Введение 3
1 Основные тенденции развития сферы работы с документами в условиях
цифровизации 10
1.1 Изменения профессиональной среды документоведа. Тенденции развития
экономики в условиях цифровизации 10
1.2 Трансформация профессиональных задач документоведа в условиях
цифровизации 18
2 Профессиональная подготовка бакалавров-документоведов в России и зарубежом 39
2.1 Образовательная компетентностная модель бакалавра-документоведа: российские
образовательные программы, бенчмарк 40
2.2 Компетентностная модель бакалавра-документоведа в условиях цифровизации 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А Матрица профессиональных компетенций бакалавра-документоведа в условиях цифровизации 87
Приложение Б Распределение академических часов на группы дисциплин в образовательных программах отечественных вузов 90
Цифровизация в настоящий момент является одним из ведущих направлений развития экономики для большинства государств, в том числе она признается приоритетной и для Российской Федерации. Цифровые технологии позволяют выйти на качественно новый уровень в разработке продуктов и предоставлении услуг. Поэтому государство предпринимает усилия для их развития через реализацию федеральных проектов и программ, например, с 2017 года реализуется государственная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”.
В рамках федерального проекта “Кадры для цифровой экономики”, который включен в программу “Цифровая экономика”, делается акцент на подготовку IT специалистов и формирование цифровых компетенций у представителей “нецифровых” специальностей, в частности у специалистов по документационному обеспечению управления. Трансформация деятельности организаций, связанная с цифровизацией бизнес-процессов, приводит к изменению профессиональных задач, которые возлагаются на специалиста сферы ДОУ. Изменившиеся профессиональные задачи требуют формирования новых компетенций и профессиональных качеств, что в результате отражается в профессиональных, и в образовательных стандартах, а также в разрабатываемых на их основе образовательных программах.
Преобразование рынка труда - появление новых задач и вызовов, новых требований к специалисту - становится фактором, который необходимо учитывать при проектировании или актуализации программ профессиональной подготовки, чтобы в будущем документовед имел достаточно компетенций для решения текущих задач и возможность для дальнейшего профессионального развития.
Разработка образовательной программы - сложный и многоэтапный процесс. Приступая к проектированию, разработчикам основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) необходимо представлять набор компетенций будущего выпускника. Иными словами, в основе образовательной программы лежит компетентностная модель специалиста, разработанная с учетом социальных, политических, экономических условий, в которых предстоит работать специалисту, изменений на рынке труда, лучших образовательных и профессиональных практик в той или иной сфере.
В настоящем исследовании под компетентностной моделью понимается совокупность трех компонентов:
а) деятельностный (умения и навыки, которыми владеет специалист и которые может использовать в различных ситуациях, в том числе, адаптируя их и преобразуя в высокоуровневые);
б) когнитивный (знания, которыми специалист владеет);
в) мотивационный (личные качества, убеждения или позиция по определенному вопросу, моделирующие поведение специалиста в определенной ситуации).
Сложность подготовки специалистов по документационному обеспечению управления сегодня обусловлена переходностью текущего момента, гибридностью практик работы с документами, сосуществованием как бумажного документооборота, так и его по крайней мере частичной цифровизации. Поэтому на данном этапе важно сохранить традиционное ядро профессиональной деятельности, но при этом “нарастить” его новыми, цифровыми компетенциями, которые позволили бы выпускнику быть востребованным на рынке и иметь возможность решать задачи, возникающие в условиях цифровизации.
Литературу по теме исследования можно условно разделить на два направления. К первому направлению относятся исследования, посвященные изменениям в профессиональной деятельности документоведа в текущее время. С.Э. Ульянцева в работе “Место и роль методолога по управлению документами в современной организации” анализирует профессиональные задачи специалистов, деятельность которых связана с построением комплексных корпоративных документных систем. Автор соотносит такие задачи с направлениями подготовки, формирующие соответствующие компетенции. Результатом анализа стал вывод о том, что круг профессиональных задач современного документоведа довольно узок и ограничивается управленческой документацией и сопровождением административно-хозяйственной деятельности по обеспечению работы организации1. Таким образом, документовед, по мнению автора не может решать задачи, связанные с аудитом информационных систем, разработкой и внедрением регламентов, а также созданием и поддержкой баз данных и др.
