Введение 3
ГЛАВА 1 Обзор медиаресурсов, помогающих адаптации зарубежных студентов в России 6
1.1 Иностранные студенты в Российской Федерации 6
1.2 Освещение в СМИ положения иностранных студентов в России 9
1.3 Информационные медиаресурсы для иностранных студентов:
обучение, общение, трудоустройство 15
1.4 Роль социальных сетей в адаптации иностранных студентов 17
1.5 Соцсети ТГУ - для иностранных
студентов 19
ГЛАВА 2 Основные проблемы адаптации иностранных студентов и рекомендации по их решению 23
2.1 Адаптация и интеграция в новую среду: собственной опыт 23
2.2 Языковые барьеры и способы их преодоления 24
2.3 Социокультурные и коммуникативные трудности 32
2.4 Психологический барьер 40
2.5 Интервью с иностранными студентами, обучающимися в ТГУ: три
главных проблемы адаптации в России 44
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Адаптация иностранных студентов в России - одна из самых актуальных проблем современного российского образования. Действительно, за последние десятилетия многие иностранные студенты приехали обучаться в Россию на разных факультетах и курсах: из Африки, Азии, Европы, Америки. Некоторые выбрали Россию в качестве места для обучения, потому что их привлекает российская культура, интересует язык или качество обучения. Но в процессе обучения они сталкиваются с огромными трудностями, в результате чего многие хотят бросить учебу или вернуться домой.
Как они преодолевают эти ситуации? Какие медиаресурсы им помогают достичь свою цель во время обучения в России? Настоящее исследование посвящено исследованию этой проблемы: различным аспектам адаптации иностранных студентов и отражению этой тематики в массмедиа.
Цель работы: выявить особенности медиаресурсов, предназначенных для адаптации иностранных студентов в России.
Задачи:
• Изучение литературы, в которой освещаются проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.
• Выявление основных проблем адаптации иностранных студентов
• Изучение тематики и проблематики медиаресурсов, которые связаны с адаптацией иностранных студентов.
• Наблюдение условий адаптации иностранных студентов в Томском государственном университете с привлечением собственного опыта.
• Анализ интервью иностранных студентов, в которых изложена информации об их адаптации в ТГУ.
Объект: адаптация иностранных студентов в России во время обучения в российских вузах.
Предмет: влияние медиаресурсов на адаптацию иностранных
студентов, обучающихся в российских вузах.
Материалы исследования.
Информационные ресурсы:
• Study in Russia https://studyinrussia.ru: через этот ресурс иностранные студенты могут получить всю информацию о российских вузах, о датах поступления, видах дипломов, стоимости обучения для контрактников.
• Education in Russia https://education-in-russia.com Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов это сайт, через который иностранный студент может подать заявку на получение государственной стипендии для бесплатного обучения в российских вузах. В нем подробно описывается процедура, документы, которые необходимо предоставить.
• Postupi https://postupi.online сайт, через который также иностранные граждане получает информацию о стоимости обучения в России.
• Минобрнауки России https://russia-edu.minobrnauki.gov.ru/ официальный сайт Минобрнауки России. На этом сайте подробно рассказывается о поступлении, даются подробные ответы на часто задаваемые вопросы
Медиаресурсы (социальные сети и сайты):
• TSU online (https://vk.com/tsu online): сообщество в ВКонтакте, освещает мероприятия и конкурсы в ТГУ для иностранных студентов.
• Отдел практик и трудоустройства ТГУ: сообщество в ВКонтакте (https://vk.com/cstv tsu) и сайт (https://opt.tsu.ru/), который сообщает иностранным о доступных предложениях работы.
• Русский разговорный клуб ТГУ (https://vk.com/russian club tsu): сообщество в ВКонтакте, где студенты практикуют русский язык
Методы: анализ медиаресурсов с содержательной точки зрения, самонаблюдение и саморефлексия, интервью как исследовательский метод.
...
