Аннотация 3
Введение 3
Глава 1. Детский труд как глобальная проблема в международных отношениях 16
1.1 Характеристика детского труда в современном мире 16
1.2 Анализ конвенций и соглашений ООН и МОТ о детском труде 21
Глава 2 Проблема детского труда в Индонезии и в Индии 31
2.1 Детский труд в Индонезии 31
2.2 Детский труд в Индии 33
2.3 Оравнение xода выполнения международных соглашений о детском труде в Индии
и Индонезии 39
Заключение 47
Список источников 52
Список литературы 57
Актуальность темы исследования. Детский труд остается серьезной проблемой в области прав человека в развивающихся странах, где миллионы детей заняты на работах, лишающих их образования, здоровья и основных прав. Согласно докладу Международной организации труда (МОТ) и ЮНИСЕФ за 2021 год, на начало 2020 года во всем мире около 160 миллионов детей в возрасте от 5 ди 17 лет были вовлечены в детский труд, что составляет почти каждого десятого ребенка в мире. . Международное сообщество решает проблему этого кризиса с помощью различных договоров и конвенций, в частности Конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенции № 182 о наихудших формах детского труда. Конвенция № 182 получила всеобщую ратификацию в 2020 году, что стало первым случаем в истории, когда конвенция МОТ получила всеобщую ратификацию.
Несмотря на повсеместную ратификацию, эффективное выполнение этих конвенций остается непоследовательным, особенно в развивающихся регионах, где социально¬экономические, культурные и институциональные факторы создают значительные проблемы. Например, в странах Африки к югу от Сахары отмечается самый высокий уровень распространенности детского труда: более чем каждый четвертый ребенок в возрасте от 5 до 17 лет занят трудом, который считается вредным для его здоровья и _ _ 3 развития.
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), детский труд - работа, которая лишает детей возможности учиться и играть, а также препятствующая физическому, социальному, нравственному, и умственному развитию детей. Дети, которые работают, часто заняты на работах, не соответствующих их возрасту и, как правило, вредных для детей поскольку выполняемая работа не соответствует их уровню развития. Различные отрасли, в которых часто присутствует детский труд, включают сельское хозяйство, производство, сферу услуг, и домашнее хозяйство. Ещё хуже то, что дети, которые работают в этих отраслях, часто подвергаются эксплуатации .
Бедность является одной из главных причин детского труда. Потому что семьи не в состоянии удовлетворить основные потребности, такие как образование, питание, и здравоохранение, они должны отправлять своих детей на заработки, чтобы они помогали удовлетворять основные потребности. Кроме того, проблема детского труда усугубляется из за слабых законов страны, коррупцией и неадекватными нормативными актами .
Детский труд явно нарушает права детей в различных аспектах, включая право на образование, право на охрану здоровья, право на игры и самовыражение, а также право на защиту от насилия и эксплуатации. Детский труд часто не позволяет детям посещать школу, делает их уязвимыми для эксплуатации и жестокого обращения и часто не обеспечивает надлежащего доступа к медицинскому обслуживанию .
В 21 веке правительства по всему миру, а тоже международные и неправительственные организации прилагают усилия для решения проблемы детского труда. Эти усилия включают в себя создание более строгих законов, повышение осведомленности общественности о проблемах детского труда и тоже важности образования и защиты детей, сокращение бедности с помощью программ социальной помощи, а также проекты, направленные на сокращение детского труда и улучшение условий труда в различных отраслях.
К сожалению, несмотря на наглядный прогресс, структуральный проблемы сохраняются. Новая динамика на рынке труда, обусловленная глобализацией, грозит повышением риска эксплуатации детей. Ситуация усугубляется из за роста бедности, конфликтов и политической нестабильностью в некоторых странах. Кроме того, значительные экономические последствия пандемии COVID-19 вынуждают детей работать.
