Аннотация 2
Введение
Глава 1. История появления гаудия-вайшнавизма в России 5
1.1 Первое появление движения в СССР 5
1.2 Политические гонения 9
1.3 Гаудия-вайшнавизм в Томской области 11
Глава 2. Повседневность и ее основные черты для сибирского города. 16
2.1 Определение термина «повседневность» 16
2.2. Основные черты повседневности 19
2.3 Изучение повседневности Томской области 21
Глава 3. Особенности повседневности последователей движения 25
3.1 Работа в поле 25
2.2 Анализ полевых материалов 28
Заключение 34
Список литературы 37
Список источников 38
Гаудия-вайшнавизм - это течение, возникшее из индуизма в Бенгалии в XVI веке. Гаудия-вайшнавизм относится к кришнаитскому вайшнавизму; его последователи почитают бога Кришну, а не Вишну, как это принято в вайшнавизме или вишнуизме, из которого и проистекает кришнаитский вайшнавизм. В связи с этим нередко термины «кришнаизм» и «гаудия-вайшнавизм» являются взаимозаменяемыми в литературе. Сами же последователи относятся по-разному. Некоторые считают, что «кришнаит» - это приземленное название, полученное от неверующих, из-за чего оно носит несколько оскорбительный характер, и использовать рекомендуется только «гаудия-вайшнав». Другие же не считают определение «кришнаит» негативным: некоторые респонденты утверждают, что использование термина «кришнаит» также является благом, так как прославляет имя Бога.
Гаудия-вайшнавизм на сегодняшний день является одним из самых известных новых религиозных движений на территории Российской Федерации. Исследование НРД в российских городах сейчас является весьма многообещающей сферой российской антропологии. Однако, исследователи до сих пор не сошлись в четком определении НРД, его временных рамках и том, что именно можно считать религиозным движением. Новые религиозные движения являются зонтичным термином, включающим в себя несколько понятий, как, например, неоориенталистские религиозные движения, к которым исследователи чаще всего относят гаудия-вайшнавизм.
Актуальность: одни из первых исследований повседневности вайшнавов были проведены в конце 1980-х годов. Эти исследования были необходимы для Совета по делам религии, чтобы выдать заключение, может ли гаудия-вайшнавизм быть зарегистрирован как легальная религиозная организация. Несмотря на то, что статус уже давно получен, в российском обществе образ вайшнава до сих пор окутан стереотипами, и для их развенчания необходимо проводить работы по исследованию их культуры и повседневности. Хоть гаудия-вайшнавизм и является одним из самых популярных новых религиозных движений, работ по его изучению, а тем более, по изучению его повседневности, существует крайне мало.
Степень изученности темы: на Западе изучение гаудия-вайшнавизма более развито: одним из авторов, чьи труды были использованы при подготовке материала, является Элизабете Тайване , которая описывает рецепцию Международного Общества Сознания Кришны в западных странах. В России же, а в особенности, в Томске, из исследователей, близких по теме к данному дискурсу, можно выделить только Быкова Романа Александровича , вплотную работавшего с томской общиной, но почти не писавшего о ее повседневности. Эти моменты ярко демонстрируют крайнюю неразработанность выбранной темы.
Хронологические рамки исследования определяются 1970-ми - 2010-ми годами; рамки определены временем появления и активного распространения гаудия-вайшнавизма в России, событиями, происходящими в Томске с посвященными и данным исследованием, начавшимся в 2018 и закончившимся в 2020 году.
Объектом выступают представители гаудия-вайшнавизма в Томске.
Предметом в исследовании являются особенности конструирования повседневной жизни гаудия-вайшнавов Томска.
Вопрос исследования - как адаптировалась гаудия-вайшнавская культура в условиях крупного сибирского города XXI века, изменились ли религиозные традиции в силу социальных особенностей, если изменились, то как именно и что послужило катализатором.
Цель данной работы состоит в выявлении особенности устройства повседневной жизни гаудия-вайшнавов города Томска.
Для определения понятия «повседневность» стоит обратиться к такой отрасли социальной науки, как феноменология. Один из первых авторов в области феноменологии, Эдмунд Гуссерль, определяет повседневность как динамичный жизненный мир человека, который конструируется и воссоздается каждой индивидуально личностью. Именно с расцветом феноменологии в XX веке понятие «повседневность» начало входить в исследовательский лексикон как полноценный объект исследования. Шюц употребил данный термин для понятийного схватывания интерсубъективной реальности, значимой для социальных акторов как репрезентация нерасчлененной целостности мира человеческого бытия, постоянно воспроизводимая ими в своих з „
практиках . Тем не менее, единого понятия повседневности сейчас, как такового, нет. Каждая специальность адаптирует его под себя, выбирая те особенности, которые будут являться ключевыми в работе. Например, М. В. Капкан в своей работе «Культура повседневности» указывает, что в частных случаях антропологов повседневность предстает как типичные действия и
Для достижения поставленной цели в работе будут выполнены следующие задачи:
1) Изучить историю возникновения гаудия-вайшнавизма в городе Томске и ознакомиться с действующими центрами.
