Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Джаз: от музыкального явления к субкультуре

Работа №182234

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1 Культурно-исторические основы и музыкальные истоки формирования джаза 8
1.1. Влияние афроамериканского музыкального фольклора на становление джаза 1
1.1.1. Африканский музыкальный фольклор 10
1.1.2. Трудовые песни афроамериканских рабов 13
1.1.3. Культовая музыка афроамериканцев 15
1.1.4. Менестрели 21
1.1.5. Блюз 22
1.1.6. Рэгтайм 28
1.2. Ранний джаз как часть новой городской культуры 31
1.3. Эпоха классического джаза и изменение его социального статуса 38
2 Джаз как субкультура 44
2.1. Понятие субкультуры 44
2.2. Признаки субкультуры и их отражение в джазе 49
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 70


Актуальность исследования Развитие искусства может происходить различными путями. Искусство, подобно живому организму, проходит несколько стадий. Исключением может быть только то, что зачастую после кризисного момента не наступает «смерть», явление начинает жить в несколько измененном виде. Происходит это благодаря особой силе, заложенной в нем. Если объект искусства остается интересен публике после долгих лет, его воспроизводят, цитируют, значит, его актуальность не исчерпала себя.
Музыкальное явление также может следовать этому закону развития. Одним из ярких примеров может служить джаз, который привлекает внимание и по сей день: проводятся всевозможные фестивали, концерты, симпозиумы. Не более, чем за сто лет этот вид музыкального искусства превратился из популярной, массовой музыки в элитарную, высокую. Как пишет один из музыкантов: «Ветеран-пианист Юби Блейк не любит этого слова; он говорит, что в его молодости слово «джаз» означало нечто непотребное, безобразное. Но, несмотря на это название, отвергаемое многими людьми, джаз выжил и даже достиг определенной степени софистикации. Культура всегда выживает» .
Музыка XIX-XX вв. появилась на фоне событий: войн, революций, экономических кризисов. В условиях, когда исчезла стабильность жизни, люди искали отклик своим переживаниям в искусстве. Джаз родился из стремления к оппозиции классическому искусству. Он развивался в этих непростых обстоятельствах и сам стал похожим на них: немного бунтарский характер выражался в особом джазовом ритме, импровизация указывала на стремление к свободной жизни.
Джаз сложен и непонятен, его смысловая нагрузка несет в себе нечто большее, чем просто развлечение, танец, она призвана отразить эпоху. Наиболее яркое воплощение культурной обстановки исторической эпохи, в которой джаз был в центре внимания - 20-30 гг. XX столетия. В это время он приобрел статус профессионального вида музыкального искусства. О нем знали во всем мире, его узнавали благодаря специфическим чертам.
Актуальность исследования заключается в рассмотрении джаза как явления искусства отразившего в своей трансформации изменения, которые переживает общество и его духовную эволюцию. Искусство более конкретно и отчетливо отражает настроения людей.
Проблема исследования Автор обращает внимание на противоречие между традиционным представлением джаза как виде музыкального искусства и реальным положением дел, где джаз превосходит рамки музыкального явления.
Степень разработанности В данной работе используются разные труды, которые позволяют глубже проанализировать проблему. Используемые работы можно разделить на несколько категорий: историко-культурные (культурологические), труды по теории музыки, эмпирический материал (художественная литература и фильмы о джазе), теоретические работы о субкультуре.
