АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические аспекты моделей жизненных циклов товаров 5
1.1 Основы теории жизненного цикла товара 5
1.2 Этапы жизненного цикла товара 7
2 Модели и методы оценки жизненного цикла 17
2.1 Кривая жизненного цикла товара 17
2.2 Математические модели жизненных циклов товаров 23
2.3 Метод кумулятивных сумм для оценки стадии ЖЦТ 26
3 Построение моделей жизненного цикла всемирно известных товаров 31
3.1 Общая характеристика процесса построения модели 31
3.2 Модели жизненного цикла iPod и iPhone 33
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
У любого товара, будь то высокотехнологичный компьютер или пачка молока, имеется особый путь, определяющий жизнь этого товара. Такой путь называется жизненным циклом товара. Он может быть коротким или длинным, легко предсказуемым или достаточно трудным для прогнозирования. Каким бы ни был этот путь товара, именно он во многом определяет будущий успех продукта.
На каждом из этапов своего жизненного цикла товар требует принятия определенных решений, выбора стратегии продвижения, наращивания или сокращения инвестиций. Все это возможно реализовать с помощью моделирования жизненного цикла товара, включая последующий анализ. Люди, занимающиеся моделированием и изучением этапов жизни товара, аналитики, собирают информацию, которая в дальнейшем используется руководством, маркетологами, непосредственным производителем и другими лицами, причастными к выпуску товара. После работы аналитиков, основной задачей бизнеса, а в частности маркетинга, является на основании полученных данных анализа предпринять необходимые действия для удлинения жизненного цикла товара.
Актуальность темы научно-исследовательской работы заключается в том, что модели жизненного цикла товара и их анализ позволяют оценить текущее положение товара на рынке и спрогнозировать его дальнейшее движение.
Кроме того, анализ жизненного цикла товара помогает проведению систематической работы по планированию производства и разработке новой продукции.
Данная тема позволяет формировать комплекс задач, обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определить уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы. Изучение жизненного цикла товара является обязательной задачей предприятия в целях эффективной деятельности и продвижения товара на рынок.
Целью данной работы является оценка стадий жизненного цикла портативных устройств компании «Apple».
Объектом исследования являются портативные устройства компании «Apple».
Предметом данной курсовой работы являются этапы жизненного цикла портативных устройств компании «Apple».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основы теории жизненного цикла товара.
2. Изучить математические модели жизненных циклов товаров.
3. Построить модели жизненных циклов товаров компании «Apple».
4. Дать оценку жизненного цикла для каждого из рассматриваемых товаров
компании «Apple».
В процессе подготовки и написания курсовой работы были использованы следующие методы:
• Аналитический;
• Графический;
• Синтетический;
• Сравнительный;
• Табличный.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В ходе научно-исследовательской работы было рассмотрено понятие жизненного цикла товара, изучены стадии жизненного цикла. Описаны цели и задачи фирмы на каждом из этапов жизни товара, охарактеризованы основные потребители, рассмотрены различные стратегии по развитию товара, зависящие от его стадии жизненного цикла. Были изучены основные математические модели жизненных циклов товаров и их классификация.
В практической части была собрана информация об объемах продаж технологических устройств компании «Apple»: iPod и iPhone. На основе собранных данных были построены графики объемов продаж, модели жизненного цикла товара. На основе построенных моделей был выполнен прогноз будущих объемов продаж устройств.
Рассмотрен алгоритм кумулятивных сумм в классическом и модифицированном виде. Для каждого из рассмотренных алгоритмов определена последовательность действий, применимая для определения этапа жизненного цикла. С помощью предложенной комбинации алгоритмов CUSUM и MCUSUM была выполнена оценка моментов времени, разделяющих стадии ЖЦТ.
