ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЗБАССА: СОТРУДНИЧЕСТВО С КИТАЕМ
|
Введение 3
1. Природно-ресурсный потенциал Кузбасса 12
1.1. Общая характеристика района (география, экономика, население) 12
1.2. Анализ основных природных ресурсов Кузбасса 20
1.3. Инфраструктура и технологии добычи ресурсов 25
1.4. Экологические проблемы горнодобывающей промышленности и её влияние на
развитие региона 29
2. Сотрудничество Кузбасса и Китая 34
2.1. История и политика сотрудничества Кузбасса и Китая 34
2.2 Формы сотрудничества: инвестиции, технологии, импорт и экспорт ресурсов .46
2.3. Перспективы и проблемы сотрудничества в условиях мировой экономической
ситуации 64
Заключение 70
Список источников и литературы 73
Источники 73
Литература 82
1. Природно-ресурсный потенциал Кузбасса 12
1.1. Общая характеристика района (география, экономика, население) 12
1.2. Анализ основных природных ресурсов Кузбасса 20
1.3. Инфраструктура и технологии добычи ресурсов 25
1.4. Экологические проблемы горнодобывающей промышленности и её влияние на
развитие региона 29
2. Сотрудничество Кузбасса и Китая 34
2.1. История и политика сотрудничества Кузбасса и Китая 34
2.2 Формы сотрудничества: инвестиции, технологии, импорт и экспорт ресурсов .46
2.3. Перспективы и проблемы сотрудничества в условиях мировой экономической
ситуации 64
Заключение 70
Список источников и литературы 73
Источники 73
Литература 82
Актуальность исследования. На фоне глобальной энергетической трансформации и перестройки геоэкономического ландшафта международное сотрудничество в области добычи ресурсов стало важной движущей силой и основным вопросом для стран, способствующих экономическому развитию. С ускорением глобальной экономической интеграции сотрудничество между странами в области разработки и использования ресурсов становится все более тесным. Особенно в регионах, богатых минеральными ресурсами, где международное сотрудничество может не только повысить эффективность разработки ресурсов, но и способствовать устойчивому развитию региональной экономики. Кузбасский регион (Кемеровская область) является важной базой энергетических и минерально-сырьевых ресурсов России. Запасы угля в стране составляют более 40%, а сами недра Кузбасса содержат практически все необходимые предприятиям региона полезные ископаемые. Среди них новые месторождения марганца, титана, золота, хрома, редких металлов и различных неметаллических полезных ископаемых. Таким образом, Кузбасс является не только важной опорой российской экономики, но и занимает важное место на мировом энергетическом рынке.
Благодаря своим богатым природным ресурсам и выгодному географическому положению Китай постепенно становится центром международных инвестиций и сотрудничества и уже давно занимает центральное место в евразийской цепочке поставок ресурсов. В то же время, являясь крупнейшим в мире потребителем энергии и промышленной державой, Китай в последние годы продолжает осуществлять стратегическое сотрудничество с богатыми ресурсами регионами в рамках инициативы «Один пояс, один путь» для достижения целей энергетической безопасности и модернизации промышленности.
В этом контексте большое внимание политических и финансовых элит Китая привлекают ресурсы Кузбасса. Сотрудничество между двумя сторонами в области ресурсов может не только обеспечить оптимальное распределение ресурсов, но и способствовать технологическому обмену и инновациям, а также содействовать всестороннему развитию экономик обеих сторон. Углубление этих отношений сотрудничества обусловлено рыночным спросом и является неизбежным выбором для стратегического сотрудничества между двумя странами. Потенциал сотрудничества Кузбасса и Китая в сфере ресурсов огромен и разнообразен и стал актуальной темой исследований.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время по этой теме имеется небольшое количество научной литературы, включая статьи на русском и китайском языках.
Работы исследователей из этих разных стран можно разделить на несколько групп. Первая группа посвящена распределению и современному состоянию эксплуатации природных ресурсов в Кузбассе. Этот тип информации более обширен и всеобъемлющ. Большая часть информации о ресурсах Кузбасса содержится в работах о российских природных ресурсах. Россия - одна из самых богатых природными ресурсами стран мира, обладающая огромными запасами минеральных, энергетических, биологических и водных ресурсов, а Кузбасс - неотъемлемая и важная часть России.
Природные ресурсы определены и классифицированы в трудах И. Моферофановой и В. Горбанева . В статье авторы оценивают потенциал природных ресурсов России с точки зрения мировой хозяйственной системы природопользования и отмечают, что во многих развитых странах, начиная со второй половины XX века, угольная промышленность столкнулась со структурным кризисом, с одной стороны, из-за жесткой конкуренции со стороны нефтегазовой промышленности, а с другой - из-за неблагоприятных физико¬географических и экологических условий. В фундаментальной работе известного специалиста по физике горных пород В.В. Ржевский показал, как классифицировать и сертифицировать горные породы на основе их физических свойств, что оказывает большую помощь в исследовании минералов. Общеизвестно, что Кузбасс богат полезными ископаемыми, среди которых, помимо угля, есть различные цветные и редкие металлы. Однако его статья была слишком обширной.