-историко-культурные труды (культурологические): Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства», в этой работе автор исследует вопрос искусства с социологической стороны, его интересует причина незаинтересованности широкими массами в новом искусстве, находя ее в неизбежной закономерности. Большинство мало разбирающихся в искусстве обывателей ценит в нем близость к жизни, чем новое искусство не отличается. По, Ортеге- и-Гассету, новый стиль должен пройти так называемый «инкубационный период», если он не встретил одобрения публики. Автор разделяет искусство для масс и искусство для элиты. Только меньшинство может понять новые тенденции. В XX веке понятие о человеке вытесняется из кругов искусства, оно теряет чисто человеческое содержание. Здесь прослеживается «бесчеловечность» модернистских направлений, на основе чего Ортега-и-Гассет пытается вывести общий закон развитии искусства, по которому сначала изображались предметы, затем - ощущения, далее - идеи. Модернизму свойственно стремится к чистому эстетическому наслаждению в кругу избранных. В этом можно увидеть сходства, сопоставимые с развитием джаза, которые принадлежит авангардистскому искусству.
Еще один труд Ортега-и-Гассета не менее важен для проводимого исследования «Восстание масс». В этой работе автор говорит о ситуации, сложившейся к 1920-1930-м гг., когда происходит увеличение численности людей. Достижения XIX века принесли человечеству завоевания, например, утверждение демократии в ряде стран, качественное развитие техники. В XX веке появляется «толпа», «масса», которая живет ощущениями легкости жизни с отсутствием стремления к нравственному обогащению, требовательному отношению к себе, а также лишение чувства ответственности перед настоящим и будущим. В противовес «толпе», существует элита, которая составляет высшую в нравственном и умственном отношении части общества. В этих условиях происходило становление джаза, что в некоторой степени отразилось в его специфике.
Коллиер Д. «Становление джаза», в своей работе автор причисляет джаз к явлению искусства, говоря о его общепризнанности, количество поклонников растет из года в год, устраиваются всевозможные концерты, поклонники коллекционируют грампластинки и проявляют интерес к исполнителям. Коллиер выносит на первые план задачу обобщить историю джаза, выявить наиболее точные вехи в его развитии, опираясь на многочисленные и ранее собранный материал у других исследователей.
Значительны работы Конен В. Д., советского музыковеда и доктора искусствоведения. Ее работы о джазе полны точных сведений и рассуждений о развитии этой музыки. Например, в работе «Рождение джаза» ставит главным аспектом своего исследование выявление взаимосвязи духовного развития культуры США и развития джаза. Основной вопрос заключается в том, как американская музыка, отличная по своим корням от европейской музыки, пошла собственным путем формирования и вышла на такой высокий, профессиональный уровень.
Овчинников Е. В. в своей книге «История джаза», говорит о том, что это музыкальное явление зародилось в фольклоре и более чем за сто лет превратилось в профессиональное искусство высокого уровня. Еще более важно то, что джаз оказал немалое влияние на развитие других музыкальных направлений, таких как рок-музыка с ее многочисленными стилями и ответвлениями.
Шестаков В. П. «История истории искусства. От Плиния до наших дней». В этой работе в разделе про историю развития музыки, автор рассуждает о том, как менялось отношение людей к этому виду искусства в разные эпохи. Данные труд позволит более широко взглянуть на заявленную проблему и сделать определенные выводы о месте джаза в современности.
Мошков К. В., российский журналист, джазовый обозреватель, главный редактор журнала «Джаз. Ру», высказался в интервью, собранном автором: «Любое «нишевое» музыкальное явление формирует некий связанный с ним образ и стиль жизни для участников соответствующей субкультуры. Это верно и для джаза».
