Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Виды экологической экспертизы (Воронежский Государственный Университет)

Работа №182466

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

экологическое право

Объем работы34
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Государственная экологическая экспертиза 5
1.1 Понятие и объекты государственной экологической экспертизы 5
1.2 Порядок проведения государственной экологической экспертизы 14
Глава 2. Общественная экологическая экспертиза 22
2.1 Понятие и объекты общественной экологической экспертизы 22
2.2 Порядок и условия проведения общественной экологической экспертизы 24
Заключение 30
Список используемых источников 32


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экологическая экспертиза является одни из важнейших институтов по защите и реализации конституционных прав граждан, направленных на обеспечение благоприятной окружающей природной среды, достоверную информацию о ее состоянии, а также является одним из эффективнейших инструментов предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. Об этом свидетельствует и статистика.
Согласно официальным информационно-аналитическим данным, проведенным Главгосэкспертизы, в 2022 г. по итогам проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации и (или) результатов инженерных изысканий Главгосэкспертиза выдала 4970 заключений, что больше в сравнении с 2021 годом на 18%. Всего же – и по итогам проведения экспертизы, и в результате оказания других услуг за указанный период ведомство выдало 5672 заключения, что больше показателя 2021-го на 30,7%, – тогда было выдано 4339 заключений . Данная статистика говорит о том, что институт экологической экспертизы выполняет свою предупредительную функцию по предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду.
В то же время в науке и практике возникает немало дискуссионных вопросов по поводу экологической экспертизы и проблем применения, регламентирующих ее организацию и проведение норм, что и предопределяет актуальность изучения данного аспекта экологического права.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экологической экспертизы.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регламентирующие вопросы организации и производства экологической экспертизы в целом и ее видов, а также практика применения указанных норм.
Целью работы является изучение правового регулирования института экологической экспертизы, ее разновидностей и анализ правовой регламентации ее организации и проведения применительно к таким видам, как государственная и общественная экологическая экспертизы, а также выявление на этой основе актуальных проблем правового регулирования указанного института.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
1) изучить и проанализировать нормативно–правовую базу в области экологической экспертизы в Российской Федерации на современном этапе, как одного из важнейших институтов защиты и обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду;
2) изучить порядок организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы;
3) рассмотреть и выявить особенности нормативно-правового регулирования и обеспечения государственной и общественной экологической экспертизы;
4) выявить проблемы правового регулирования и реализации государственной и общественной экологической экспертизы, найти пути решения и совершенствования действующего законодательства.
Методы исследования: анализ, синтез, системность, комплексность, объективность, сравнительно–правовой, формально–юридический и исторический.
Структура работы соответствует цели и задачам – она состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования института экологической экспертизы в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» не закрепляет специально уполномоченный орган, отвечающий за проведение государственной экологической экспертизы. Отсутствует как отсылочные нормы, так и бланкетные, которые хотя бы косвенно закрепляли ответственный орган государственной власти за проведение государственной экологической экспертизы. В связи с этим необходимо внести дополнения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»», и закрепить специально уполномоченный орган, который отвечает, за проведение государственной экологической экспертизы. По нашему мнению необходимо в данный федеральный закон внести дополнение, что этим органом является Росприроднадзор.
Установлено несоответствие в ст. 23 Федерального закона «Об экологической экспертизе» по регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В п. 1 общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления, а п. 2 этой же статье орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Согласно, статьи 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Для решения этого противоречия предлагаем дополнить статью 23 пунктом 1.1 в следующей редакции: «государственную регистрацию осуществляют органы местного самоуправления на основании передачи этого полномочия компетентным государственным органом», что закрепляется в п.2 статьи 132 Конституции РФ.
Также указанное противоречие можно решить другим способом: дополнить отдельным пунктом статью 9: «осуществляют государственную регистрацию заявлений о проведении общественной экологической экспертизы».
На практике имеют место затягивания регистрации заявлений от общественных объединений органами местного самоуправления. Учитывая социальную значимость вопроса, в целях предотвращения таких действий (бездействий) считаем необходимым внесение соответствующих изменений. Для решения данной проблемы предлагаем добавить в перечень вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов.
Согласно ст. 25 Федерального закона «Об экологической экспертизе» заключение, подготовленное в рамках общественной экологической экспертизы, приобретает юридическую силу в случае, если оно утверждено федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта РФ. Однако, в правоприменительной практике есть случаи, когда по различным причинам уполномоченные органы (Росприроднадзор) отказываются утверждать данные заключения, ссылаясь на то, что законодательством не определены административные процедуры, связанные с неясностью организационных моментов осуществления общественной экологической экспертизы, сомнениями в знаниях и опыте специалистов по экспертизе (государственный орган попросту не знает, в каком порядке проводилась экологическая оценка, все ли законодательные нормы были соблюдены при ее проведении, обладал ли необходимыми знаниями эксперт-оценщик).
Все эти вопросы могут быть решены типовым административный регламентом по организации и проведению общественной экологической экспертизы, который определяет порядок проведения общественных экологических экспертиз.



