ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ
(для старшей ступени среднего образования)
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психологические и методические основы расширения словарного запаса иноязычной лексики 7
1.1. ИКК и значимость объема лексического запаса в данной компетенции 7
1.2. Современные подходы к развитию ИКК и расширению активного словаря... 15
1.3. Экологичность и эффективность учебного процесса в современных условиях 33
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Методика расширения словарного запаса иноязычной лексики на основе цифровых ресурсов с учетом принципов экологичности и эффективности 41
2.1. Описание и обоснование комплекса лексических упражнений для расширения
словарного запаса с использованием цифровых ресурсов 41
2.2. Ход проведения и описание педагогического эксперимента 59
2.3. Результаты апробации комплекса лексических упражнений для расширения словарного запаса иноязычной лексики с использованием цифровых ресурсов и методические рекомендации по его использованию в учебном процессе 67
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пример модуля на платформе «Английский пациент» 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для выявления отношения к применению цифровых ресурсов
при обучении лексике 101
ПРИЛОЖЕНИЕ В Входное тестирование на определение уровня владения ИЯ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Итоговый тест на проверку усвоения лексики в рамках тематического мини-курса «You can only be a teenager once» 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Анкета для оценки экологичности и эффективности разработанного курса ИЯ 3
С развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий в мире происходит трансформация всех сфер общественной жизни. Изменения, связанные с процессами информатизации и цифровизации, не могли не затронуть сферу образования. В связи с возросшими потоками постоянно меняющейся информации, возникла необходимость в переходе к парадигме «обучения на протяжении всей жизни» и концепции самообразования, а также в пересмотре сущности педагогического процесса, который теперь следует понимать как «процесс овладения <.. .> стратегиями активного получения и переработки информации с целью ее дальнейшего практического применения» [39].
Особое значение приобретает процесс совершенствования обучения ИЯ в рамках информатизации с целью достижения наибольшей эффективности иноязычного образования. Поисками оптимальных путей развития системы обучения ИЯ на основе цифровых ресурсов занималось большое количество как отечественных (А.Н. Щукин, Н.Ф. Коряковцева, В.В. Сафонова, Д.К. Бартош, Е.С. Полат, П.В. Сысоев, И.В. Роберт, С.К. Гураль и др.), так и зарубежных ученых (G. Stanley, A. Gilmore, R. Blake, A. Richardson, S. Sterling и др.).
Исследователи отмечают широкие образовательные возможности цифровых ресурсов [16, 19, 42] и достаточную обеспеченность учебных заведений информационными технологиями [16, 20, 38]. Вместе с тем наблюдается несоответствие между уровнем развития технических средств и фактической эффективностью их применения. Что ставит перед методикой обучения ИЯ важную задачу - разработать наиболее оптимальную методологию работы с цифровыми ресурсами, направленными на обучение ИЯ «в комфортных и здоровьесберегающих условиях [31]». Достижение этой цели (ввиду многосторонности образовательного процесса и взаимосвязи всех входящих в него компонентов) возможно только при учете всего комплекса факторов, оказывающих влияние на эффективность обучения. В этой связи исследователями отмечается необходимость проведения параллели с экологией и ведутся обсуждения концепции «экологичности обучения», предполагающей создание и обеспечение такого учебного контекста, который предоставлял бы обучающимся многообразие образовательных возможностей на основе моделей и методов, максимально соответствующих их потребностям и интересам.
В процессе обучения ИЯ развитие лексических навыков, а именно расширение словарного запаса, является основополагающим элементом в формировании коммуникативной компетенции. Владение лексическим запасом является важнейшей предпосылкой развития речевых навыков. Ввиду комплексного характера лексики, обучение данному аспекту языка представляет собой серьезную задачу для преподавателя. Цифровые ресурсы при экологичном их использовании могут значительно повысить качество обучения лексической стороне речи, т.к. открывают доступ «к разнообразию вариантов обучения, упражнений, методов преподавания и типов проектов, реализуемых учениками в процессе обучения [74]». Однако несмотря на высокий уровень развития информационных и коммуникационных технологий, наличие большого количества исследований, посвященных проблеме повышения эффективности образования, комплексная идея «экологичности образовательной среды» еще не получила такого широкого распространения в отечественной методике. Особое звучание проблема достижения эффективности обучения ИЯ на основе цифровых ресурсов получила с началом пандемии коронавируса, когда из-за перехода на дистанционный формат, отмечалось снижение качества обучения. Именно этим обусловлена актуальность данного исследования.
