Введение
Метафора: продуцирование, функции. 7
Коан. 10
Связь коана с дзэн-буддизмом. 10
Парадоксы коана. 13
Кассирер о метафоре. 16
Метафора сквозь призму мифа. 16
Соотношение коана с теорией. 18
Леви-Брюль о метафоре. 21
Метафора сквозь призму “первобытного” мышления. 21
Соотношение коана с теорией. 23
Блэк о метафоре. 25
Общие положения. 25
Сравнительная точка зрения на метафору. 27
Субституциональный подход. 27
Интеракционистский подход. 28
Соотношение коана с теорией. 29
Рикёр о метафоре. 32
Теория метафоры в работе “Живая метафора”. 32
Теория метафоры в работе “Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение”. 33
Соотношения коана с теорией. 35
Заключение. 38
Список литературы 42
Рассматривая проблему интерпретации коана как метафористической формы выражения философских идей, следует разобраться с тем, что такое метафора, как очертить границы метафоры, а также как метафоры идентифицируются в дискурсе, в частности - в философском дискурсе. Следует отметить, что такое декодирование метафоры и объяснение ее онтологии является актуальным на сегодняшний день, когда развивается теория метафоры, рассматривающая методы взаимодействия познавательных процессов с языковым выражением и актуализацией данных процессов. Также, необходимо разобрать понятие “коан”, определить его специфику и отличительные черты.
Безусловно, поставленная проблема является актуальной, и на то есть несколько причин. Первая причина - это актуальность дзэн-буддизма в современном философском, научном, культурном, историческом дискурсе. Коан - неотъемлемая часть дзэн-буддизма, одна из важнейших форм выражений философских идей дзэн. Далее в исследовании будет более подробно рассмотрен этот факт. Вторая причина - это ситуация, в которой находится современная философия вообще. Сама структура культурной и духовной жизни общества претерпевает стремительные изменения, эти же изменения претерпевает и сама философия, которая все больше взаимодействует и ищет точки соприкосновения с другими направлениями, а также требует разрешение проблем функционального самоопределения в сфере познавательной деятельности. Чтобы осмыслить данные проблемы, необходимо проанализировать способы выражения философских идей. Исходя из этого, в философии зачастую используется анализ гносеологического потенциала философской метафоры, и, несмотря на частую критику такой формы выражения, она все еще остается востребованной в современной философии. Третья причина связана с дидактикой и публицистикой как неотъемлемых частей современной философии. Философия, обосновывая ценностные и идейные установки современного общества, должна по максимуму использовать свой языковой потенциал, а в связи с расширением способов философских форм выражения, метафора не должна являться исключением.
Тезис: коан является метафорой согласно теориям метафоры Кассирера, Леви-Брюля, Блэка и Рикёра, а значит, коан является способом выражения философской мысли.
Цель данной работы: посредством разбора понятия “метафора” с точки зрения философов XX века выяснить, является ли коан метафорой или же относится к другим формам выражения философской мысли.
Задачи данной работы: 1) рассмотреть теории метафор философов XX века; 2) дать определение “коану”, выявить какие философские идеи он выражает; 3) сопоставить теории метафоры с понятием коана для выявления их сходств и различий; 4) определить, насколько понятие коан соответствует представлениям современных философов о метафоре.
Объектом данного исследования является непосредственно коан.
Предметом данного исследования является коан как метафористическая форма выражения философских мыслей.
Коан - короткое повествование, наиболее часто представленное в форме диалога. Такое повествование используется как форма выражения философских воззрений дзэн-буддизма. В данных диалогах наиболее часто представлены разговоры между учителями дзэн-буддизма с их учениками. Например: «Монах спросил учителя Дзесу, зачем Бодхидхарма пришел в Китай. "Кипарис в саду", - ответил Дзесу». Как можно увидеть, коаны не имеют никакой логической подоплеки, и это есть олицетворение философии дзэн-буддизма, являющейся, по сути, антиподом логики. Их целью является дать ученику, постигающему дзэн, такой психологический импульс, который на шаг приблизит его к достижению сатори (просветления).
...
Итак, подводя итоги, хочется обратиться к поставленным в данной работе задачам. Задачи данной работы: 1) рассмотреть теории метафор философов XX века; 2) дать определение “коану”, выявить какие философские идеи он выражает; 3) сопоставить теории метафоры с понятием коана для выявления их сходств и различий; 4) определить, насколько понятие коан соответствует представлениям современных философов о метафоре.
Первая задача данного исследования была выполнена, поскольку теории метафоры философов XX века, а именно Кассирера, Леви-Брюля, Блэка и Рикёра были рассмотрены. Рассматривая третью и четвертую задачу, мы вернемся к основным положениям этих теорий.
Второй задачей данного исследования было рассмотрение понятия “коан” и выявление философских идей, которые он выражает.