Данный тезис подтверждается и в работе Л.Н. Варламовой . Исследуя текущие изменения на рынке труда, автор приходит к выводу, что профессиональные задачи современного бакалавра-документоведа ограничены ведением управленческой и кадровой документации, в то время как рынку нужны специалисты, способные работать в разных системах документации с использованием современных технологий и разных форматов информации.
Об изменениях компетенций современного документоведа, связанных с внедрением программы “Цифровая экономика”, пишет К.А. Кузнецова . Автор не только поднимает вопрос о необходимости переобучения и переподготовки документоведов в связи с новыми задачами, поставленными государством, но и указывает на другие проблемы подготовки будущих кадров. Автор отмечает, что современное документоведческое образование опирается на рынок труда и профессиональные стандарты в области документационного обеспечения управления. В свою очередь, профессиональная сфера документоведа сегодня - это результат “реакции” на внешние и внутренние изменения в современных компаний. Распределение ресурсов и кадров в каждой организации ситуативно, принимаемые управленческие решения редко имеют системный характер. В такой ситуации накопление опыта и формулирование концепции или стратегии в профессиональной сфере фактически не представляется возможным, поэтому приоритетом каждой компании должно стать долгосрочное планирование развития компетенций кадрового состава.
Автор предлагает перечень компетенций, которые являются наиболее востребованными для современного специалиста сферы ДОУ:
а) способность быстро адаптироваться к изменениям;
б) направленность на развитие инновационного потенциала;
в) способность осуществлять управленческую деятельность;
г) профессиональные навыки в области документоведения;
д) владение современными технологиями электронного документооборота;
е) навыки организационного проектирования;
ж) комплексные знания в области ИКТ;
з) готовность использовать навыки межличностных отношений;
и) способность внедрять новые идеи (креативность).
Анализ первого направления исследований демонстрирует сходство мнений авторов о том, что профессиональная деятельность бакалавра-документоведа замыкается на решении управленческих и административных задач, чего на современном рынке уже недостаточно. Следовательно, в современных условиях разработчики образовательных программ не могут ограничиться формированием того набора компетенций, который был достаточен для работы в традиционном профессиональном поле. В исследованиях поднимаются вопросы пересмотра образовательных программ по подготовке документоведов, а также необходимости переподготовки и переобучения текущих специалистов в связи с появлением новых задач.
Ко второму направлению исследований относятся статьи, в которых формулируются представления о будущих задачах специалиста-документоведа, и даются прогнозы в отношении развития профессиональной сферы. Среди авторов работ данного направления следует выделить Н.А. Храмцовскую и Л.Н. Варламову. В своих исследованиях авторы уделяют внимание вопросам трансформации профессиональной деятельности документоведа, а также выделяют основные задачи, которые, по их мнению, будет решать документовед. Так, Н.А. Храмцовская критикует Атлас новых профессий-2015 за отнесение профессии документоведа к категории устаревающих, приводя аргументы в пользу трансформации профессии в процессе цифровизации. Автор демонстрирует, что деятельность документоведа переходит от технического сопровождения процессов управления к налаживанию коммуникаций внутри компании и с внешними партнерами.
А.Н. Дулатова в монографии “Тенденция к конвергенции профессий: прогностическая модель” констатирует, что современные профессии нестатичны и постоянно находятся в процессе трансформации. Автор выделяет три состояния трансформации и характеризует их. Использование такой классификационной системы позволяет прогнозировать возможные пути развития профессии документоведа.