Также в эту категорию научных трудов входят биографические материалы музыкантов и их воспоминания. Данные работы позволяют рассмотреть явления джаза с исторической точки зрения, проследить особенности его развития;
- труды по теории музыки Дощечко Н. А. «Г армония в джазовой и эстрадной музыке», в этой работе описываются особенности языка музыки, что позволяет познакомится с основными понятиями этого искусства; Мальцев С. М. «О психологии музыкальной импровизации», здесь автор рассуждает об явлении импровизации, прослеживает этимологию слова, приводит классификацию видов импровизации. Мельцев понимает импровизацию как долгую и кропотливую работу по созданию и отделке художественного произведения. Теоретические музыкальные работы помогают обратить внимание на такие черты джаза, которые могут быть непосредственно связаны с его социокультурной составляющей. Например, импровизация как главный способ заявить о своей независимости от других музыкальных видов;
- теоретические работы о субкультуре: диссертация Л. Шабанова «Молодежная субкультура: социально-философский анализ», в ней автор акцентирует внимание на проблеме молодежных субкультур и ставит перед собой цель комплексно проанализировать социальные теории и подходы к изучению характеристик молодежных субкультур;
- эмпирический материал: художественная литература: Ф. Фицджеральд «Великий Гэтсби». Главной сюжетной линией романа становится любовная история с детективной и трагической развязкой. В центре внимания богема 20-х гг. XX в. с описанием ее образа жизни во времена «сухого закона», когда многие подпольные торговцы стали миллионерами, создавалась организованная преступность. Фицджеральд описывает антиморальные устои молодежи того времени и их тяга к материализму.
Фицджеральду принадлежит сборник рассказов «Сказки века джаза», в котором он через образы героев и их истории обосновывает утверждение о том, что 20-е гг. XX в. можно назвать «веком джаза». Автор выделяет несколько ведущих к этому тенденций: общество нацелено на преодоление последствий войны путем поиска ухода от реальности, который находится в джазе. Также заметна черта «потерянного человека», многие ощущали свою ненужность после Первой мировой войны. «Сухой закон», в свою очередь, способствовал установлению особого образа жизни общества того времени.
Р. Олдингтон «Смерть героя», автор причисляет его к жанру «роман-джаз». Такой выбор был сделан по причине того, что джаз в послевоенный период, был основным способом выразить настроение, его музыкальная специфика тонко переплеталась с общим состоянием времени. Качества джаза можно было соотнести с теми устремлениями, с которыми жили люди: неупорядоченность, тяга к свободе, импровизационный характер жизни, неспособность сказать, что ждет в будущем.
фильмы о джазе («Певец джаза», «Серенада солнечной долины» и др.) Описанные материалы способствуют погружению в эпоху развития музыкального явления и помогут выявить определенные социокультурные особенности джаза.
Цель исследования обосновать джаз как субкультуру
Задачи:
1) рассмотреть предысторию джаза и эволюцию из музыкального явления в социокультурное;
2) сформулировать основные черты джаза;
3) выделить основные черты субкультуры;
4) выявить характеристики джаза, которые позволяют определить его как субкультуру Методология исследования При изучении выбранной темы целесообразно использовать историко-культурный метод, который позволит выявить наиболее значимые социальные изменения, происходившие в обществе в эпоху расцвета джаза. Через историко-сравнительный метод можно изучить социокультурную жизнь изнутри очага развития джаза. Также важен описательный, через который удастся выразить обзор этапов становления джаза и сравнительно-аналитический метод, который позволит сопоставить различные аспекты исследования.
Объект и предмет исследования Объектом служит явление джаза, а предметом рассмотрения джаза как субкультуры.
Г ипотеза исследования Джаз выходит за рамки музыкального определения и становится субкультурой, не теряя идентичных черт. В течение в сей его истории прослеживается связь с социокультурной составляющей общества.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту Новизна исследования заключается в осмыслении джаза как социокультурного явления. Положения, выносимые на защиту:
1) джаз является субкультурой, его специфике всегда была присуща социальная проблематика;
2) признаки джаза как субкультуры, находят свое отражение в демонстрации стремления к свободе, особого образа мышления и образа жизни.
