Введение 4
1 Общая характеристика культуры ХХ века и кризис рационализма 12
1.2. Теория психоанализа как предпосылка актуализации интереса к образной системе устрашающего и демонического 19
1.3. Сверхъестественные образы в искусстве в контексте их исторического
формирования 25
1.3.1. Общая характеристика сверхъестественных образов в искусстве средних веков 25
1.3.1.1. Образ вампира в Средневековье 27
1.3.1.2. Образ зомби в Средневековье 31
1.3.2. Эпоха романтизма и образ вампира 34
1.3.3. Сверхъестественные образы в искусстве ХХ века 42
1.3.3.1. Образ вампира ХХ века 50
1.3.3.2. Образ зомби ХХ века 53
1.3.4.Сверхъестественные образы в искусстве ХХ1 века 55
1.3.4.1. Образ вампира XXI века 58
1.3.4.2. Образ зомби XXI века 61
2. Образы вампира и зомби в кинематографе 66
2.1. Жанр ужасов в киноискусстве и его виды 66
2.2. Социокультурные основания формирования и развития кинообраза вампира 68
2.2.1. «Носферату. Симфония ужаса» (1922 г.) 69
2.2.2. Вампир в Голливуде 75
2.2.2.1. «Дракула Брема Стокера» (1992 г.) 75
2.2.2.2. «Интервью с вампиром» (1994 г.) 81
2.2.2.3. «Блэйд» (1998 - 2004 гг.) 84
2.2.2.4. «Сумеречная сага» (2008 - 2012 гг.) 90
2.3. Социокультурные основания формирования и развития кинообраза зомби 92
2.3.1. «Белый зомби» (1932 г.) 93
2.3.2. Трилогия Дж. Э. Ромеро «Живые мертвецы» 94
2.3.2.1. «Ночь живых мертвецов» (1968 г.) 94
2.3.2.2. «Рассвет мертвецов» (1978 г.) 98
2.3.2.3. «День мертвецов» (1985 г.) 101
2.3.3. «Обитель зла» (2002 - 2012 гг.) 104
2.3.4. «Война миров Z» (2013 г.) 107
Заключение 111
Список литературы 114
Приложение 121
Актуальность исследования.
В течение длительной истории развития человечества людей всегда интересовал мир, лежащий за пределами реальности. Человек искал его и пытался осознать. Основой попыток человека познать и выразить мир, находящийся вне реальной действительности стала художественная культура. Для творческого мышления было свойственно обращение к таинственному, мистическому и непознаваемому. Образы этого мира получили свое яркое воплощение в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, театре.
И именно в художественной культуре ХХ века одной из самых популярных тем становится мир, полный мистических, фантастических существ. Это было связано с наступлением кризиса культуры XX века, формирующийся в последние десятилетия Х1Хвека. Осознание этого кризиса впервые произошло в философском знании, характеризующемся отсутствием общей целостной философской системой познания мира и бытия. Формируются новые, постигающие мир, как вероятностное, множественное и неопределенное явление. Доминирующим становится плюрализм мышления и множественность истин. Помимо этого, история человечества XX века характеризуется, с одной стороны, как век научно-технического революции и бурного развития общества и как эпоха глобальных войн, разочарований и острых социальных конфликтов - с другой. Происходят серьёзные изменения во всех областях деятельности человека: идеологии, мировоззрении, культуре и искусстве.
Так в живописи и литературе ХХ века продолжают свое развитие разнообразные образы мистических и фантастических созданий. Но, благодаря художественным и техническим возможностям, ярче и интереснее всего они отражены в кинематографе, начиная с первых немых, черно-белых и заканчивая звуковыми, цветными, со множеством спецэффектов фильмами XXI века. Таким образом, современное искусство в целом и кинематограф в частности, весьма активно пользуется образами, сюжетами и темами, связанными с миром вне рационально постигаемым, с миром ирреального, потустороннего.
