Введение 3
1 Старообрядческая библиотека как историко-культурное явление 11
1.1 Судьба старообрядческих библиотек в период археографических исследований
1960-1990-е гг 11
2 Семейные книги в составе общинной старообрядческой библиотеки 33
2.1 Особенности семейных книг старообрядцев: алгоритм выявления семейных книг в
составе «Скитской библиотеки» 33
2.2 Читательские записи Часослова (В-27177) как самостоятельный источник информации по истории старообрядческой семьи: результаты изучения 42
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
Приложение А 64
Приложение Б 66
Актуальность темы ВКР. В настоящее время всё большее значение приобретает проблема деградации интеллектуального потенциала человечества. С наступлением эры информационной технологии общество начинает терять навыки самоорганизации и самоуправления. На фоне технического прогресса для современного социума становится привычным огромное потребление информации в формате изображений: картинок, видео, кино и т.д.
С этим фоном контрастирует традиционный образ жизни старообрядцев и их модель воспитания, которая направлена на формирование активного читателя, для которого чтение означает не просто потребление информации, а предполагает творческое взаимодействие с ней. Благодаря книге уровень грамотности и цельности мировоззрения в среде старообрядцев поддерживается на высоком уровне. Чтение в этом контексте выступает способом формирования альтруистического поведения, которое сочетает личную ответственность и инициативность с общинным, коллективистским сознанием и поведением. Именно благодаря традиции чтения и переписки христианских текстов староверие смогло сохранить смысловое и бытийное ядро национальной культуры.
Это ставит задачу изучения семейных библиотек староверов и «позволяет увидеть за судьбой кириллической книги - судьбы ее читателей и хранителей» . Книги для моления и чтения, принадлежавшие старообрядческим семьям, содержат множество записей, поэтому могут стать самостоятельным источником информации о повседневной жизни, интересах и ценностях их владельцев. Именно книги лежат в основе староверческих традиций и обычаев. Дополнительные возможности такие книги открывают в том случае, если они впоследствии оказываются в составе более крупных собраний - таких, например, как Скитская библиотека староверов-странников. "Скитская библиотека" - книжная коллекция, преданная в НБ ТГУ, она включает в себя 222 рукописных и печатных текстов XV- начала XXI вв. .
Историография по теме ВКР включает две категории работ. Первая представлена исследованиями по вопросам истории старообрядческих библиотек и старообрядческого книгоиздания, вторую группу составили работы, связанные с отдельными книгами, читательскими практиками старообрядцев и историей чтения.
Обзор исследований первой группы уместно начать со статьи В.В. Боченкова «Что такое старообрядчество и как нам его изучать?» , в которой упоминается о почти 800 книжных памятниках XV-XIX в., входивших в собрание московского купца-старообрядца Ивана Никитича Царского (сейчас хранится в Государственном историческом музее) и собрание отца и сына Большаковых (находится в Российской государственной библиотеке). Автор отмечает, что интерес к книжным собраниям староверов всегда был огромным и, в частности, упоминает о Л.Н. Толстом, А.П. Чехове, И.С. Аксакове как посетителях частной галереи купца-старовера Козьмы Терентьевича Солдатенкова.
Старообрядческие библиотеки составляли как рукописные книги, так и печатные издания, вышедшие до и после церковной реформы патриарха Никона. А.В. Вознесенский считает, что старообрядческое книгоиздание является особой страницей русской книжной культуры, поскольку староверы не только перепечатывали книги Московского Печатного двора, но впервые издали ряд древнерусских текстов, ранее известных только по рукописным сборникам.
И В. Починская исследовала причины и условия возникновения легального и нелегального старообрядческого книгопечатания. В её монографии выявлены инициаторы и организаторы этого дела, установлены имена некоторых заказчиков, реконструирована деятельность типографий, работавших на старообрядческий рынок. Автором рассмотрены особенности самих старообрядческих изданий XVIII - первой четверти XIX вв.
В работах исследователей "старообрядческая книжность" часто используется вместе с понятиями общинной библиотеки, фундаментальной староверческой библиотеки, крестьянской библиотеки . Сегодня сложились два направления ее изучения - археографическое и библиотековедческое.
Исторические аспекты формирования собраний старообрядческой литературы раскрыты в публикациях отечественных археографов таких как В.И. Малышев, Н.Н. Покровский, И.В. Поздеева, Н.Ю. Бубнов, Е.М. Юхименко, Е.И. Дергачева-Скоп, В.Н. Алексеев, Н.А. Кобяк, Н.Д. Зольникова, Е.М. Сморгунова, Е.А. Агеева, Е.Б. Смилянская, А.И. Мальцев, С.В. Бураева, Т.Ф. Волкова и др. Так, описание старообрядческих собраний, являвшихся наиболее масштабными (собрания северной Выговской пустыни, библиотеки московского Рогожского кладбища) представлено Е.М. Юхименко. Объектом основного внимания при характеристике подобных собраний являются преимущественно библиотеки, а также представленные в их составе отдельные памятники. В то же время сформировавшиеся в старообрядческой среде библиотечные отношения практически не затрагиваются археографами.