Вторая группа посвящена влиянию Шелкового пути на сотрудничество Кузбасса с Китаем. Профессор Пекинского университета Лю Цзиньбао сосредоточился на анализе формирования древнего Шелкового пути Китая и его влияния на современную инициативу «Один пояс, один путь», которая основана на прежних маршрутах и связях Шелкового пути Китая. По его мнению, китайская инициатива предоставляет Кузбассу хорошую возможность для сотрудничества с Китаем. Российский ученый Н.Ф. Кузнецова отметила, что Шелковый путь может стать способом интеграции культурного и исторического наследия Южной Сибири в туристическую индустрию . Хотя два ученых по-разному оценивают влияние Шелкового пути на Кузбасс, они оба считают, что Шелковый путь несет пользу Кузбассу.
Третья группа научных публикаций направлена на изучение роли помощи Советского Союза Китаю в современном экономическом сотрудничестве Кузбасса и Китая. В своей статье «Кузбасс и советско-китайское экономическое сотрудничество в середине XX века» российский ученый Р. В. Новаковский описал ключевые направления поддержки, оказанной промышленными предприятиями Кузбасса Китаю в советский период и последующие направления в сотрудничестве, особо уделяя внимание техническому сотрудничеству предприятий тяжелой промышленности Кемеровской области с ведущими предприятиями Китайской Республики 5. Благодаря дружеской помощи в советское время Китай продолжил активное сотрудничество с Кузбассом и после распада Советского Союза. Однако в статье поднимаются дискуссионные политические вопросы между Советским Союзом и Китаем, большинство из которых касалось экономики Китая, однако отношения сотрудничества Кузбасса с Китаем всегда оставались стабильными. В свою очередь Сюй Чанпин сосредоточился на изучении китайско-советских культурных отношений в «период медового месяца», когда многие популярные русские стихи и традиционные блюда были завезены в Китай в больших количествах и пользовались спросом у китайцев. В современном Китае по-прежнему сохранилось много русских традиций в одежде и еде. Конечно, продукция легкой промышленности Китая пользовалась популярностью и в Советском Союзе.
Но именно энергетика остается важной частью сотрудничества Китая и Кузбасса. Крупнейший регион добычи угля в России наращивает экспорт в Китай благодаря таким проектам, как «Сила Сибири» и модернизация Транссибирской магистрали, направленным на улучшение логистики. Техническое сотрудничество, включающее обмен опытом в области высокотехнологичного интеллекта, машиностроения и зеленых технологий, дополнит инвестиции Китая в возобновляемую энергетику, что предполагает расширение рамок сотрудничества Кузбасса и Китая, способствующее повышению эффективности и устойчивому развитию. Однако сотрудничество сталкивается и с трудностями: давление западных санкций, включая ограничения для китайских компаний (например, ограничения на использование беспилотников в 2024 г.), экологические конфликты между зависимостью Кузбасса от угля и глобальной «зеленой» экономикой (риски, связанные с CBAM - убытки до 655 млн долларов США), а также культурные и правовые барьеры и экономические дисбалансы. Для достижения прорывов и инноваций в добыче ресурсов, а также сохранения экономической рентабельности Кузбассу необходимо укреплять международное сотрудничество и дружественных партнеров, где Китай является одним из самых предпочтительных партнеров. Во-первых, Китай установил стабильные дипломатические и экономические связи с Кузбассом. Во-вторых, в условиях западных санкций Кузбассу остается искать рынки сбыта своей продукции в основном в странах Азии, которые могут заменить его прежнюю долю сотрудничества с Европой. Китай - мощная держава в Азии, у которой есть спрос на ресурсы Кузбасса. И наконец, Китай также является промышленной державой с богатым опытом эксплуатации ресурсов, которая весьма искусно использует современные технологии. Таким образом международное сотрудничество с Китаем может помочь Кузбассу получить большой объем инвестиций и новых технологий.
Однако сотрудничество Кузбасса с Китаем в ресурсном секторе требует преодоления геополитических рисков, укрепления правовой базы, диверсификации партнерства и корректировки экологических стандартов, сохраняя при этом баланс между самоуважением и суверенитетом. Превратить китайские инвестиции в возобновляемые источники энергии и чистый уголь (CCUS, водородные проекты) в реальные действия в регионе и создать устойчивые к санкциям правовые рамки и механизмы для устранения дисбалансов.
Объект исследования: международное сотрудничество в сфере добычи ресурсы. Предмет исследования: формы и перспективы сотрудничества Кузбасса и Китая в сфере ресурсов.
Цель исследования: выявить потенциал региона для сотрудничества с Китаем на основе горнодобывающей промышленности Кузбасса.
Задачи:
1. Охарактеризовать виды и распределение природных ресурсов (уголь, металлы, природный газ и др.) в Кузбассе;
2. Оценить современное состояние добычи и использования ресурсов в Кузбассе;
3. Определить масштабы и формы сотрудничества Кузбасса и Китая в сфере природных ресурсов;
4. Выявить перспективы и возможные направления углубления сотрудничества с Китаем в сфере природных ресурсов.
Хронологические рамки исследования. Временной диапазон данного исследования охватывает период с 1949 г. по 2025 г. Нижняя граница была выбрана в качестве временных рамок исследования, поскольку это день основания Китайской Народной Республики, а 1949-1956 гг. были периодом расцвета китайско-советских отношений, в течение которого промышленная база Китайской Народной Республики была восстановлена и масштабно перестроена с помощью советских технологий и советских специалистов, в частности из кузбасских заводов и фабрик. В советское время Кемеровская область помогала Китаю развивать промышленность и обменивался техническим опытом с китайскими студентами. Начало 2025 г. был выбран в качестве верхней границы исследования, поскольку Россия и Китай вновь начали обсуждение новой политики в отношении экспорта угля в Китай. Предполагается, что с этого момента китайско- российские отношения вступят в новый этап развития.