В современной культуре киноискусство, среди прочих видов искусств, занимает особое положение. Уникальность киноискусства обуславливается его спецификой. Это молодой вид искусства, причем один из первых наиболее сложившийся видов быстро распространяющего экранного искусства. Так, кинематограф, стремительный и всепроникающий, вобрал в себя элементы и образы из других ранее сформировавшихся искусств, выработал свой язык, художественные средства, основные направления и жанровую систему, соединив и усвоив их правила и нормы, тем самым, обогатив фонд истории искусства. С помощью разнообразных художественных и технических средств киноискусство расширяет представления о таинственном и мистическом, предоставляя возможность создавать их новые образы, и делает погружение в фантастический подсознательный мир более заманчивым и привлекательным. В ХХ и ХХ1 столетии киноискусство становится основным транслятором актуальных в обществе тем, сюжетов и персонажей, устанавливающих важные и идеальные образцы поведения в культуре. Соединив ресурсы изобразительного искусства, литературы и театра, кино, став лидером среди искусств и наиболее предпочтительным досугом, увеличивает диапазон манипуляций массовым сознанием.
Все загадочные, мистические, сверхъестественные явления и образы, вызывающие у зрителей чувство страха, объединяются внутри одного жанра - жанра ужасов. Объекты страха и ужаса обладают социокультурным контекстом создающей их эпохи. Иногда они могут выходить из моды, «устаревать» и заменяться новыми. Столетиями культура вырабатывает и накапливает самые разнообразные феномены, вызывающие страх и ужас. В этом состоит одна из ее важных функций: преодоление универсального базового страха человечества - страха хаоса и осознание собственной конечности. (Как сказал Дэвид Кроненберг, «основа хоррора — в том, что мы не знаем, как умрем».) Преодолеть страх можно, только "назвав" его, придав ему форму и образ в каком-либо конкретном герое или явлении. Невозможно победить сам хаос, а вот вампира или оборотня, воплощающего его, - можно. Конечно, страх при этом не пропадает, и поэтому необходимо воспроизводить все новые предметы страха и ужаса в взамен «побежденных». Вампиры и зомби, духи и призраки, оборотни и мутанты, безумные ученые и взбунтовавшиеся машины, евреи и коммунисты, шпионы и вредители, террористы и многие другие - в каждую эпоху появляются свои предметы ужаса, иногда наследуются те, которые были сотворены раньше.
Жанр ужаса работает с довольно обширным набором существ (начиная с вампиров и зомби и заканчивая разнообразными чудовищами). Но именно вампиры и зомби составляют мощную концептуальную метафору, потому что принадлежат к виду «неумерших», и обречены вечно возвращаться из могил, балансируя между состоявшейся смертью и недостижимостью окончательного умирания. Итак, встает вопрос какова же роль и миссия образов вампира и зомби в современной культуре и какие коллективные страхи человечества они транслируют.
Проблема, к которой обращается автор исследования заключается в распространении и особой популярности в современной художественной культуре (в частности, в киноискусстве) сюжетов, связанных с образами вампира и зомби. Причины и социокультурные основания подобной актуализации в современной художественной культуре, требуют на наш взгляд, своего теоретического (культурфилософского) осмысления.
Степень разработанности темы.
Обращение к указанной проблематике имеет междисциплинарный характер. Поскольку речь идет о феноменах современной массовой культуры, о механизмах формирования аудиовизуальной художественной системы в кинематографе, о специфике массового сознания и его архетипических образах и т.д., постольку привлекаются исследования в области культурологии, философии, психологии, истории и теории кино.
Среди работ посвященных культурологическому знанию можно выделить А. Н. Быстрову, Б. Б. Касьянова, А. Н. Маркову и др.
Особую важность для нашего исследования имеют работы, посвященные киноискусству (его специфическим средствам, истории формирования, значению для современной визуальной культуры): В.Ф. Колязина, Е. Н. Савельевой, С. И. Фрейлиха, и др.
Использован большой объем научных трудов, изучающих проблемы бессознательного и психологического восприятия и творчества. В данной области можно выделить работы З. Кракауэра, З. Фрейда, К. Г. Юнга и др.