Апробация Красикова К. В. Становление интереса к джазу // Этюды культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск 25 апреля 2014 г. / под. ред. Э. И. Черняка. - Томск: Изд-во Томского университета, 2014. - С. 173;
Красикова К. В. Джаз в культуре первой половины XX века: некоторые аспекты проявления на примере рассказов Ф. Фицджеральда "Сказки века джаза" // Этюды культуры: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск 21 апреля 2015 г. / под. ред. Э. И. Черняка. - Томск: Изд-во Томского университета, 2015. - С. 434;
Красикова К. В. Влияние джаза на живопись на примере творчества Анри Матисса // Этюды культуры: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск 21 апреля 2016 г. / под. ред. Э. И. Черняка. - Томск: Изд-во Томского университета, 2016. - С. 361
Структура работы:
1) Введение;
2) 1 Культурно-исторические основы и музыкальные истоки формирования джаза;
3) 2 Джаз как субкультура;
4) Заключение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С момента, когда джазовые ансамбли обосновались на мировой эстраде, старательно вводя в жизнь особую эстетику, установился неповторимый пласт культуры XX века, бросивший вызов традициям классического искусства Европы, складывавшегося на протяжении многих веков. В течение всего времени своего развития джаз способствовал появлению целого потока различных направлений, которые имеют разные градации высокого и низкого, элегантного и приземленного. Это был и коммерческий джаз 20-х годов; и «горячая» («hot») его разновидность, которая передавала импровизационность народного афроамериканского музицирования; и танцевальный свинг; и «классический» джаз; и «би-поп», и «холодный» («cool») джаз. Также джазовая музыка содействовала рождению таких направлений как «ритм и блюз» («rhythm and blues»), «поп-музыка», «рок-музыка» и многие другие. Все перечисленные направления говорят о сложившейся джазовой системе, его завершенности в идейном плане и способности к дальнейшим обновлениям.
Исследовав джазовую специфику, автор обращает внимание на аспекты, связанные с социокультурной жизнью американского общества, где и сформировался джаз. Анализ его истории способствовал выявлению особой природы этого музыкального явления, которая позволяет рассматривать его в качестве субкультуры.
Были достигнуты следующие результаты. Рассмотрение предыстории джаза и его эволюции из музыкального явления в субкультуру привело к выводу о том, что в джазе на каждом этапе его развития всегда присутствовал социокультурный контекст. Изначально это подкреплялось стремлением выразить собственное мнение, с помощью музыки передать мироощущение. Благодаря уникальной природе джаза, выразившейся в ломке классических представлений о музыке, получалось выразить общие настроения народа, передать его тяготы и переживания. Во многом, чувственной основой явился блюз с его стремлением заглянуть во внутренний мир.
В ходе исследования был изучен вопрос о понятии субкультуры, и была найдена классификация признаков субкультуры, на основе диссертаций Сотникова И.М. «Дифференциация студенческой субкультуры в современном российском обществе» и Л. Шабанова «Молодежная субкультура: социально-философский анализ». Это позволило сопоставить признаки субкультуры со специфическими чертами джаза. В результате этого выяснилось, что следует дать определение субкультуры с авторской позиции, т.к. джаз не вписывается в те привычные рамки, которыми ограничивают данный термин. В природе джаза изначально было заложено чувство социальной борьбы с внешними обстоятельствами. Благодаря музыке невольники из Африки выражали свое 62
мироощущение и пытались создать собственную культуру на чужом континенте. Постепенно эта музыка претерпевала различные изменения, некоторые жанры, например, блюз, регтайм, спиричуэлс обосновались как самостоятельные и, безусловно, именно они в большей степени повлияли на становление и развитие джаза. В нем заложено то, что отличает его от любой другого музыкального явления. Постоянная борьба с сопротивлением и, наконец, его возрастание до статуса профессионального искусства, сделали джаз самостоятельным музыкальным явлением, повлиявшим на дальнейший ход развития музыкальной культуры. Джаз способствует формированию особого образа жизни и способа мышления, что впоследствии определило его как интернациональное искусство с высокой степенью интеллектуальности.
