АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Теоретические основы 3D-визуализации пространств в виртуальной
среде 6
1.1 Понятие и значение 3D-визуализации 6
1.2 История и развитие технологий 3D-визуализации 11
1.3 Применение 3D-визуализации в различных образовательных сферах 14
2 Проекты 3D-визуализации образовательных пространств 18
2.1 Модель главного корпуса НИ ТГУ, г. Томск 20
2.2 Модель 6 корпуса НИ ТГУ, г. Томск 28
3 Эффективность 3D-визуализации как средства пространственной
навигации 33
3.1 Влияние 3D-визуализации на восприятие и понимание образовательных
пространств 33
3.2 Оценка пользовательского опыта и навигации в 3D-средах 36
3.3 Перспективы и тенденции развития 3D-визуализации в образовании . 44
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 49
Приложение А 53
Приложение Б 55
В настоящее время невозможно представить повседневную жизнь без использования различных картографических веб-сервисов, продуктов ГИС- программ и различных веб-приложений с картами. Любой человек, пользующийся смартфоном или компьютером использовал их в своей жизни. Технологии не стоят на месте и постоянно совершенствуются или обновляются, открывая для своих пользователей все больше возможностей и удобств. Разработка и внедрение ГИС (геоинформационных систем) и цифрового картографирования сейчас являются важной составляющей многих сфер деятельности человека: землеустройство и кадастр, аэронавигация, сельское хозяйство и многих других.
Внедрение данных картографических платформ и сервисов длится не один год. В повседневной жизни с помощью цифровых карт становится удобнее решение многих задач, таких как: построение маршрутов, поиск необходимых адресов и организаций, поиск линий движения транспорта и др.
Время и возможности не стоят на месте, как и требования и желания пользователей. 2В-карты, со временем, утратят свою актуальность, поскольку сейчас развивается новое направление в картографировании - 3D-
визуализация и трехмерное представление картографической информации и географического пространства. SD-картография предоставляет новую возможность для более эффективного отображения окружающего нас пространства. Таким образом, работа с SD-визуализацией и трехмерными картами, в том числе, в сфере образования и образовательных пространств, позволит наиболее точно и полно ориентироваться в пространстве и улучшит пространственную навигацию.
Объектом исследования являются проекты SD-визуализации
образовательных пространств.
Предметом исследования является возможность использования 3D- визуализированных образовательных пространств для пространственной навигации, на примере Главного и шестого корпусов НИ ТГУ.
Целью работы является оценка эффективности SD-визуализации образовательных пространств для упрощения понимания цифровой картографической информации и улучшения качества пространственной навигации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. определить понятие и значение SD-визуализации;
2. изучить историю и развитие технологий SD-визуализации;
3. выполнить оцифровку зданий (Главного и шестого корпусов НИ ТГУ);
4. исследование влияния 3D-визуализации на восприятие и понимание образовательных пространств;
5. провести анализ пользовательского опыта и навигации в SD-средах;
6. определить потенциальные тенденции и перспективы развития 3D- визуализации в образовательной среде.
В работе применялись следующие методы: описательный,
сравнительно-географический, математический, геоинформационный,
аналитический.
Основной объем фактического материала был собран в результате прохождения производственной практики на предприятии 2ГИС («ООО Микросис»), г. Томска в летний период 2024 года, а также на преддипломной практике на кафедре географии с 10 февраля по S мая 2025 года.
Результатом работы служат 3D-модели Главного и шестого корпуса НИ ТГУ и оценка эффективности SD-визуализации образовательных пространств как способа пространственной навигации.
Выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, трех глав, заключения и приложения. Работа представлена на 58 страницах и включает 43 рисунка, 1 таблицу и 2 приложения. Список литературы содержит 31 источник.
В данной работе проанализированы основы теории, отражающие объект и предмет исследования. Был проведен сбор и анализ информации, раскрывающей понятие и значение SD-визуализации в образовательной сфере и контексте пространственной навигации.
Были проанализированы теоретические основы SD-визуализации пространств в виртуальной среде, рассмотрена история и развитие трехмерных технологий, применение SD-визуализации в различных образовательных сферах.
В результате выполнения поставленных задач были оцифрованы модели учебных корпусов НИ ТГУ (главный и шестой корпусы). Для этого были применены GIS-технологии, поэтапно представлены все стадии. Работа выполнялась в полевых и камеральных условиях.
Также на основе оцифрованных моделей корпусов был проведен опрос по эффективности SD-визуализации как средства пространственной навигации. В ходе опроса были затронуты такие темы, как: влияние SD- визуализации на восприятие и понимание образовательных пространств, оценка пользовательского опыта и навигации в SD-средах. На основе исследуемых проектов были приведены примеры перспектив и тенденций развития SD-визуализации в образовании.