В ходе исследования были использованы художественные тексты мировой литературы: сказки братьев Гримм, сказки Г. Х. Андерсена, «Гяур» Дж. Байрон, «Вампир» Дж. Полидори, «Дракула» Б. Стокер «Хоббит или Туда и обратно» и трилогия «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин, «Интервью с вампиром» Э. Райс, новеллы «Холодный воздух», «В хранилище», «Герберт Уэст — реаниматор» Г. Ф. Лавкрафт, «Сумерки» С. Майер, «Дневники вампира» Л. Д. Смит, «Руководство по выживанию среди зомби» и «Мировая война Z» М. Брукс и др.
Изучены работы как отечественных кинокритиков, среди которых Д. Комм, А. Плахов, А. Павлова и др., так зарубежных Джеффри Уайнсток, Дэниэл Дрезнер, Роберт Стам и др.
Привлекаются такие живо откликающиеся на перемены в развитии современного киноискусства журналы как «Искусство кино», «Синий диван», «Мир фантастики» и др.
В качестве материала исследования в дипломной работе был использован ряд фильмы ужасов («Носферату: симфония ужаса» Ф. Мурнау, «Дракула Брэма Стокера» Ф. Коппола, «Интервью с вампиром» Н. Джордан; «Блэйд» С. Норрингтон, «Блэйд II» Г. дельТоро, «Блейд 3: Троица» Д. Гойер, «Сумерки» К. Хардвик, «Белый зомби» В. Гальперина, кинотрилогия «Живые мертвецы» Д. Ромеро, «Обитель зла» П. Андерсон, «Война миров Z» М. Форстер и др.).
Таким образом, следует отметить, что кинематограф, как в зарубежной, так и в отечественной литературе достаточно полно и всесторонне изучен. Однако проблема оснований и развития форм иррационального в киноискусстве на данный момент не представлена с позиции комплексного культурфилософского исследования.
Целью исследования становится попытка выявить специфику художественно-образных форм, воплощающих образы внерационального в кинематографе.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:
1. Выявить причины актуализации интереса к иррациональной сфере в современной культуре;
2. Показать какие формы художественно-образного воплощения принимает данный интерес в разнообразных видах искусства;
3. Выявить и проанализировать ключевые образы в кинематографе,
воплощающие иррациональные представления средствами киноязыка;
4. Продемонстрировать механизмы конструирования и функционирования ряда конкретных образов в кинематографе.
Методология исследования.
Для осуществления поставленной цели и задач, методология имеет комплексный характер.
• аналитический метод
• метод психоаналитического анализа
• искусствоведческий метод
• описательный метод
Методологическую основу исследования составляют труды как отечественных, так и зарубежных ученых в области культурологии, психологии, искусствоведения, киноведения. В рамках историко-культурного подхода был использован аналитический метод, рассматривающий причины возникновение и развитие интереса к внерациональному в мировой культуре. Также был применен метод психоаналитического анализа искусства: Фрейдистский психоанализ и Юнговская теория коллективного бессознательного. Благодаря искусствоведческому методу были продемонстрированы формы образного воплощения иррационального в искусстве. С помощью киноведческого подхода была выявлена целостность кинематографа и специфика воплощенных им кинообразов.
Используя описательный метод из множества характеристик выделяются наиболее важные и значимые, при помощи которых можно охарактеризовать предмет исследования и выделить его из всех остальных.
Объектом данного исследования является жанр ужасов в кино.
Предмет данного исследования - социокультурные основания и художественные формы представления иррационального в киноискусстве.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мировоззренческие установки, характеризующие парадигму современной культуры, определяют специфику художественно-образного воплощения в киноискусстве скрытых фобий и желаний общества. Это связано с актуализацией интереса к мистической и вне рационально постигаемой областью бытия.