Анализ опубликованных исследований по вопросам профессиональной подготовки бакалавров-документоведов показал, что единого понимания профессиональной деятельности документоведа в условиях цифровизации в научном сообществе не сформировано. В большинстве случаев в своих статьях авторы уделяют внимание определенным аспектам профессиональной деятельности документоведа или изменениям, которые происходят в подготовке будущих специалистов. Таким образом, заявленная в выпускной квалификационной работе тема исследования является актуальной, и с теоретических, и с практических позиций. Во-первых, на основе комплексного анализа исследований, требований рынка и стандартов, бенчмарков планируется разработать профессиональную модель бакалавра, способного решать обусловленные цифровизацией профессиональные задачи. Во-вторых, авторы ВКР полагают, что такая модель может быть использована разработчиками ОПОП (в частности, реализуемой на факультете исторических и политических наук ТГУ) в качестве инструмента для актуализации существующих программ профессиональной подготовки бакалавров-документоведов.
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров-документоведов в высших учебных заведениях России.
Предмет исследования: влияние трансформации компетенций современного специалиста по документационному обеспечению управления на его профессиональную подготовку в условиях цифровизации.
Цель выпускной квалификационной работы - сконструировать компетентностную модель специалиста в сфере документационного обеспечения управления, отвечающего требованиям цифровой трансформации, и оценить ее возможности в качестве инструмента актуализации программ профессиональной подготовки бакалавров-документоведов.
Задачи:
1. На основе анализа ключевых тенденций в развитии экономики, возникших под влиянием цифровизации, выявить новые профессиональные задачи, стоящие перед специалистами по документационному обеспечению управления, и компетенции, необходимые для их выполнения;
2. Выявить компетентностную модель, лежащую в основе образовательных стандартов и образовательных программ по направлению “Документоведение и архивоведение” российских высших учебных заведений;
3. На основе выявленных задач и необходимых для их реализации знаний и навыков, создать компетентностную модель бакалавра-документоведа;
4. Оценить актуальность существующих образовательных программ подготовки по направлению “Документоведение и архивоведение” современным требованиям, отраженным в сконструированной компетентностной модели.
Источниковая база исследования формируется из трех ключевых блоков:
а) материалы государственной программы “Цифровая экономика”1, а также реализующихся в ее рамках федеральных проектов: “Кадры для цифровой экономики” , “Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли”1, “Нормативное регулирование цифровой среды” и “Цифровые услуги и сервисы онлайн” ;
б) нормативные и методические документы, регламентирующие подготовку и профессиональную деятельность специалиста-документоведа: профессиональные
стандарты “Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией” , “Специалист по управлению документацией организации” , “Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности” , “Специалист по формированию электронного архива” и федеральные образовательные стандарты высшего образования по подготовке бакалавров по направлению “Документоведение и архивоведение” . Профессиональные стандарты являются документами с двойственным статусом. Они носят обязательный характер для всех организаций в части квалификационных требований для обозначенных в них функциональных позиций, но при этом содержание обобщенных трудовых функций и входящих в них трудовых действий является рекомендательным. В федеральных образовательных стандартах определяются требования к результатам освоения образовательных программ, обязательные условия организации образовательного процесса для всех высших учебных заведений, которые хотят иметь государственную аккредитацию;
в) нормативные и методические документы, регламентирующие подготовку специалистов в области управления информацией и документацией в вузах России и материалы по программе “Records management and archival science” Университета Сорбонна в Абу-Даби.
Материалы программы Сорбоннского университета используются в качестве бенчмарка (эталонного показателя) для сопоставления разработанной компетентностной модели с лучшими практиками в области подготовки специалистов по информации и документации в рамках цифровой экономики.
При проведении исследования использовались общетеоретические научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование).
Представленная работа имеет традиционную структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.
Процесс цифровизации сегодня представляет собой глобальное явление, характерное для большинства государств. Внедрение новых технологий предполагает переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов в организации, повышая ее эффективность, согласованность и прозрачность. Они трансформируют практики государственного и муниципального управления, изменяют структуру рынка, деятельность предприятий и организаций, жизнь людей, формируя принципиально новые условия, к которым, как показала пандемия COVID-19, часто приходится адаптироваться быстро и неожиданно.
