АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические основы разработки айдентики как средства формирования образа и имиджа театров 8
1.1. Функции и задачи айдентики театра 8
1.2. Особенности фестивальной айдентики для продвижения 12
1.3. Анализ аналогов 18
1.3.2 Анализ айдентики фестивалей кукольных театров в России 18
1.3.1 Анализ айдентики кукольных театров за рубежом 21
1.4. Основные тенденции в визуальной айдентике фестивалей театров кукол 24
Глава 2. Разработка айдентики фестиваля для театра деревянных кукол «2+Ку» 29
2.1. Особенности кукольного театра «2+Ку» 29
2.2 Цели и задачи айдентики фестиваля кукольного театра «2+Ку» 30
2.3. Поиск визуальной концепции и эскизирование 34
2.4. Создание логотипа 35
2.5. Определение шрифтовых и цветовых констант 37
2.6. Разработка фирменной графики 39
2.7. Разработка носителей фирменного стиля 41
2.7.1. Разработка физических носителей 42
2.7.2. Разработка цифровых носителей 45
Глава 3. Печать продукции и размещение её в интернет-пространстве 47
3.1. Требования к макетам полиграфической продукции 47
3.2. Требования к изображениям в цифровой среде 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Разработка айдентики для культурных мероприятий является неотъемлемой частью их успешного проведения. Она служит мощным инструментом коммуникации, формируя первое впечатление у зрителей и создавая визуальную связь между участниками, организаторами и аудиторией. Айдентика помогает выделить фестиваль на фоне множества других событий, подчеркивая его уникальность и создавая целостный образ. Фестивали представляют собой динамично развивающуюся область культуры, привлекающую туристов в город, что косвенным образом способствует экономическому росту. Айдентика такого мероприятия, как театральный фестиваль, способна формировать у посетителей определенное восприятие, привлечь новых зрителей и в немалой степени содействовать популяризации театра. Это значимое культурное явление, которое при грамотном оформлении обеспечивает не только интересное времяпрепровождение, но и увеличение интереса к театральному искусству в целом. Посетители получают возможность быть в курсе актуального культурного контекста и проводить свободное время с пользой.
Театр вобрал в себя важные социальные функции и культурные традиции общества, выступая в роли социальной памяти человечества. На протяжении своей длительной истории и трансформаций, он тщательно отбирал материалы на основе их качества, этической и эстетической целесообразности. Современное профессиональное искусство сталкивается с переменами парадигм и проходит через серьезные испытания- испытание способностью конкурировать на рынке развлечений. Театральные учреждения по всему миру сталкиваются с глобальными проблемами. Изменение социально-культурных потребностей аудитории и несоответствие спроса и предложения на рынке культурных услуг делают необходимым внедрение дизайна для создания гармоничной среды через визуализацию любой информации, что в конечном итоге повышает качество жизни потребителей. В современных условиях успех достигает та организация, которая выделяется среди конкурентов. Занять позиции в информационном поле общества, где идет борьба за известность, интерес и внимание публики, помогает тщательно разработанный фирменный стиль компании, обеспечивающий способность функционировать в конкурентной среде.
Таким образом, визуальный стиль является важной составляющей брендинга культурных учреждений и исполняет значимые коммуникативные задачи. Поэтому для налаживания эффективной коммуникации со зрителем, театру необходимо иметь продуманную систему айдентики, которая станет основой для оформления фестивалей, афиш и других элементов дизайна.
Актуальность дипломной работы обусловлена неугасающим интересом к ярким и выразительным театральным образам. Представляет особый интерес дизайнерская задача, заключающаяся в том, чтобы выразить особенности кукольного театра через графические образы. Необходимо создать целостную айдентику, основываясь на концепции театрального пространства, которая будет формировать запоминающийся и привлекательный образ.
Продуманная айдентика способствует привлечению внимания потенциальной аудитории, спонсоров, партнёров и СМИ к фестивалю, что поможет увеличить посещаемость и популярность театра, а также поспособствует развитию театральной среды. Кроме того, театр деревянных кукол "2+Ку" в скором времени закрывается на ремонтные работы, а проведение фестиваля с ярким оформлением после открытия поможет посетителям вновь обратить внимание на театр. Таким образом, важным элементом брендинга для успешного функционирования театра является создание уникального и привлекательного имиджа, отвечающего современным требованиям.