Научная новизна. Новизна исследования заключается в комплексном анализе такого феномена как образ вампира и зомби в современном жанровом кинематографе, представляющих собой метафору страхов и желаний человечества.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения дипломной работы:
1) С помощью художественного образа в искусстве человек познавал мир и пытался показать то, что может скрываться за его пределами. Посредством разной художественной деятельности удовлетворяются желания людей: в постижении мира и самих себя, прогнозировании будущего, манипуляции другими, тщеславии, эпатаже, самовыражении, самозащиты и др. Художник, в отличие от ученого, свободен от уз рациональности и может дать волю своей фантазии и воображению, выражая его в форме символов и образов. В каждой культурной эпохе была создана своя система фантастических образов, выражающая представления о смысле бытия, предчувствия о конце света, мечты о вечной жизни и т.д. Так в средние века храмы украшались скульптурами горгулий и химер, создавались бестиарии (лат. «bestia» - «зверь») - сборники зоологических и биологических статей. В них содержалось описание реальных и мифических (амфисбена, василиск, левкрота и др.) животных. В отличие от скульпторов, художники были более свободны в своих фантазиях, создавая реалистичные образы: начиная с работ Босха, Брейгеля, гравюр Гойи и заканчивая Г. Гигером, М. Хуссаром, Д. Данжером и др. В XIX в. многие образы мистических существ появляются в литературе: собираются и издаются сборники народных сказок (братья Гримм «Детские и семейные сказки»); Х. К. Андерсен на основе фольклора создает сочетающие в себе гуманизм, лиризм, фантазию и юмор сказки, принесшие ему мировое признание. Появляются готические романы Х. Уолпола, Б. Стокера, М. Шелли и др. В ХХ в. свой сказочный мир с драконами, хоббитами, орками, голумом, эльфами и гномами создает Дж. Р. Р. Толкиен.
2) Актуализация обозначенных выше фантастических созданий происходит в художественной культуре ХХ века. Хронологически она самая короткая, но в то же время - самая сложная и динамичная культура, потому что, охватывает множество разнообразных явлений, процессов и тенденций, спорных и противоречивых по содержанию и последствиям. К ним относят НТР, мировые войны, процессы индустриализации и постиндустриализации, экономический и социальный кризис, глобальные проблемы, возникновение массовой культуры, кризис рационализма философского знания и формирование множества новых направлений и течений, а также кризис религиозного сознания и увлечение людей нетрадиционными религиями.
3) Благодаря своим техническим и художественным средствам наибольшее развитие образы иррационального и мистического получили в киноискусстве. Один из самых популярных - это образ вампира. Характерно, что с одной стороны, снято достаточно много разнообразных фильмов о вампирах. С другой стороны, не представляется возможным четко выделить типологические черты жанра вампирского кино по причине того, что каждый фильм по-своему уникален. Он имеет свое уникальное значение, являясь отражением той или иной культурной эпохи. Образ вампира — это своего рода метафора человеческих страхов - социальных, религиозных, политических или каких-либо других, а также тайных желаний;
4) Другим популярным персонажем в современной массовой культуре стал зомби. Зомби - живые медленно передвигающиеся мертвецы, любящие полакомиться человеческой плотью, особенно мозгами и кусать людей. Почти каждый год в прокат выходят разножанровые фильмы, в которых присутствуют зомби (от ужасов: «Дьявольские игры» М. МакКуин (2010), «Хижина в лесу» Д. Годдард (2012), «Ночь зомби» Д. Гулагер (2013) и т.д.; до комедий: «Мертвеход» Д. К. Прайор (2009), «Истребитель зомби» А. Бругуес (2011), «Бобры-зомби» Дж. Рубин (2014), «Скауты против зомби» К. Лэндон (2015) и мн. др.). Не отстает от кино и мультипликация: «Труп невесты» (2005) и «Франкенвини» (2012) Т. Бёртона, «Космический спецназ Гарфилда» (2009) М. А.З. Диппе, «Паранорман, или Как приручить зомби» (2012) К. Батлера и С. Фелла и др. По-прежнему популярен телесериал «Ходячие мертвецы», являющийся экранизацией одноименного цикла комиксов. Преуспевает «Обитель зла» в виде серии фильмов, компьютерной игры и анимации. Так вытеснив из кинематографа почти всех прочих существ, зомби постоянно тревожат сознание людей. Образ зомби, в свою очередь оказывается метафорой общества потребления и материализма, проблем расизма, дискриминации и межличностных отношений, НТП и этической и биологической природы человека, а также апокалипсиса и разрушительной силы природы.