Отчет Международной ирганизации труда (МОТ) и ЮНИСЕФ показывает, что число рождений во всем мире за последние последние четыре года увеличилось на 160 миллионов, или на 8,4 миллиона больше, и ещё миллионы заразились вирусом COVID-19. По оценкам МОТ, риск детского труда возрастает из-за экономического давления, вызванного пандемией COVID-19. В Индии из-за пандемии было закрыто около 1,5 миллиона школ. Карантин в Индии затронул 247 миллионов школьников начальных и средних школ, поэтому риск увеличения масштабов детского труда в Индии является значительным. Во время пандемии COVID-19, в Индонезии наблюдается значительный рост числа детей-рабочих, вызванный экономическим давлением и закрытием школ. Данные Центрального статистического агентства (BPS) показывают, что число работающих детей увеличилось с 920 000 в 2019 году до 1,33 миллиона в 2020 году . Кроме того, закрытие школ во время пандемии повышает риск вовлечения детей в детский труд. В отсутствие учебных занятий в школах дети становятся более уязвимыми для экономической эксплуатации .
Индонезия и Индия характеризуются большим населением, сложными рынками труда, значительным разрывом между сельскими и городскими районами и разнообразными социально-политическими ландшафтами. Они также являются важными сторонами, подписавшими основные международные соглашения о детском труде, и находятся в центре внимания глобальных и национальных усилий по борьбе с детской эксплуатацией. Таким образом, исследование является актуальным, поскольку раскрывает особенности решения проблемы детского труда в развивающихся странах и участия в этом процессе международных организаций.
Цель исследования - Сравнить ход выполнения международных конвенций и соглашений о детском труде правительствами Индонезии и Индии.
В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить факторы, которые способствуют использованию детского труда.
2. Проанализировать международные соглашения и конвенции, касающимся детского труда.
3. Oпределить действия правительств Индонезии и Индии по осуществлению международных конвенций и соглашений о детском труде.
Объектом исследования является детский труд в развивающихся странах
Предметом исследования является Реализация международных соглашений о детском труде в Индонезии и Индии
Методы исследования - Для исследования были использованы классификаций метод, статический метод, аналитический метод и сравнительный анализ.
Статистические методы используются для сбора и анализа статистические данных о количестве работающих детей во всем мире, в Индии и в Индонезии, а также статистических данных количестве работающих детей, занятых в различных секторах занятости.
Метод классификации используется для определения секторов, в которых заняты работающие дети, а также для различения характера выполняемых ими работ, например, опасных для физического здоровья, таких как работа с химическими веществами или в шахтах, и менее опасных видов деятельности.
Аналитический метод используется для изучения и анализа статей соглашений и конвенций Организации Объединенных Наций и МОТ по борьбе с детским трудом.
Оравнительный анализ используется для изучения того, как две крупнейшие развивающиеся страны, Индонезия и Индия, выполняли международные соглашения, касающиеся ликвидации детского труда, в частности Конвенции МОТ № 138 и № 182, в период с 1999 по 2022 год
В рамках данного исследования для перевода иностранной литературы были использованы инструменты Искусственного Интеллекта - Яндекс Переводчик и DeepL.
Источниковая база.
Все источники по данной теме можно разделить на четыре группы. В первую группу источников входят документы международных организаций о детском труде конвенции, и отчеты. В совместном отчете МОТ и Юнисеф, озаглавленном “Child labor is increasing to 160 million - the first increase in two decades” издатель использует данные предыдущих отчетов МОТ и Юнисеф, озаглавленных наборов данных из разных стран, отслеживающих 66% случаев детского труда от общего числа детей в мире. Помимо общих оценок количества работающих детей в каждой стране мира, веб сайты этих организаций также предоставляют информаций их планах по искоренению детского труда в мире, включая Индию и Индонезию. Кроме того, Рекомендательный документ 1999 года о наихудших
формах детского труда № 190 является дополнительным документом к Конвенции 1999 года о наихудших формах детского труда № 182 , принятой Международной организацией труда (МОТ). В то время как конвенция устанавливает обязательные обязательства для государств-членов, рекомендация № 190 содержит необязательные практические
рекомендации о том, как эффективно выполнять такие обязательства. Отчет международной организации труда и правительства Индонезии о реализации Национального плана действий по искоренению наихудших форм детского труда на 2002-2007 годы (Laporan pelaksanaan rencana aksi nasional penghapusan bentuk-bentuk pekerjaan terburuk untuk anak) - это документ, в котором подробно описана реализация Национального плана действий (НПД) по искоренению наихудших форм детского труда в Индонезии за указанный период. НПД был разработан на основании президентского указа № 59 от 2002 года в рамках последующих мер по ратификации Конвенции МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.
