Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения коммуникативной стратегии самопрезентации в радиопрограмме «Непрошедшее время» («Эхо Москвы»)

Работа №182274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы39
Год сдачи2017
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Оглавление
Глава 1. Самопрезентация как коммуникативное явление в разных типах 7
дискурса: тактики, приёмы, языковые средства
1.1 Самопрезентация в медиадискурсе
1.2 Самопрезентация языковой личности в немецком молодежном чат- 12
дискурсе
1.3 Самопрезентация в рекламном дискурсе
1.4 Творческая личность в интернет-пространстве: самопрезентация и
14
13
выстраивание границ
1.5 Речевой жанр самопрезентации в эпистолярном дискурсе М.И.
Цветаевой 15
Глава 2. Коммуникативная стратегия самопрезентации в радиопрограмме «Непрошедшее время» («Эхо Москвы») 19
2.1 Общая характеристика радиопрограммы «Непрошедшее время» 19
2.2 Коммуникативные тактики, реализующие стратегию самопрезентации
в программе «Непрошедшее время» 21
2.3 Особенности
реализации самопрезентации
«Непрошедшее время»
Заключение
в программе
Список литературы
Приложение А.
«Непрошедшее время»
Список названий выпусков 32
радиопрограммы 35

В связи с развитием коммуникативно-прагматического направления в современной лингвистике широкое распространение получили термины «коммуникативная стратегия» и «самопрезентация». Самопрезентация как коммуникативное явление в разных типах дискурса занимает весьма заметное место.
Самопрезентация (с лат. «самоподача») - это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе. Самопрезентация служит важной частью навыков общения, используемых различными сторонами для того, чтобы создать определённый образ в умах других людей. Например, Н.Г. Нестерова определяет коммуникативную стратегию самопрезентации как очень значимую в формировании образа адресанта в радиодискурсе [Нестерова, 2012, с. 56].
Речевая коммуникация, с одной стороны, зависит от намерения ведущего сообщения, с другой стороны, обусловлена конкретной коммуникативной ситуацией с гостями. О.С. Иссерс считает, что «стратегия самопрезентации рассматривается как совокупность речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» [Иссерс, 1999]. В связи с этим стратегия самопрезентации является весьма эффективной стратегией в радиопрограммах.
Соотношение целей коммуникации отражает взаимодействие стратегий и тактик. Генеральной стратегией коммуникации в радиодискурсе является стратегия самопрезентации. Если коммуникативная стратегия определяет общую направленность речевого поведения ведущего, то коммуникативная тактика представляет собой метод реализации стратегии самопрезентации с помощью речи гостей.
Актуальность работы определяется ее коммуникативно-прагматической направленностью, что соответствует современной антропоцентрической направленности лингвистической науки в целом.
Цель работы — исследовать коммуникативные тактики и языковые средства коммуникативной стратегии самопрезентации в радиопрограмме «Непрошедшее время».
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
1) аналитический обзор научной литературы в области коммуникативной лингвистики, посвященной коммуникативной стратегии самопрезентации в разных типах дискурса, и в медиадискурсе, в частности;
2) коммуникативно-прагматический анализ выпусков радиопрограммы «Непрошедшее время» с целью выявления коммуникативных тактик, репрезентирующих коммуникативную стратегию самопрезентации;
3) лингвистический анализ языковых средств, используемых в речи ведущего и гостей исследованной радиопрограммы.
Объект исследования — коммуникативная стратегия самопрезентации в радиопрограмме «Непрошедшее время» («Эхо Москвы»).
Предмет исследования — коммуникативные тактики и языковые средства воплощения коммуникативной стратегии самопрезентации в радиопрограмме «Непрошедшее время» («Эхо Москвы»).
В качестве материала исследования была выбрана программа «Непрошедшее время», которая транслируется на радиостанции «Эхо Москвы». В данную программу приглашаются люди, известные в России, среди которых журналисты, художники, писатели и переводчики. Всего проанализировано 15 выпусков радиопрограммы, общая продолжительность звучания которых составляет 450 минут эфирного времени.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов по активным процессам в современном русском языке, медиалингвистике, а также в спецкурсах для специальности «Журналистика».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ радиопрограммы «Непрошедшее время» («Эхо Москвы») является синтезом теории с практикой. В результате анализа выпусков радиопрограммы «Непрошедшее время» были выявлены следующие частотные коммуникативные тактики, реализующие стратегию самопрезентации в радиодискурсе: 1. Тактика передачи объективной информации; 2. Тактика передачи субъективной информации; 3. Тактика апелляции к семье; 4. Тактика представления профессиональных достижений.
Проанализировав языковые средства, реализующие коммуникативную стратегию самопрезентации, мы выделили следующие языковые особенности:
1. Использование оценочной лексики: известный, замечательный, хороший, знаменитый, популярный, очень, особенно, прекрасно, абсолютно и т.п.; 2. Большое количество уточняющих и пояснительных конструкций: скорее, точнее, именно, а именно, то есть и др.; 3. Большое количество вводных слов и конструкций: к счастью, конечно, безусловно, скажем и др.
В ходе анализа отдельного выпуска программы «Непрошедшее время» можем увидеть, что гостями обычно бывают известные люди, в том числе журналисты, писатели, художники и т.д. Беседа состоит из коротких вопросов ведущей и полных ответов гостей. В начале интервью, ведущая говорит коротко о биографии гостей. Потом сами гости говорят и о своих профессиональных достижениях, и о своей личной жизни. Материал исследования выпусков радиопрограммы «Непрошедшее время»
демонстрирует, что коммуникативная стратегия самопрезентации очень значима для радиопрограмм в формате интервью.
Результат исследования выпусков радиопрограммы «Непрошедшее время» показал, что коммуникативная стратегия самопрезентации играет весьма важную роль в радиодискурсе. Она употребляется чаще в речи гостей. Кроме того, стратегия самопрезентации как коммуникативное явление было изучено учеными-лингвистами в разных типах дискурса. В их число входят чат- дискурс, рекламный дискурс, интернет-пространство, эпистолярный дискурс и теледискурс. Функциональная роль коммуникативной стратегии самопрезентации заключается в том, что она помогает автору создать определённый образ в умах других людей.
Таким образом, можно заметить, что исчерпывающее описание стратегии самопрезентации не существует в определённой рамке дискурса.