1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г., с учетом дополнений от 04.10.2022 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
3. Об экологической экспертизе: федер. закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. 1995. № 232. 30 ноября.
4. О континентальном шельфе Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Российская газета. 1995. № 237. 07 декабря.
5. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
6. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 27.10.2023) // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3347.
7. Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы: Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 (ред. от 27.06.2023) // СЗ РФ. 2020. № 46. Ст. 7296.
8. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Приказ Минприроды России от 24.03.2020 № 159 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
9. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня: Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 № 923 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
10. Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду: Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 999 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.

Судебная практика
11. Определение Верховного Суда РФ от 31 марта 2010 г. № 47-Г10-10 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2023 г.).
12. Определение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. № 309-ЭС16-10611 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2023 г.).
13. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. N А19-7033/08-64-Ф02-283/09 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2023 г.).
14. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июня 2010 г. N Ф03-4267/2010 по делу N А37-3080/2009 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2023 г.).
15. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2015 г. № 13АП-6115/2015 по делу № А42-8047/2014 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2023 г.).
16. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2017 г. № Ф03-2345/2017 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2023 г.).
17. Определение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-3609/2018 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2023 г.).

Литература
18. Волков А.М. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник / А. М. Волков, Е. А. Лютягина. Москва: Юрайт. 2017. 325 с.
19. Жочкина И.Н. Объекты экологической экспертизы: изменения и перспективы / И.Н. Жочкина // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 6. С. 91-97.
20. Лисина Н.Л. Правовое значение государственной экологической экспертизы в решении проблем охраны окружающей среды в городах / Н.Л. Лисина //Общество: политика, экономика, право. 2018. С. 70–73.
21. Матвеева А.А. Правовые аспекты проведения экологической экспертизы / А.А. Матвеева // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 11 (62). С. 1021-1025.
22. Сороколетова М.А., Нестеренко В.В. Актуальные проблемы проведения общественной экологической экспертизы и возможные пути их разрешения / М.А. Сороколетова, В.В. Нестеренко // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 91-4. С. 22-24.
23. Тихонова А.В. Правовые и организационные аспекты проведения экологической экспертизы / А.В. Тихонова // Моя профессиональная карьера. 2022. Т. 1. № 40. С. 203-213.
24. Холопова Е.Н., Захарова В.А. Экологическая экспертиза: теория и практика правоприменения / Е.Н. Холопова, В.А. Захарова // Эксперт-криминалист. 2010. № 2. С. 28 - 32.

Интернет-ресурсы
25. Подведены итоги работы Главгосэкспертизы за 2022 год. Официальный сайт Главгосэкспертизы [Электронный ресурс] Режим доступа// https://gge.ru/press-center/news/podvedeny-itogi-raboty-glavgosekspertizy-za-2022-god (дата обращения 10.12.2023 г.).
26. «Северный поток – 2»: схватка двух экспертиз. Общественной и государственной // Bellona: сайт. URL: http://bellona.ru/2018/01/16/severnyj-potok-2-experts/ (дата обращения 10.12.2023 г.).
27. Nord Stream 2 получила положительное заключение Росприроднадзора на проектную документацию по «Северному потоку – 2» // Nord Stream 2: сайт. URL: https://www.nord-stream2.com/ru/dlia-pressy/novosti-i-meropriiatiia/nord-stream-2-poluchila-polozhitelnoe-zakliuchenie-rosprirodnadzora-na-proektnuiu-dokumentatsiiu-po-severnomu-potoku-2-81/ (дата обращения 10.12.2023 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