Вторая группа включает информацию из различных СМИ, которые описывают условия детского труда в мире в Индии, а в Индонезии - такие СМИ, как CNN, Kompas, и The Economic Times, В новостях The Economic Times, опубликованных 14 марта 2016 года, сообщается о значительном сокращении числа работающих детей в Индии в период с 2001 по 2011 год. Согласно данным, представленным в "Лок Сабха" министром труда Бандару Даттатреей, их число сократилось с примерно 12,6 миллионов в 2001 году до 4,35 миллионов в 2011 году. В новости «10 худших стран для детского труда» (The 10 worst countries for child labor) Кэти Хант, опубликованной CNN 15 октября 2013 года, приводится глобальный рейтинг стран, где детский труд наиболее распространен и проблематичен, составленный на основе отчета Maplecroft Child Labour Index.
Третья группа включает материалы с официальных сайтов Правительства Индии, Министерства труда и занятости Индии (Ministry of Labour & Employment на английском языке) и Министерства по расширению прав и возможностей женщин и защите детей Индонезии. Иа веб-сайте Министерства труда и занятости Индии “India & ILO” рассказывается об отношениях Индии с Международной организацией труда (МОТ), которую она помогла основать в 1919 году. Индия активно участвует в работе МОТ через ее трехстороннюю структуру, в которую входят правительство, работодатели и работники. Она является постоянным членом Административного совета МОТ и участвует в работе таких его ключевых органов, как Международная конференция труда и Международное бюро труда. Индия ратифицировала 41 конвенцию МОТ и тщательно следит за тем, чтобы ее законодательство соответствовало стандартам МОТ до ратификации. На странице также размещены ссылки на другие ресурсы, посвященные работе МОТ в Индии. На веб-странице Министерства по расширению прав и возможностей женщин и защите детей Индонезии (Kemen PPPA) “Komitmen Kemen PPPA Wujudkan Percepatan Penurunan Pekerja Anak Melalui Sinergi dan Kolaborasi Lintas Sektor” рассказывается о стремлении правительства сократить масштабы детского труда путем межсекторного сотрудничества. Заместитель по вопросам специальной защиты детей Нахар, заместитель по особой защите детей подчеркивает необходимость комплексных и постоянных усилий с участием всех заинтересованных сторон для решения этой глобальной проблемы. Эта инициатива соответствует одной из пяти директив президента Индонезии Министерству по расширению прав и возможностей женщин и защите детей Индонезии по сокращению детского труда, направленной на сокращение детского труда.
Четвертая группа - законы и статьи о детском труде. Статья № 24 Конституции Индии запрещает детский труд в опасных условиях. В частности, она гласит что, ни один ребенок в возрасте до четырнадцати лет не должен работать на фабрике или в шахте или заниматься любой другой опасной деятельностью. Частью основных прав, которые предусмотрены частью III Конституции, и направлена на защиту детей от эксплуатации и обеспечение их права на безопасное и здоровое детство является эта статья. Статья позволяет правовую основу таких законов, как Закон № 39, 1999 г. о правах рабочих детей. Статьи 68 - 75 закона № 13 от 2003 г. о труде регулирую детский труд для защиты прав благосостояниа детей. Они запрещают нанимать детей на работу в обычных условиях, но разрешают ограниченный, легкий труд для лиц в возрасте от 13 до 15 лет с согласия родителей, если это не вредит их здоровью, развитию и образованию. Pаботодатели должны соблюдать особые требования по безопасности, охране труда и отчетности, а также не допускать привлечения детей к опасным работам, таким как воздействие вредных химических веществ или опасных условий. Нарушения могут повлечь за собой административное и уголовное наказание.