Цель данной работы заключается в разработке визуального стиля для фестиваля театра деревянных кукол с целью привлечения внимания широкой аудитории, создания запоминающегося образа мероприятия, укрепления его имиджа.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
1. Встретиться с заказчиком и составить бриф
2. Изучить понятие айдентики
3. Изучить современные тенденции в айдентике театрального пространства на основе российских и зарубежных аналогов;
4. Провести анализ полученных данных;
5. Изучить театр «2+Ку» в качестве бренда, выявить и исследовать целевую аудиторию;
6. Создать айдентику для фестиваля и предусмотреть возможности реализации фирменного стиля на печатных и цифровых носителях.
Проблема исследования. В данный момент у театра отсутствует как таковая визуальная стилистика. Оформление группы в ВК и сайта не отвечает концепции самого театра, а логотип выглядит устаревшим и не соответствует современным тенденциям в дизайне.
Также этот театр не имеет государственной поддержки и является частным и камерным проектом, работающим без финансирования. Данной работой планируется привлечь к театру больше внимания. Поэтому существует необходимость в актуализации визуального стиля театра с той целью, чтобы он соответствовал современным стандартам, был конкурентоспособен и обладал узнаваемой знаковой системой, которая поможет театру стать более запоминающимся.
Степень разработанности проблемы. Исследование опирается на научные труды российских и зарубежных авторов. Принципы проектирования фирменного стиля и его особенности рассматривают: Д. И. Нестеров, М.А. Лебедева, С. Г. Ажгихин, Д. Эйри, Дж. К. Джонс, М. Э. Майкл Эвами, Р. Купер, и В. Сеньковский. Теорию цветовых и шрифтовых констант излагают: Т. Самара, Т. Саттон, Э. Шпикерманн, М. Мальсагова, Е. Прохорова. Область маркетинга и брендинга исследуют такие авторы, как: Сорвина Т. А., Д. Аткин, А. Панкрухин, С. Старов, Л. Шадрина, М. Яненко и др. Особенности проектирования визуальных коммуникаций в области театров и других культурных учреждений изучают А. Е. Казаковская, Г. Я. Олеговна. Историю театра изучают: Л. Н. Смирнова, Г. А. Гальперина, Г. В. Дятлева.
Объектом исследования является процесс создания визуального стиля в театральной среде.
Предметом исследования являются принципы разработки айдентики фестиваля для театра деревянных кукол «2+Ку».
Методы исследования включают в себя:
1. Теоретические методы: сравнительный анализ, изучение российских и
зарубежных литературных источников, обобщение информации, аналогию.
2. Эмпирические методы, такие, как поиск и наблюдение, беседы и
интервьюирование, опросы целевой аудитории.
3. Практические методы: проектирование и эскизирование.
В процессе создания выпускной квалификационной работы были приобретены как теоретические, так и практические умения. Были рассмотрены многочисленные источники информации, включающие научные статьи, профильную литературу, журнальные публикации, учебные материалы и электронные ресурсы.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи:
• Проведен брифинг.
• Изучены примеры айдентики в сфере театров и театральных фестивалей, как российских, так и зарубежных.
• Произведен анализ целевой аудитории.
• Разработана айдентика для фестиваля театра живых кукол «2+Ку», включая логотип, фирменную графику, а также цветовое и шрифтовое решение.
• Дизайн фирменного стиля был воплощен в различных носителях.
Конечная цель работы, заключавшаяся в разработке айдентики для фестиваля театра «2+Ку», была достигнута. Первый этап включал проведение брифинга с заказчиком, в ходе которого получена информация о театре, его истории, текущем предложении и уникальных чертах. После этого изучались аналоги и целевая аудитория, и определялся основной объем работ по разработке фирменного стиля. Затем проводилась разработка концепций через эскизное проектирование, где использовались приобретенные теоретические и практические знания для создания логотипов и графических элементов.
На основе данных из брифа, исследований, опросов целевой аудитории и общения с заказчиком, был выбран и доработан наиболее подходящий вариант логотипа. Были определены цветовые и шрифтовые решения, созданы графические элементы, такие как иллюстрации персонажей и стилизованные изображения театральной атрибутики, а также макеты для цифровых и печатных носителей айдентики, включая сувенирную продукцию. Итогом работы стал единый визуальный образ для фестиваля «2+Ку».
Методы исследования, примененные в процессе работы, могут быть полезны для разработки айдентики других театральных и культурных учреждений. В результате работы над выпускной квалификационной работой была достигнута основная цель: разработана визуальная идентификация для «II Международного фестиваля кукол на запястье Владимира Захарова» театра «2+Ку» в соответствии с современными тенденциями в графическом дизайне, а также с сохранением уникального характера этого места. Были закреплены навыки, полученные в учебном процессе.
