АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Метод расчета электронной структуры сплавов 5
1.1 Уравнение Шредингера: от многочастичной к одночастичной задаче 5
1.2 Приближения для обменно-корреляционного функционала 8
1.3 Основные уравнения метода PAW 10
1.4 Основные выражения для расчета механических свойств кубических кристаллов 13
2 Результаты и обсуждение 16
2.1 Методика расчета 16
2.2 Упругие константы и модули 17
2.3 Анизотропия модулей 25
2.4 Электронная структура 28
2.5 Термические свойства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Благодаря своим уникальным механическим свойствам титан и его сплавы широко используются в аэрокосмической, машиностроительной, судостроительной, автомобильной, химической и других отраслях промышленности [1-3]. Ввиду таких свойств как биосовместимость, высокая удельная прочность, коррозийная стойкость применение титановым сплавам нашли и в медицине в качестве имплантатов [4].
В настоящее время чистый титан или сплав на его основе Ti-6Al-4V являются самыми распространенными при использовании в медицинских целях[5-7]. Однако ванадий является токсичным для человеческого организма [8], а кумулятивный эффект алюминия может провоцировать нейродегенеративные заболевания [9]. Кроме того, порошок титана с некоторыми добавками используется также для 3D печати деталей различного назначения.
Основная проблема использования титана и его сплавов в медицине - высокое значение модуля Юнга, достигающего к примеру для чистого титана ~116 ГПа. Модуль упругости для человеческих костей не превышает 35 ГПа. Высокий модуль упругости имплантата, в сравнении прилегающей костью, может повлечь расшатывание имплантата, деградацию тканей, и другим последствиям [10].
Поэтому важно, чтобы сплав, используемый для имплантата, имел модуль Юнга как можно более близкий к модулю сопряженной кости, что позволяет эффективно передавать костям необходимое механическое напряжение. Одним из наиболее простых и эффективных способов понизить модуль Юнга является добавление к титану легирующих добавок, над поиском которых в последние десятилетия работают все больше ученых, как экспериментаторов, так и теоретиков. При этом в основном рассматриваются сплавы на основе P-Ti с объемно-центрированной кубической (ОЦК) решеткой [11, 12]. Известно, что титан может кристаллизоваться в различные кристаллические структуры, при этом каждая фаза стабильна только в определенных температурных диапазонах. Чистый титан при низких температурах имеет гексагональную плотноупакованную структуру, которую обозначают как a-Ti (симметрия Р6ъ/ттс). При высоких температурах стабильной является ОЦК структура P-Ti (7m3m). Температура фазового перехода в титане составляет 882±2°C. Известно, что добавление биоинертных Р-стабилизующих элементов, таких как Mo, Nb, Ta и других, расширяет температурный диапазон стабильности P-Ti до более низких температур [13], а добавление Zr и 5,^-элементов (например, Sn) может приводить к понижению модуля Юнга. Данные элементы также обладают хорошей биосовместимостью с живыми тканями.
В последние несколько десятилетий квантово-механические методы интенсивно используются не только для интерпретации экспериментальных данных, но и для прогнозирования физико-механических свойств новых материалов. Недавно так называемая модель «кластер плюс атом клея» [14] была применена для разработки новых титановых сплавов с низким модулем Юнга. В данной модели в центре титанового кластера находится растворенный атом (А), который сильно взаимодействует с атомами титана (В), находящимися от него на первой (8 атомов) и второй (6 атомов) координационной сфере. Кроме того, имеются атомы С, которые слабо взаимодействуют с атомами матрицы. Их в модели [14] называют атомами клея. Детальное изучение механических свойств ряда титановых сплавов в рамках данной модели было проведено в работе [15], в которой рассматривалось три типа кластеров c числом С атомов, равным 1, 3 и 4. Модифицируя состав атомов клея и их количество, было показано, что можно достичь значений модуля Юнга порядка 7-40 ГПа, при этом система TaNbsTiii обнаруживает самое низкое значение. Недавно методом проекционных присоединенных волн в рамках теории функционала плотности были проведены расчеты электронной структуры и упругих свойств ряда упорядоченных сплавов титана состава XYsTiii [16] также с использованием модели [14], при этом некоторые сплавы имели тот же состав как в работе [15]. Было установлено, что все рассмотренные сплавы имеют значения модуля Юнга меньше, чем чистый титан, а у пяти сплавов он < 45 ГПа. В то же время для сплава TaNbsTiii в отличие от работы [15] получено отрицательное значение как модуля Юнга, так и упругой константы C44, что указывает на его нестабильность. Однако в обеих работах [15, I6] в качестве А и С элементов использовались переходные металлы.