Теоретическая и практическая значимость.
В теоретическом плане данная работа может быть использована в качестве опорного материала для дальнейших культурфилософских исследований киноискусства.
На практике результаты исследования можно применить в разработке спецкурсов в рамках таких дисциплин как: теории и история кино, философия кино, экранная культура.
Апробация работы.
Основные положения и выводы дипломной работы были представлены на научно¬практических конференциях: Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Этюды культуры» (Томск, 2014), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Этюды культуры» (Томск, 2015) и Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Этюды культуры» (Томск, 2016).
Русина Н. П. Образ Дракулы и вампирские мотивы в художественной культуре ХХ-ХХ1 вв. // Этюды культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск 25 апреля 2014. - Томск: Изд-во Томского университета, 2014. - С. 197;
Русина Н. П. Сверхъестественный мир как объект творческого осмысления в киноискусстве (на материале сериала «Сверхъестественное») // Этюды культуры. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск 21 апреля 2015. - Томск: Изд-во Томского университета, 2015. - С. 470;
Русина Н.П. Образ вампира и вампирские мотивы в европейской художественной культуре // Этюды культуры. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск 21 апреля 2016. - Томск: Изд-во Томского университета, 2016. - С. 398
Тема дипломной работы обсуждалась на кафедре теории и истории культуры Института искусств и культуры ТГУ, одобрена и рекомендована к защите.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, выдвинута цель и задачи, определяются предмет и объект дипломной работы. В первой главе рассматривается причины, послужившие возобновлению интереса к иррациональному и профанному в современной культуре. Затем рассматриваются формы воплощения сюжетов и образов иррационального и сверхъестественного в разных видах искусства, начиная со Средневековья и заканчивая ХХ1 веком. Во второй главе анализируются образы вампира и зомби в кинематографе в контексте социокультурных оснований их формирования. Заключение содержит основные выводы.
В настоящее время в художественной культуре часто встречаются образы сверхъестественного. Их можно обнаружить в скульптуре, живописи, литературе, но наиболее часто они встречаются в кинематографе. Самыми востребованными из них стали образ вампира и зомби. Любое явление появляется в культуре только тогда, когда он становится необходимым человеку. Поэтому возник вопрос, в чем же причина ниспадающего интереса к образу вампира и зомби?
Цель данного исследования заключалась в попытке обнаружить специфику художественно-образных форм, выражающих образы внерационального в киноискусстве. В ходе работы выявлены следующие причины актуализации интереса к иррациональной сфере в современной культуре:
• кризис рационализма в западной философии;
• кризис религиозного сознания и процесс секуляризации общества;
• глобализационные процессы и глобальные проблемы;
• появление массовой культуры и развитие кинематографа.
Продемонстрированы следующие формы художественно-образного воплощения данного интереса в разнообразных видах искусства:
• в Средние века наиболее выражено в архитектуре, книжной иллюстрации, живописи Босха:
• в XIX веке - в литературе романтизма и живописи символизма;
• в ХХ веке - литературе, живописи: сюрреализм и фантастический реализм, кинематографе;
• в XXI веке - литературе и живописи.