Территориальные рамки исследования. Размещение предприятий и провинций Китая (Хэйлунцзян, Шаньси и Ньинчи), а также предприятий и органов власти в Кузбассе и энергетический потенциал Кузбасса. Используя данные и информацию китайских и российских правительственных и корпоративных организаций, мы можем определить перспективы и проблемы сотрудничества Китая и Кузбасса.
Методы исследования. Характер выбранного исследования обусловливает необходимость использования разнообразных методов из разных социальных и гуманитарных наук (истории, политологии и т.д.).
Данная бакалаврская работа основана на принципе историзма: перспективы и возможные направления углубления сотрудничества Кузбасса и Китая должны учитывать конкретные исторические условия развития Китая, Кузбасса и Евразийского экономического союза. Важную роль в данном исследовании играет принцип объективности, что связано с необходимостью беспристрастного рассмотрения разнообразных данных исторических источников.
Для исследования поднятой темы были использованы общенаучные методы - анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия и др. В работе с помощью этих методов дана оценка видов и потенциала природных ресурсов Кузбасса и показано, почему Китай является хорошим международным партнером для сотрудничества с Кузбассом.
Основным методом исследования является проблемно-хронологический метод. Такой подход позволяет проследить зарождение, становление и последующее развитие партнерства Кузбасса и Китая. Следует отметить, что историческое сотрудничество Кузбасса и Китая отличается от обычного сотрудничества с другими странами и, скорее всего, носит более фаталистический и стратегический характер.
Оценка эффективности международного сотрудничества Китая и Кузбасса осуществляется путем сбора и анализа статистических данных. Особое внимание уделено процессам в экономиках Кузбасса и Китая: динамике товарооборота основных статей экспорта и импорта, а также объемам инвестиций.
Источниковая база исследования. В настоящей работе привлечены следующие виды источников: 1) международные договоры; 2) законодательные и нормативно-правовые акты; 3) программные документы органов и должностных лиц публичной власти; 4) статистика; 5) средства массовой информации (информационные агентства).
К первой группе источников относятся документы международного права, которые включают заявления о реализации дружественных и партнерских отношений между Китаем и Россией. Он также включал заключение советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи, который был подписан обеими сторонами в Москве 14 февраля 1950 г. В исторических условиях того времени заключение советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи имело большое значение для обеспечения безопасности обеих сторон, поддержания мира на Дальнем Востоке и во всем мире, укрепления дружбы между китайским и советским народами и содействия социалистическому строительству двух стран. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией был подписан обеими сторонами после 2000 г. Обе страны стремятся развивать жизненно важные двусторонние отношения и убеждены, что укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества в различных областях соответствует коренным интересам народов и способствует поддержанию мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире .
Вторую группу источников составляют российские и китайские законодательные и нормативно-правовые документы. Их можно разделить на две подгруппы. Первая часть включает директивы и постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся инфраструктуры и общего положения Кузбасса. Они включает в себя планы правительств России и Кузбасса по будущему развитию . Ко второй подгруппе относятся различные российские нормативные акты и законодательные акты, которые являются правовой гарантией сотрудничества Китая и Кузбасса в реализации экономических и инфраструктурных проектов .
Третья категория источников относятся к программным документам государственных органов и должностных лиц публичной власти. К ним относятся встреча лидеров Китая и России, многосторонние декларации, такие как План устойчивого развития и Международный форум «Один пояс, один путь», а также планы правительства России по решению экологических проблем в Кузбассе. В этот корпус данных входят: федеральный проект «Чистый воздух» в г. Новокузнецке, План развития открытой приграничной зоны в провинции Хэйлунцзян, Совместное заявление Федерации Российской и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско- китайских отношений, партнерства и взаимодействия от 27 сентября 2010 г. В состав группы также входят различные программные документы по снижению экологических проблем в Кузбассе. Используя эти данные, мы можем оценить будущий переход Кузбасса от моноэнергетической добычи полезных ископаемых к централизованной зеленой добыче и использованию ресурсов .
Четвертая группа источников включает статистические данные, относящиеся к сфере экономики, торговли и инфраструктуры. Для анализа динамики торгового и инвестиционного сотрудничества Китая и Кузбасса использовались данные сайтов Таможенной службы России и органов государственной статистики Кузбасса, а также информация с сайтов других статистических органов Китая и России. Данные об удельных объемах импортно-экспортной торговли, инвестиционных проектах, их суммах и сроках реализации собираются с сайтов Росстата, МИД КНР, Российского экспортного центра и официального сайта инициативы «Один пояс, один путь» .