Характеристике системы старообрядческих библиотечных отношений посвящена диссертация С.А Кирсановой «Феномен старообрядческой библиотеки: статус, исторические традиции и современные тенденции». В ней проанализированы деятельность и публикации В.В. Волкова, являвшегося старовером белокриницкого согласия, занимавшего пост заведующего книгохранилищем и архивом Московской старообрядческой митрополии. Представлена характеристика состояния дел и фонда, вверенного В.В. Волкову московского Рогожского книгохранилища, с точки зрения библиотековедения и с использованием соответствующего научного категориального аппарата.
Нельзя оставить без внимания и работы В.П. Богданова, посвятившего теме церковно-приходских и старообрядческих библиотек ряд исследований. Одна из его статей посвящена приходским библиотекам XVIII - XIX в. Автор рассматривает вопросы их комплектования и функционирования на протяжении столетий на примере церкви Похвалы Пресвятой Богородицы Орла-городка (в XIX в. - село Орлинское, ныне посёлок Орёл Пермского края). Эта церковь, находясь в административном центре обширных владений Строгановых, в XVII - первой половине XVIII вв. пользовалась особым покровительством знаменитого семейства, делавшего в ее библиотеку многочисленные книжные вклады. Однако в дальнейшем основную заботу о библиотеке взяли на себя представители причта и прихожане. Основываясь на информации записей на книгах, В.П. Богданов установил имена хранителей-священников и вкладчиков-крестьян и показал, что библиотека представляла собой постоянно меняющуюся систему. Например, записи на книгах показывают, что 12 из 62 книг были изданы до церковной реформы и потому подлежали изъятию, именно такие книги потом оказывались в составе старообрядческих собраний .
В еще одной работе В.П. Богданова «Формирование коллекции старопечатных книг в музеях и библиотеках: о чем говорят «данные о поступлениях» говорится о том, что в течении ХХ в. книги староверов попадали в библиотечные, архивные, музейные фонды. В качестве примеров автор указывает каталоги старопечатных кириллических книг, составленные при участии археографов МГУ им. М.В. Ломоносова и отражающие состав библиотечных, архивных, музейных собраний в музее-заповеднике «Кижи», а также в ряде областей, таких как Пермская, Ярославская, Тверская.
Анализ 3953 описаний книжных экземпляров, содержащих сведения о дате и источнике их поступления в хранилища, позволил В.П. Богданову отметить существенную роль археографических экспедиций в пополнении их фондов кириллическими старопечатными изданиями (восемьсот шестьдесят экземпляров). При этом автор указывает, что основным источником пополнения хранилищ уникальными памятниками являлись покупки в магазинах букинистической литературы, частные пожертвования и экспроприация ценностей церкви .
Во второй группе исследований определяющими стали работы С.А. Кирсановой «Старообрядческий опыт ретрансляции культуры чтения», «Особенности старообрядческого чтения», в которых высказывается мысль о старообрядцах как «хранителях традиционной книжной культуры» и выделяются ее особенности, в частности, подчеркивается роль домашнего воспитания с помощью чтения. В числе факторов, которые делали эти практики устойчивыми, автор называет: семейные моления, широкий состав древней учительной литературы и традицию, в том числе характерную для крестьян-староверов, создания своих родовых библиотек . Исследование А.В Кострова, посвященное истории староверия Байкальской Сибири, показывает, что эта традиция сохранялась и в советский период .
Особенности старообрядческого чтения охарактеризованы в работах И.В. Поздеевой, С.В. Бураевой, Т.Ф. Волковой.
И.В. Поздеева считает, что наиболее интересными с точки зрения и рефлексии культуры, и старообрядческого менталитета являются читательские записи на книгах. Именно они передают сведения о старообрядческой и местной специфике книжного знания и книжной культуры. Среди них богоугодные размышления и прямые молитвенные обращения к Господу, навеянные прочитанными текстами, советы другим читателям, оценка содержания книги.
В современной историографии «семейным книгам» старообрядцев посвящено несколько статей. С.В. Бураева и А.А. Базаров изучают «семейную книгу» в составе библиотек Бурятии и Забайкалья различных конфессий: старообрядчества («древлеправославия») и буддизма. А.А. Базаров и С.В. Бураева подчеркивают важность «семейной книги» в культуре старообрядчества; характеризуют состав и функционирование домашних библиотек.
Резюмируя проведенный историографический обзор, требуется отметить ограниченность числа исследований, в которых затрагиваются семейные книги (несмотря на то, что число публикаций по читательским практикам, истории чтения и старообрядчеству весьма велико). Тем не менее, в исследовательской литературе сформировался интерес к записям, пометам и комментариям владельцев, позволяющим восстановить историю книги, и отмечаются сложности и трудности, с которыми сталкиваются ученые - большинство таких записей анонимны и не датированы.