1. Беляева Е.А. Структурно-семантические особенности
аргументативного интервью // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 20. - С. 11-16.
2. Волошина С.В. Коммуникативная стратегия самопрезентации в автобиографическом дискурсе // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 9 (92). - С. 261-265.
3. Герасимова А.С., Иссерс О.С. Коммуникативные приёмы положительной оценки в телеконкурсах (на материале вокального шоу «голос») // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1 (23). - С. 29-36.
4. Дубских А.И. Средства реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в массово-информационном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 30. - С. 50-54.
5. Злотникова Т.С., Слабая А.С. Творческая личность в интернет-
пространстве: самопрезентация и выстраивание границ // Ярославский
педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 184-188.
6. Иванов, Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации / Л.Ю. Иванов // Культура русской речи. М.: Флинта, 2003. - С. 66-73.
7. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. Омск: Изд-во ОГУ, 1999. - С. 285.
8. Карасик В.И. Самопрезентация в рекламном дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2015. - № 4 (20). - С. 32-43.
9. Куралева Т.В. Самопрезентация как коммуникативная стратегия в английском диалоге // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - № 50. - С. 30-36.
10. Курьянович А.В. Когнитивная сущность речевого жанра самопрезентация в эпистолярном дискурсе м.и. Цветаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. - № 5. - С. 144-150.
11. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
12. Нестерова Н.Г. Коммуникативные стратегии и тактики в спонтанном радиодискурсе // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2012. - № 2 (10). - С. 55-60.
13. Нестерова Н.Г. Коммуникативно-прагматические особенности этикетных речевых жанров в радиодискурсе // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 320. - С. 15-19.
14. Нестерова Н.Г. Коммуникативно-прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 353. - С. 30-33.
15. Нестерюк Ю.В. Структура коммуникативной деятельности в интервью // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 1 (123). - С. 84-92... 24


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