В данной работе в рамках модели «кластер плюс атом клея» будут рассмотрены упорядоченные сплавы состава XYsTiii, где X = Sn, In, Y = Cr, Hf, V, W, Mo , Nb, Ta, Zr, а также такого же состава, но с изменением их позиций в решетке, то есть с атомами X на Y позиции и наоборот. Выбранные нами сплавы помогут установить зависимости в механических и электронных свойствах от групп и периодов X, Y элементов, количества валентных электронов на их оболочках.
Потому целью настоящей работы является теоретическое изучение электронных и механических свойств сплавов титана состава XYsTiii. В работе были поставлены следующие задачи:
1) Провести квантово-механические расчеты атомной, электронной структуры и полной энергии нескольких серий титановых сплавов методом проекционных присоединенных волн;
2) Рассчитать электронные спектры, полные и парциальные плотности электронных состояний, функций локализации электронов, разности зарядовых плотностей ;
3) Рассчитать упругие константы и модули ;
4) Определить составы сплавов с наименьшими значениями модуля Юнга;
5) Дать теоретическую интерпретацию полученных результатов.
Методом проекционных присоединенных волн в рамках теории функционала плотности проведены расчеты электронной структуры и упругих свойств ряда упорядоченных сплавов титана состава InYsTiii, SnYsTiii, XInsTiii и XSnsTiii, где X,Y = V, Cr, Zr, Nb, Mo, Hf, Ta, W. Проведен анализ структурных характеристик сплавов в зависимости от их состава. Показано, что смещение атомов титана, расположенных на первой координационной сфере атома X, достигает наибольшего значения в сплавах
XCrsTiii, CrYsTiii и ZrYsTiii, где X,Y = In, Sn. При этом первые две группы сплавов
характеризуются наименьшими параметрами решетки по сравнению со сплавами, в которых позицию Cr занимает другой d-металл, в последняя - наибольшими параметрами. Такое
изменение структурных характеристик согласуется с величиной ковалентного радиуса
компонентов сплавов. В целом изученные тройные сплавы титана имеют вязкий характер разрушения согласно трем эмпирическим критериям, хотя с ростом концентрации s,p- элементов увеличивается ионный вклад, что приводит к росту хрупкости и повышению микротвердости сплавов. Все рассмотренные сплавы имеют значения модуля Юнга меньше, чем чистый титан или сплав TiAUV4, при этом у сплавов InHfsTiii и SnHfsTiii он близок к порогу модуля Юнга человеческой кости 35 ГПа. В целом тенденции в изменении модуля сдвига и модуля Юнга в исследуемых системах подобны, но демонстрируют немонотонный характер, тогда как объемный модуль упругости в основном возрастает с увеличением числа валентных d-электронов в сплаве. В случае сплавов InYsTiii и SnYsTiii повышение концентрации d-электронов ведет к увеличению отношения модулей Юнга, рассчитанных вдоль направлений <001> и <111>. Более того, характер анизотропии меняется, то есть E<00i>/E становится больше 1, если Y элементом являются 3d и 4d металлы. Для сплавов XInsTiii и XSnsTiii такой тенденции не наблюдается. Показано, что сплавы с более низкими значениями температуры Дебая имеют меньшие значения модуля Юнга, и меньшие значения теплопроводности. В целом влияние s,p-элементов на упругие и тепловые характеристики обусловлено в основном размерным эффектом, тогда как влияние переходных металлов существенно зависит от числа d-электронов легирующих элементов.