Объектом исследования является экземпляр Часослова (М., 1910), ранее
принадлежавший старообрядческой семье Глухиных, с многочисленными владельческими записями, а предметом - семейная книга в составе библиотеки сибирского скита.
Цель исследования - реконструировать источниковый потенциал семейной книги в составе старообрядческой общинной (скитской) библиотеки.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- охарактеризовать этапы, цели и результаты археографических исследований 1960-1990-е гг.
-рассмотреть опыт изучения «Скитской библиотеки» НБ ТГУ в контексте археографических исследований постсоветского периода;
- определить роль христианской книги (богослужебной и четьей) в семейном быту староверов;
- проанализировать читательские записи Часослова (В-27177) как самостоятельный источник информации по истории старообрядческой семьи.
Хронологические рамки - 1880-1990-е гг.: нижняя граница определяется первой датированной записью Дементия Глухих, говорящей о Часослове как книге его семьи, верхняя граница - следами ремонта книги, технология которого соответствует используемым в томско-чулымском скиту в 1970-1990-е гг.
Территориальные рамки - определяются последним местом нахождения книги - скит староверов-странников, расположенный в восточной части томско-чулымского таежного массива (топоним - Белобородовская пустынь, Белобородовская тайга). Территория относилась ранее к Томскому уезду, сегодня - к Томскому, Кривошеинскому районам Томской области.
Источниковую базу ВКР составили несколько групп исторических источников. В первую группу входят старопечатные и старообрядческие издания из книжного собрания «Скитская библиотека» Научной библиотеки Томского государственного университета. Коллекция получена от исследуемой в работе томско-чулымской общины странников- староверов. Проводилась работа с таким экземпляром, как Часослов, изданным Московской старообрядческой книгопечатней в 1910 году .
Часослов - это богослужебная книга, содержащая молитвы суточного богослужебного круга. Она используется в домашних молениях и поэтому часто присутствует в старообрядческих семьях в качестве настольной книги. Экземпляр В-27177 имеет интересную историю бытования. Книга содержит значительное число читательских записей, следов активного чтения: закладки, лист бумаги в клетку, выписки о Пасхалии, планы дома и земельных участков с размерами и указанием, записи вероучительного и уставного характера, расчёты праздников, метрики рождения и смерти (подробнее см. Приложение В).
Вторую группу источников составляют работы ученых-старообрядцев, которые посвящены различным аспектам истории, этнографии, культуры, фольклору, искусству, языку, бизнесу, традициям, обрядам и быту своего религиозного сообщества. Особый интерес представляют работы, которые появились в последние полтора десятилетия вслед за демократизацией и повышенным интересом к старообрядчеству. Именно эта группа источников позволяет реконструировать историю старообрядческих семейных библиотек, а также изучить их функционирование и структуру в настоящее время через детали и рекомендации.
Одно из центральных мест в этой группе источников занимает сборник материалов конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». Соответствующий сборник публикуется с начала девяностых годов прошлого века до настоящего момента. В конференции участвуют представляющие результаты собственных исследований специалисты по культуре, истории старообрядчества. Также в ней участвуют активисты и иерархии старообрядческих согласий (в первую очередь таких, как РПСЦ - Рогожское сообщество, ДПЦ - Поморское сообщество), а также исследователи - старообрядцы.
В 1994-2019 гг. были изданы материалы тринадцати научных конференций, из которых последние являлись международные. Число изданных на данный момент сборников статей журнального формата составляет шестнадцать (Старообрядчество: история, культура, современность: 1994-2018. Вып. 1-16).
В числе организованных исследователями-староверами конференций краеведческой тематики следует отметить посвященный старообрядцам-липованам проводящийся с 2004 г. в Украине международный форум «Липоване - старообрядцы на Дунае». Он также объединяет староверов, проживающих на территории Украины, Молдовы и Румынии, представителей местной администрации и научного мира этих стран. Назовем также еще центры, которые ведут краеведческие исследования и возглавляются старообрядцами-активистами: это Общество русской культуры имени И.Н. Заволоко, изучающее общины староверов на территории стран Балтии и Польши, и в Гуслицах - историческом районе на юго-востоке Московской области (бассейн рек Нерская и Гуслица, бывшая Гуслицкая волость), который стал местом возникновения знаменитого гуслицкого письма - особо украшенных рукописных певческих книг.
Следующая категория источников представлена мемуарными публикациями. В силу того, что староверие предполагает ориентацию преимущественно на образцы житий святых, на относящиеся к древнерусской литературе жанры, указанная категория источников является достаточно немногочисленной. Следует при этом отметить, что на основе собственных воспоминаний и семейных архивов современные представители известных старообрядческих родов публикуют соответствующие материалы. Данная категория источников также представлена записями устных воспоминаний и интервью, подготовленными историками и журналистами.