Целью данной работы является разработка экологичного и эффективного комплекса упражнений, направленного на расширение лексического запаса школьников с использованием цифровых ресурсов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить критерии экологичности и эффективности учебного процесса;
2. Раскрыть компоненты ИКК и значимость объема лексического запаса в данной компетенции;
3. Проанализировать существующие подходы к обучению лексике (развития коммуникативной компетенции, расширения словарного запаса) на предмет эффективности и экологичности, включая использование цифровых ресурсов;
4. Разработать и апробировать экологичный и эффективный комплекс упражнений, направленный на расширение лексического запаса школьников с использованием цифровых ресурсов.
Объектом исследования является методика расширения лексического запаса школьников с использованием цифровых ресурсов и их инструменты, а его предметом - экологичность и эффективность содержания и формата применения данной методики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, И.А. Зимняя, которые разработали фундаментальные положения в области обучения ИЯ и определили механизмы усвоения иноязычной лексики, Э.Г. Азимов, Д.К. Бартош, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Н. Щукин, Н.Ф. Коряковцева и С.К. Гураль, П.В. Сысоев, занимавшихся вопросами цифровой трансформации языкового образования и построения индивидуальных образовательных траекторий, J.S. Brown, который предложил термин «экология обучения», В.П. Майкова, A. Richardson, R. D. Crick, B. McCombs, A. Haddon, P. Broadfoot, S. Sterling и M. Tew, которые выделили принципы экологичного обучения и определили факторы, влияющие на его эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы методы: анализа литературы, сравнения, обобщения.
Материал исследования: 3 авторских обучающих модуля для расширения словарного запаса на платформе «Английский пациент» (https://omega.entsu.ru/#/share/mod ules/CrFoJ1PPpZ, https://omega.entsu.ru/#/share/modules/U8A7yAJdDH, https://omega.entsu.ru /#/share/modules/4ZSCfIr316), результаты опытного обучения (4 ч., проводившегося в период с 8 по 26 апреля 2022 г.), а также данные анкетирования учащихся 9 класса (12 респондентов) для определения их отношения к разработанной методике.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании различных типов цифровых ресурсов на предмет их экологичности и эффективности в обучении лексической стороне речи и их роли в развитии навыков говорения у школьников 9-11 классов, а также в систематизации теоретического материала по использованию цифровых ресурсов в процессе обучения иностранному языку.
Практическая значимость работы состоит в том, что накопленные материалы и полученные результаты могут быть использованы при обучении студентов современной методике преподавания ИЯ, а разработанный «экологичный» комплекс упражнений, направленный на обеспечение эффективного усвоения лексики, может быть использован на занятиях английского языка.
Цели и задачи определили структуру работы. Работа состоит из Введения, Главы 1, Главы 2, Заключения и Списка использованной литературы в количестве 81 источника.
В Главе 1 «Психологические и методические основы расширения словарного запаса иноязычной лексики» раскрываются понятия «лексический навык», «экологичность обучения», «цифровые ресурсы», рассматриваются отличительные черты учебного процесса в современных условиях, определяются критерии его экологичности и эффективности, раскрывается значимость объема лексического запаса в составе ИКК, обсуждается формирование лексического навыка на основе расширения словарного запаса как методическая проблема, а также проводится анализ существующих подходов к обучению лексике (развития коммуникативной компетенции за счет расширения словарного запаса) на предмет эффективности и экологичности, рассматриваются дидактические возможности ведущих цифровых платформ как средств расширения словарного запаса, проводится анализ существующих подходов, принципов и приемов работы с цифровыми ресурсами для обеспечения экологичного и эффективного обучения лексике.
В Главе 2 «Методика расширения словарного запаса иноязычной лексики на основе цифровых ресурсов с учетом принципов экологичности и эффективности» на основе полученных результатов предлагается составленный по критериям экологичности комплекс упражнений, направленный на эффективное овладение иноязычной лексикой с целью расширения словарного запаса. Предлагаются методические рекомендации применения разработанного комплекса и его интеграции в систему упражнений для обучения говорению на старшей ступени обучения в средней школе. Описывается организация и проведение опытного обучения по расширению словарного запаса лексики обучающихся на старшей ступени обучения в средней школе по теме «You can only be a teenager once».
В Заключении подводится итог проделанной работе, суммируются выводы, сделанные в ходе исследования.
Апробация результатов исследования. По теме работы было написано и опубликовано 2 статьи:
Корочистова Ю.А. Интеграция технологии Европейского языкового портфеля в систему управления образовательным процессом // Философия и наука в культурах Запада и Востока: сборник статей по материалам IV Всероссийской научной конференции с международным участием (27 мая 2021 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2021. С. 28-32.