В новых условиях профессиональная деятельность не может быть устроена по- старому. Основные тенденции рынка труда, связанные с цифровизацией экономики, предполагают изменение общих приоритетов в сторону повышения внимания к внедрению решений, проектов и продуктов, которые призваны автоматизировать процессы, сократить временные издержки на обработку данных и др. В свою очередь, подобные изменения приводят к трансформации профессиональных задач, выполнение которых компании ждут от специалистов, в том числе специалистов области документационного обеспечения управления и архивного дела.
Внедрение автоматизированных систем документооборота приводит к децентрализации работы с документами и снижению востребованности технических должностей в сфере ДОУ. В приоритет попадают специалисты-аналитики бизнес- процессов, разработчики нормативной базы для документационных систем, а также специалисты, занимающиеся выстраиванием документных и бездокументных корпоративных коммуникаций.
Архивная сфера также претерпевает изменения. С возникновением электронного документа начался процесс перевода бумажных документов в цифровую среду: значительно упростился доступ к информации, расширились возможности привлечения пользователей в архивы за счет новых технологий, например, дополненной реальности для создания виртуальных архивных коллекций, онлайн-читальных залов и др. Однако сам процесс долговременного хранения электронного документа остается нерегламентированным ввиду отсутствия полного понимания сущности и особенностей электронного документа, которые влияют на его долговременную сохранность, а также устоявшихся и качественно описанных отечественных практик и правового поля, установленного государством.
В таких условиях специалист документовед может выполнять традиционные функции, связанные с организацией бумажного или смешанного ДОУ и реализовывать новые задачи, которые формируются в связи с процессом цифровизации уже сегодня, среди которых:
а) проектирование коммуникационной системы, анализ и выстраивание бизнес- процессов;
б) консультирование сотрудников по вопросам документационного обеспечения управления;
в) разработка локальных нормативных актов, регулирующих бизнес-процессы организации;
г) выстраивание и совершенствование документационных процессов в организации;
д) проведение внутреннего аудита процессной системы организации для внедрения кросс-функциональных процессов;
е) разработка технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям по вопросам проектирования и внедрения автоматизированных систем работы с документами;
ж) описание информационных и математических моделей, связанных с созданием и внедрением комплексных или автоматизированных систем работы с документами и информацией;
з) разработка и совершенствование нормативно-методических документов по организации электронного документооборота, электронного хранения документов;
к) создание электронного архива организации;
л) создание и обеспечение эффективной системы хранения графических образов документов электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий;
м) разработка стратегий хранения и учета электронных документов и нормативное закрепление правил работы с цифровыми единицами хранения.
Трансформация профессиональной деятельности документоведа и самих практик работы с документами и информации неизменно ведет к необходимости перестраивания процесса подготовки таких специалистов. Определение набора компетенций, которые будут необходимы специалисту для выполнения новых задач - сложная задача для разработчиков основных образовательных программ, программ дополнительного образования. Решая эту задачу, разработчики образовательных программ разного уровня и направлений подготовки опираются на собственные представления о необходимых для выпускника компетенциях, соотнося их с требованиями профессиональных и образовательных стандартов, лучшими практиками и требованиями регионального рынка.
Образование становится ориентированным на удовлетворение социального заказа на определенного специалиста путем подготовки специалиста для решения определенной проблемы экономики и общественной жизни. Фактически подготовка специалиста становится образовательной услугой, которая должна быть актуальной, востребованной и предлагать уникальные компетенции и возможности, чтобы к ней обращались абитуриенты.
ФГОС нового поколения дает возможность участникам образовательных отношений вносить свои компетенции в образовательные программы, так как не имеет прописанных в нем профессиональных компетенций. Это дает разработчикам программ свободу и позволяет отразить их представления о профессиональных компетенциях бакалавра документоведа.