В четвертую группу входит старообрядческая периодика современного периода, зачастую содержащая переиздания некоторых относящихся к старообрядческой дореволюционной прессе материалов. Виктор Боченков на своём сайте публикует газету «Голос старообрядца» №6 от 1906 года . Журнал «Вестник Метрополии» под редакцией Дементия Ивлиева стал настоящей летописью старообрядческой церкви . На сайте Старообрядческая мысль опубликован Нижегородский журнал «Старообрядцы» за 1908 г . Все они содержат многообразные сведения, в т.ч. в отношении старообрядческих собраний, современного состояния данных библиотек. Необходимо обратить внимание, что старообрядчество в целом и старообрядческая периодика не однородны, разделяются по согласиям.
При подготовке ВКР использовались следующие общенаучные методы исследования: анализ (разделение объекта на составляющие его части и их изучение, в данном случае - семейные книги в старообрядческом быту), их сравнение, синтез (соединение изученных элементов в единое целое), обобщение (выделение и фиксация относительно устойчивых свойств), аналогия (поиск сходства идей, оформления, предназначения семейных старообрядческих книг), описание и обобщение. Также исследование проводилось с учетом принципа историзма, реализуемого при изучении истории старообрядческой книги на соответствующей территории и выявлении причин и последствий изменения книжной культуры староверия в ходе исторического развития.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими по два параграфа каждая, заключением, списком использованных источников и литературы, приложениями. Введение содержит общие сведения в отношении исследования, характеристику актуальности, историографический обзор, информацию о цели, задачах исследования, его объекте, предмете, использованных при проведении исследования методах.
В первой главе старообрядческая библиотека рассматривается как историко - культурное явление. Во второй главе анализируется круг чтения в семейном быту старообрядцев. Полученные в рамках исследования выводы обобщены в заключении.
В заключительной части ВКР нами подведены итоги по основным ключевым моментам, которые рассматривались в работе.
Процесс археографического исследования старообрядческих библиотек в течении XX вв. протерпел некоторую трансформацию. В середине XX в. была воссоздана Археографическая комиссия, а на начало 1960-х гг. приходятся первые попытки проведения полевых археографических экспедиций под руководством Научной библиотеки МГУ. В 1980-е гг. происходит расширение географии участников экспедиций, например, в 1985 г. организуется первая археографическая экспедиция Томского государственного университета. Практическим результатом работы экспедиций становится поступление в научные центры страны большого количества памятников кириллической книжности, которым были созданы условия для надлежащего хранения. Кроме того, археологические исследования старообрядческих библиотек позволили исследовать рукописи и старопечатное наследие старообрядцев, раскрыв тем самым многомерность конфессионального менталитета старообрядцев.
Важно, что печатные и рукописные книги из «Скитской библиотеки» представляют собой уникальный исторический источник, позволяющий восстановить общинные и семейные традиции русского старообрядчества, его опыт самосохранения в условиях дистанцирования от внешнего мира и воссоздать социально-этических нормы, обычаи русской культуры «среднего класса». Старообрядческое книжное наследие в этом случае является основой для реконструкции сибирской городской и крестьянской культуры. Для «Скитской библиотеки», как комплекса рукописных и старопечатных памятников кириллической книжности, было характерным наличие ряда черт семейной библиотеки.
Благодаря накопленному опыту археографического изучения Томского региона исследователь получает возможность получить информацию о месте локализации староверческих скитов, составе семейных библиотек и.т.д. В настоящее время также ведутся работы по цифровизации памятников кириллической письменности, в частности, атрибутированы и введены в научный оборот рукописные источники, ведется работа над исследованием старопечатного историко-культурного наследия старообрядцев.
Формирование традиции составления семейной библиотеки у старообрядцев происходило достаточно длительное время, при этом важно отметить, как показывает состав «Скитской библиотеки», такие домашние собрания могли становиться частью коллективных библиотек.
«Часослов» (В-27177), исследованию которого посвящена данная работа, сохранился благодаря читателям-хранителям семьи Глухиных. Информацию по принадлежности данной книги семьи Глухиных, некоторые из аспектов биографии ее членов, а также других лиц, упомянутых в книге, предоставляют записи на полях Часослова. Записи на книге можно рассматривать как исторический источник в контексте социальной истории. Например, записи членов семьи Глухиных позволяют воссоздать родословную семьи, и тем самым проследить за книжной традицией историю отдельной семьи. Кроме того, наличие записей на полях Часослова свидетельствует о высокой степени грамотности владельцев книги и сложившейся традиции фиксировать сведения из личной или семейной истории, но не события общегосударственной истории.
Техника ремонта переплета позволяет считать 1970-1990-е гг. временем появления книги в томско-чулымском скиту староверов-странников, и история бытования книги позволяет считать его не только уникальным «музейным экспонатом», но источником данных о правилах построения старообрядческого семейного исторического нарратива в эпоху доиндустриального общества.