Корочистова Ю.А. Условия развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках профильного лингвистического образования // Философия и наука в культурах Запада и Востока / Сб. статей по материалам III Всероссийской научной конференции с международным участием (10 апреля 2020 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2020
В данной работе были рассмотрены вопросы обучения лексике английского языка на основе цифровых ресурсов, с учетом таких характеристик обучения в смешанном формате, как «экологичность» и «эффективность».
Ввиду трансформации источников и форматов коммуникационных потоков в современном мире происходит смещение акцентов в иноязычном лингвистическом образовании, которое в новых условиях должно быть направлено на формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). При этом знание иностранного языка становится безусловным компонентом успешности в современном мире, поскольку предоставляет доступ к дополнительным источникам информации в иноязычном сегменте Интернета, недоступным людям, владеющим только родным языком.
В ходе исследования были рассмотрены различные трактовки понятия ИКК и определены ключевые компоненты этого комплексного образования (число которых варьируется от трех до семи). В силу значимости номинативной функции лексики как основы общения на ИЯ, делается вывод об особом значении лингвистического (языкового) компонента в структуре ИКК для развития всех видов речевой деятельности. Рассматривается понятие «лексический навык», лежащий в основе рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
Учитывая комплексный характер усвоения лексики, предполагающего знание не только формы в единстве трех аспектов (графический, фонетический, грамматический), но и значения, и словоупотребления, а также ввиду комплексного характера воздействия различных факторов на процесс обучения, делается вывод о необходимости построения экологичной образовательной среды, нацеленной на достижение баланса между огромным количеством имеющихся ресурсов и методов и существующими потребностями личности, поскольку это будет способствовать достижению наибольшей эффективности обучения за счет обеспечения его «естественности». Даются ключевые характеристики экологичной среды обучения, и, соответственно, выводятся критерии экологичности, а также отмечаются особенности «цифрового поколения» современных школьников старшей ступени обучения (мультизадачность, клиповое мышление, целенаправленность запоминания, развитое кратковременное внимание, стремление к самовыражению), которые следует учитывать для обеспечения более эффективного обучения.
В ходе исследования были рассмотрены как традиционные, так и современные методические концепции развития ИКК и расширения словарного запаса. Анализ теоретических положений позволил сделать вывод о том, что единственно верной стратегии обучения иностранному языку до сих пор не существует, что в условиях постоянно растущей информации и меняющейся действительности предопределяет появление новых подходов к обучению ИЯ. Сделан вывод о связи современных концепций обучения лексике с коммуникативным подходом, отмечены характеристики современных его вариаций - «лексического подхода», предложенного М. Льюисом, и концепции «Demand High» Дж. Скривенера и А. Андерхилла, а также установлены преимущества комбинирования традиционных подходов с современными.
Были установлены ключевые методические и психологические принципы расширения словарного запаса, применение которых может значительно упростить разработку комплекса лексических упражнений.
Расширение активного словаря осуществляется в соответствии с тремя этапами формирования лексических навыков: ознакомление с новыми ЛЕ, их ситуативная отработка и творческое комбинирование в различных контекстах.
Было выявлено, что использование автоматизированных образовательных платформ способно значительно повысить результативность обучения и оптимизировать его процесс. Исследование также позволило установить их преимущества непосредственно для расширения словарного запаса, а также описать функционал различных веб-сервисов для автоматизации процесса обучения лексике.
Разработанный комплекс упражнений направлен на последовательную отработку изучаемой лексики как на рецептивном, так и на продуктивном уровне (путем ввода письменных ответов или формирование собственного высказывания на предложенную тему) по принципу «от простого к сложному». Изучение ЛЕ в рамках модуле осуществляется последовательно, с соблюдением трех этапов становления лексического навыка.
В ходе проведения педагогического эксперимента отмечена высокая эффективность усвоения ЛЕ (в среднем, уровень усвоения лексики по всем трем модулям - 93,5%, он возрастал от модуля 1 к модулю 3 (91,3% - 93,12% - 96% соответственно), что может говорить о высокой эффективности усвоения ЛЕ на платформе на основе разработанного комплекса, а также свидетельствовать о постепенной адаптации учащихся к работе в новом формате.
