Введение 3
1 Окружающая среда: израильское общество 9
1.1 Экономика 9
1.2 Государство 12
1.3 Общество 23
2 Технион и его место в современном Израиле 32
2.1 История развития Техниона 32
2.2 Система обучения в Технионе 36
2.3 Система управления Технионом 38
2.4 Роль Техниона в Экономике 42
2.5 Технион и государство 48
2.6 Технион и общество 53
Заключение 60
Список литературы 61
Приложение 75
С конца XX века можно говорить о появлении «третьей роли» университета. Помимо преподавания и исследования высшие учебные заведения стали производить экономическое благо. Оно может принимать различную форму: ценные кадры или инновации, но это также инфраструктура, культурные и общественные ценности, среда, распространяющая правила экономики, основанной на знаниях. В наше время университет влияет и иногда формирует векторы развития города, региона или целого государства. В этой новой тенденции заключается актуальность работы. Современные учёные ищут связи и способы влияния университетов и среды, в которой они находятся. В результате появились модели взаимодействия исследователя высшего образования Б. Р. Кларка - «Треугольник координации», профессора Г. Ицковица - «Тройная спираль». Авторы выделяют государство, бизнес и университеты как основных агентов этого сотрудничества и рассматривают с точки зрения всей системы образования, экономики и политики. Тем более становится важным взглянуть на это взаимодействие, взяв один частный случай.
История израильских вузов уникальна. Три из восьми исследовательских университетов были основаны ещё до создания государства Израиль. Еврейский университет сформировал гуманитарную элиту будущей страны, Институт Вайцмана стал колыбелью израильской академической науки, а Технион подготовил непосредственных создателей промышленной основы государства - инженеров. В истории Израиля, исследованиях экономики, промышленности и Армии обороны мы постоянно встречаем упоминания о технологическом институте. В какой-то момент его назовут «израильским ответом MIT». В связи с исключительным положением Техниона в истории Израиля объектом исследования стали механизмы и границы влияния университета на социально-экономическое развитие государства, а предметом - методы и степень воздействия Техниона на Израиль.
Определим цель исследования как выявление причин и направлений взаимовлияния университета Технион и израильского общества и экономики с середины 1980-х гг. по 2016 г.
Выделим основные задачи:
1) Составить модель системы, где средой является израильское общество, а системой
- Технион;
2) Выявить формы взаимосвязи Техниона с экономикой, законодательным процессом, обществом и армией Израиля;
3) Проанализировать роль организаций Техниона в деятельности института и в социально-экономическим развитии Израиля.
Хронологическими рамками работы был выбран интервал с середины 1980-х гг. по 2016 г., так как это этап, в котором начала оформляться израильская экономика знаний. В 1980-х гг. в Технионе начали изучать оптоэлектронику, лазеры, микроэлектронику. С этих исследований началась история высокотехнологичной промышленности страны. Так же в середине 1980-х годов была проведена масштабная экономическая реформа, а в 1984 г. был принят Закон «О поощрении промышленных НИОКР» (Law for the Encouragement in the industrial Research and Development). В этом документе были заложены законодательные рамки развития научных стартапов. На сегодняшний день становление общества знаний в Израиле ещё не окончено. Реализуется реформа высшего образования и научно-исследовательских центров, меняется социальная, национальная и религиозна структура общества, которая несомненно в будущем повлияет на развитие государства. Тем большую важность приобретает изучение места отдельных высших учебных заведений в этом процессе.
Университет не только готовит специалистов, но и обеспечивает бизнес научными исследованиями, закладывает основу для высокотехнологичных предприятий, связывает государство и предпринимательство. Важно понимать, что вектор развития образовательного института закладывается не им самим, а государством и обществом. В ответ на их требования и вызовы университет меняется. Более того, иногда потребности университета становятся поводом к изменениям в социальной и государственной сферах. Эта схема взаимодействия определила основную методологическую базу исследования. Представим университет и его связи с обществом в виде модели «чёрного ящика» из прикладного системного анализа, описанной Ф. П. Тарасенко (см. рис. 1). Университет - центральный пункт в этой схеме, он - изучаемая нами система. Для полноценного системного анализа использовались дополнительные приёмы: историческое описание, интервьюирование. Методология исследования определила структуру работы. В первой главе рассматривается среда, в которой существует Техниона. Эта среда подразделяется на три основных элемента (параграфа главы): экономика, государство и общество. В конце каждого параграфа определяются вызовы и требования Техниону в связи с рассмотренными характеристиками. Вторая глава представляет собой анализ структуры технологического института и его реакцию на требования системы.
