Введение 3
1. Тема науки в фотожурналистике и особенности работы в информационном
агентстве 12
1.1 Научная журналистика и тема науки в фотожурналистике 12
1.2 Особенности работы в информационном агентстве 27
1.3 Особенности иллюстрирования темы науки в федеральном новостном
агентстве 33
1.3.1 РИА Новости 33
1.3.2 ТАСС 51
2. РИА Томск 68
2.1 Специфика функционирования регионального новостного агентства
РИА Томск 68
2.2.1 Особенности иллюстрирования темы науки в региональном
новостном агентстве РИА Томск 71
2.2.2 Особенности иллюстрирования темы науки в региональном
новостном агентстве РИА Томск на конкретных новостных материалах 82
Заключение 91
Список использованных источников и литературы 93
Приложение А Расшифровка интервью с начальником управления
информационной политики ТУСУРа Натальей Рахманиной 97
Приложение Б Расшифровка разговора с корреспондентом отдела
информации управления информационной политики ТГУ 108
Приложение В Расшифровка разговора с сотрудником информационного
агентства РИА Томск 112
Приложение Г Расшифровка разговора с заместителем главного редактора информационного агентства РИА Томск 114
СМИ публикует материалы обо всех происходящих в мире событиях, рассказывает о всех доступных явлениях и позволяет нам узнать обо всех интересных и популярных людях. Традиционно СМИ освещают следующие сферы жизни: политику, экономику, спорт, культуру и искусство и науку.
Последние четыре года особое внимание уделяется именно теме науки. Так, в 2020 Владимир Владимирович Путин поручил разработать меры господдержки для популяризации науки, а в 2022 был инициирован федеральный проект «Популяризация науки и технологий». Безусловно, эти проекты нашли отражение в российских СМИ.
Для широкой аудитории, имеющей разный жизненный опыт и уровень знаний, тему науки стараются подать упрощенно. Это нужно для того, чтобы материалы на научную тематику могло понять как можно большее количество людей. Одним из способов сделать информацию понятной человеку, далекому от науки является сторителлинг. Благодаря использованию этого приема, читатель понимает, зачем проводятся те или иные исследования, изобретаются инновационные вещи, разрабатываются различные устройства. Понятным языком объясняется область применения, а также, как разработка может изменить жизнь человека.
Однако, несмотря на качественно написанную историю, новость часто требует иллюстративного материала.
«Большинство просветительских ресурсов предпочитают использовать иллюстративные форматы мультимедийных инструментов, относящиеся к арсеналу традиционных медиа» [1].
Когда у материала есть сопровождение в виде мультимедиа, неважно, в виде фотографии, видео или инфографики и т.д., читатель настраивается на содержание материала еще даже не открыв его. Мультимедиа помогают передать эмоциональный посыл, тематику, а иногда и содержание новости.
В российских новостных агентствах тоже освещается тема науки. Публикации на научную тематику размещают либо в отдельной рубрике, либо наряду с другими публикациями.
Как иллюстрирование других тем в информационном агентстве, так и иллюстрирование темы науки имеет свою специфику.
Одной из таких особенностей является отсутствие объекта фотографирования. Изобретение может быть отправлено на выставку, находиться в разобранном виде или на стадии разработки, а также являться программным обеспечением. В таком случае фотожурналист вынужден придумать, как проиллюстрировать новость, чтобы отразить суть изобретения.
Еще одной особенностью является сложность доступа в лаборатории и на испытательные полигоны. Фотокорреспонденту необходимо ждать, пока он получит разрешение на посещение, а при посещении неукоснительно соблюдать рекомендации ученых, особенно в случае нахождения в стерильной лаборатории.
Также фотокорреспонденту нужно обладать высокими навыками коммуникациями. Несмотря на то, что чаще всего фотожурналист работает в паре с журналистом, фотокорреспондент должен уметь задавать правильные вопросы, чтобы понимать суть разработки и быть способным отразить ее инновационность на фотографии.