Одним из перспективных направлений исследований Часослова как памятника старообрядческой книжной культуры является дальнейшее изучение миграций старообрядческих семей в ХХ веке. С точки зрения сохранения религиозно - культурных традиций семья для старообрядцев являлась одной из главных человеческих ценностей. Семейная история каждого из поколений обитателей томско - чулымского скита представляла, прежде всего, накопленный религиозно-культурный опыт, передаваемый детям и внукам. Обладая грамотностью, книжностью, старообрядцы уже с детства усваивали необходимые социокультурные и бытовые традиции, передаваемые из поколения в поколение, даже в тех случаях, когда влияние таких светских институтов, как школа и комсомол, перевешивало семейное воспитание. Записи на страницах Часослова свидетельствуют, что, несмотря на влияние ряда трагических исторических событий XX в., выходцы из старообрядческих родов воспринимаются по ряду качеств, полученных от родителей: твёрдость в противостоянии жизненным трудностям, большой карьерный потенциал, амбициозность в постановке целей и умение их достигать.
Репрезентация памяти в источниках из «Скитской библиотеки», как показал анализ Часослова, представлена, прежде всего, возможностью воссоздания семейного уклада старообрядцев. На основании анализа внешнего вида источника, заметок и вложений, следов реставрации переплета и сравнения этих данных с другими памятниками кириллической книжности, исследователь получает возможность более точной реконструкции истории создания и бытования конкретного экземпляра.
1. Пролог (сентябрь-февраль). - [Б. м., конец XV в.]. - 297 л. - URL:
https://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000177664(дата обращения: 12.05.2023).
2. Триодъ цветная. - [Б. м., вторая половина XIX в.]. - URL:
https://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000178835 (дата обращения:
20.05.2023).
3. Часослов. - М. : Моск. старообрядческая книгопечатня, 1910. - 365 л.
4. Агеева Е. А. Старообрядцы спасовцы: пути народного богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России ХХ столетия / Е. А. Агеева, Р. Р. Робсон, Е. Б. Смилянская // Revuedes EtudesSlaves. - 1997. - Vol. 69, № 1/2. - P. 101-117.
5. Афиани В. Ю. Из истории становления полевой археографии в 1950-1980 х гг.: Археографическая комиссия АН СССР и Московский государственный университет // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе : тр. IV Междунар. науч. конф. : сб. ст. - М., 2019. - C. 19-31.
6. Базаров А. А. Семейная книга и Забайкальская идентичность / А. А. Базаров, С. В. Бураева // Библиосфера. - 2015. - № 1. - С. 21-27.
7. Балаганова Д. Ю. «Цветник аввы Дорофея» (1787 год): опыт реконструкции истории появления книги в старообрядческой библиотеке // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых» : сб. науч. ст. - Новосибирск, 2022. - С. 34-38.
8. Бахтина О. Н. «Скитская библиотека» старообрядцев-странников: Археографические находки последних лет / О. Н. Бахтина, Е. Е. Дутчак, В. А. Есипова // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. - Новосибирск, 2008. - С. 13-25.
9. Бахтина О. Н. Археографический поиск в Сибири: Находки последних лет / О. Н. Бахтина, Е. Е. Дутчак, В. А. Есипова // Археографический ежегодник за 2004 год. - М., 2005. - С. 531-533.
10. Бахтина О. Н. Книга и слово в старообрядческой системе ценностей (о своеобразии старообрядческой литературы) // Мир старообрядчества : сб. науч. тр. - М., 1998. - Вып. 4. - С. 166-171.
11. Бахтина О. Н. Социокультурный контекст археографического поиска в Томском регионе (по материалам археографических экспедиций 1985-2010 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. - 2012. - № 2. - С. 73-80.
12. Бахтина О. Н. Традиции древнерусской литературы в старообрядческой книжности (проблема символического слова) // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества : материалы Всерос. науч. конф. - Новосибирск, 1999. - С. 147-160.
13. Белобородов С. А. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII - начала XX : [монография] / С. А. Белобородов, Ю. В. Боровик. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 380 с.
14. Белова О. В. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии / О. В. Белова, В. Я. Петрухин. - М. : Наука, 2008. - 280 с.
15. Беляева О. К. К вопросу об использовании памятников древнерусской письменности в старообрядческих полемических сочинениях первой четверти XVIII в. // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма : сб. ст. / под ред. Д. С. Лихачева. - Новосибирск, 1990. - С. 9-16.
16. Богданов В. П. Записи на книгах как источник книжной культуры (на материале старопечатных кириллических изданий конца XV-XVIII веков) : дис. ... д-ра ист. наук / В. П. Богданов. - М., 2023. - Т. 1. - 222 с.