Научная новизна выпускного исследования заключается в анализе частного проявления третьей роли университета без упрощения вопроса до модели. Этот вопрос рассматривается как в ретроспективе со времени учреждения Техниона до наших дней, так и в перспективе становления инновационной израильской экономики. Исследование раскрывает особенности инженерной школы института, инфраструктуру, поддерживающую молодых предпринимателей и программы адаптации к обучению социально уязвимых слоёв израильского общества.
Статистические данные, отчёты международных организаций и официальные документы государственных органов Израиля и Техниона, а также публикации различных израильских СМИ составляют источники исследования. В работе были использованы данные Центрального статистического бюро Израиля, всемирных рейтингов университетов, отчётов о проведении Рамочных программ ЕС и отчёта президента Техниона за 2015 год. Каждый год перед Днём независимости Центральное бюро публикует ключевую статистику о положении населения в Израиле. Ещё один значимый ежегодный отчёт - «Picture of the Nation» Центра исследований социальной политики им. Тауба. В этой публикации рассматривается стоимость жизни в Израиле, цены на жильё, неравенство, бедность, рынок труда, теневая экономика, положение пенсионеров, образование и здравоохранение. Таким образом, сотрудники Центра им. Тауба представляют исчерпывающее описание общества на данный момент. Кроме этого использовалась база законодательных актов Международной организации по защите интеллектуальной собственности. Она иллюстрирует степень проработанности интеллектуальной собственности в юридическом плане. Возможно проследить, какие условия предлагает Израиль молодым предпринимателям для защиты их идей и разработок, а значит, насколько успешным может быть стартап. Отчёт всемирной конкурентоспособности ОЭСР и информация Всемирного банка позволяют сравнить отдельные показатели и экономику знаний в целом с другими развитыми странами. Закон «О поощрении промышленных НИОКР» (Law for the Encouragement in the industrial Research and Development) и поправки к нему были проанализированы в работе, так как это ключевые законодательные акты в развитии высокотехнологичной израильской промышленности. Среди документов Техниона стоит отметить Устав Техниона, пресс-релизы Департамента внешних сношений и развития ресурсов Техниона и данные о распределении мужчин и женщин на разных степенях обучения в институте.
Если говорить о научной литературе, посвящённой теме работы, то в первую очередь стоит отметить работы И. Звягельской, которая в своих исследованиях рассматривала Израиль как историческое явление. Она стала одной из первых учёных, систематизировавших короткую, но яркую историю Израиля. Роли иммигрантов в экономическом развитии Израиля А. Эпштейн посвятил несколько монографий и статей. В одной из публикаций он подробно рассматривает взаимовлияние культурных ценностей израильских учёных и исследователей - эмигрантов из бывшего Советского союза, показывая, как они изменили израильскую науку. Проблему научного потенциала государства Израиль в своих работах затронули С. Симановский, Н. Сапунова и Д. Марьясис. Ведущими исследователями образования и инновационной политики Израиля являются А. Эпштейн, Д. Марьясис и Н. Жадовец. Так, Д. Марьясис в одной из своих последних работ выделил и систематизировал основные факторы становления инновационной экономики Израиля, разделив их на группы косвенного и прямого влияния. В последнюю группу в том числе вошли институты высшего образования.
В США распространены центры по изучению Израиля и его политики. Так, Л. Вульфф (L. Wolff) и Э. Брайт (E. Breit) из Института исследований Израиля Университета штата Мэриланд в совместной работе «Education in Israel: Challenges Ahead» проанализировали роль
децентрализации по национальному и религиозному признаку в школьной системе образования и её роль в реформе системы образования. В Вашингтоне действует Институт Израиля, центры изучения Израиля так же работают в Университетах штатов Коламбия и Техас, Беркли и т.д. Стоит отметить работу Дж. Авидора (J. Avidor) из Северо-западного университета штата Иллинойс, в исследовании учёный изучил становление инновационной экономики Израиля с точки зрения законодательства и публичной политики. Важно отметить работу Дж. Саперстайна (J. Saperstein) и Д. Руака (D. Rouach) «Creating Regional Wealth in the Innovation Economy: Models, Perspectives, and Best Practices», в которой авторы провели десятки интервью и расчётов, чтобы выделить основные факторы формирования инновационной экономики в разных странах. В этой публикации исследователи дают исчерпывающий анализ израильской экономики в 1980-1990-х гг.