2) Проанализировать концепции повседневности и выделить ее основные черты.
3) Провести интервью с представителями гаудия-вайшнавской традиции, посетить тематические встречи и провести включенное наблюдение.
4) Проанализировать полученную в ходе интервью и включенного наблюдения информацию и выявить особенности повседневности гаудия-вайшнавов.
В ходе выполнения задач будут использованы следующие методы:
Теоретические:
1. Эмический подход - заключается в попытке погрузиться и описать исследуемое сообщество так, как это сделал бы его участник, имеющий определенный культурный бэкграунд. Эмический подход позволяет предоставить не «взгляд сверху», а «взгляд изнутри».
2. Кейс-стади - в данном исследовании коррелирует с эмическим подходом и позволяет не искать закономерности и рассматривать предмет исследования слишком обобщенно, а позволяет изучить каждый уникальный случай и создать общую картину из полученных результатов.
Эмпирические:
1. Полуформализованное интервьюирование
2. Включенное наблюдение (посещение собраний, совместных молитв и лекций, участие в приемах пищи)
3. Анализ литературы, предложенной информантами
Итоги этой работы оказались не совсем такими, какими представлялись изначально. На примере других религий и их последователей, например, самых известных - христианства и ислама, можно сказать, что хоть они и претерпели некоторые изменения в ходе истории, но в некоторых вопросах остаются несколько радикальны.
Гаудия-вайшнавизм является более молодой религией, чем известные традиционные, и, возможно, из-за этого не накопил такого объемного бэкграунда, какой имеют они. Еще в Средние века традиционные религии накопили огромную базу текстов, прецедентов и ответвлений, что позволило им стать почти целой наукой. Также в общественном сознании они существуют уже не одну тысячу лет и воспринимаются как абсолютно естественные его части даже для неверующих или верующих иной традиции. Гаудия-вайшнавизм же имеет всего 5 веков своей истории, из которых только чуть менее, чем 50 лет назад начал активное распространение по Европе, Азии и Америке. В связи с этим неудивительно, что для непосвященного гаудия-вайшнавизм даже в 2020 году воспринимается как экзотика и все еще окружен стереотипами.
В Томске общественное сознание также пока не совсем принимает данное течение. Это хорошо демонстрируют описанные в первой главе случаи и надпись: «Осторожно, секта» на стене вайшнавского храма. При начале работы, несмотря на необходимую для антрополога непредвзятость, я также имела в обыденном сознании некоторые стереотипы, но с началом работы старалась их отбросить. Как известно, работа антрополога не должна нести явный отпечаток его мировоззрения, особенно, если оно не совпадает с мировоззрением исследуемого сообщества.
Тем не менее, в работе многие стереотипы отпали благодаря более тесному контакту и изучению их повседневной жизни. Как и было указано в актуальности исследования, для снижения уровня неприятия культуры следует изучить ее подробнее.
Делая вывод из проделанной работы, можно сказать, что повседневность гаудия-вайшнава хоть и имеет отличия, но не такие кардинальные, как предполагалось изначально. Томские черты так или иначе диктуют свои правила. Среди сфер, которые подверглись изменениям в сторону реалий сибирского города, можно выделить:
• хронометраж и режим дня
• формы питания
• использование гаджетов и сети Интернет
• формы занятости и отдыха (трудовая деятельность и досуг)
• униформа и мода
Режим дня отличается от традиционного вайшнавского из-за того, что в России самым распространенным графиком является 5-дневная рабочая неделя с началом
рабочего дня в 8-10 часов утра и окончанием в 17-19 часов вечера. После работы, в среднем, россиянин занят бытовыми делами, и отходит ко сну только около полуночи
Гаудия-вайшнавы, обычно, встают в 4-5 утра и ложатся в 20-21 час. Некоторые опрошенные признавались, что не способны поддерживать такой график, так как заняты на работе с ненормированным графиком. Тем не менее, их это не беспокоит, так как они считают, что время утренних молитв не всегда должно быть таким жестким, и главное - стремление.
Следующее, в чем отметили различие - это форма питания. Все информанты и все, с кем я контактировала без углубленной работы - вегетарианцы. Тем не менее, меню, которого придерживаются вайшнавы, весьма разнообразно и насчитывает сотни наименований. В том числе, в вайшнавскую диету входит запрет на алкогольные и тонизирующие напитки (чай, кофе) и на чеснок. Но опрошенные признавались, что, например, на важных мероприятиях на работе позволяли себе бокал шампанского, часто пьют чай или ели чеснок для укрепления иммунитета. Это можно объяснить влиянием российской культуры. В постсоветском пространстве алкоголь почти всегда является частью встреч, в том числе, и официальных. Употребление алкоголя в малых количествах на мероприятиях часто присутствует не столько из желания человека выпить, сколько из солидарности с остальными и нежелания отдалиться от коллектива. Также и чай достаточно широко распространен в российской действительности.