По результатам анкетирования, выявлено положительное отношение к представленному в комплексе упражнений аутентичному аудио- и видеоматериалу, положенному в основу введения лексики и составления заданий. Этот фактор (наряду с такими особенностями мини-курса как «Интересный контент» и «Наблюдение слова в различных контекстах (в разных ситуациях в видео)») был назван одним из наиболее значимых в обеспечении высокого уровня усвоения лексических единиц. Среди привлекательных аспектов комплекса упражнений на платформе, соотносящихся с концептом «экологичности обучения», учащимися были отмечены «возможность вернуться к выполнению оставшихся заданий в удобное время», «разнообразие видов упражнений для отработки слов», «возможность выбора задания для развернутого устного высказывания», а также «отработка новых слов в различных контекстах».
При оценке эффективности расширения словарного запаса на платформе, большинством учащихся (75 %) была отмечена очень высокая степень усвоения лексики, , при этом 100% учащихся отметили, что запоминание ЛЕ облегчается при их изучении на платформе.
Обобщив данные тестирования и анкетирования, можно сделать вывод о высокой эффективности разрабатываемой методики расширения словарного запаса на базе образовательной платформы «Английский пациент». Кроме того, учитывая изначальное построение данной методики по критериям экологичности и с учетом выявленных методических и психологических рекомендаций, а также по результатам анкетирования, можно утверждать о значимости экологичности как основополагающего принципа при построении комплекса упражнений.
На основе данных апробации разработанного комплекса упражнений для расширения словарного запаса, также отмечены возникавшие трудности при работе на платформе, проведен анализ наиболее часто встречавшихся ошибок и сделаны предположения о возможных причинах их возникновения, а также были выведены методические рекомендации по использованию комплекса в учебном процессе.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена - обучение лексике на основе цифровых ресурсов при соблюдении принципов экологичности способствует эффективному усвоению лексических единиц. Вместе с тем выявленные трудности при работе с материалом на платформе позволили наметить пути дальнейшего исследования и предоставили ценную эмпирическую базу для совершенствования технического наполнения модулей (улучшение системы автоматической проверки, распознавания произнесенного текста, а также стабилизация упражнения с вводом ответа через «хайлайт»). Предполагается дальнейшая разработка содержательных и структурных компонентов предлагаемой методики расширения словарного запаса иноязычной лексики с использованием цифровых ресурсов с фокусом оценки потенциала ее автономности и интегративности с другими методиками.
1. Агасиева, И.Р. Современные подходы и методы обучения иностранному языку / И. Р. Агасиева, Г. Б. Мамедова // Современный ученый. - 2020. - № 1. - С. 8-13.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий : теория и практика обучения языкам // Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2010 - 446 с.
3. Антонов А. Puzzle English: «Командный дух и стремление к общей цели важнее, чем богатый опыт» [Электронный ресурс]. - URL: https://businesstory.ru/aleksandr-antonov- puzzle-english/.
4. Белякова Е.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения будущего учителя иностранного языка // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 2. - С. 70-73. - EDN OPMYMH.
5. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 156-163.
6. Боголепова С.В. Современные подходы к обучению ИЯ: общее и частное // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. - 2020. - Т. 13. - № 2. - С. 168-189.
7. Гальскова Н.Д. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.В. Акимова. Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 350 с.
8. Ганиева Р.Р. Роль лексики для овладения иностранным языком [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/114/29806/ (дата обращения: 11.10.2021).
9. Гончарова Н.Л. К вопросу об иноязычных компетенциях // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - № 3. - С. 74-77.
10. Гураль С.К. Цели, задачи, принципы и содержание индивидуальных иноязычных образовательных траекторий с учетом латентных характеристик студентов / С.К. Гураль, Т.О. Краснопеева, В.М. Смокотин, С.Н. Сорокоумова // Язык
и культура. - 2019. - №47. - С. 179¬
196. - URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls: 000672907
11. Дуайе П. Проблемы обучения лексике // Методика иностранных языков за рубежом. - М.: Прогресс, 1967. - 440 с.
12. Забирова В.Х. Развитие лексических навыков посредством использования мультимедийных игр на уроке английского языка в средней школе // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: акт. проблемы и перспективы : Мат-лы II Всерос. научно-практ. конф. с междун. участием, Орёл, 26 марта 2020 г. / Под ред. О.Ю. Ивановой. - Орёл: Орловский гос. ун-т им. И.С. Тургенева, 2020. - С. 604-613.
13. Зенина Л.В. Применение автоматизированных систем управления обучением в вузе (на примере преподавания английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 11-1 (89). - C. 199-204.
14. Исаева П.А. Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками // Образование и воспитание. - 2020. - № 5 (31). - С. 81-84.
15. Коренева М.Р. Компенсаторная компетенция как цель обучения в языковом вузе.
- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. - 185 с.
..81