Пятая группа источников включает новостные материалы, опубликованные различными СМИ, такими как РБК, Российская газета, Ведомости, «Геология и бизнес» (Regnum), деловой журнал «Neftegaz.RU» . Среди зарубежных изданий стоит отметить: People's Daily, China Daily, Xinhua News Agency, International Coal Network . Эти источники отражают характер современных экономических и политических процессов, что позволяет фиксировать динамику общественных настроений и наблюдать эволюцию взглядов по вопросам межправительственного торгово-политического сотрудничества.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в следующих трех аспектах: во-первых, опыт сотрудничества и технологические инновационные решения, накопленные Кузбассом и Китаем в области освоения ресурсов, могут быть включены в учебники по международным экономическим и торговым отношениям как типичный случай международного сотрудничества в горнодобывающей экономике в Евразии, предоставляя эмпирические материалы для мониторинга и оптимизации трансграничного ресурсного сотрудничества. Во-вторых, модель оценки воздействия на окружающую среду и общество при освоении минеральных ресурсов, созданная в ходе исследования, может стать основой для принятия решений правительствами Китая и России при разработке политики трансграничного освоения ресурсов, в частности, для предоставления профессиональных предложений по совершенствованию правил инвестирования в горнодобывающую промышленность в рамках Евразийского экономического союза. И наконец, сравнение результатов сотрудничества между Кузбассом и Китаем в области модернизации горнодобывающих технологий и восстановления окружающей среды может стать отправной точкой для членов-государств Евразийского экономического союза при разработке региональной дорожной карты сотрудничества в сфере ресурсов, особенно в части разработки стандартов строительства экологически чистых шахт и интеграции трансграничных промышленных цепочек, с целью формирования устойчивой модели трансграничного взаимодействия.
Структура работы. В первой главе излагаются основы сотрудничества Кузбасса посредством геолого-экономического анализа и выявления промышленно-сырьевого потенциала природных ресурсов, инфраструктуры и технологий их добычи, а также оценки антропогенной нагрузки на окружающую среду. Во второй главе основное внимание уделяется истории сотрудничества и торговой политике между Китаем и Россией, далее следует рассмотрение сотрудничества между странами в историко-политическом ракурсе. Завершение этого раздела посвящено методам сотрудничества между Кузбассом и Китаем, а также перспективам и проблемам взаимоотношений стран в условиях турбулентности мировой экономической ситуации.
Благодаря своим богатым природным ресурсам и выгодному географическому положению Китай постепенно становится центром международных инвестиций и сотрудничества и уже давно занимает центральное место в евразийской цепочке поставок ресурсов. В то же время, являясь крупнейшим в мире потребителем энергии и промышленной державой, Китай в последние годы продолжает осуществлять стратегическое сотрудничество с богатыми ресурсами регионами в рамках инициативы «Один пояс, один путь» для достижения целей энергетической безопасности и модернизации промышленности.
В этом контексте большое внимание политических и финансовых элит Китая привлекают ресурсы Кузбасса. Сотрудничество между двумя сторонами в области ресурсов может не только обеспечить оптимальное распределение ресурсов, но и способствовать технологическому обмену и инновациям, а также содействовать всестороннему развитию экономик обеих сторон. Углубление этих отношений сотрудничества обусловлено рыночным спросом и является неизбежным выбором для стратегического сотрудничества между двумя странами. Потенциал сотрудничества Кузбасса и Китая в сфере ресурсов огромен и разнообразен и стал актуальной темой исследований.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время по этой теме имеется небольшое количество научной литературы, включая статьи на русском и китайском языках.
Работы исследователей из этих разных стран можно разделить на несколько групп. Первая группа посвящена распределению и современному состоянию эксплуатации природных ресурсов в Кузбассе. Этот тип информации более обширен и всеобъемлющ. Большая часть информации о ресурсах Кузбасса содержится в работах о российских природных ресурсах. Россия - одна из самых богатых природными ресурсами стран мира, обладающая огромными запасами минеральных, энергетических, биологических и водных ресурсов, а Кузбасс - неотъемлемая и важная часть России.
Природные ресурсы определены и классифицированы в трудах И. Моферофановой и В. Горбанева . В статье авторы оценивают потенциал природных ресурсов России с точки зрения мировой хозяйственной системы природопользования и отмечают, что во многих развитых странах, начиная со второй половины XX века, угольная промышленность столкнулась со структурным кризисом, с одной стороны, из-за жесткой конкуренции со стороны нефтегазовой промышленности, а с другой - из-за неблагоприятных физико¬географических и экологических условий. В фундаментальной работе известного специалиста по физике горных пород В.В. Ржевский показал, как классифицировать и сертифицировать горные породы на основе их физических свойств, что оказывает большую помощь в исследовании минералов. Общеизвестно, что Кузбасс богат полезными ископаемыми, среди которых, помимо угля, есть различные цветные и редкие металлы. Однако его статья была слишком обширной.
Вторая группа посвящена влиянию Шелкового пути на сотрудничество Кузбасса с Китаем. Профессор Пекинского университета Лю Цзиньбао сосредоточился на анализе формирования древнего Шелкового пути Китая и его влияния на современную инициативу «Один пояс, один путь», которая основана на прежних маршрутах и связях Шелкового пути Китая. По его мнению, китайская инициатива предоставляет Кузбассу хорошую возможность для сотрудничества с Китаем. Российский ученый Н.Ф. Кузнецова отметила, что Шелковый путь может стать способом интеграции культурного и исторического наследия Южной Сибири в туристическую индустрию . Хотя два ученых по-разному оценивают влияние Шелкового пути на Кузбасс, они оба считают, что Шелковый путь несет пользу Кузбассу.