Историографический обзор
В литературе часто встречается тема взаимосвязи между бедностью и детским трудом. Абдуллахи и др. Опровергает общепринятую точку зрения, эмпирически показывая, что бедность сама по себе не коррелирует с более высоким уровнем детского труда в 42 развивающихся странах. Это исследование разрушает упрощенные предположения и побуждает ученых изучить более глубокие структурные факторы, такие как рынки труда и социальная уязвимость. Аналогичным образом, Сингх (2005) в своем исследовании «Детский труд» подчеркивает сложность этой проблемы, утверждая, что детский труд следует рассматривать не только как нарушение прав человека, но и как симптом системной бедности, отсталости и отсутствия альтернативных вариантов трудоустройства. Оба автора указывают на необходимость целостных подходов, направленных на решение экономической экосистемы, окружающей детский труд. Сингх также опирается на экономические показатели макроуровня и данные о рабочей силе, чтобы доказать, что крайние формы детского труда связаны скорее со структурной бедностью, чем с индивидуальными решениями. Эти работы вместе подчеркивают силу данных, позволяющих выявить закономерности, которые не сразу видны через качественные повествования.
Государственные программы, такие как индонезийская Program Keluarga Harapan (PKH), проанализированные Кандравати и Аувалин, иллюстрируют ограничения систем условных денежных переводов в борьбе с детским трудом. Несмотря на корректировки во время пандемии COVID-19, уровень детского труда, особенно в городских районах, продолжал расти. Эти выводы совпадают с критикой, высказанной организацией Human Rights Watch и Спогнарди (2021) на собственную законодательную базу Индии. Хотя Индия ратифицировала многие международные конвенции и ввела в действие законы о детском труде, правоприменение остается слабым. Оба исследования подчеркивают несоответствие между разработкой политики и ее практическим исполнением, показывая, что без целенаправленного правоприменения и структурной реформы законодательные инструменты остаются в значительной степени символическими.
Подробное исследование Венкатесварлу о детском труде в ковровой промышленности Индии показывает, как экономические изменения, такие как снижение мирового спроса на ковры ручной вязки, могут повлиять на трудовую практику и изменить условия эксплуатации детей. В исследовании отмечается, что многие из этих детей являются частью семейного труда, что часто упускается из виду при макроэкономических оценках. МОТ и Межправительственный форум по горнодобывающей промышленности 23 ___
предоставляют дополнительные аналитические материалы на уровне отрасли, посвященные, соответственно, инспекции труда и роли кустарной добычи. Эти источники в совокупности говорят о том, что детский труд невозможно понять без анализа отраслей, которые создают спрос на дешевую, неформальную рабочую силу, часто находящуюся за пределами досягаемости регулирующих органов.
Такие статьи, как исследование Акара о детях улиц и сферы услуг в Анкаре и доклад Министерства труда США о домашнем подневольном труде на Гаити, расширяют рамки историографии, привлекая внимание к гендерным аспектам детского труда, внутренней миграции и доступа к социальным услугам. Акар подчеркивает, что дети-мигранты из сельских районов с низким уровнем образования особенно уязвимы и часто не имеют доступа к здравоохранению, образованию или досугу - правам, которые теоретически гарантированы. Эти факторы уязвимости отражаются в индийских «нигде не работающих детях», о которых пишут Гири и Сингх (Giri and Singh, 2016) , отслеживающие изменения в образовании и динамике трудовых ресурсов после реформ, отмечая определенный прогресс, но предупреждая, что невидимые дети, не зарегистрированные официально, остаются незащищенными. Исследование Шэрон Бесселл "Indonesian Children’s Views and Experiences of Work and Poverty" представляет собой подробное, ориентированное на детей исследование того, как дети в Индонезии понимают сложную взаимосвязь между бедностью и работой и ориентируются в ней. Вместо того чтобы определять бедность только с экономической точки зрения, дети которые ответили соцопрос описывают ее через очки жизненного опыта, подчеркивая материальные лишения, социальную изоляцию и отсутствие доступа к основным потребностям, таким как еда, чистая одежда и медицинское обслуживание. Кроме того, в исследовании отмечается внутренний конфликт, с которым сталкиваются дети, между необходимостью вносить свой вклад в семейный доход и стремлением к лучшему будущему благодаря образованию. Многие дети сообщили, что их работа мешала посещению школы и успеваемости, но они продолжали работать, поскольку считали, что выполняют семейные обязательства.