В Израиле несколько исследовательских институтов занимаются проблемой высшего образования: Центр исследований социальной политики им. Тауба; Исследовательский институт национальной политики им. Самюэля Нимана в Технионе, Центр информации о равноправии и социальной справедливости в Израиле «Адва», Израильский демократический институт и другие. В области изучения высшего образования работает представитель Тель-авивского университета Д. Бен-Давид (D. Ben-David), экономист из Хайфского университета Д. Пелед (D. Peled). Д. БенДавид чаще всего ставит акцент на бюджетные расходы на образование, а Д. Пелед рассматривает влияние различных факторов на развитие экономики: от Армии обороны Израиля до отдельных университетов. Кроме этого Д. Пелед, М. Йемини (M. Yemini), Н. Тешнер (N. Teschner) и М. Трахтенберг (M. Trajtenberg) изучают интернационализацию высшего образования в Израиле. Так, в рамках работы в Центре им. Тауба М. Йемини изучила участие Израиля в Болонском процессе, а также интернационализацию не только в исследовательских университетах, но и в колледжах и школах. Учёные из Ариэльского университета Э. Коэн (E. Cohen) и Н. Давидович (N. Davidovitch) рассматривают высшее образование в контексте государственного регулирования и свободного рынка. Они искали причины реформирования высшего образования в государственной и экономической сферах.
Существуют и отдельные публикации, посвящённые Техниону. Так, У. Кирш (U. Kirsch) кроме проекта, посвящённого исследовательским университетам, изучает управленческую структуру Техниона. Работа этого исследователя из института им. Самюэля Нимана впервые привлекла внимание академического сообщества к уникальным характеристикам системы управления и преподавания в технологическом институте. Экономисты А. Фрэнкель, (A. Frenkel) Ш. Майталь (Sh. Maital) и И. ДеБаре (I. DeBare) выпустили совместную научнопопулярную книгу о вкладе Техниона в развитие Израиля и мира. В рамках этой публикации авторы провели сотни интервью с выпускниками института разных лет, а также рассчитали экономическую выгоду государства от каждого выпускника: сколько было уплачено налогов, создано новых рабочих мест, каков вклад в ВВП Израиля.
Израильская рыночная экономика стремится к обществу, где знание определяет стоимость продукта. А значит, такой экономике требуются специалисты, способные создавать подобные товары и промышленные мощности, чтобы их производить. Эти задачи в Израиле решаются созданием научных стартапов, часть из которых позже перерастает в крупные высокотехнологичные компании. Технион сыграл знаковую роль в подготовке профессионалов и формировании промышленности. Сначала в техническом институте открывались факультеты, выпускники которых затем создавали с нуля авиастроение, микроэлектронику и компьютерные науки в молодом государстве. В 1990-х, начавшись с Dimotech Ltd. и «технологических теплиц» для иммигрантов, в Технионе появилась инфраструктура поддержки стартапов - ключевых компаний для экономического развития Израиля.
За годы существования Технион доказал своё право называться главным технологическим высшим учебным заведением Израиля. Он не единственный, но именно благодаря плеяде высококлассных инженеров и учёных возникли израильские технологические колледжи. Преподаватели технологического института утвердили стандарт обучения и исследований в области STEM. Технион продолжает преобразовываться, совершенствуя систему правления и преподавания.
Важно отметить сотрудничество технического университета с государством Израиль. Не смотря на кажущуюся противоречивость этой сферы взаимодействия, военно-промышленный комплекс остаётся важным полем совместной деятельности Техниона и правительства. Демобилизованные солдаты после учебной подготовки в Технионе часто открывают успешные стартапы, а технологии, разработанные в стенах университета, применяются как в Армии, так и в гражданской промышленности.