Третья группа научных публикаций направлена на изучение роли помощи Советского Союза Китаю в современном экономическом сотрудничестве Кузбасса и Китая. В своей статье «Кузбасс и советско-китайское экономическое сотрудничество в середине XX века» российский ученый Р. В. Новаковский описал ключевые направления поддержки, оказанной промышленными предприятиями Кузбасса Китаю в советский период и последующие направления в сотрудничестве, особо уделяя внимание техническому сотрудничеству предприятий тяжелой промышленности Кемеровской области с ведущими предприятиями Китайской Республики 5. Благодаря дружеской помощи в советское время Китай продолжил активное сотрудничество с Кузбассом и после распада Советского Союза. Однако в статье поднимаются дискуссионные политические вопросы между Советским Союзом и Китаем, большинство из которых касалось экономики Китая, однако отношения сотрудничества Кузбасса с Китаем всегда оставались стабильными. В свою очередь Сюй Чанпин сосредоточился на изучении китайско-советских культурных отношений в «период медового месяца», когда многие популярные русские стихи и традиционные блюда были завезены в Китай в больших количествах и пользовались спросом у китайцев. В современном Китае по-прежнему сохранилось много русских традиций в одежде и еде. Конечно, продукция легкой промышленности Китая пользовалась популярностью и в Советском Союзе.
Но именно энергетика остается важной частью сотрудничества Китая и Кузбасса. Крупнейший регион добычи угля в России наращивает экспорт в Китай благодаря таким проектам, как «Сила Сибири» и модернизация Транссибирской магистрали, направленным на улучшение логистики. Техническое сотрудничество, включающее обмен опытом в области высокотехнологичного интеллекта, машиностроения и зеленых технологий, дополнит инвестиции Китая в возобновляемую энергетику, что предполагает расширение рамок сотрудничества Кузбасса и Китая, способствующее повышению эффективности и устойчивому развитию. Однако сотрудничество сталкивается и с трудностями: давление западных санкций, включая ограничения для китайских компаний (например, ограничения на использование беспилотников в 2024 г.), экологические конфликты между зависимостью Кузбасса от угля и глобальной «зеленой» экономикой (риски, связанные с CBAM - убытки до 655 млн долларов США), а также культурные и правовые барьеры и экономические дисбалансы. Для достижения прорывов и инноваций в добыче ресурсов, а также сохранения экономической рентабельности Кузбассу необходимо укреплять международное сотрудничество и дружественных партнеров, где Китай является одним из самых предпочтительных партнеров. Во-первых, Китай установил стабильные дипломатические и экономические связи с Кузбассом. Во-вторых, в условиях западных санкций Кузбассу остается искать рынки сбыта своей продукции в основном в странах Азии, которые могут заменить его прежнюю долю сотрудничества с Европой. Китай - мощная держава в Азии, у которой есть спрос на ресурсы Кузбасса. И наконец, Китай также является промышленной державой с богатым опытом эксплуатации ресурсов, которая весьма искусно использует современные технологии. Таким образом международное сотрудничество с Китаем может помочь Кузбассу получить большой объем инвестиций и новых технологий.
Однако сотрудничество Кузбасса с Китаем в ресурсном секторе требует преодоления геополитических рисков, укрепления правовой базы, диверсификации партнерства и корректировки экологических стандартов, сохраняя при этом баланс между самоуважением и суверенитетом. Превратить китайские инвестиции в возобновляемые источники энергии и чистый уголь (CCUS, водородные проекты) в реальные действия в регионе и создать устойчивые к санкциям правовые рамки и механизмы для устранения дисбалансов.
Объект исследования: международное сотрудничество в сфере добычи ресурсы. Предмет исследования: формы и перспективы сотрудничества Кузбасса и Китая в сфере ресурсов.
Цель исследования: выявить потенциал региона для сотрудничества с Китаем на основе горнодобывающей промышленности Кузбасса.
Задачи:
1. Охарактеризовать виды и распределение природных ресурсов (уголь, металлы, природный газ и др.) в Кузбассе;
2. Оценить современное состояние добычи и использования ресурсов в Кузбассе;
3. Определить масштабы и формы сотрудничества Кузбасса и Китая в сфере природных ресурсов;
4. Выявить перспективы и возможные направления углубления сотрудничества с Китаем в сфере природных ресурсов.
Хронологические рамки исследования. Временной диапазон данного исследования охватывает период с 1949 г. по 2025 г. Нижняя граница была выбрана в качестве временных рамок исследования, поскольку это день основания Китайской Народной Республики, а 1949-1956 гг. были периодом расцвета китайско-советских отношений, в течение которого промышленная база Китайской Народной Республики была восстановлена и масштабно перестроена с помощью советских технологий и советских специалистов, в частности из кузбасских заводов и фабрик. В советское время Кемеровская область помогала Китаю развивать промышленность и обменивался техническим опытом с китайскими студентами. Начало 2025 г. был выбран в качестве верхней границы исследования, поскольку Россия и Китай вновь начали обсуждение новой политики в отношении экспорта угля в Китай. Предполагается, что с этого момента китайско- российские отношения вступят в новый этап развития.
Территориальные рамки исследования. Размещение предприятий и провинций Китая (Хэйлунцзян, Шаньси и Ньинчи), а также предприятий и органов власти в Кузбассе и энергетический потенциал Кузбасса. Используя данные и информацию китайских и российских правительственных и корпоративных организаций, мы можем определить перспективы и проблемы сотрудничества Китая и Кузбасса.