Все это осложняется высокой скоростью работы, характерной для новостных агентств. Оперативная публикация новостей часто не позволяет фотожурналисту провести самостоятельную фотосъемку из-за нехватки времени.
Редакции новостного агентства приходится работать с тем, что предоставляет пресс-служба университета или проектного института. Иногда редакция информационного агентства обращается к обобщенным, образным фотоиллюстрациям из фотобанка. Часто бывает и так, что несколько новостей иллюстрирует одно и тоже изображение, или публикация выходит без иллюстраций.
В этом есть как и положительная сторона, так и отрицательная.
В редакции сохраняется высокая скорость публикации новостей, фотокорреспондент может уделить больше внимания текущим новостям. Фотожурналисту не нужно ждать доступа к лаборатории или испытательному полигону, а также придумывать концепции фотографий разработок, которые по тем или иным причинам невозможно снять.
Однако, не всегда пресс-службы предоставляют качественные фотографии. Дело в том, что не все сотрудники пресс-служб используют профессиональный подход к созданию иллюстраций для материалов на научную тематику.
Одним из проявлений непрофессионального подхода к созданию иллюстраций является предоставление фотографий, снятых на телефон.
«Я не удивлюсь, что в современное время некоторые пресс-службы могут даже отправлять фотографии на телефон сделанные» — Наталья Рахманина, начальник управления информационной политики ТУСУРа.
Несмотря на то, что камеры некоторых телефонов не уступают по техническому качеству профессиональным камерам, их владельцы не всегда могут сделать качественные фотографии с точки зрения содержания, необходимого для публикации в СМИ.
В таком случае редакция вынуждена или ставить присланную фотографию плохого качества, или срочно подбирать подходящую фотографию из медиабанка, искать визуальный контент на стоковых сайтах.
На основе экспертных интервью с представителями пресс-службы томских университетов, идеальная модель взаимодействия пресс-службы и информационного агентства выглядит следующим образом.
«Идеально, когда мы сами этим занимаемся (фотоиллюстрированием). Когда наши фотографы делают иллюстрации, мы уверены, что они сделают необходимое, чтобы все это выглядело, с одной стороны, презентабельно, красиво, потому что все-таки особенность СМИ такова, что картинка должна быть хорошей, а с другой стороны, что они при этом не упустят каких-то важных деталей. На фотографии отражена не только разработка, но еще и то, в чем ее инновационность, в чем ее ценность для науки» — Кристина Быкова, корреспондент отдела информации управления информационной политики ТГУ.
«В идеальной модели я бы хотела возврата к пресс-турам. И к пресс- турам именно для крупных (федеральных - прим. автора) информагентств. История-то классная, сделать фотобанк, и потом самому агентству использовать свои фотографии» — Наталья Рахманина, начальник управления информационной политики ТУСУРа.
Наталья Рахманина под пресс-турами имеет в виду серию специально организованных фотосьемок, которые фотокорреспондент СМИ проводит в стенах университета. За 1-2 дня он может отснять объёмный фотобанк кадров, которые будут публиковаться редакцией по мере надобности.
Новостное агентство в лице фотокорреспондента РИА Томска Никиты Гольцова считает, что «идеальной модели не существует, но в рамках информационного агентства идеальная та — которая отражает суть новости и является эксклюзивом (т.е. есть только у нас)».
Другой представитель редакции РИА Томск, заместитель главного редактора Михаил Голубев, считает, что наиболее удачная иллюстрация для научной новости — это изображение разработки, которая объясняет ее суть. Успешность фотографии, иллюстрирующую научную новость в редакции измеряется в количестве просмотров и цитировании.
«Научные новости хороши тогда, когда они популярны. Достичь этого без фотографии зачастую очень сложно. Хорошая фотография в таком материале должна не просто иллюстрировать, а объяснять суть научного проекта, разработки и так далее. Успешность фотографии в таком случае измеряется в количестве просмотров и цитировании (когда фотография РИА Томск используют другие СМИ и паблики)» — Михаил Голубев, заместитель главного редактора РИА Томск.