Таким образом, в ходе исследования были решены следующие задачи: изучены понятия айдентика и графический дизайн в контексте дизайн-проектирования, проанализированы существующие графические образы фестивалей театров кукол, исследована целевая аудитория театра «2+Ку», и на основе этого разработано концептуальное решение, включающее основные элементы фирменного стиля и его носители.
На основании проведенного исследования подтверждена актуальность работы, обоснованная ростом значимости визуальных коммуникаций в позиционировании культурных учреждений и мероприятий. Теоретические аспекты данного исследования могут использоваться культурными учреждениями с похожими характеристиками целевой аудитории в качестве примера для реализации визуальных коммуникаций. Практическая перспектива работы заключается в полной реализации разработанных визуальных коммуникаций для театра и возможном расширении элементов фирменного стиля.
Созданный брендовый образ и спроектированные визуальные коммуникации позволят театру «2+Ку» укрепить свой имидж, выделиться среди конкурентов, выйти на новый уровень, привлечь новых посетителей и поддержать положительный имидж на длительную перспективу. Результатом данной работы стало успешное выполнение всех задач и достижение цели - развитие дизайна визуальных коммуникаций для фестиваля театра
1. Ажгихин, С. Г. Современные тенденции графического дизайна / С. Г. Ажгихин, С. В. Славинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66840/ (дата обращения: 06.05.2024).
2. Айдентика: основные функции и элементы / Павлов А. [Электронный ресурс] // VC.RU : [сайт]. — URL: https://vc.ru/u/2220426-my-world/796124-aidentika-osnovnye-funkcii-i- elementy (дата обращения: 22.02.2024).
3. Алексеева Ю. П., Ахатов Д. С., Эйдельман Б. М. Фестивализация как инструмент
брендинга территории / Алексеева Ю. П., Ахатов Д. С., Эйдельман Б. М. [Электронный ресурс] // Научно-издательский центр «Открытое знание» : [сайт]. — URL:
https://scipress.ru/economy/articles/festivalizatsiya-kak-instrument-brendinga-territorii.html (дата обращения: 28.04.2024).
4. Аронов, В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна [Текст] / В. Р. Аронов — . — Москва: ВНИИТЭ, 1992 — 123 c.
5. Афиша / [Электронный ресурс] // Театр кукол Кузбасса им. Гайдара : [сайт]. — URL: https://kempuppet.ru/ (дата обращения: 04.06.2024).
6. АФИША ФЕСТИВАЛЯ / [Электронный ресурс] // Новосибирский областной театр кукол : [сайт]. — URL: https://puppets-nsk.ru/afisha_festival (дата обращения: 04.06.2024).
7. Берхеева, А. М. Об использовании персонажа в графическом сопровождении
мероприятия / А. М. Берхеева // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика : Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции,
организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Москва, 15-23 апреля 2020 года / Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2020. - С. 468-472.
8. Богданова П. Тренды в дизайне персонажей в 2020 году / Богданова П. [Электронный ресурс] // VC.RU : [сайт]. — URL: https://vc.ru/design/111506-trendy-v-dizaine-personazhei-v- 2020-godu (дата обращения: 12.06.2024).
9. Большое интервью с директором «2+Ку» Ириной Наумовой / [Электронный ресурс] // ВКонтакте : [сайт]. — URL: https://vk.com/dvaky (дата обращения: 03.06.2024).
10. Голисова, Я. О. Анализ аналогов фирменного стиля театров в современной России / Я.
О. Голисова // ЛУЧШАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СТАТЬЯ 2022 : Сборник статей II
Международного учебно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 27 июня 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 185-191.
11. Горбачёв Д.О. Фирменный персонаж как элемент айдентики кукольного театра / Горбачёв Д.О. [Текст] // Современный дизайн и проблемы высшей школы дизайна . — Москва: Союз дизайнеров России, 2020. — С. 31-41.
12. Д.И. Нестеров, М.А. Лебедева, Графический дизайн элементов фирменного стиля: учебное пособие. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. - 46 с.
13. Дударева, Д. Д. Роль айдентики в фестивальном движении / Д. Д. Дударева, О. В. Зинкевич // Материалы докладов 56-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов : В ДВУХ ТОМАХ, Витебск, 19 апреля 2023 года. Том 2. - Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2023. - С. 190-193.
14. Закс, Л. А. Театральный фестиваль как институция художественной культуры: опыт пермского фестиваля "Пространство режиссуры" / Л. А. Закс, Е. В. Малинина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2018. - Т. 24, № 4(180). - С. 145-158.
15. История театра / [Электронный ресурс] // Томский областной театр куклы и актёра «Скоморох» имени Романа Виндермана : [сайт]. — URL: https://skomoroh.tomsk.ru/ (дата обращения: 12.06.2024).
...57