Методы исследования. Характер выбранного исследования обусловливает необходимость использования разнообразных методов из разных социальных и гуманитарных наук (истории, политологии и т.д.).
Данная бакалаврская работа основана на принципе историзма: перспективы и возможные направления углубления сотрудничества Кузбасса и Китая должны учитывать конкретные исторические условия развития Китая, Кузбасса и Евразийского экономического союза. Важную роль в данном исследовании играет принцип объективности, что связано с необходимостью беспристрастного рассмотрения разнообразных данных исторических источников.
Для исследования поднятой темы были использованы общенаучные методы - анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия и др. В работе с помощью этих методов дана оценка видов и потенциала природных ресурсов Кузбасса и показано, почему Китай является хорошим международным партнером для сотрудничества с Кузбассом.
Основным методом исследования является проблемно-хронологический метод. Такой подход позволяет проследить зарождение, становление и последующее развитие партнерства Кузбасса и Китая. Следует отметить, что историческое сотрудничество Кузбасса и Китая отличается от обычного сотрудничества с другими странами и, скорее всего, носит более фаталистический и стратегический характер.
Оценка эффективности международного сотрудничества Китая и Кузбасса осуществляется путем сбора и анализа статистических данных. Особое внимание уделено процессам в экономиках Кузбасса и Китая: динамике товарооборота основных статей экспорта и импорта, а также объемам инвестиций.
Источниковая база исследования. В настоящей работе привлечены следующие виды источников: 1) международные договоры; 2) законодательные и нормативно-правовые акты; 3) программные документы органов и должностных лиц публичной власти; 4) статистика; 5) средства массовой информации (информационные агентства).
К первой группе источников относятся документы международного права, которые включают заявления о реализации дружественных и партнерских отношений между Китаем и Россией. Он также включал заключение советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи, который был подписан обеими сторонами в Москве 14 февраля 1950 г. В исторических условиях того времени заключение советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи имело большое значение для обеспечения безопасности обеих сторон, поддержания мира на Дальнем Востоке и во всем мире, укрепления дружбы между китайским и советским народами и содействия социалистическому строительству двух стран. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией был подписан обеими сторонами после 2000 г. Обе страны стремятся развивать жизненно важные двусторонние отношения и убеждены, что укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества в различных областях соответствует коренным интересам народов и способствует поддержанию мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире .
Вторую группу источников составляют российские и китайские законодательные и нормативно-правовые документы. Их можно разделить на две подгруппы. Первая часть включает директивы и постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся инфраструктуры и общего положения Кузбасса. Они включает в себя планы правительств России и Кузбасса по будущему развитию . Ко второй подгруппе относятся различные российские нормативные акты и законодательные акты, которые являются правовой гарантией сотрудничества Китая и Кузбасса в реализации экономических и инфраструктурных проектов .
Третья категория источников относятся к программным документам государственных органов и должностных лиц публичной власти. К ним относятся встреча лидеров Китая и России, многосторонние декларации, такие как План устойчивого развития и Международный форум «Один пояс, один путь», а также планы правительства России по решению экологических проблем в Кузбассе. В этот корпус данных входят: федеральный проект «Чистый воздух» в г. Новокузнецке, План развития открытой приграничной зоны в провинции Хэйлунцзян, Совместное заявление Федерации Российской и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско- китайских отношений, партнерства и взаимодействия от 27 сентября 2010 г. В состав группы также входят различные программные документы по снижению экологических проблем в Кузбассе. Используя эти данные, мы можем оценить будущий переход Кузбасса от моноэнергетической добычи полезных ископаемых к централизованной зеленой добыче и использованию ресурсов .
Четвертая группа источников включает статистические данные, относящиеся к сфере экономики, торговли и инфраструктуры. Для анализа динамики торгового и инвестиционного сотрудничества Китая и Кузбасса использовались данные сайтов Таможенной службы России и органов государственной статистики Кузбасса, а также информация с сайтов других статистических органов Китая и России. Данные об удельных объемах импортно-экспортной торговли, инвестиционных проектах, их суммах и сроках реализации собираются с сайтов Росстата, МИД КНР, Российского экспортного центра и официального сайта инициативы «Один пояс, один путь» .
Пятая группа источников включает новостные материалы, опубликованные различными СМИ, такими как РБК, Российская газета, Ведомости, «Геология и бизнес» (Regnum), деловой журнал «Neftegaz.RU» . Среди зарубежных изданий стоит отметить: People's Daily, China Daily, Xinhua News Agency, International Coal Network . Эти источники отражают характер современных экономических и политических процессов, что позволяет фиксировать динамику общественных настроений и наблюдать эволюцию взглядов по вопросам межправительственного торгово-политического сотрудничества.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в следующих трех аспектах: во-первых, опыт сотрудничества и технологические инновационные решения, накопленные Кузбассом и Китаем в области освоения ресурсов, могут быть включены в учебники по международным экономическим и торговым отношениям как типичный случай международного сотрудничества в горнодобывающей экономике в Евразии, предоставляя эмпирические материалы для мониторинга и оптимизации трансграничного ресурсного сотрудничества. Во-вторых, модель оценки воздействия на окружающую среду и общество при освоении минеральных ресурсов, созданная в ходе исследования, может стать основой для принятия решений правительствами Китая и России при разработке политики трансграничного освоения ресурсов, в частности, для предоставления профессиональных предложений по совершенствованию правил инвестирования в горнодобывающую промышленность в рамках Евразийского экономического союза. И наконец, сравнение результатов сотрудничества между Кузбассом и Китаем в области модернизации горнодобывающих технологий и восстановления окружающей среды может стать отправной точкой для членов-государств Евразийского экономического союза при разработке региональной дорожной карты сотрудничества в сфере ресурсов, особенно в части разработки стандартов строительства экологически чистых шахт и интеграции трансграничных промышленных цепочек, с целью формирования устойчивой модели трансграничного взаимодействия.
