги, максимально оперативно информировать и отражать ситуацию как в собственной библиотеке, так и во всем библиотечном сообществе, наладить конструктивный диалог с пользователями библиотеки, прислушиваясь и учитывая их мнение, а также выполнять другие, не менее важные задачи, поставленные перед каждой библиотекой.