Основные результаты получены автором совместно с аспирантом ФТФ ТГУ Каспаряном С.О. Численные расчеты проводились на суперкомпьютере СКИФ Cyberia в Томском государственном университете.
1. Banerjee D. Perspectives on titanium science and technology / D. Banerjee, J. Williams // Acta Materialia. - 2013. - Vol. 61. - P. 844-879.
2. Zhang L. C. Surface modification of titanium and titanium alloys: technologies, developments, and future interests / L. C. Zhang, L. Y. Chen, L. Wang // Advanced Engineering Materials. - 2020. - Vol. 22, is. 5. - P. 1901258.
3. Williams J. C. Opportunities and issues in the application of titanium alloys for aerospace components / J. C. Williams, R. R. Boyer // Metals. - 2020. - Vol. 10, is. 6. - P. 705.
4. Biomedical materials: A review of titanium based alloys / F. A. Anene, C. N. A. Jaafar, I. Zainol [et al.] // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part C: Journal of Mechanical Engineering Science. - 2021. - Vol. 235, is. 19. - P. 3792-3805.
5. Poly(lactic-co-glycolic acid)-based composite bone-substitute materials / D. Zhao, T. Zhu, J. Li [et al.] // Bioactive Materials. - 2021. - Vol. 6. - P. 346-360.
6. Tandon B. Piezoelectric materials as stimulatory biomedical materials and scaffolds for bone repair / B. Tandon, J. J. Blaker, S. H. Cartmell // Acta Biomaterialia. - 2018. - Vol. 73. - P. 1-20.
7. Biomimetic and mesoporous nano-hydroxyapatite for bone tissue application: a short review / G. Molino, M. C. Palmieri, G. Montalbano [et al.] // Biomedical Materials. - 2020. - Vol. 15. - P. 022001.
8. Nikolova M. P. Metal oxide nanoparticles as biomedical materials / M. P Nikolova, M. S. Chavali // Biomimetics. - 2020. - Vol. 5, is. 2. - P. 27.
9. Zagho M. M. Recent overviews in functional polymer composites for biomedical applications / M. M. Zagho, E. A. Hussein, A. A. Elzatahry // Polymers. - 2018. - Vol. 10, is. 7. - P. 739.
10. Krajczewski J. Substrates for surface enhanced Raman scattering formed on nanostructured non-metallic materials: preparation and characterization / J. Krajczewski, R. Ambroziak, A. Kudelski // Nanomaterials. - 2021. - Vol. 11, is. 1. -P. 75.
11. Role of Cu element in biomedical metal alloy design / E. L. Zhang, S. Fu, R. X. Wang [et al.] // Rare Metals. - 2019. - Vol. 38. - P. 476-494.
12. Yan X. Biomedical alloys and physical surface modifications: a mini-review / X. Yan, W. Cao, H. Li // Materials. - 2022. - Vol. 15, is. 1.- P. 66.
13. Surface modification of stainless steel for biomedical applications: Revisiting a century-old material / A. Bekmurzayeva, W. J. Duncanson, H. S. Azevedo, D. Kanayeva // Materials Science and Engineering C. - 2018. - Vol. 93. - P. 1073-1089.
14. Cluster-plus-glue-atom model in bcc solid solution alloys / C. P. Hao, Q. Wang, R. T. Ma [et al.] // Acta Physica Sinica. - 2011. - Vol. 60, is. 11. - P. 116101.
15. Yan X. Novel biomedical Ti-based alloys with low Young’s modulus: A first- principles study / X. Yan, W. Cao, H. Li // Journal of Materials Engineering and Performance. - 2024. - Vol. 33. - P. 6835-6842.
...72