Отношения между международным правом и национальной трудовой практики прослеживается в нескольких исследованиях. Статья РА Мавунги "Critical Assessment of the Minimum Age Convention 138 of 1937 and the Worst Form of Child Labour Convention 182 of 1999", опубликованная в 2013 году, содержит всестороннюю критику двух важных конвенций Международной организации труда (МОТ), касающихся детского труда. Это особенно актуально для исследований, посвященных реализации международных соглашений о детском труде в таких странах, как Индонезия и Индия, поскольку дает представление о сильных сторонах и ограничениях, присущих этим глобальным стандартам. В этой статье освещается распространенность практики опасного детского труда, которая продолжает иметь место, несмотря на широкую ратификацию конвенций, что требует критической оценки их эффективности и осуществления. В данной статье используется метод подробного текстологического анализа формулировок и положений Конвенций 138 и 182 для выявления неясностей, сильных и слабых сторон. Используются и другие методы, такие как сравнительная оценка и обзор вторичных источников.
Критика Мавунгой конвенций МОТ 138 и 182 обращает внимание на двусмысленность международного трудового права, особенно в отношении допустимых форм детского труда. Курувилла и Верма дополняют эту мысль, обсуждая «мягкое регулирование» как более эффективную альтернативу жестким механизмам принуждения, утверждая, что оно позволяет правительствам взять на себя обязательства по изменению, преодолевая при этом политические ограничения. Джоффрес и др. уделяют особое внимание секс-трафику в Индии, оценивая, как международные правовые инструменты, такие как Протокол ООН по предотвращению торговли людьми, могут усилить защиту жертв и правоприменение. В совокупности эти работы выводят историографию за рамки описательных рассказов и позволяют перейти к нормативным дебатам о том, как глобальные рамки влияют на местные результаты..
.....
В 21-ом веке детский труд остается одной из самых острых проблем для развивающихся стран. Несмотря на то, что мир добился большого прогресса в повышении осведомленности международного сообщества и создании различных законов с помощью таких институтов, как Международная opганизация труда (МОТ) и Организация Oбъединенных Иаций (ООН), проблема детского труда сохраняется и до наших дней. Это связано с различными глубоко укоренившимися проблемами, которые носят структурный характер и которые труднo преодолеть за короткий период времени. Поэтому, хотя многие развивающиеся страны прилагают огромные усилия для решения этой проблемы, например, подписывают и ратифицируют международные конвенции, принимают национальные законы, запрещающие детский труд, и сотрудничают c международными opганизациями, к сожалению, постоянные препятствия на местах часто мешают этим усилиям увенчаться успехом.
Oдной из caмых острых проблем, с которыми сталкиваются многие сообщества, является бедность. Многие семьи не имеют другого выбора, кроме как зависеть от доходов своих детей, чтобы сводить концы с концами. Более того, многие дети не имеют доступа к высококачественному образованию, что лишает их возможности стремиться, учиться, и развиваться, к лучшему будущему. Во некоторых регионах проблема детского труда усложняется слабым исполнением законов, которые должны защищать детей, а также недостаточным потенциалом и ресурсами правительства для эффективного решения этой проблемы. В некоторых культурах и социальных средах трудовая деятельность с раннего возраста считается нормальной или приемлемой, хотя на самом деле она пагубно влияет на развитие детей. Данная ситуация ухудшается в условиях экономической нестабильности, бедствий или социальных конфликтов, например пандемии COVID-19, которые усиливают экономическое давление на семьи и в итоге принуждают большее число детей работать, чтобы сводить концы с концами.
