Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОТОГРАФИЯ СОУЧАСТИЯ: ФОТОЖУРНАЛИСТ И ФОТОРЕДАКТОР КАК ИНИЦИАТОР СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Работа №182400

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы120
Год сдачи2025
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Метод соучастия 7
1.1 Журналистика соучастия 7
1.2 Партиципаторное искусство 8
1.3 Фотография соучастия 9
1.4 Роль фотожурналиста в фотографии соучастия 10
1.5 Роль фоторедактора в фотографии соучастия 11
1.6 Фотограф как куратор в фотографии соучастия 13
1.7 Фотограф как куратор и соавтор в фотографии соучастия 18
1.8 Любительская фотография 29
1.9 Критерии качества работы фотожурналиста, куратора и фоторедактора в
фотографии соучастия 36
2 Авторский фотопроект «Своими глазами» 39
2.1 Идея авторского фотопроекта 39
2.2 Этапы создания фотопроекта, роль первая — фотожурналист 40
2.3 Роль вторая — куратор, образовательная часть 48
2.4 Роль третья — фоторедактор 56
2.5 Фотопроект «Своими глазами»: итоги 63
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Авторский фотопроект «Своими глазами» 69


Современная документальная фотография всё чаще обращается к методам взаимодействия и совместного творчества, стирая границы между создателем и участником. Одно из таких направлений - партиципаторное искусство — подход, при котором зритель участвует в создании произведения искусства или в его экспонировании. Слово происходит от английского participatory — «участвующий».
Партиципаторный подход становится все более популярным, охватывает сферы: искусства, решения общественных проблем, финансирования и другие области, потому что современные условия требуют мобильности, и вовлеченность становится необходимым элементом взаимодействия для повышения качества.
Особое значение в распространении принципов партиципации сыграли социальные сети. Они позволили каждому человеку создавать контент и взаимодействовать с ним, в роли как автора, так и критика. Усилилось самовыражение, стало недостаточно «просто наблюдать», появилась стремление к высказыванию, сотворчеству. XX век — прорыв в открытии новых форм взаимодействия между искусством и публикой. Еще представители авангардизма стремились вовлечь зрителя в свои действия, сокращая дистанцию. Сегодня общество стремится к информированности, коллективному обсуждению, волонтерской деятельности. Оно стремиться взаимодействовать.
Основные идеи журналистики соучастия были сформулированы еще в 1990-х годах и получили развитие в контексте цифровых медиа. В её основе — отказ от модели одностороннего информирования и переход к партнерской коммуникации, где участники не просто передают информацию, а становятся ее соавторами. В отличие от традиционной модели, где журналист выступает в роли наблюдателя и передатчика информации, она предполагает сотрудничество, что позволяет создавать более глубокие сюжеты.
Сегодня всё чаще можно наблюдать примеры фотопроектов, реализованных в формате соавторства. Их особенность — в синтезе взглядов, художественных приёмов и личного опыта. Такой подход особенно значим в социально ориентированных проектах, в которых необходимо деликатно и этично взаимодействовать с участниками.
Таким образом, в фотографии соучастия фотограф вовлекает в творческий процесс своих героев и зрителей. Автор позволяет им влиять на форму и содержание работы, а взаимодействие с людьми становится едва ли не важнее получившегося в итоге произведения. Это позволяет расширить представление о том, кто может быть автором в документальном проекте. Фотожурналист и фоторедактор, выступающие как инициаторы, не только создают собственные изображения, но и дают голос участникам — людям, чьи визуальные высказывания редко представлены в медиапространстве. Таким образом, любительская фотография начинает функционировать за пределами частного опыта, становясь частью общественного диалога.
Отсюда актуальность данного исследования: в эпоху стремительного визуального потока особенно важно создавать проекты, в которых изображение становится не способом наблюдения, а средством участия и высказывания. Фотография соучастия даёт возможность любому человеку — в том числе человеку с инвалидностью — стать видимым, услышанным и понятым через фотографию.
Объектом исследования в данной работе выступает фотография соучастия как инструмент социального взаимодействия и коммуникации.
Предмет исследования — процесс совместного создания фотопроекта молодыми людьми с инвалидностью и профессиональным фотографом в рамках социального и образовательного проекта; взаимодействие любительской и профессиональной фотографии.
Цель дипломной работы — проанализировать роль фотожурналиста и фоторедактора как инициаторов и кураторов социального фотопроекта, выявить механизмы взаимодействия между участниками (фотографом-любителем и профессионалом) и показать, как совместное фотографирование формирует новый взгляд на социальные и личные темы.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Сформулировать определение понятия «фотография соучастия» на основе термина «журналистика соучастия»;
2. Определить роль фотожурналиста и фоторедактора в фотографии соучастия;
3. Проанализировать документальные фотопроекты, созданные методом соучастия, где фотограф выступает в роли куратора и соавтора;
4. Проанализировать феномен любительской фотографии как визуального высказывания;
5. Выявить критерии качества на каждом этапе: фотожурналист, куратор, фоторедактор;
6. Создать авторский социальный фотопроект в соавторстве с героями;
7. Рассмотреть роль фотожурналиста, куратора, фоторедактора при создании фотопроекта;
