ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ НА ОСНОВЕ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА 7
1.1 Понятие клиенториентированного подхода организации сферы услуг 7
1.2 Инструменты обеспечения конкурентоспособности организации на основе
клиентоориентированного подхода 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
В настоящее время термин «клиентоориентированность» является очень популярным в бизнес и научной среде. О популярности данной темы можно судить по количеству сайтов в Интернете, на которых обсуждается эта концепция. Например, запрос по этому слову в Яndex выдал более 1500 сайтов и 126 тыс. страниц. Популярность данной темы обусловлена ежегодно усиливающейся трансформацией «рынка продавца» в «рынок покупателя», ростом конкуренции, экономикой избыточного предложения.
В тоже время многие руководители крупных корпораций декларируют клиентоориентированность, однако на практике среди многоаспектной текущей деятельности забывают, что именно клиент является результирующей целью работы всех функциональных подразделений и приоритетной стратегической целью является формирование ценности клиента. Таким образом, проблемой современного менеджмента является недооценка роли клиента и стратегий клиентоориентированности в долгосрочной деятельности и частое делегирование вопросов клиентоориентированности на уровень маркетинговых служб, которые, как правило, являются одним из функциональных подразделений корпораций. Одновременно в научном менеджменте однозначно не сформулировано понятие категории «клиентоориентированность», несмотря на большую популярность данного термина в бизнесе и консалтинге.
Думается, что недооценка важности клиентоориентированного подхода на всех уровнях менеджмента зачастую является одной из причин относительно низкой эффективности российского бизнеса в сравнении с развитыми странами.
Несмотря на многочисленность работ по теории стратегического управления, многие аспекты этой проблемы остаются недостаточно разработанными. В частности, в современном менеджменте исследование клиентоориентированпости представлено лишь эпизодическими работами отдельных ученых, в основном она рассматривается как функция маркетинга. Необходимость научного осмысления клиентоориентированности с позиции
менеджмента, разработки теоретических, методических и практических рекомендаций, модели и механизмов управления клиентоориентированного предприятия определила актуальность выбранной темы бакалаврской работы.
Исходя из актуальности данного вопроса на сегодняшний день, целью написания бакалаврской работы является обеспечения конкурентоспособности организации сферы услуг на основе клиентоориентированного подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности организации сферы услуг на основе клиентоориентированного подхода;
- провести диагностику эффективности системы управления ТС «Командор»;
- дать оценку применения клиентоориентированного подхода к управлению конкурентоспособностью ТС «Командор»;
- разработать клиентоориентированную политику ТС «Командор»;
- провести оценку эффективности разработанных мероприятий.
Объектом исследования является предприятие сферы потребительских услуг ТС «Командор», расположенное в г. Красноярск.
Предметом исследования является конкурентоспособность организации сферы услуг ТС «Командор».
Исследованием проблем клиентоориентированпости предприятий посвящены работы следующих ученых В.В. Бусаркиной, O.A. Лузгиной, В. Лошкова, И. Манна, Е.А. Неретиной. Б. Рыжковского, A.A. Русановой, Г.А. Резник, Д.Ушакова и других.
Бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 101 стр. Бакалаврская работа иллюстрирована 24 рисунками; 42 таблицами; 5 приложениями. Список использованных источников включает в себя 54 источника.
Клиентоориентированная стратегия - это специфическая функциональная стратегия, которая призвана обеспечивать эффективную взаимосвязь между объективными реалиями рынка, на котором осуществляет свою деятельности предприятие, и бизнес-процессами производства. Клиентоориентированная стратегия компании представляет собой инструмент управления взаимоотношениями с клиентами, нацеленный на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде и базирующийся на трех критериях: ключевая компетенция, целевые клиенты и равенство позиций.