Котя детский труд часто встречается в различных сферах деятельности, таких как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, производство и сфера услуг, реальность такова, что большинство из них работают в неофициальных или скрытых условиях. Это означает, что они не зарегистрированы юридически и часто работают без надлежащего надзора или защиты со стороны правительства или соответствующих органов.
Таким образом, регулировать и защищать их очень сложно. Во многих ситуациях работающие дети подвергаются воздействию опасных и небезопасных условий труда, что может нанести вред их физическому здоровью и повлиять на психологическое или психическое состояние в долгосрочной перспективе.
Существование конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приёма на работу и Конвенции МОТ № 182 о наихудших формах детского труда не гарантирует равного применения этих конвенций в различных странах мира. Сравнительный анализ Индии и Индонезии за период с 1999 по 2022 год показывает потенциал и ограничения международных соглашений в области борьбы с детским трудом.
Обе страны, Индия и Индонезия, продемонстрировали официальную решимость делу борьбы с детским трудом. Обе страны ратифицировали ключевые конвенции МОТ и провели правовые реформы, направление на приведение национального трудового законодательства в соответствие с международными стандартами. Однако сроки, подход и эффективность реализации мер, предпринятых каждой страной, показывают разные результаты.
Индонезия ратифицировала конвенции МОТ № 138 и № 182 раньше чем Индия, в 1999 и 2000 годах соответственно, и использовала их в качестве основы для разработки более структурированной и институционализированный национальной стратегии. Это включало создание национального комитета по искоренению наихудших форм детского труда (KAN-PBPTA), национального плана действий и президентского указа, направленного на включение искоренения детского труда в более широкую национальную повестку для развития. Трудовой кодекс Индонезии № 13 от 2003 года определяет относительно подробные рамки регулирования детского труда, включая положения о минимальном возрасте для работы, разрешении родителей, ограничениях на продолжительность рабочего дня, безопасности труда и наказаниях за нарушения. Политика, которую проводит правительство Индонезии, показывает что проблема детского труда не является единичной, а затрагивает различные аспекты жизни детей. Поэтому она не может быт решена только одним ведомством. Необходимо тесное сотрудничество и координация между несколькими министерствами, таким как Министерство труда, Министерство образования, Министерство здравоохранения и Министерство социальных дел, чтобы усилия по искоренению детского труда проходили более тщательно и эффективно.
Между тем Индия, несмотря на то что она является членом-основателем Международной Организации Труда (МОТ) и имеет большой опыт участия в различных международных трудовых стандартах, официально ратифицировала две важные конвенции, а именно конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приёма на работу и Конвенцию № 182 о запрещении наихудших форм детского труда, только в 2017 году. Тем не менее, ранее в Индии действовал ряд нормативных актов и законов, которые касаются защиты детей от трудовой эксплуатации, в том числе Закон о детском труде (запрет и регулирование), принятые в 1986 году и измененный в 2016 году. Этот закон также включил принципы защиты прав ребенка в национальную правовую систему, в том числе в конституцию страны. Однако реализация этого закона на местах часто непоследовательна и сталкивается с различными проблемами. Несмотря на усиление регулирования в последние годы, закон все ещё имеет слабые места, в частности, он по- прежнему предусматривает исключения для детей, которые работают на семейных предприятиях. Кроме того, определение опасных работ в законе нечеткое, что делает его применение и исполнение менее эффективным в предотвращении детского труда. Кроме того, правоприменение на государственном уровне зачастую слабое, а многие отрасли, такие как сельское хозяйство и домашний труд, остаются практически нерегулируемыми.