8. Представить полученные результаты, варианты продвижения проекта и сформулировать выводы.
Методы исследования включают анализ научной литературы и медиаисточников, визуальный анализ фотопроектов, интервьюирование с фотографами и специалистами в области социальной и документальной фотографии, а также практическую реализацию съемки в реальных условиях, курирование участников и редакторская работа.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Фотография соучастия как метод визуального повествования;
2. Создание авторского фотопроекта «Своими глазами», состоящего из фотографий моих авторских и людей с инвалидностью;
3. Анализ ролей фотожурналиста, наставника и фоторедактора как инициаторов и кураторов социального фотопроекта.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Во введении формулируются цель и задачи, определяются объект, предмет, методы исследования.
Первая глава посвящена изучению фотографии соучастия. Также, в фокусе партиципаторное искусство, анализ ролей фотожурналиста и фоторедактора, а также любительская фотография. Анализ работ документальных фотографов - Сергея Строителева, Светланы Булатовой, Марии Гельман, Диздери, Ричарда Биллингема, Игоря Самолета, Вивиан Майер. Исследуемая литература Ольги Бойцовой, Сьюзен Сонтаг, Игоря Дзялошинского, Ирины Фомичевой, Александра Лапина, Дж. Боэрдама и В. Мартиниуса, Шарлотты Коттон.
Вторая глава посвящена процессу создания авторского фотопроекта «Своими глазами» и ролям фотожурналиста, куратора и фоторедактора в социальном фотопроекте. В заключении подводятся итоги исследования, варианты продвижения проекта и сформулированы краткие выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа была направлена на то, чтобы проанализировать роль фотожурналиста и фоторедактора как инициаторов и кураторов социального фотопроекта, выявить механизмы взаимодействия между участниками (фотографом-любителем и профессионалом) и показать, как совместное фотографирование формирует новый взгляд на социальные и личные темы. А также применить их при создании собственного фотопроекта «Своими глазами». Мы ставили перед собой следующие основные задачи:
1. Сформулировать определение понятия «фотография соучастия» на основе термина «журналистика соучастия»;
2. Определить роль фотожурналиста и фоторедактора в фотографии соучастия;
3. Проанализировать документальные фотопроекты, созданные методом соучастия, где фотограф выступает в роли куратора и соавтора;
4. Проанализировать феномен любительской фотографии как визуального высказывания;
5. Выявить критерии качества на каждом этапе: фотожурналист, куратор, фоторедактор;
6. Создать авторский социальный фотопроект в соавторстве с героями;
7. Рассмотреть роль фотожурналиста, куратора, фоторедактора при создании фотопроекта;
8. Представить полученные результаты, варианты продвижения проекта и сформулировать выводы.
В ходе исследования все поставленные задачи были выполнены.
Практическим результатом работы стал фотопроект «Своими глазами», созданный в соавторстве с людьми с ограниченными возможностями здоровья. В процессе реализации проекта были применены принципы фотографии соучастия, что позволило сформировать многослойное, искреннее и открытое высказывание от лица самих героев.
В процессе создания фотопроекта автор выполнил 3 роли: фотожурналиста, куратора, фоторедактора. Работая с любительскими фотографиями, было важно рассматривать их не как «неправильные», а как носителей визуального стиля. Располагая такие кадры рядом с профессиональными, выстраивается контраст, при котором визуальные «неточности» начинают играть на руку, превращаясь в стилевой прием.
Благодаря такому подходу удалось продемонстрировать, что фотография соучастия предоставляет возможность каждому человеку — независимо от его физического или социального положения — быть увиденным, услышанным и понятым. Визуальный диалог между профессионалом и любителем открыл пространство для равноправного высказывания, в котором есть искренность и уважение к опыту другого.
Участники проекта стали делиться получившимися снимками в своих социальных сетях. Они почувствовали уверенность и поддержку, с помощью фотографии начали документировать свою жизнь. Процесс нашего взаимодействия стал значим, и именно это самый ценный результат работы, который способен менять восприятие и реальность.



1. Бойцова, О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности / Ольга Бойцова. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2013. — 266 с.;
2. Сонтаг, Сьюзен. О фотографии. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 272 с.;
3. Дзялошинскииц И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., Престиж, 2006, 104 с.;
4. Фомичева И .Д. СМИ как партиципарные коммуникациидиссертация. Социальная структура, социальные институты и процессы МГУ имени М. В. Ломоносова;
5. Лапин А.И. Фотография как... - Изд. 2-е, переработанное и дополненное М., 2004. - 324 с. : илл. Агентство CIP РГБ;
6. Игорь Самолет. Завтрак для Артема. URL: https://hsedesign.ru/project/8219d74b1ba64e3bbc37074b448c1d89;
7. Светлана Булатова. Свет из окна. URL: https://takiedela.ru/2020/06/svet-iz- okna/;
8. Ричард Биллингем Дорогая, мы убиваем детей: Как семейный фотоальбом
признали шедевром. URL:
https://birdinflight.com/ru/pochemu_eto_shedevr/20171116-richard-billingham.html;
9. Вивиан Майер. URL: https://www.vivianmaier.com;
10. Кинопоиск. #щелкнапамять: звезды снимают фестиваль «Кинотавр» на пленочные фотокамеры. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4005154/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