В ходе исследования было обнаружено, что одними из наиболее распространенных были образ вампира и зомби. Так в средневековье образ вампира и зомби был неразделим - он представлял собой ожившего мертвеца. В нем воплотились коллективные страхи людей: болезни, эпидемии, смерти. В XIX в. на первый план выходит образ вампира, трансформировавшийся из жуткого, внушающего страх монстра из европейских легенд в опасного, но привлекательного злодея. Теперь он стал олицетворять не только страх болезни и смерти, но и желания вечной молодости, красоты, жизни, а также сексуальные комплексы общества. ХХ в. принес нам еще один вид и интерпретацию образа вампира: обосновывается его биология и физиология, усложняется психика, становится менее уязвимым и более изобретательным и приобретает семью. Он стал выражением двойственности НТП, опасением тайных сообществ, сексуальных комплексов. Снова появляется образ зомби в облике полусгнившего трупа. У него не было такого лидера как Дракула, поэтому он несколько уступает вампирам в своем развитии. Но его появление в культуре не случайно. Зомби транслирует наши коллективные страхи: смерть, инфекционные заболевания, болезни, беспомощности перед природой и техникой, угрозу тоталитаризма и т.д. С приходом XXI в. образ вампира и зомби остались в культуре и приобрели новый вид. Вампиры перестали принимать форму страшного монстра и стали ближе к людям и многие перестали их боятся. Образ вампира двойственен: с одной стороны, они воплощают страх одиночества, смерти и конечности человеческой жизни, а с другой - желание вечной жизни, молодости, красоты и почти неограниченные возможности. Что касается образа зомби, то он представляет собой ходячих мертвецов, выражающих болезни, эпидемии, вторжение иноземных сил, подготавливают общество к решению глобальных проблем.
С развитием кинематографа образ вампира и зомби стал активно использоваться в киноискусстве. Для того чтобы продемонстрировать как они воплощаются и функционируют в нем, было проанализировано несколько ключевых фильмов ужасов про вампиров и про зомби.
Среди огромного количества фильмов про вампиров были использованы те, которые дают наиболее полную социокультурную и мировоззренческую характеристику развития кинообраза вампира. Так, в самом первом фильме «Носферату: симфония ужаса» (Ф. Мурнау, 1922) кинообраз вампира представлен как абсолютное архаичное разрушающее зло, связанное с ужасами войны. Фильм «Дракула Брема Стокера» (Ф.Ф. Коппола, 1992) самая точная экранизация романа, представляет вампира аллегорией сексуального угнетения, наркомании, мистической эпидемии СПИДа, социализма. В другой экранизации «Интервью с вампиром» (Н. Джордан, 1994) через кинообраз вампиров демонстрируется проблема гегемонии в США, их сообщество рассматривается как социально опасная группа и в тоже время они олицетворяют человеческое желание бессмертия, вечной молодости и красоты. В трилогии о «Блэйде» (1998 - 2004) вампир выступает метафорой расизма, двойственности науки, секуляризации сознания. «Сумеречная сага» (2008 - 2012) создала образ вампира-вегетарианца и вампира- подростка, в котором воплотились все проблемы, страхи и желания молодых людей.
Эволюция кинообраза зомби от гаитянского вуду до живых мертвецов и зомби- апокалипсиса, а также выявление их социокультурных и мировоззренческих оснований, были представлены на примере анализа таких кинокартин, как: «Белый зомби» (В. Гальперин, 1932), кинотрилогии «Живые мертвецы» (Дж. Э. Ромеро,1968,1978,1985) «Обитель зла», (П.У.С. Андерсон, 2002 - 2012) и «Война миров Z» (М. Фостер, 2013). Картина «Белый зомби» - самый первый о зомби, представляет нам зомби как человека, ставшего жертвой культа вуду. Он олицетворял зла для американцев, и в то же время выражал мечты и надежды на восстановление своих прав афроамериканцев.
Признанным «отцом» кинообраза зомби является Дж. Ромеро, заложивший основы для данного образа в киноискусстве. Именно он впервые использовал тот образ, который мы знаем - ходячие, полусгнившие мертвецы, которыми не управляют ни какие колдуны, а также использовал образ зомби как метафору: критика материализма, критика общества потребления, проблемы расизма, дискриминации, межличностных отношений, НТР, проблема этической и биологической природы человека (например, «Ночь живых мертвецов» - проблема расизма и сатира на американское общество, «Рассвет мертвецов» - критика материализма и общества потребления, «День мертвецов» - проблемы НТР и этической и биологической природы человека).