Экономические факторы играют решающую роль в мировой проблеме детского труда. Бедность является наиболее значимым фактором детского труда в Индии и Индонезии. Многие семьи, чтобы выжить, полагаются на труд своих детей. Пандемия COVID-19 усугубила эту тенденцию, особенно в Индонезии, где экономическая нестабильность заставляет все больше детей привлекать рабочую силу. В период с 2019 по 2020 год число детей-рабочих в Индонезии увеличилось с 0,92 миллиона до 1,33 миллиона из-за экономических трудностей, вызванных пандемией. Несмотря на то что в 2021 и 2022 годах это число сократилось, кризис свидетельствует о хрупкости достигнутого прогресса и необходимости принятия устойчивых и адаптируемых политических мер.
Сельские районы и сельскохозяйственный сектор остаются основными очагами детского труда как в Индии, так и в Индонезии. В Индонезии большое количество детей работает в сельскохозяйственном секторе, часто в опасных условиях без надлежащих мер безопасности. Аналогичным образом, в Индии дети заняты в различных секторах, включая сельское хозяйство, ковроткачество, горнодобывающую промышленность, производство фейерверков и домашний труд. На многих из этих рабочих мест дети оказываются в опасных условиях, которые вредят их физическому и психическому здоровью, не позволяют им получить образование и загоняют их в цикл нищеты и эксплуатации.
Хотя обе страны приложили немало усилий для решения проблемы детского труда, реальность такова, что обеспечение соблюдения закона в этой области остается одной из самых сложных задач. B Индии ответственность за соблюдение закона лежит на местных органах власти в каждом штате. Это приводит к значительным различиям в применении закона в разных регионах. B одних регионах закон может быть достаточно строгим, а в других - не восприниматься всерьез. Ситуация усугубляется коррупцией, ограниченным количеством сотрудников и ресурсов, а также сохраняющимся в обществе мнением, что детский труд - это нормально и не вызывает проблем. В результате многие нарушения закона остаются безнаказанными. Нарушителей закона часто не наказывают должным образом, а если и наказывают, то наказание оказывается слишком мягким, чтобы оказать сдерживающее воздействие. Между тем в Индонезии правительство действительно добилось прогресса в последние годы. С 2008 года более 140 000 детей были выведены из состава рабочей силы. Однако проблемы остаются, особенно в районах, удаленных от центра управления. Иа местном уровне многие местные органы власти все еще не обладают достаточным институциональным потенциалом для надлежащего внедрения и контроля трудового законодательства. Кроме того, многие общины все еще не до конца понимают и осознают важность защиты детей от вредной занятости. Это приводит к низкому уровню соблюдения трудового законодательства, и защита детей еще не полностью эффективна.
Кроме того, нельзя недооценивать роль гражданского общества и международного сотрудничества в мировой программе искоренения детского труда. В Индии и Индонезии НПО и международные организации, такие как МОТ, ЮНИСЕФ и Save the Children, сыграли важную роль в отстаивании прав детей, мониторинге условий труда и реализации реабилитационных и образовательных программ. Такие инициативы, как Международная программа по искоренению детского труда (IPEC), помогли укрепить национальный потенциал и собрать данные для более целенаправленных действий. В Индии такие организации, как Bal Raksha Bharat, поддерживают усилия по предоставлению образования, здравоохранения и защиты детям, уязвимым к детскому труду.
Сравнительный анализ показывает, что, хотя международные конвенции заложили важные правовые основы и моральные ориентиры для защиты детей от трудовой эксплуатации, одного этого недостаточно для решения проблемы. Успех таких международных соглашений во многом зависит от того, насколько правительство страны обладает сильной политической волей, адекватным административным потенциалом, а также поддерживает социальную политику и экономические стратегии. Подписание или ратификация договора не гарантирует реальной защиты детей. Иеобходимы конкретные меры, которые учитывают условия и потребности каждой страны, чтобы можно было эффективно устранить коренные причины детского труда. Таким образом, права детей будут не только закреплены в законе, но и реально peaлизованы в повседневной жизни.