Проведенное исследование показывает, что университеты должны учитывать важные моменты, которые помогут адаптироваться иностранным студентам в новой для них среде:
• Уважение к общим и культурным ценностям
• Поймите, что иностранец не русский и ему нужно время, чтобы открыть и освоиться в новой среде.
• Помогать студентам в общении и языковом уровне.
• Помогать разрушить барьеры, страхи, тревоги.
• Мотивировать абитуриентов в их обучении
• Избегать любых форм расистской или ксенофобской речи.
• дать возможность студенту высказаться и не мешать
• Помощь в самоорганизации.
Иностранные студенты также должны начать изучать русский язык дома, так как подготовительный факультет недостаточен для того, чтобы хорошо говорить по-русски. Работа должна быть гораздо более независимой и личной. Главный совет не бояться делать ошибки во время разговора. Иными словами, существуют разные формы помощи иностранным студентам.
Российские медиаресурсы могут помогать иностранным студентам адаптироваться к условиям жизни вовремя их обучении, и также работать над улучшением качества образования для этих зарубежных студентов. Но чтобы реализовать эту цель следует отметить некоторые важные пункты:
Понять что иностранные студенты имеет языковой барьер который не позволяет им сдать свои экзамены на отлично или окончить университет с отличием. Тем более они сталкиваются со сложностями в том числе в поиске работы потому что официальные работы требуются Патенты(Вид на жительство либо гражданство), иногда на практику они еще обязаны обладать российским гражданством. Так условия заставляют их покинуть Россию и бросать учёбу. Поэтому это вопрос относится к всем в частности университеты, правительства и руководство, найти вариант чтобы российское образование и самая страна были больше привлекательным, поскольку ежегодно приезжают много новых обучающихся. Они должны осознать о реальности на протяжении их пребывание и обучение в РФ.
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учеб. пособие для вузов. М., 1998. 271 с.
2. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 16-22.
3. Блинова Т.А., Новиков А.В., Руднова Н.Н. Особенности
преподавания информатики на русском языке как иностранном в информационном обществе для стран со слабым информационным уровнем в области алгоритмизации и программирования // Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан: сб.
материалов Международной научно-практической конференции. М., 2010. Т. 1. С. 38-46.
4. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Автореф. канд. ... дисс. Ленинград, 1982.
5. Ефимова О.Б., Якимов А.Н. Адаптация иностранных студентов: Методики подходы практики. Санкт-Петербург, 2020.
6. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб, 2001. 40 с.
7. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. СПб., НПО ЦКТИ, 1993. 62 с.
8. Иванова М.А., Трусов В.П., Шаглина Н.Д. Анализ описательных моделей адаптации иностранных учащихся. Деп. в НИИ ВШ 18.12.85, № 1164-8.
9. Иванова М.А., Шаглина Н.Д., Смелкова И.Ю. Академическая
адаптация китайских студентов к высшей школе России // Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ. СПб.: Изд-во
Политехнического Университета, 2005.
10. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1(5). С. 129-138.
11. Кузнецова Т.Е., Перфилова И.Л., Соколова Т.В., Перфилова С.В., Юмашева Л.В. Особенности обучения китайских студентов в вузах РФ //
Подготовка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федарации. СПб.: Изд. Политехнического Университета, 2010. С. 238-236.
12. Машошин О.Ф., Павленко П.В. Особенности обучения иностранных студентов дисциплинам «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов» // Науч. вестн. МГТУ ГА. 2008. № 128. С. 132— 135.
13. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Дорожинская Н.С. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 3 «Общественные науки». 2013. № 4 (121). С. 185-192.
14. Попов А.С., Прохоров А.В., Хурошвили И.Н. Проблемы обучения иностранных граждан в техническом университете на неродном для них языке // Науч. Вестн. МГТУ ГА. Сер. «Международная деятельность вузов». 2005. № 94(12). С. 66-73.
15. Родионова И.П. Лингвометодический аппарат как специфическая особенность учебника по естественно-научной дисциплине для иностранных студентов предвузовского этапа обучения // Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ. СПб.: Изд-во Политехнического Университета, 2005.
... всего 30 источников