Субкультуре по ее природе свойственны периоды наибольшего расцвета, когда все ее признаки ярко проявляются и становятся более очевидны ее идеи. Джаз прошел подобный путь развития, и период расцвета можно считать 20 - 30-е годы XX века, когда он оформился в качестве профессионального искусства. Именно в этот период происходит оформление его признаков как субкультуры:
♦ набор ценностей и норм: свобода, стремление к изяществу и богатству для преодоления тягот войны, создание нового мира;
♦ особый образ жизни: состояние забвения, преумножение богатств, организация шумных вечеринок с непременным присутствием танца. Здесь уместно говорить о понятии «век джаза» (20-е гг.), введенным Ф.С. Фицджеральдом, который утверждал, что это было время полной эйфории.
♦ внешняя атрибутика: ярким примером является мода 20 - 30-х гг., изменения в которой совпали с популярностью джаза, что дало органичное сочетание, не раз использовавшееся в художественных произведениях, примером тому может служить роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».
♦ инициативный центр: великая роль афроамериканского народа, заслуга которого в создании нового, уникального вида музыкального искусства. Афроамериканские джазовые музыканты всегда отличались от американских и европейских, в них от природы было заложено чувство ритма и особая чувствительность при исполнении, что дало возможность создать свинг. Негритянский народ впервые за историю удостоился исполнения главной роли в культурной жизни целого мира.
Развитие джаза не кануло в лету и в настоящее время существует множество его направлений, что его признаки субкультуры уже не проявляются столь ярко, как это было
в 20-30-е годы XX века. Но, тем не менее, некоторые признаки, все же, имеют место быть, например, не стоит забывать о том, что джазмены узнают друг друга по фразам понятным только им, поведение на сцене, также отличается от выступления, к примеру, симфонического оркестра. Джаз остается особым способом мышления и выражением творческой мысли. Это помогает ему не терять статус субкультуры.
Теоретические материалы, собранные в процессе исследования темы, могут быть использованы для более глубокого изучения явления джаза. С практической стороны полученные результаты могут быть применены для составления плана специального учебного курса.


1. Feather L. The encyclopedia of jazz / L. Feather - N. Y. A Da Capo paper back s. a. - 527 p.
2. Gilbert Chare America’s music. From the pilgrims to the present / Gilbert Chare. - University of Illinois Press Urbanaand Chicago, 1987. - 712 p.
3. Grenberg R. George Gershwin / Grenberg R. - New York : Phaidon Press , 2008. - 240 p.
4. JazzPeople [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - JazzPeople, 2015. - Режим доступа: http://jazzpeople.ru/ (дата обращения: 02.06.2016)
5. Jazz-квадрат [Электронные ресурс]. - Электрон.дан. - Jazz-квадрат, 2015. - Режим доступа: http://jazzquad.ru (дата обращения: 24.05.2016)
6. Morrison T. Jazz / T. Morrison - New York knopf, 1992. - 229 p.
7. Perry D. Jazz Greats / D. Perry. - Phaidon press limited, 1996. - 240 p.
8. Salzman E. Twentieth-century music / E. Salzman - Upper Saddle River : Prentice Hall , 2002. - 337 p.
9. Ward G.C. and Burns K. Jazz a history of america’s music / G.C. Ward and K. Burns - Alsfred A. Knopf, 2000. - 490 p.
10. Адорно Т. В. Избранное: социология музыки / Т. В. Адорно - М. Спб. : Университетская книга, 1999. - 445 с.
11. Барбан. Е. С. Черная музыка, белая свобода / Е. С. Барбан - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2007. — 284 с.
12. Баташов А. Советский джаз / А. Баташов. - М., 1972. - 174 с.
13. Беличенко С. А. Социология отечественного джаза // Профессионализм и культуры личности. Опыт междисциплинарного исследования, Томск 28 мая - 28 июня 2007. - Томск: Изд-во НТЛ, 2007. - С. 126
14. Бердяев Н. А. Кризис искусства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М. :
Издание Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918. - Режим доступа:
http://odinblago.ru/krizis_iskusstva (дата обращения: 13.04. 2016)
15. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: Т. 1: в 2 т. / Н. А. Бердяев. - М. : Искусство, 1994. - 541 с... 69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