Однако в связи с тем, что профессорско-преподавательский состав программ в 61,11% рассмотренных вузов преобладает сотрудниками с историческим образованием, в большинстве случаев потенциал закладываемых программой компетенций ограничен спецификой выпускающей кафедры. Поэтому объем часов на различные группы дисциплин (правовые, исторические, общеобразовательные и др.) может отличаться, тем не менее для дисциплин, связанных с цифровыми технологиями выделенных часов недостаточно, чтобы сформировать у выпускников навыки, необходимые для полноценного внедрения систем электронного документооборота.
Бакалавр-документовед, прошедший подготовку по данным программам, соответствует и в некоторых вопросах даже превышает текущие требования к специалисту, отраженные в профессиональном стандарте и требованиях рынка труда, однако, в ближайшем будущем, в условиях цифровизации документационных процессов, компетенций у такого специалиста-документоведа может быть недостаточно, чтобы решать задачи, связанные с цифровыми технологиями.
В новой редакции ФГОС вузам были предоставлены возможности для составления собственной компетентностной модели, включая трактование содержания компетенций. Также обозначилась возможность привлекать ведущих специалистов-практиков для организации образовательного процесса.
Несмотря на недостаток цифровых компетенций в образовательных программах и отсутствие собственных ресурсов на реализацию новых цифровых дисциплин, между вузами и ведущими организациями региона не возникает такого рода сотрудничества, что в будущем может стать проблемой.
На основе выявленных тенденций изменения экономики, рынка труда и профессиональной деятельности документоведа в условиях цифровизации авторами
данного исследования была предложена компетентностная модель, которая включает в себя знания, навыки и ценности, которые необходимы для выполнения трех профессиональных задач: разработка и совершенствование корпоративной системы электронного
документооборота, создание и сопровождение электронного архива организации и участие в проектировании и управлении документоориентированными процессами и информационными системами организации.
Ключевой целью при разработке данной компетентностной модели было отразить представления авторов о том, как будет меняться профессиональная деятельность специалиста, компетенции которого будут релевантными для цифровой экономики РФ. В том числе, по этой причине в разработанную модель не включены делопроизводственные операции, направленные на сопровождение документооборота.
По мнению авторов, документовед в условиях цифровизации переходит от технического исполнения поставленных задач к деятельности специалиста-эксперта, который умеет работать с разными видами источников и информации, нормативными актами, принимая во внимание международный и отечественный опыта.
Преимуществом такого специалиста является быстрая адаптируемость к новым технологиям, умение коммуницировать со специалистами разных сфер профессиональной деятельности и инициировать создание проектных команд с целью повышения эффективности корпоративной системы ДОУ. При проектировании компетентностной модели бакалавра-документоведа в ценностную систему закладывалось такое качество специалиста как транспрофессиональность.
Задача высшего образования - готовить специалистов, которые будут востребованы после выпуска, а также обладать компетенциями, позволяющими развиваться в профессиональной среде. Для обеспечения такого результата важно понять, какие компетенции закладывать в специалиста и для каких профессиональных задач, поэтому проектирование компетентностной модели является важным элементом образовательной программы. Таким образом, предложенная авторами компетентностная модель может являться опорой при проектировании образовательных программ по направлению “Документоведение и архивоведение”, в том числе в ТГУ.
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации
на 2017-2030 годы : [утверждена указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203] / Официальные сетевые ресурсы Президента России // Администрация Президента России. - М., 2022. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения:
21.03.2022).
2. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" : [утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р] // Правительство России : [офиц. сайт]. - 2022. - URL:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата
обращения: 21.03.2022).
3. Ведомственная программа цифровой трансформации Федерального архивного агентства на 2021-2023 годы : [утверждена приказом Федерального архивного агентства от 18.12.2020 № 187] // Росархив : офиц. сайт. - [Б. м.], 2009-2022. - URL: https://archives.gov.ru/sites/default/files/plan-vpct-2020.pdf (дата обращения: 11.05.2022).
4. Подготовка кадров для цифрового прорыва в экономике страны // Кадры для цифровой экономики : [сайт]. - М, 2022. - URL: https://digitalskills.center/fp (дата обращения: 12.04.2022).