Ромеро также повлиял на создание другого фильма про зомби «Обитель зла» (П.У.С. Андерсон, 2002 - 2012), представший образ зомби, возникающий в результате выпущенного наружу вируса. Так кинообраз зомби становится метафорой апокалипсиса, а также воплощением всех связанных с ним страхов (разрушение общественных институтов, государственного насилия и его неспособности справиться с глобальными проблемами и т.д.) и желаниям увидеть этот апокалипсис и пережить его.
Зомби-апокалипсис также представлен в картине «Война миров Z» (М. Фостер, 2013). Довольно быстро бегающие зомби являются метафорой разрушительной силы природы и символизируют изменчивость и неустойчивость мира, и беззащитность человека, живущего в нем.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, и в результате исследования разных источников мы пришли к выводу о том, что образ вампир и образ зомби одни из самых востребованных персонажей мирового кинематографа. В разные времена люди с помощью образа вампира выражали свои страхи и желания. Человечество развивается, на место одних страхов или желаний приходят другие, переосмысляя и трансформируя образы вампира и зомби. Говорить о разнообразных политических и социокультурных проблемах общества намного проще, если проецировать их на фантастическое существо, которое, как правило, является отрицательным персонажем. Поэтому они, - чаще всего конечно вампир, - получают новую интерпретацию в новой книге или фильме. Но предсказать каким будет образ вампира или образ зомби в следующий раз не всегда просто.
1. Аронсон О. Трансцендентальный вампиризм / О. Аронсон // Синий диван. - М.: Три квадрата, 2010. - № 15. - С. 25 - 46.
2. Бабкин С. Почему людям так нравятся вампиры и зомби. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - URL.: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration- howitworks/209515-vampires-zombies (дата обращения 11.02.16.)
3. Байрон Дж. Г. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3 / Джордж Гордон Байрон [сост. и общ. ред. Р. Ф. Усмановой]. - М.: Правда, 1981. - 365 с.
4. Бережной С. Все мы вышли из гроба Дракулы. Создатели и история первого фильма ужасов / С. Бережной // Звездная дорога. - 2002. - №9,10/11. - С. 150-154.
5. Борзова Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 672 с. - (Мир культуры, истории и философии).
6. Брукс М. Мировая война Z / М. Брукс; пер. с англ. М. Панова. - М.: АСТ, 2013. - 416 с.
7. Брукс М. Руководство по Выживанию Среди Зомби / М. Брукс; пер с англ. пер. О. Бурмакова. - М.: АСТ, Астрель, 2011. — 288 с.
8. Буденкова В. Е., Савельева Е. Н. Культурологический подход в изучении глобализации: актуальность развития коммуникативного потенциала локальных культур / В. Е. Буденкова, Е. Н. Савельева // Вестник ТГУ. - 2012. - №. 362. - С. 43-46.
9. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) / А. Н. Быстрова. - 2¬е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.
10. Виленский О. Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ: Взгляд психиатра / О. Г. Виленский. - М.: Вузовская книга, 2009. - 152 с.
11. Воробьев Г. Г. Иванова Е. Л. Некоторые аспекты американского национального характера / Г. Г. Воробьев, Е. Л. Иванова. // Американский характер: Очерки культуры США. - М.: Наука, 1991. - С. 191-204.
12. Голынко-Вольфсон Д. Вампир versus зомби: заметки по культурной монстрологии / Д. Голынко-Вольфсон // Синий диван. - М.: Три квадрата, 2010. - № 15. - С. 76 - 88.
13. Голынко-Вольфсон Д. Век живых мертвецов: XX столетие глазами зомби. О
философии, этике и биополитике зомби [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. - 2008. - № 6. - Электрон. версия печат. публ. - URL.:
http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/vo11.html (дата обращения 02.06.16).
14. Гопман В. Носферату: Судьба мифа. / В. Гопман. // Дракула: [роман]. - М.: Энигма, 2007. - С. 547-565.
15. Горьковский П. Сумерки вампиров. Мифы и правда о вампиризме / П. Горьковский. - М.: Эксмо, Яуза, 2010. - 256 с.
...100