17. Богданов В. П. Старообрядческая книжность и старообрядческие книжники XX-XXI вв.: на материале частных библиотек // Исторический журнал: научные исследования. - 2016. - № 5. - С. 516-524.
18. Богданов В. П. Старопечатные книги библиотеки церкви Похвалы пресвятой Богородицы в Орле-Городке (с. Орлинском) в XVIII-XX вв. // Исторический журнал: научные исследования. - 2021. - № 1. - С. 137-149.
19. Богданов В. П. Формирование коллекции старопечатных книг в музеях и библиотеках: о чем говорят «данные о поступлениях» // Библиотековедение. - 2018. - Т. 67, № 5. - С. 523-531.
20. Боровик Ю. В. Учет событий жизненного цикла у старообрядцев часовенного и белокриницкого согласий горнозаводского Урала: заметки к истории источника // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2019. - № 2. - С. 241-255.
21. Боровиков Ю. В. Отношение к предпринимательству в старообрядческом
сообществе // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология.
Востоковедение. - 2008. - № 10. - С. 168-176.
22. Ботанцов И. В. Взаимодействие нотариата и суда по судебным уставам 1864 // Образование и право. - 2022. - № 6. - С. 216-219.
23. Боченков В. Что такое старообрядчество и как нам его изучать // Старообрядчество: история, культура, современность. - М., 2015. - Вып. 15. - С. 11-16.
24. Бочкарев А. Кто достанет книгу со дна // Алтайская правда. - 1994. - 30 июля.
- С. 3.
25. Боярский Д. Е. Старообрядческие храмы и общества восточной части Воскресенского района / Д. Е. Боярский, С. С. Михайлов. - Владимир : Транзит-ИКС, 2007. - 182 с.
26. Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: источники, типы и эволюция / Н. Ю. Бубнов. - СПб. : Б-ка Рос. Акад. наук, 1995. - 434 с.
27. Бураева С. В. «Семейная книга» в древлеправославных и буддийских домашних библиотеках современной Бурятии (типология происхождения и бытования) / С. В. Бураева, А. А. Базаров // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. - Улан-Удэ, 2015. - С. 277-282.
28. Бураева С. В. Книжно-рукописная традиции старообрядцев Забайкалья : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / С. В. Бураева. - Улан-Удэ, 2006. - 46 с.
29. Бураева С. В. Семейная книга и забайкальская идентичность / С. В. Бураева, А. А. Базаров // Библиосфера - 2015. - № 1. - С. 21-228.
30. Буслаев Ф. И. Русские духовные стихи // О литературе. Исследования. Статьи.
- М., 1990. - С. 334-346.
31. Вестник Митрополии : [электрон. архив журн.] / Архангельская епархия. -
Архангельск, 2011-2023. - URL: http://www.arh-eparhia.ru/vestnik(дата обращения:
23.05.2023).
32. Власов П. Письма старообрядческих деятелей / П. Власов. - М. : Т-во типо- лит. И.М. Машистова, 1915. - [Вып. 1]. - 78. - (Материалы для истории старообрядчества второй половины XIX столетия).
33. Власова В. В. Культовые памятники и формирование локальной специфики
старообрядческой традиции у коми // Старообрядчество: история, культура,
современность. - М., 2007. - Вып. 12. - С. 43-47.
34. Вознесенский А. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): материалы к словарю / А. В. Вознесенский, П. И. Мангилев, И. В. Починская. - Екатеринбург, 1996. - 82 с.
35. Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII - начала XIX века: введение и изучение / А. В. Вознесенский. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 158 с.
36. Вознесенский А. В. Типографская деятельность и книжная культура старообрядцев // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки : сб. науч. тр. - Новосибирск, 1992. - С. 120-124.
37. Волкова Т. Ф. Владельческие записи печорских крестьян на рукописных и старопечатных книгах: (по материалам электронной базы данных) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. - Екатеринбург, 2009. - Вып. 7, ч. 2. - С. 241-257.
38. Волкова Т. Ф. Печорские крестьяне-старообрядцы - читатели старинных книг // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - Т. 187. - С. 19-42.
39. Воронцова Е. В. Старообрядческий скит в советской деревне: (не)заметное
присутствие / Е. В. Воронцова, Д. А. Сундукова // Вестник Православного Свято - Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия.
Рилиговедение. - 2020. - Вып. 88. - С. 83-102.
40. Вургафт С. Г. Старообрядчество: лица, предметы, события и символы: опыт энциклопедического словаря / С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. - М. : Церковь, 1996. - 317 с.
41. Дадыкин А. В. 40 лет полевых археографических исследований Московского государственного университета / А. В. Дадыкин, Е. Л. Конявская // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2006. - № 4. - С. 123-124.
42. Дементьева Л. С. Старообрядческие монастыри на Алтае // Старообрядчество: история и культура : сб. ст. - Барнаул, 2002. - Вып. 2. - С. 25-38.