Говоря об униформе и моде, стоит упомянуть важность формы занятости. На работе некоторых информантов дресс-код бы не одобрил ношение шикхи, тонкой косы, и бритья налысо. Также в повседневной жизни вайшнавы, вопреки стереотипам, не носят шафрановые одежды каждый день. В храме на повседневные молитвы и на мероприятия мужчины повязывают вокруг талии белое полотно, женщины покрывают волосы, надевают сари или широкие юбки. Но в повседневной жизни посвященные одеваются так же, как и среднестатистические томичи, за тем исключением, что женщины не носят
47 Во сколько просыпаются и ложатся спать россияне https://www.the-village.ru/village/city/news-city/344287-son распущенных волос и стараются закрывать ноги, руки и область декольте. Гаудия-вайшнавы стараются использовать растительные или синтетические волокна, но во время холодных сибирских зим некоторые не считают запретным носить обувь из натуральной кожи и меха, которая, к тому, же, нередко выглядит более представительно и дополняет имидж, который важен на работе.
Использование гаджетов и Интернета оказалось распространено настолько же, насколько и среди остального населения Томска. Почти каждый посвященный, с кем проводились беседы, имеет современный смартфон, активно ведет аккаунты в социальных сетях. Неожиданно объявленный для всех карантин ярко продемонстрировал, что гаудия-вайшнавизм оказался достаточно гибким для новых условий. Разумеется, основная система домашних групп, встреч в храме и празднований нарушилась, но альтернатива в виде онлайн-встреч показала себя в достаточно хорошем свете. Большинство посвященных среднего возраста быстро и легко перешли на новый формат.
Остальные сферы жизни, такие, как порядки социализации и ролевые структуры, модификации этикета, пространство обитания в быту, ежедневные и праздничные ритуалы не претерпели особых изменений, так как, например, социализация и этикет россиянина и гаудия-вайшнава, как говорил Шрила Прабхупада, во многом совпадает, пространство обитания в быту каждый вайшнав волен обустроить по своему желанию и нуждам, а ритуалы вне томской общественности и не требуют сильных изменений.
Таким образом, подводя итог этой работы, можно с уверенностью сказать, что томские гаудия-вайшнавы успешно балансируют между двумя, не во всем схожими, культурами. Гаудия-вайшнавизм оказался достаточно гибок, чтобы допустить необходимые изменения, а Томск является достаточно современным и многокультурным городом, чтобы предоставить возможность каждой группе соблюдать свои традиции и обычаи.
1. Antic O. The Spread of Modern Cults in the USSR // Religious Policy in the Soviet Union / Edited by Sabrina P. Ramet. — Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — P. 252—270.
2. Андропов Ю. В. Памятные послания: Из записки председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС // Коммерсантъ-Власть. — 10 августа 2009. — № 31 (835).
3. Беликов Д. Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта : (общий очерк за XVII и XVIII столетия) : с приложением списка населенных мест Колыванской области за 1782 г. / Д. Н. Беликов. — Томск : Типо-литография М. Н. Кононова и И. Ф. Скулимовского, 1898. — 138 с.
4. Беляева Е. В. Исторические типы религиозного синкретизма // Весшк Брэсцкага ушверсггэта. Серыя гумаштарных i грамадсюх навук. - 2008. - № 4(35) - 7 с.
5. Бочаров В.В. Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии: В 2 т. / Сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. Т. 2. Политическая культура и политические процессы. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 518с.
6. Бурьянов С. А. Свобода убеждений, совести и религии // Права человека в Российской Федерации: Сборник докладов о событиях 2008 года / Сост. Д. Мещеряков. — М.: Московская Хельсинкская группа, 2009. — С. 98—188.
7. Быков Р.А. Экстремизм и толерантность в разных интерпретациях Бхагават-Гиты // Вестн. Том. гос. ун-та. История. - 2013. - № 4(24). - С.135-137.
8. Капкан М. В. Культура повседневности : [учеб. пособие] / М. В. Капкан ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 110 с.
9. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. - М.: Канон+. - 2004. - 432 с.
10. Котовский Г. Г. Моя встреча со Шрилой Прабхупадой // Вайшнавизм: открытый форум. — 1997. — Вып. 1. — С. 109—114.
11. Иваненко С. И. Вторжение антикультизма в государственно-конфессиональные отношения в современной России. — СПб.: Древо жизни, 2012. — 52 с.
12. Иваненко С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность. — М.: Философская книга, 2008. — 320 с.
13. Иваненко С. И. Кришнаиты в России. Правда и вымысел. — М.: Философская книга, 1998. — 296 с.
14. Цвигун С. К. О происках империалистических разведок // Коммунист. — 1981. — № 14.
15. Иваненко С. И. Современное состояние Общества сознания Кришны в России // Russian Review. — Февраль-март 2012. — Вып. 56...38