Структура работы. В первой главе излагаются основы сотрудничества Кузбасса посредством геолого-экономического анализа и выявления промышленно-сырьевого потенциала природных ресурсов, инфраструктуры и технологий их добычи, а также оценки антропогенной нагрузки на окружающую среду. Во второй главе основное внимание уделяется истории сотрудничества и торговой политике между Китаем и Россией, далее следует рассмотрение сотрудничества между странами в историко-политическом ракурсе. Завершение этого раздела посвящено методам сотрудничества между Кузбассом и Китаем, а также перспективам и проблемам взаимоотношений стран в условиях турбулентности мировой экономической ситуации.
Кузбасс обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом с большими запасами угля, металлических руд и других полезных ископаемых. Большую часть из них составляет уголь, поэтому регион имеет естественное преимущество в развитии горнодобывающей промышленности. Добыча угля является основой экономики региона, поскольку Кемеровская область обеспечивает 40% от всей добычи в стране, что подтверждает его статус энергетического центра России. Разработка и извлечение полезных ископаемых в Кузбассе в основном ведется открытым способом, это способствует развитию региона, но также приносит и, присущие для поверхностной разработки угольных пластов, проблемы: ущерб окружающей среде и угрозы здоровью жителей. Например, эрозия почвы, вызванная чрезмерной эксплуатацией, и организация систем сточных вод и выхлопных газов, выбрасываемые заводами, - вызывают загрязнение почвы, закисление, загрязнение водоемов и воздуха. Все это препятствует благоприятному выращиванию сельскохозяйственных культур в этом районе, загрязняет водные ресурсы и увеличивает уровень респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний местных жителей.
Для решения этих сложных и актуальных проблем в экономическом развитии Кемеровской области требуется активное вовлечение в двухсторонние и многосторонние взаимовыгодные международные альянсы, как на уровне отдельных регионов разных стран, так и соглашений федерального и межгосударственного соглашений. Аналогичные решения предпринимаются и в рамках сотрудничества между Кузбассом и Китаем .
Кузбасс и Китай имеют давнюю историю сотрудничества, уходящую корнями еще в советские времена. Начиная с первоначального торгового договора, подписанного между династией Цин и Российской империей, и заканчивая технической и кадровой поддержкой Советского Союза после основания Китайской Народной Республики, а также нынешним сотрудничеством между Россией и Китаем в рамках инициативы «Один пояс, один путь», две страны всегда поддерживали дружеские отношения и торговые обмены. Параллельно, на региональном уровне, правительство Кузбасса также предоставляло льготный режим и политику иностранным инвесторам, в связи с чем большое количество китайских компаний и инвесторов вкладывают и сотрудничают в сфере горнодобывающей промышленности Кузбасса, включая, развитие технологий и оборудование горнорудного сектора, привлечения высококвалифицированных кадров, модернизация транспортно¬логистической инфраструктуры и т.д. Однако большое количество иностранных компаний и инвесторов сужают рыночные ниши отечественного бизнеса.
Помимо развития горнодобывающей промышленности, не менее важно и устойчивое развитие региона. Из-за санкций западных стран экспорт угля из региона за последние годы значительно сократился, по причине чего экономика терпит убытки. Именно это стало импульсом для технической и «моральной» трансформации: экспорт продовольствия значительно увеличивается и происходит переход от единой экономической структуры к диверсифицированной экономике. В регион начали импортировать технику, оборудование и различное сырье для развития промышленности, а экспорт больше не полагался исключительно на добычу угля.
Кроме того, еще одной причиной снижения экспорта угля является проблема с железнодорожными перевозками. Железнодорожные перевозки на юг ограничены из-за устаревшей инфраструктуры и редкости маршрутов, в результате чего Кузбасс имеет резервы, но не может бесперебойно вести торговлю. В целом инфраструктура на данный момент не заточена под нынешние реалии. Инициатива «Один пояс, один путь» призвана решить эту проблему, так как уже сейчас реализуются проекты по строительству железных дорог и высокоскоростных магистралей по территории Китая и России, а также реконструируется Транссибирская магистраль под запросы современного рынка. Эти меры позволят не только увеличить пропускную способность, но и снизить влияние внешних факторов на экономику региона, стабилизировать региональную экономику, обеспечить экономическую устойчивость.