43. Дергачева-Скоп Е. И. Книжная культура старообрядцев и их четья литература / Е. И. Дергачева-Скоп, В. Н. Алексеев // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества : материалы Всерос. науч. конф. - Новосибирск, 1999. - С. 91-120.
44. Дергачева-Скоп Е. И. Старообрядческие библиотеки в Сибири (проблемы реконструкции) / Е. И. Дергачева-Скоп, В. Н. Алексеев // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки : сб. науч. тр. - Новосибирск, 1992. - С. 125-130.
45. Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX - начало XXI в.) / Е. Е. Дутчак ; под ред. В.В. Керова. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. - 414 с.
46. Дутчак Е. Е. Кириллические книжные собрания и их владельцы: сравнительный анализ конфессиональных стратегий староверия // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2011. - № 4. - С. 75-88.
47. Дутчак Е. Е. Сибирская скитская библиотека в проекции SlaviaOrthodoxa // Сибирские исторические исследования. - 2022. - № 4. - С. 12-32.
48. Дутчак Е. Е. Полевая археография : учеб.-метод. пособие / Е. Е. Дутчак. - Томск : Изд. дом Том. гос. ун-та, 2018 -100 с.
49. Дутчак Е. Е. Путь в Беловодье (к вопросу о современных возможностях и перспективах изучения конфессиональных миграций) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2006. - № 1. - С. 81-94.
50. Дутчак Е. Е. Старообрядческое согласие странников (вторая половина XIX- ХХвв.) : дис. ... канд. ист. наук / Е. Е. Дутчак. - Томск, 1995. - 276 с.
51. Дутчак Е. Е. Университетская библиотека в цифровой среде: приглашение к обсуждению. Наука и научная информация / Е. Е. Дутчак, Т. В. Полежаева, М. О. Шепель // Наука и научная информация. - 2019. - Т. 2, № 1. - С. 53-62.
52. Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. / отв. ред. Н. Н. Покровский. - Новосибирск : Изд-во Сиб. отд-ния Рос. Акад. наук, 2011. - Вып. 13, т.
3. - 403 с.
53. Душакова Н. С. Материальность миграции: вещи в устных историях о переселениях старообрядцев // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. - 2019. - № 2019. - С. 232-245.
54. Есипова В. А. История одной крестьянской семьи и старообрядческие рукописи конца XX века: из недавних поступлений в научную библиотеку Томского университета // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. - 2015. - № 4. - С. 69-98.
55. Есипова В. А. Старообрядческие библиотеки // Книжная культура Томска (XIX - начало XX в.). - Томск, 2014. - С. 288-314.
56. Казанцева Т. Г. Неизвестная нотация в старообрядческой рукописи из «Скитской библиотеки» собрания Томского государственного университета // Вестник Свято-Тихоновского университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2017. - № 2. - С. 134-154.
57. Кирсанова С. А. Старообрядческий опыт ретрансляции культуры чтения // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 7. - URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5629 (дата обращения: 10.05.2023).
58. Кирсанова С. А. Феномен старообрядческой библиотеки: статус,
исторические традиции и современные тенденции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. А. Кирсанова. - М., 2011. - 30 с.
59. Кирсанова С. А. Феномен старообрядческой библиотеки: статус,
исторические традиции и современные тенденции : дис. ... канд. пед. наук / С. А. Кирсанов. - М., 2011. - 255 с.
60. Книжная культура Томска (XIX - начало XX в.) / И. А. Айзикова, Т. Л. Воробьева, И. Ф. Гнюсова [и др.] ; под общ. ред.: В. А. Есиповой, Т. Л. Воробьевой] ; Том. гос. ун-т. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2014. - 416 с.
61. Костомаров Н. И. Раскол: историческое монографическое исследование / Н. И. Костомаров. - М. : Чарли, 1994. - 608 с.
62. Костров А. В. Советская власть и старообрядцы Байкальской Сибири в 1920-е гг. // Новый исторический вестник. - 2010. - № 23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovetskaya-vlast-i-staroobryadtsy-baykalskoy-sibiri-v-1920-e-gg (дата обращения: 29.05.2023).
63. Краткая история старообрядческой церкви // Старообрядческий церковный календарь. - М., 1989. - С. 86-100.
64. Куприянова И. В. Революция и гражданская война - годы политического самоопределения старообрядчества Алтая // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5. - С. 369-373.
65. Кутузов Б. Церковная реформа XVII века: трагическая ошибка или диверсия? // Церковь. - 1992. - № 1. - С. 43-51.
66. Латкин Н. В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее: очерк / Н. В. Латкин. - СПб. : Тип. Тиханова, 1892. - 467 с.
67. Липоване-старообрядцы на Дунае // Современное древнеправославие : информ. портал о современной жизни старообрядничества. - [Б. м.], 2005. - URL: https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=162(дата обращения: 20.05.2023).
68. Литвина Н. В. Комплексная археография исторического факультета МГУ: опыт и перспективы // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе. - М., 2019. - С. 213-223.