Постоянно меняющийся и развивающийся Технион является проводником государственных реформ. В институте открываются центры научного превосходства (I-COREs), руководство рекрутирует обратно учёных, эмигрировавших из Израиля, а среди студентов увеличивается доля арабов и ультра-ортодоксов. Таким образом, в технологическом университете реализуются все три направления многолетнего плана реформ Совета высшего образования (с 2010/2011 по 2015/2016 академические годы). Открытие Факультета образования в сфере науки и технологий стало важным шагом в продвижении предметов группы STEM среди школьников и повышении качества их подготовки к выпускным экзаменам.
Активная международная деятельность Техниона улучшает образ государства за рубежом и выводит израильскую науку на новый уровень. Кроме уже классических академической мобильности и совместных научных исследований технологический институт реализует два амбициозных крупных проекта: открытие совместных кампусов в США и Китае. Выбор государств для сотрудничества не случаен. С одной стороны, Соединённые Штаты и КНР могут поделиться с Технионом опытом развития высокотехнологичного бизнеса, с другой стороны - технологический институт распространяет идеи и ценности инженерной школы, сформированной в нём.
Важно отметить, что большинство внутренних проектов Техниона направлено не только на развитие науки и инноваций, но и на достижение равноправия в Израильском обществе. В институте стремятся достичь комфортных условий как для мужчин, так и для женщин. Огромное количество программ посвящено подготовке арабов, ультра-ортодоксов, мобилизованных солдат и жителей периферии к обучению в Технионе и работе в высокотехнологичной промышленности. Таким образом, технологический институт задаёт стандарт поведения в сфере STEM.
1. Israel: IP Laws and Treaties [Electronic resource] // World Intellectual Property Organization. - Electronic data. - Geneva, 2015. URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/profile.jsp?code=IL (access date: 11.05.2016).
2. The Encouragement of Industrial Research and Development Law [Adopted in 1984. Updated in 2005] // The Knesset. - Jerusalem, 1984.
Документы института Технион
3. Constitution and Bylaws [Official document] / Technion - Israel Institute of Technology. Haifa, 2012. - 49 p.
4. Industry Guide to Technion [Publication] / Technion - Israel Institute of Technology. - Haifa, 2014. - 192 p.
5. Guidelines for Evaluating Technion Academic Staff for Tenure and Promotions [Electronic resource] // Technion - Israel Institute of Technology.- Electronic data. - Haifa, 2014. - URL: http://www.technion.ac.il/en/evaluating_technion_academic_staff/ (access date: 26.05.2016).
6. Perception 101. Technion President’s Report 2013 [Report] // Technion - Israel Institute of Technology. - Haifa. 2013. - 81 p.
7. Report of the President 2015. Technion. Together [Report] // Technion - Israel Institute of Technology. - Haifa, 2015. - 194 p.
8. Synopsis of Regulations for the Prevention of Sexual Harassment at the Technion [Synopsis] // Haifa: Technion - Israel Institute of Technology. - Haifa, 2015. - 3 p.
Статистика
9. Путеводитель по израильской науке : пер. с иврита / Н. Воронель. - Иерусалим : М-во науки и технологии Израиля, 1992. - 58 с.
10. A Picture of Nation: Israel’s Society and Economy in Figures [Report] // Taub Center for Social Policy Studies in Israel. - Jerusalem, 2015. - 67 p.
11. Companies in Israel [Electronic resource] // Nasdaq. - Electronic data. - [S.l., s.a.] - URL: http://www.nasdaq.com/screening/companies-by-region.aspx?region=Middle+East&country=Israel (access date: 10.05.2016).
12. Immigration to Israel: Total Immigration, by Country per Year [Electronic resource] // Jewish Virtual Library. - Electronic data. - [S.l., s.a.]. - URL:
http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Immigration/immigration_by_country2.html (access date: 15.05.2016).
13. Israelis who stayed abroad continuously for a year or more. Selected Data 1990-2012. [Electronic Resource] // Central Bureau of Statistics. - Electronic data. - Israel. 2012. - URL: http://www.cbs.gov.il/www/publications/alia/t3.pdf (access date: 20.06.2015).
14. Foreign Trade - Goods 2015 [Report] // Central Bureau of Statistics. - [S.l.], 2015. - P.16
15. Schwab K. Global Competitiveness Report 2011-2012 // the World Economic Forum. - Geneva, 2011. - 544 p.
16. Schwab K. Global Competitiveness Report 2014-2015 // the World Economic Forum. Geneva, 2014. - 565 p....146