Коан - короткое повествование, наиболее часто представленное в форме диалога. Такое повествование используется как форма выражения философских воззрений дзэн-буддизма. В данных диалогах наиболее часто представлены разговоры между учителями дзэн-буддизма с их учениками. Например: «Монах спросил учителя Дзесу, зачем Бодхидхарма пришел в Китай. "Кипарис в саду", - ответил Дзесу». Как можно увидеть, коаны не имеют никакой логической подоплеки, и это есть олицетворение философии дзэн-буддизма, являющейся, по сути, антиподом логики. Их целью является дать ученику, постигающему дзэн, такой психологический импульс, который на шаг приблизит его к достижению сатори (просветления). “Основная идея дзэна — войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, причем сделать это самым прямым образом, не прибегая к чему-либо внешнему или неестественному”. [33, 31] Судзуки имеет в виду, что познание своей природы, безусловно, является не внешним, а внутренним опытом. Стоит также отметить, что различие между познанием интеллектуальным и познанием опытным вызывает наибольшее затруднение у последователей школ дзэн-буддизма. Тут стоит учитывать, что сатори невозможно передать кому-либо интеллектуальным путем, так как сатори достигается исключительно при помощи опыта. Если бы сатори было понятием, то, таким образом, опыт дзэн был бы обесценен, потому что дзэн, в первую очередь, требует ума свободного, не отягощенного интеллектуальными практиками, а лишь осмысляющим полученный опыт.
...
1) Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль. Т.1. Ред. В. Ф. Асмус, 1976. 550 с.; Т. 2. Ред. З. Н. Микеладзе, 1978. 687 с.; Т. 3. Перевод, вступ. статья и примеч. И. Д. Рожанский, 1981. 613 с.; Т. 4. Перевод с древнегреч., общ. ред. А. И Доватура, 1984. 830 с.
2) Артюнова Н. Д. Теория метафоры / вступ. ст., сост. Н. Д. Арутюновой ; пер. под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М. : Прогресс, 1990. - 512 с.
3) Базаров А. А. Институт философского диспута в тибетском буддизме / А.А.Базаров - Санкт-Петербургская типография “Наука” РАН 199034, 1997. - 225 с.
4) Банкэй Ё., Учение о нерожденном/Ё.Банкэй - СПб.: Евразия, 2000, - 352 с.
5) Бикертон, Дерек. Ввеудеуние в лингвуисутиучесукую теоурию метуауфоуры / Дерек Биуертон ; пер. с англ. Н. Н. Перцовой // Теория метафоры / вступ. ст., сост. Н. Д. Арутюновой ; пер. под ред. Н. Д. Арутюуовой и М. А. Журуинсукой. - М., 1990. - С. 284-306.
6) Бирдсли, Монро. Метуауфоруичуесукое сплетуеуние / Моунуро Бирдслуи ; пер. с англ. Н. Н. Перуцовуой // Теория метафоры / вступ. ст., сост. Н. Д. Аруутюуновуой ; пер. под ред. Н. Д. Аруутюуновуой и М. А. Жууринсукой. - М., 1990. - С. 201-218.
7) Блэк, Макс. Метуауфоура / Макс, Блэук ; пер. с англ. М. А. Дмитруовсукой // Теоруия метуауфоруы / вступ. ст., сост. Н. Д. Аруутюуновуой ; пер. под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М., 1990. - С. 153-172.
8) Васильев, Л.С., История религий востока /Л.С.Васильев - М.: Высшая школа, 1983. - 368 с.
9) Горин А.В. Границы языка и язык границ. Витгенштейн и дзэн // Путь Востока. Проблема методов: материалы IV Молодежной науч. конф. по проблемам философии, религии, культуры Востока. Сер. Symposium, Вып. 10. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 57-61.
10) Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: Трансатлантический диалог. /С.Гроф, Э.Ласло, П.Рассел - М.: ООО «Издательство АСТ». 2004. - 248 с.
11) Дэвидсон Дональд.Исследования истины и интерпретации / Пер. с англ. А. А. Веретенникова, Т. А. Дмитриева, М. А. Дмировской и др. - М.: Праксис, 2003. - 448 с.
12) Дюмулен, Г., История дзэн-буддизма /Г. Дюмулен - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 317 с.
13) Ермоленко Г. А. Метафора в языке философии: дисс. ... канд. философ. наук. Краснодар, 2000. 180 с.
14) Жолковский, А.К. К построению действующей модели языка «Смысл <=> Текст» /А.К. Жолковский, И.А. Мельчук // Машинный перевод и прикладная лингвистика. - 1969. - Вып. 11. - С. 5-35.
15) Зубкова, О. С. Метафора в философской парадигме: канд. филолог. наук. Курск, 2010. 10 с.
... всего 40 источников