Отдельно Никита Гольцов отмечает использование повторяющихся фотографий («заглушек») и фотографий с места событий, предпочитая использовать категорию удобства для осмысления организации процесса взаимодействия с пресс-службами.
«Заглушки» это не хорошо и не плохо, это просто удобно. Нужно понимать, что информационное агентство всегда работает в условиях оперативности, выпустишь новость раньше коллег — получишь больше просмотров. В случае, когда жанровой фотографии с места нет — работают «заглушки» - Никита Гольцов, фотокорреспондент РИА Томск.
Михаил Голубев же имеет несколько другое мнение:
«Заглушки» — это не от хорошей жизни. Конечно, каждая новость в идеале должна сопровождаться новой иллюстрацией. С другой стороны, мы иногда пишем про одну и ту же научную разработку не один, а серию материалов, и приходится использовать ранее отснятые кадры».
Кроме этого, фотокорреспондент РИА Томска Никита Гольцов отмечает существующую организацию процесса фотоиллюстрирования научных новостей в информационном агентстве:
«Как правило научные новости у нас генерируют университеты либо крупные организации вроде НО РАО, в 90% случаев эти новости - пресс релиз. В случае пресс релиза он почти всегда приходит уже с фотографиями, так что никаких сложностей здесь нет. В отдельных случаях с расширенными новостями (например, открытие научной лаборатории) лучше работает свой корреспондент, потому что он быстрее пресс-службы (и в большинстве случаев работает качественнее)».
Информационное агентство РИА Томск не проводило исследование о том, какими фотоиллюстрациями лучше сопровождать научные новости. «Исследования не проводятся, но мониторинг постоянно ведется. Мы обращаем внимание на количество просмотров и уникальных посетителей.
Для РИА Томск фотоматериалы считаются очень трудозатратным контентом, поэтому по обоим показателям фотография априори должна повышать значимость всего материала» — Михаил Голубев, заместитель главного редактора РИА Томск.
Несмотря на отсутствие специальных исследований представители пресс-служб отмечают, какие фотографии пользуются наибольшим успехом.
«Без каких-либо исследований, чаще всего, приятнее всего, людям все - таки смотреть на людей, которые делают эти исследования» — Быкова Кристина, корреспондент отдела информации управления информационной политикой ТГУ.
Наталья Рахманина имеет похожее мнение, наиболее удачная фотография для нее портрет человека.
«Сейчас вообще какая-то потребность, на самом деле, больше в эмоциональной картине. Почему-то людям, хочется (смотреть) на эмоционально приятных людей» — Наталья Рахманина, начальник управления информационной политики ТУСУРа.
Отдельно Кристина Быкова отмечает, что вывод об успешности именно портретов исследователей довольно субъективен:
«Мы подбираем фотографию, исходя из следующих параметров: относится к теме материала, хорошее качество, известно авторство (наше или того, кто разрешит опубликовать). И, так как фотография всегда только сопровождает текст, а не публикуется отдельно, я считаю, что не получится выделить критерии успешности именно для нее.
Фотографии с людьми набирают больше лайков, чем фотографии оборудования или бактерий — это субъективно. Я лично не проводила исследований и не измеряла, но считаю так» — Кристина Быкова, корреспондент отдела информации управления информационной политикой ТГУ.
Как и корреспондент отдела информация управления информационной политикой ТГУ, начальник управления информационной политики ТУСУРа отмечает, что целенаправленные исследования успешности фотографий не проводились, но отмечалось какие фотографии имеют больший успех.
«Исследования не проводили, мы просто для себя отмечаем какие-то вещи» - Наталья Рахманина, начальник управления информационной политики ТУСУРа.
Вывод об успешности портретов для сопровождения новостей на научную тематику был сделан Натальей Рахманиной на основании материала ко Дню науки, снятому пресс-службой ТУСУРа.