Клиенториентированность - это концепция бизнеса, включающая комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение и формирование потребностей клиентов (конечных потребителей и торговых посредников), реализуемый на всех уровнях менеджмента во всех функциональных подразделениях, ориентированная на инновационное (проактивное) развитие с целью достижения устойчивого конкурентного преимущества.
Клиентоориентированная стратегия развития организации имеет следующие преимущества: - низкие общие издержки; лидерство продукта; полное решение для клиента; система замкнутости.
Общество с ограниченной ответственностью «ТС Командор», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Сокращенное наименование общества ТС «Командор». Место нахождение: 660118, г. Красноярск, пр. Комсомольский, д. 1 «б».
Как показал анализ персонала супермаркетов ТС «Командор» имеет недостаточно хороший персонал по уровню квалификации и уровню образования. В результате качество обслуживания покупателей страдает. Однако обстановка в супермаркете в целом благоприятная, атмосфера доброжелательная. Анализ обслуживания покупателей в супермаркетах ТС «Командор» проводился с использованием анкеты покупателя. Полученные данные свидетельствуют о том, что на предприятии при формировании технологии управления используется подход, ориентированный на результат, т.е. на продажу продукции.
Качество обслуживания на предприятии можно оценить как среднее и в целях его повышения, руководству супермаркета рекомендуется при формировании технологии управления перейти на использование клиент¬ориентированный подход, что должно обеспечить привлечение дополнительное количество покупателей.
Как видно, в 2016 году по сравнению с 2015 уровень конкурентоспособности ТС «Командор» снизился на примерно на 19%, что свидетельствует о снижении конкурентоспособности системы управления данным предприятием, в основном за счет излишнего перерасхода средств и ресурсов, которые не приносят должного уровня эффективности.
Наиболее подходящей, то есть оптимальной стратегией в соответствии с целями для предприятия ТС «Командор», является стратегия развития рынка.
Рассмотрим инструменты обеспечения лояльности клиентов подробнее для ТС «Командор».
- Ценовые инструменты закрепления клиентов.
- Методы, обеспечивающие дополнительную потребительскую ценность предложения предприятия. Согласно данной классификации предлагается открыть на базе супермаркетов сети мини-кафе на базе супермаркетов, а также внедрить на постоянной основе тренинг «Клиенториентированный сервис» (тренинг будет ориентирован на подготовку сотрудников, обслуживающих клиентов в аспектах предоставления сервиса высокого уровня, это позволит расширить систему обслуживания и наиболее полно удовлетворять потребности клиентов). Это как повысит повторные покупки в сети супермаркетов, так как создаст дополнительные покупки, повысит уровень узнаваемости бренда.
- Методы, обеспечивающие структурное закрепление клиентов за предприятием.
Система целей должна быть направлена на реализацию главной цели - возрастание клиентского капитала компании за счет внедрения клиенториентированного политики в ТС «Командор». В структуру ТС «Командор» входит двадцать три супермаркета, изначально на базе трех из них и планируется открытие мини-кафе в торговом зале супермаркета рядом с отделом кулинарии. Данные заведения общественного питания имеют небольшие размеры, что позволяет размещать их прямо в торговом зале без нарушения эффективности его установочной площади оборудования.
При расчете на основании методики среднего чека и пропускной способности мини-кафе нами была определена выручка от оказания услуг в размере 22709,3 тыс.руб. при себестоимости оказания услуг 15965,19 тыс.руб. Данные мероприятия будут окупаться за период менее года при уровне посещаемости от 40% от общего объема потенциальных потребителей. Таким образом, ТС «Командор» сможет получить 9090,9 тыс.руб. дополнительной прибыли, которая будет направлена на развитие организации, ее совершенствования и укрепления позиций на рынке, дальнейшего расширения количества коммерческих услуг. Кроме того, при открытии мини-кафе на базе супермаркета ТС «Командор» расширит степень своей социальной ориентации, поскольку предприятие реализует систему бесплатного питания на работе для персонала предприятия; а также реализация блюд клиентов будет реализоваться по сниженным торговым надбавкам для поддержки наименее обеспеченных слоев населения.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4 ч. : по состоянию на 1 февр. 2017 г. - Москва : Кнорус, 2016. - 540 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001. № 197-ФЗ. - Москва : ОТиСС, 2002. - 142 с.