69. Макаровская Г. В. Типы исторического повествования / Г. В. Макаровская ; под ред. Е. И. Покусаева. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 234 с.
70. Максимов С. В. Собрание сочинений : в 7 т. / С. В. Максимов. - М. : Кн. клуб Книговек, 2010. - Т. 2, ч. 2/4 : Сибирь и каторга. - 637 с.
71. Мариничева (Оленева) Г. А. История Рогожского посёлка - центра старообрядчества: (воспоминания) / Г. А. Мариничева (Оленева) ; сост.: Б. А. Оленев, A. Л. Оленев. - М., 2004. - 108 с.
72. Молзинский В. В. Старообрядчество в культуре дореволюционной России как проблема исторической науки // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 1. - С. 47-54.
73. Нижегородский журнал «Старообрядцы»: архив-подшивка за 1908 год в PDF // Старообрядческая мысль : церковно-общественный сайт для думающих и ищущих. - [Б. м.], 2016. - URL: https://starove.ru/izbran/nizhegorodskij-zhurnal-staroobryadtsy-arhiv-podshivka-za-1908-god-v-pdf (дата обращения: 23.05.2023).
74. Никитина С. Е. Исследование устной культуры старообрядчества: итоги и перспективы // Мир старообрядчества : сб. науч. тр. - М., 1998. - Вып. 4. - С. 30-36.
75. Никитина С. Е. О взаимоотношении устных и письменных форм в народной культуре (на материалах полевых исследований старообрядчества) // Славянский и балканский фольклор. - М., 1989. - С. 149-161.
76. Описание рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. - Л. : Изд- во Акад. наук СССР, 1989. - Т. 8, вып.1 : Рукописи Архангельского собрания. - 324 с.
77. Ответы Александра Диакона (на Керженце) поданыя Нижегородскому епископу Питириму в 1719 году. - М. : Изд-во журн. «Старообрядец», 1906. - 294 с.
78. Оцифровка как «Ящик Пандоры»: исследовательские перспективы online презентации старообрядческих книжных коллекций / Е. Е. Дутчак, А. В. Васильев, Г. И. Колосова, Г. Н. Сербина // Вестник Томского государственного университета. История. - 2017. - № 48. - С. 38-43.
79. Плюханова М. Б. «Многосложное послание/свиток» как лаборатория идей // Труды Отдела древнерусской литературы. - СПб., 2014. - Т. 62. - С. 343-374.
80. Поздеева И. В. Задачи и особенности работы экспедиций, собирающих памятники кириллической книжности // Археографический ежегодник за 1977 год. - М., 1978. - С. 56-60.
81. Поздеева И. В. Новые задачи и возможности археографии // Книга. Исследованияиматериалы = Book. Researches and materials. - М., 2009. - Сб. 91, ч. 1/2. - C. 110-132.
82. Поздеева И. В. Печатные кириллические издания второй половины XVI в., выявленные и описанные университетскими археографами в последние десять лет // Федоровские чтения - 2009. - М., 2010. - С. 12-32.
83. Поздеева И. В. Слово богослужения и этноконфессиональное сознание русского народа // Традиции и современность. - 2003. - № 2. - С. 29-40.
84. Покровский Н. Н. Пути изучения истории старообрядчества российскими исследователями // Археографический ежегодник за 1998 год. - М., 1999. - С. 3-20.
85. Попова О. В. Трансформация этнокультурных систем старообрядческих общин в зарубежных странах // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 7. - С. 173-181.
86. Починская И. В. Старообрядческое книгопечатание XVIII - первой четверти XIX веков / И. В. Починская. - Екатеринбург : УрО РАН, 1994. - 185 с.
87. Правила федосеевского собора (1 октября 1751 г.) // Полное историческое
извещение о древних стригольниках и новых раскольниках / А. Иоаннов. - СПб., 1885. -
Ч. 2. - С. 39-52.
88. Православная богословская энциклопедия: с иллюстрациями и картами / под ред. А. П. Лопухина. - Петроград : Т-во А.П. Лопухина, 1901. - Вып. 8 : Археология - Бюхнер, т. 2. - 1305 стб.
89. Православная культура вчера и сегодня : сб. науч. ст. / под ред.: Е. А. Потехиной, А. Г. Кравецкого. - Olsztyn, 2015. - 379 с. - (FontesSlaviaOrthodoxa).
90. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX в.: очерки из новейшей истории раскола / А. С. Пругавин. - М. : Отд. тип. т-ва И.Д. Сытина, 1904. - 281 с.
91. Розов Н. Н. Русская рукописная книга / Н. Н. Розов. - Л. : Наука, 1971. - 121 с.
92. Романова Н. И. Книжная культура старообрядчества // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 1. - С. 83-92.
93. Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / В. П. Рябушинский. - М. ; Иерусалим : Мост, 1994. - 234 с.