Выполнение оценки текущей стадии развития, моделирование и последующий анализ жизненного цикла товара или услуги необходимы любому производителю, который хочет успешно развивать свой продукт. Важно суметь правильно определить текущую стадию ЖЦТ, чтобы сформировать понимание и обоснование того, какие действия стоит предпринимать по продвижению товара в настоящий момент времени. Возможность предвидеть дальнейшую ситуацию и проанализировать текущую позволяет выбрать правильную стратегию развития продукта.
В зависимости от того, на какой стадии своего цикла находится производимый товар, фирма должна предпринимать определенные действия. От грамотного анализа зависит планирование бюджета, распределение расходов на более нужные в данный момент времени категории, например, на стадии внедрения очень важна реклама, а на этапе зрелости важно инвестировать в новую функциональность продукта. Помимо этого, важно предвидеть стадию спада, когда рост объемов продаж становится отрицательным. Сложно что-то эффективное предпринять тогда, когда товар уже находится на этапе спада, а если ситуацию удалось предсказать, то производитель может вовремя начать разработку нового продукта или улучшение текущего с целью продления этапа зрелости.
Команда управления производством должна ответственно подходить к анализу жизненного цикла, чтобы постараться сократить этап внедрения, обеспечить быстрое возвышение на этапе роста, как можно сильнее продлить этап зрелости продукта и обеспечить безболезненный переход на стадию спада.
Компания «Apple» вовремя смогла определить этап зрелости и спрогнозировать этап спада для плеера iPod. Благодаря правильному анализу ситуации, корпорация смога сконцентрировать производственные силы на новом устройстве - iPhone. Его запуск оказался успешным: товар продемонстрировал быстрое преодоление этапа внедрения и хорошие показатели увеличения объемов продаж на стадии роста. На текущий момент линейка смартфонов компании находится на стадии зрелости и пытается ее продлить.
1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 248 с.
2. Астрахан А. С. Логистический подход к управлению ассортиментом в розничной торговле. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/А. С. Астрахан - Иркутск, БГУЭП, 2019, 185 с. С. 14.
3. Багиев Г. Л. Факторы повышения конкурентоспособности промышленных корпораций: учеб. пособие. -М.: ГАС и ЖКК, 2018.
4. Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн; под ред. Г. Л. Багиева. - З-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008.
5. Белокопытова О. А. Экономический рост: теоретические аспекты /О. А. Белокопытова//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2020. -№ 1. - С. 113-118.
6. Беляевский И. К. Статистика рынка товаров и услуг / И. К. Беляевский. -М.: Финансы и статистика, 2019. -656 с.
7. Бирюлин В.С. Процедура оценки эффективности организации розничной торговли / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 3 (51).
8. Бабаев А. Б., Егорушкина Т.Н. Разработка модели жизненного цикла
информации в условиях «цифровой» экономики // Концепт. 2019. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-modeli-zhiznennogo-tsikla-informatsii-v-usloviyah- tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 08.02.2023).
9. Баканов С. А. Перспективы использования теории «жизненного цикла товара» в историко-экономических исследованиях // Вестник ЧелГУ. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-teorii-zhiznennogo-tsikla-tovara-v- istoriko-ekonomicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 08.02.2023).
10. Бутенко Е.Б. жизненный цикл товаров и товарная политика предприятия // Экономика и социум. 2015. №6-2 (19).
11. Воробейчиков С. Э. Об обнаружении изменения среднего в последовательности случайных величин. — Автоматика и телемеханика, 1998, № 3, с. 50 — 58.
12. Воробейчиков С. Э. Оценка эффективности двух алгоритмов сегментации цифрового радиационного изображения объекта контроля / Воробейчиков С. Э. , Фокин В. А., Удод В. А., Темник А. К. // Дефектоскопия - 2017. - № 2. - С. 60 - 67.
13. Годин А. М. Маркетинг: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -756с
14. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и
методология/ Е. П. Голубков М.; Финпресс, 2019.
15. Головкина О. В. Признаки и критерии стадий жизненного цикла промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - N 4.
..52