3. Албитов, А. CRM (Customer Relationship Management) [Электронный ресурс] / А. Албиитов. - Режим доступа: http: //www. cfin. ru/itm/crm-review. shtml
4. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. - Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 175 с.
5. Бусаркина, В. В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки / В. В. Бусаркина // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4 (24). - С. 29 - 33.
6. Велесько, Е. И. Стратегический менеджмент / Е.И. Велесько, А.А. Неправский. - Минск: БГЭУ, 2009. - 307 с.
7. Веснин, В. Р. Стратегическое управление / В. Р. Веснин. - Москва: ТК Велби, 2013. - 328 с.
8. Виссема, Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство / Х. Виссема. - Москва: Финпресс, 2010. - 272 с.
9. Виханский, О. С. Стратегическое управление учебник / О. С. Виханский.- Москва : Гардарика, 2011. - 296 с.
10. Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник. / О. С. Виханский. - Москва: Гардарика, 2009. - 296 с.
11. Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент / О. Д Волкогонова. - Москва : Форум ИНФРА - М, 2013. - 254 с.
12. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: учебник / А. Л. Г апоненко, А. П. Панкрухин. - Москва : Омега-Л, 2011. - 286 с.
13. Гаррет, Б. Стратегические альянсы / Б. Гаррет, П. Дюссож. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 419 с.
14. Гертман, М. Стратегический менеджмент / М. Гертман. - Санкт- Петербург: Нева, 2013. - 418 с.
15. Гольдштейн, Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций / Г. Я Гольдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - 93 с.
16. Горностаева, А. Н. Стратегический менеджмент / А. Н. Горностаева.- Барнаул: БГТУ 2011. - 107 с.
17. Гринберг, П. CRM со скоростью света: привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет / П. Гринберг. - Москва: Символ-плюс, 2014. - 526 с.
18. Гусаков, В. Стратегическое управление: искусство завоевания [Электронный ресурс] / В. Гусаков. - Режим доступа: http://www.bizstrategy.ru
19. Друкер, П. SWOT - анализ как инструмент стратегического менеджмента / П. Друкер // Экономика и Время. - 2014. - №20 (357). - С. 24¬28.
20. Жарова, А. С. Формирование клиентоориентированной стратегии предприятия на основе анализа бизнес-процессов / А.С. Жарова // Экономика в промышленности. - 2014. - № 4. - С. 11 - 15.
21. Зинкевич, А. Руководство по приобретению преданных клиентов. Секреты клиентоориентированности / А. Зинкевич. - Москва: Олимп-Бизнес,2014. - 291 с.
22. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие для вузов./ А. Т. Зуб - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 415 с.
23. Керцнер, Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости / Г. Керцнер. - Москва : Компания Ай-Ти, 2013. - 320 с.
24. Коллис, Д. Д. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход / Д. Д. Коллис, С. А. Монтгомери. - Москва: Олимп-Бизнес, 2011. - 371 с.
25. Кудинов, А. CRM. Российская практика эффективного бизнеса / А. Кудинов, М. Сорокин, Е. Голышева. - Москва: 1С-Паблишинг, 2013. - 430 с.
26. Курс МВА по стратегического менеджменту / под ред. Л. Фаэй, Р. Рэделла. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 608 с.
27. Кузнецов, Б. Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов / Б. Т. Кузнецов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 623 с.
28. Ковени, М. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / М. Ковени, Д. Гэнстер, Б. Хартлен. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 232 с.
29. Красноярский край в цифрах в 2016 году: стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2017. - 119 с.