Также Наталья Рахманина добавляет, что успешность публикации в соцсетях пресс-служба измеряет в просмотрах.
Еще один критерий успешности фотографии, по мнению начальника пресс-службы ТУСУРа - это ее цитирование (разлетаемость) другими СМИ.
«Если говорить про разлетаемость фото (как часто одна и та же фотография используется разными СМИ - прим. автора) в СМИ, то это все- таки ближе именно к разработкам и разработкам сложным» - Наталья Рахманина, начальник управления информационной политики ТУСУРа.
Исходя из этого, в нашем исследовании мы будем анализировать существующие процессы организации взаимодействия пресс-служб с информационными агентствами, а также пути их улучшения для создания качественных фотографий, полностью устраивающих как пресс-службы, так и новостное агентства. Ключевыми факторами для анализа будут являться содержание фотографий, их художественная ценность, а также организация процесса создания фотографий.
Стоит отметить, что особенностью освещения темы науки в информационном агентстве является малое количество новостей по сравнению с федеральными новостными агентствами. Иногда новости не привязаны ко времени (например, новость о том, что идет работа над созданием геномного принтера) или не содержат яркий информационный повод (ученый планирует найти 50000 на создание опытного образца).
К таким новостям довольно сложно подобрать фотографию. С учетом того, что ключевым фактором работы в информационном агентстве является скорость, времени на особый творческий подход к созданию и подбору фотоиллюстрации нет. Исходя из этого сотрудники информагенства просят фотографию у пресс-службы.
Однако не всегда у пресс-службы есть подходящие, по мнению новостного агентства фотографии, для иллюстрации новости на научную тематику.
Тесное взаимодействие пресс-служб университетов и редакций новостных агентств является одним из условий подготовки и публикации качественного медиаконтента на тему науки требует пристального изучения, а также обобщения положительного опыта такого взаимодействия.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости грамотного фотоиллюстрирования новостей на научную тематику, для повышения их читаемости, а также создания привлекательного образа науки.
Целью нашей работы является выявление необходимых качеств, которыми должна обладать фотография, иллюстрирующая тему науки, в информационном новостном агентстве, а также процесс организации создания фотографии.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
1) Рассмотреть специфику фотоизображения в фотожурналистике, в том числе, вопрос жанровой классификации фотопубликаций.
2) Проанализировать особенности фотоиллюстрирования материалов на тему науки в федеральных агентствах (РИА Новости и ТАСС).
3) Проанализировать особенности фотоиллюстрирования на тему наука в региональном новостном агентстве РИА Томск.
4) Провести сравнительный анализ исследуемых изданий на основе фотоматериалов, сопровождающих новости на тему науки.
В заключение хочется сказать, что мнение пресс-служб и информационных агентств об организации процесса фотоиллюстрирования темы науки по большей мере совпадают.
Все стороны создания новостей на научную тематику считают, что новость должна сопровождаться фотографией.
В случае с разработками материал должен сопровождаться фотографией, не только изображающей разработку, но и отражающей ее суть, помогающей понять читателю, для чего данное изобретение используется.
Сотрудники пресс-служб отмечают, что наиболее удачной фотографией, иллюстрирующей новость, для них является портрет ученого или команды ученых, иногда вместе с разработкой.
В случае, если изобретение снять затруднительно или невозможно, пресс-службы предпочитают в качестве иллюстрации портрет ученого или команды разработчиков.
Таким образом, мы видим, что для достижения организации идеального процесса взаимодействия пресс-служб и информационных агентств, создания качественных иллюстраций для новостей на тему наука нужно:
1. Организовать пресс-туры для новостных агентств в лаборатории ученых.
2. Задавать грамотные вопросы ученым об их разработки, уточнять, что должно быть в кадре, а что фотографировать нельзя, а также в чем суть их разработки.
3. Значительное место в банке фотографий отводить под натюрморты и портреты.
4. Отдавать предпочтение качественным фотографиям - уникальным, снятым в России (Томске), соответствующим техническим и формальным требованиям.