Однако для долгосрочной устойчивости Кузбассу необходима диверсификация экономической модели, что актуализирует сотрудничество с Китаем в новых сферах - например: солнечная и ветровая энергия. Это особенно важно в контексте глобального энергоперехода. Китай же является крупнейшим в мире потребителем данных видов возобновляемой энергии. В свою очередь Россия обладает самой большой в мире территорией, однако из-за климатических проблем ее трудно использовать. Возможно, Кузбасс сможет сотрудничать с Китаем в сфере чистой энергетики. Это не только позволит сбалансировать региональное развитие с принципами зеленой экономики, но и заложить основу для системной трансформации диверсифицированной экономики Кузбасса.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующий вывод, что Кузбасс стоит на пороге трансформации: от сырьевой зависимости - к технологическому партнёрству, от разрушения окружающей среды - к «зелёному» будущему, от единой - к диверсифицированной экономике. Накопившиеся экономические и экологические проблемы стали поводом для поиска безопасной и стабильной системы жизнеобеспечения, создавая потенциал для ресурсоэффективной модернизации региона. Несомненно, Кузбасс и Китай в будущем будут углублять свое сотрудничество в рамках проекта «Один пояс, один путь». Успех этого альянса будет определяться умением сочетать ресурсный потенциал с инновациями, обеспечивая гармонию между экономическим ростом, экологическим благополучием и социальной стабильностью, превратив экологические вызовы в драйверы инженерных и управленческих решений. В перспективе, данная модель может стать не только катализатором успешного экономического взаимодействия двух стран, но и образцом для международной практики других стран.
Для решения этих сложных и актуальных проблем в экономическом развитии Кемеровской области требуется активное вовлечение в двухсторонние и многосторонние взаимовыгодные международные альянсы, как на уровне отдельных регионов разных стран, так и соглашений федерального и межгосударственного соглашений. Аналогичные решения предпринимаются и в рамках сотрудничества между Кузбассом и Китаем .
Кузбасс и Китай имеют давнюю историю сотрудничества, уходящую корнями еще в советские времена. Начиная с первоначального торгового договора, подписанного между династией Цин и Российской империей, и заканчивая технической и кадровой поддержкой Советского Союза после основания Китайской Народной Республики, а также нынешним сотрудничеством между Россией и Китаем в рамках инициативы «Один пояс, один путь», две страны всегда поддерживали дружеские отношения и торговые обмены. Параллельно, на региональном уровне, правительство Кузбасса также предоставляло льготный режим и политику иностранным инвесторам, в связи с чем большое количество китайских компаний и инвесторов вкладывают и сотрудничают в сфере горнодобывающей промышленности Кузбасса, включая, развитие технологий и оборудование горнорудного сектора, привлечения высококвалифицированных кадров, модернизация транспортно¬логистической инфраструктуры и т.д. Однако большое количество иностранных компаний и инвесторов сужают рыночные ниши отечественного бизнеса.
Помимо развития горнодобывающей промышленности, не менее важно и устойчивое развитие региона. Из-за санкций западных стран экспорт угля из региона за последние годы значительно сократился, по причине чего экономика терпит убытки. Именно это стало импульсом для технической и «моральной» трансформации: экспорт продовольствия значительно увеличивается и происходит переход от единой экономической структуры к диверсифицированной экономике. В регион начали импортировать технику, оборудование и различное сырье для развития промышленности, а экспорт больше не полагался исключительно на добычу угля.
Кроме того, еще одной причиной снижения экспорта угля является проблема с железнодорожными перевозками. Железнодорожные перевозки на юг ограничены из-за устаревшей инфраструктуры и редкости маршрутов, в результате чего Кузбасс имеет резервы, но не может бесперебойно вести торговлю. В целом инфраструктура на данный момент не заточена под нынешние реалии. Инициатива «Один пояс, один путь» призвана решить эту проблему, так как уже сейчас реализуются проекты по строительству железных дорог и высокоскоростных магистралей по территории Китая и России, а также реконструируется Транссибирская магистраль под запросы современного рынка. Эти меры позволят не только увеличить пропускную способность, но и снизить влияние внешних факторов на экономику региона, стабилизировать региональную экономику, обеспечить экономическую устойчивость.
Однако для долгосрочной устойчивости Кузбассу необходима диверсификация экономической модели, что актуализирует сотрудничество с Китаем в новых сферах - например: солнечная и ветровая энергия. Это особенно важно в контексте глобального энергоперехода. Китай же является крупнейшим в мире потребителем данных видов возобновляемой энергии. В свою очередь Россия обладает самой большой в мире территорией, однако из-за климатических проблем ее трудно использовать. Возможно, Кузбасс сможет сотрудничать с Китаем в сфере чистой энергетики. Это не только позволит сбалансировать региональное развитие с принципами зеленой экономики, но и заложить основу для системной трансформации диверсифицированной экономики Кузбасса.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующий вывод, что Кузбасс стоит на пороге трансформации: от сырьевой зависимости - к технологическому партнёрству, от разрушения окружающей среды - к «зелёному» будущему, от единой - к диверсифицированной экономике. Накопившиеся экономические и экологические проблемы стали поводом для поиска безопасной и стабильной системы жизнеобеспечения, создавая потенциал для ресурсоэффективной модернизации региона. Несомненно, Кузбасс и Китай в будущем будут углублять свое сотрудничество в рамках проекта «Один пояс, один путь». Успех этого альянса будет определяться умением сочетать ресурсный потенциал с инновациями, обеспечивая гармонию между экономическим ростом, экологическим благополучием и социальной стабильностью, превратив экологические вызовы в драйверы инженерных и управленческих решений. В перспективе, данная модель может стать не только катализатором успешного экономического взаимодействия двух стран, но и образцом для международной практики других стран.