В заключение следует отметить, что такие международные соглашения, как Конвенции МОТ № 138 и № 182, а также Конвенция ООН о правах ребенка, заложили основу для глобальных усилий по борьбе с детским трудом. Они вдохновили законодательные реформы, создали международные механизмы ответственности и способствовали сотрудничеству между странами. Однако примеры Индии и Индонезии показывают, что путь от ратификации до реализации Конвенции сложен и сопряжен с трудностями. Более ранняя ратификация и скоординированная национальная стратегия Индонезии контрастируют с более фрагментарным подходом Индии, однако обе страны сталкиваются с одинаковыми препятствиями на пути к обеспечению соблюдения закона.
Чтобы действительно искоренить детский труд, усилия должны выходить за рамки правовых рамок. цни должны включать в себя комплексные стратегии борьбы с бедностью, всеобщий доступ к качественному образованию, социальное обеспечение семей с низкими доходами, эффективные системы мониторинга, вовлечение общественности и корпоративную подотчетность. Правительства должны инвестировать в правоохранительные механизмы, поддерживать гражданское общество и уделять приоритетное внимание вопросам благополучия детей в национальной программе развития. Борьба с детским трудом - это не только юридическая или политическая задача, но и моральный императив. Каждый ребенок заслуживает безопасного, здорового и полноценного детства, свободного от эксплуатации и принудительного труда. Реализация этого видения требует непоколебимой приверженности, последовательных действий и глобальной солидарности.
1. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм
ее реализации URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ilo_principles.shtml (дата
обращения: 01.12.2024)
2. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм
детского труда [Конвенция 182] URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention182.shtml (дата
обращения: 01.12.2024)
3. Международная Организация Труда. Конвенция международной организации труда N.
182. Женева . 1999 URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention182.shtml (access date:
17.12.2024)
4. Международной Организации Труда. Обзор процесса мониторинга детского труда. [Электронный ресурс ] URL: https://www.ilo.org/ru/media/317301/download (дата обращения: 07.12.2024)
5. Международной Организации Труда. Обзор процесса мониторинга детского труда.
[Электронный ресурс] URL: https://www.ilo.org/ru/media/317301/download (дата
обращения: 07.12.2024)
6. Статья 19, подстатья 6d) Устава МОТ. .(access date: 01.12.2024)
7. Article 24 of the Indian Constitution [Electronic resource] URL: https://blog.ipleaders.in/right- exploitation-articles-23-24-indian-constitution/ (access date : 01.04.2025)
8. Chief Labour Commissioner. Child labour (prohibition and regulation) act, 1986. [Electronic
resource] URL: https://clc.gov.in/clc/acts-rules/child-labour-prohibition-and-regulation-act-
1986? (access date : 01.04.2025)
9. CNN. The 10 worst countries for child labor. [Electronic resource] URL: https://edition.cnn.com/2013/10/15/world/child-labor-index-2014/index.html (access date: 31.05.2025)
10. Human Right Watch. The Indian government’s role. URL:
https://www.hrw.org/reports/2003/india/India0103-05.htm (access date : 01.04.2025)
11. Human Rights Careers. 10 organizations working to end child labor. [Electronic Resource] URL: https://www.humanrightscareers.com/issues/organizations-end-child-labor/ (access date:
17.12.2024)
12. ILO Conventions on child labour [Electronic resource] URL: https://www.ilo.org/international- programme-elimination-child-labour-ipec/what-child-labour/ilo-conventions-child-labour (access date: 17.12.2024)
13. ILO, UNICEF. Child labour rises to 160 million - first increase in two decades. [Electronic Resource] URL: https://www.unicef.org/india/press-releases/child-labour-rises-160-million- first-increase-two-decades (access date: 17.12.2024)
14. ILO, UNICEF. COVID-19 may push millions more children into child labour. [Electronic
Resource] URL: https://www.unicef.org/eap/press-releases/covid-19-may-push-millions-
more-children-child-labour-ilo-and-unicef (access date: 17.12.2024)
15. India Committee of The Netherlands. Dossier reports [Electronic resource] URL: https://www.indianet.nl/rap_f_e.html (access date : 25.03.2025)
..76