Сотрудники информационного агентства РИА Томск согласны с такой организацией работы, и со своей стороны хотят, чтобы:
1. Пресс-службы предоставляли уникальные фотографии (которые будут опубликованы только в РИА Томске.
2. Пресс-службы предоставляли фотографии ученых и их разработок, а крупные мероприятия и пресс-конференции снимать самостоятельно.
3. Пресс-службы предоставляли большее количество фотографий одного и того же изобретения, чтобы избежать повторяющихся фотографий.
С точки зрения фотокорреспондентов (на основе практического опыта автора данной исследовательской работы) качественные («крутые») фотографии, иллюстрирующие материалы о науке, должны соответствовать следующим темам:
1. Новости об изобретениях, не имеющих аналогов, так как опытный образец которых был предоставлен впервые или создание которых слишком трудоемко.
2. Новости о достижениях известных ученых или их посещении научной организации.
3. Новости о посещении научной организации важными для науки людьми, например министром образования.
По мимо этого, фотографии на данные темы должны обладать художественной ценностью. Под ней мы подразумеваем:
1. Использование интересных световых схем и решений.
2. Грамотно выстроенную композицию, помогающую увидеть
особенности разработки, а также понять область ее применения.
3. Наличие образов и символов
1 Чутчева А.В.,. Витвинчук В.В, Лаврищева М.С. «Трансформация
просветительской журналистики в условиях функционирования новых медиа» [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-prosvetitelskoy-zhurnalistiki-v- usloviyah-funktsionirovaniya-novyh-media
2 Владимир де Семир «Научная коммуникация и научная фотожурналистика» [Электронный ресурс] - URL: https://www.observatorio- acuicultura.es/sites/default/files/images/adjuntos/libros/science comunication.pdf
3 Блюм Д. и др. «Полевое руководство для научных журналистов» // Знаниум: электронно-библиотечная система - М., 2018. [Электронный ресурс] - URL: https://znanium.ru/read?id=428354
4 Шипман М. «Научная коммуникация руководство для научных
пресс-секретарей и журналистов» // Знаниум: электронно-библиотечная система - М., 2018 [Электронный ресурс] - URL:
https://znanium.ru/catalog/document?id=428085
5 Stocklmayer S.M.,. Gore Michael M, Brayant Chris «Science
Communication in Theory and Practice» // Спрингер: международная издательская компания [Электронный ресурс] - URL:
https://link.springer.com/book/10.1007/978-94-010-0620-0#page=160
6 Зуева Г. С. «Инфографика в информационном агентстве «ТАСС»: форматы, цели, функции» [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7info grafika-v-informatsionnom-agentstve-tass- formaty-tseli-funktsii
7 Топчий И.В., Иванова Д.О. «Особенности инфографики в спецпроектах на научно-популярную тематику» [Электронный ресурс] - URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-infografiki-v-spetsproektah-na- nauchno-populyarnuyu-tematiku
8 Беленький А.И. учебное пособие «Фотожурналистика в современных СМИ» Санкт-Петербург, 2016
9 Колосов А. «Новый взгляд на жанры фотожурналистики» [Электронный ресурс] - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu- www.woa/wa/Main?textid= 1961&level 1=main&level2=articles
10 Мжельская, Е. Л. учебное пособие «Фоторедактирование» Москва, 2013
11 Российское информационное агентство РИА Новости [Электронный ресурс] - URL: https://riamediabank.ru/
12 Российское информационное агентство «ТАСС» [Электронный ресурс] - URL: https://www.tassphoto.com/ru
13 Устав города Томска [Электронный ресурс] - URL: https://duma70.ru/ustav goroda tomska
14 Томск - студенческая столица [Электронный ресурс] - URL: https://www.riatomsk.ru/article/20151219/brend-tomsk-studencheskaya-stolica- rossii/
15 Большой университет Томска [Электронный ресурс] - URL: https://university-tomsk.ru/
..29