30. Лапин, А. Н. Стратегическое управление современной
организацией / А. Н. Лапин. - Москва : Управление персоналом, 2011. - 288 с.
31. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие./ Ю. Н. Лапыгин. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 236 с.
32. Лошков, В. Клиентоориентированность, в чем суть? / В. Лошков // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2014. - № 35 (2). - С. 64 - 69.
33. Люкманов, В. Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. Б. Люкманов. - Москва : МИТХТ, 2013. - 100 с.
34. Ляско, В. И. Стратегическое планирование развития
предприятия: учеб. пособие для вузов / В. И. Ляско. - Москва : Экзамен, 2012. - 288 с.
35. Маленков, Ю. А. Стратегический менеджмент: учебник. / Ю. А. Маленков. - Москва: Велби Проспект, 2012. - 224 с.
36. Манн , И. Клиентоориентированность: что делать, как делать, взять и сделать / И. Манн // Экономика в промышленности. - 2015. - № 11. - С. 29 -32.
37. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций / В. Д. Маркова, С. Н. Кузнецова. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 288 с.
38. Минцберг, Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Д. Лэмпел. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 331 с.
39. Нестерова, М. Клиент-ориентированная компания: проблемы на пути от желаемого к действительному / М. Нестерова // Менеджмент и менеджер. - 2015. - № 12. - С. 52 - 55.
40. Нортон, Д. Как управлять клиентами [Электронный ресурс] / Д. Нортон, Р. Каплан. - Режим доступа: http://www.intalev.ru/?id=4358.
41. Организационно-экономические инструменты реализации
стратегии развития организаций рынка потребительских услуг: монография / А. Н. Чаплина [ и др.]; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск: КГТЭИ, 2000. - 340 с.
42. Петухов, Д. В. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]/ Д. В. Петухов. - Режим доступа: http//www.e-college.ru
43. Россия в цифрах: статистический сборник Госкомстата России [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru.
44. Руднев, Р. В. Клиенториентировнный подход в работе современной строительной компании / Р. В. Руднев // Рекламный рынок России: проблемы и перспективы: материалы науч. - практ. конф. (20 апреля 2010 г.) / под общ. ред. проф. Е.В. Сибирской: - Орел, 2010. - С. 132-134.
45. Русанова, А. А. Системный взгляд на клиентоориентированность/ А. А. Русанова // Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями: материалы II всероссийской науч.-практ. конф.- Ставрополь, 2013. - С. 60 - 65.
46. Рыжковский, Б. Когда клиент голосует деньгами? / Б. Рыжковский // Управление компанией. - 2015. - № 7. - С. 11 - 15.
47. Стратегический менеджмент: методическое пособие для
студентов / Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т; сост. О.И. Антамошкина, Т.А. Вашко.- Красноярск: КГТЭИ, 2009. - 93 с.
48. Торговля Красноярского края в 2016 году: стат. ежегодник (№ Il¬ly Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2017. - 97 с.
49. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - Москва: Дело, 2012. - 448 с.
50. Харский, К. Ценностное управление для бизнеса. Генеральный директор компании «Ценностное управление для бизнеса / [Электронный ресурс] / К. Харский. - Режим доступа: http://www.harsky.ru/files/VM_final-05- 05-2015.pdf.
51. Шавровская, М. Н. Клиентоориентированность персонала: формирование и оценка: автореф. ... дис. канд. экон. наук : 08.00.13 / Шавровская Мария Николаевна. - Омск, 2011. - 22 с.
52. Шеховцева, Л. С. О некоторых понятиях стратегического управления / Л. С. Шеховцева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 6. - С. 34 - 40.
53. Широкова, Г. В. Общий и стратегический менеджмент. Курс «Подходы к проведению организационных изменений в российских компаниях» / Г. В. Широкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2013. -№ 24 (3). - С. 76 - 95.
54. Экономика Красноярского края в цифрах в 2016 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Краснояр. краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2017.-459 с.