Профессиональные и образовательные стандарты
5. Специалист по управлению документацией организации : Профстандарт 07.004 : [утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 10 мая 2017 г.] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [сайт]. - [Б.м.], 2022. - URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr- professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh- standartov/index.php?ELEMENT_ID=67411
6. Специалист по формированию электронного архива : Профстандарт 07.009 :
[утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 10 мая 2017 г.] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [сайт]. - [Б. м.], 2022. - URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr- professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh- standartov/index.php?ELEMENT_ID=72779 (дата обращения: 02.05.2022).
7. Специалист архива : Профстандарт 07.012 : [утвержден Министерство труда
и социальной защиты Российской Федерации от 18.03.2020] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [сайт]. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr- professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh- standartov/index.php?ELEMENT_ID=106676 (дата обращения: 02.05.2022).
8. Специалист цифровой трансформации документированных сфер
деятельности организации : Профстандарт 07.012 : [утвержден Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.03.2021] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [сайт]. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr- professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh- standartov/index.php?ELEMENT_ID=76220 (дата обращения: 02.05.2022).
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2020 года № 1343 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [сайт]. - М., 2022. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-46-03-02-dokumentovedenie-i-arhivovedenie-1343/ (дата
обращения: 17.03.2022).
Образовательные программы российских и зарубежных вузов
10. Records Management & Archival Science : Foundation Year & Bachelor 1, 2 & 3 (Course Catalogue) // Sorbonne University Abu Dhabi. - Abu Dhabi, 2021. - 53 p. - URL: https://www.sorbonne.ae/wp- content/uploads/2021/08/SUAD_RecordsManagement_Catalogue.pdf (access date: 18.05.2022).
11. Основная профессиональная образовательная программа высшего
образования по направлению подготовки бакалавриата “Документоведение и архивоведение” на 2021-2022 уч. год / Документоведение и архивоведение // Официальный сайт Самарского национального исследовательского университета : [сайт]. - [Самара], 2022. - URL: https://ssau.ru/docs/sveden/education/OOP_460302-2021-Z-PP-4y11m-04.pdf
(дата обращения: 18.05.2022).
12. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки бакалавриата “Документоведение и архивоведение” на 2021-2022 уч. год / Документоведение и архивоведение // Официальный сайт Алтайского государственного университета : [сайт]. - [Барнаул], 2022. - URL: https://www.asu.ru/files/sveden/education/oop/OOP_46_03_02_dokumentovedenie%20i%20ark hivovedenie_dou-1-2021_2021.pdf (дата обращения: 18.05.2022).
13. Образовательная программа высшего образования по направлению
подготовки бакалавриата “Документоведение и архивоведение” на 2021-2022 уч. год / Документоведение и архивоведение // Официальный сайт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина : [сайт]. - [Тамбов], 2022. - URL:
http://prepodavatel.tsutmb.ru/sveden1/education/OOP_46.03.02_08072019.pdf (дата
обращения: 18.05.2022).
14. Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки бакалавриата “Документоведение и архивоведение” на 2021-2022 уч. год / Документоведение и архивоведение // Официальный сайт Сибирского федерального университета : [сайт]. - [Красноярск], 2022. - URL: https://edu.sfu-kras.ru/sites/edu.sfu- kras.ru/files/oop/programs/vo/46.03.02.30%20_op_vo_0.pdf (дата обращения: 18.05.2022).
15. Образовательная программа высшего образования по направлению
подготовки бакалавриата “Документоведение и архивоведение” на 2021-2022 уч. год / Документоведение и архивоведение // Официальный сайт Башкирского государственного университета : [сайт]. - [Уфа], 2022. - URL:
https://bashedu.ru/sveden/files/OP_46.03.02_Dokumentovedenie_i_arxivovedenie_(Dokumentac ionnoe_obespechenie_upravleniya_i_arxivovedenie)2018.pdf (дата обращения: 18.05.2022)... 77