Аннотация
Введение 4
Глава 1 История изучения творчества А.П. Чехова и Лу Синя
1.1 Биография А.П. Чехова 7
1.2 Биография Лу Синя 10
1.3 История изучения творчества А.П. Чехова и Лу
Синя 13
1.4 История изучения «Записок сумасшедшего» Лу Синя и «Палаты № 6»
Чехова 16
Глава 2 Теоретические основы изучения лексико-семантическое поле
2.1 Возникновение теории лексико-семантического поля в лингвистике
2.1.1 Определение термина лексико-семантическое поле 19
2.1.2 Типы лексико-семантического поля в лингвистических
исследованиях 21
2.2 Понятие лексико-семантического поля
2.2.1 Определение лексико-семантического поля и его структура 23
2.2.2 Лексико-семантическая группа как структурная единица
лексико-семантического поля 27
Глава 3 Анализ лексико-семантического поля «сумасшествие»
3.1 Структура лексико-семантического поля «сумасшествие». Ядерная зона
поля. Системные отношения в ней 40
3.2 Центр ЛСП «сумасшествие» 44
3.3 Периферия ЛСП «сумасшествие» 49
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложения 57
В начале двадцатого века в Китае многие исследователи начали проявлять большой интерес к русской литературе. А.П. Чехов как новатор и родоначальник русской литературы XX века был интересен китайскому читателю. Его творчество было популярно в Китае и имело огромное влияние на китайских писателей. Эстетика Чехова оказалась созвучной творчеству Лу Синя. Он был участником движения за новую культуру Четвертого мая, основателем современной китайской литературы. Русский и китайский писатели влияли на развитие социальной идеологии и культуру своих стран.
Исследование творчества А.П. Чехова и Лу Синя может помочь найти общие культурные реалии между русской и китайской литературой. «Записки сумасшедшего» Лу Синя и «Палата № 6» А.П. Чехова имеют общую тему—«сумасшествие».
Рассказ «Записки сумасшедшего» был опубликован в 1918 году. Он представляет собой дневниковые записи героя-сумасшедшего. В зарубежной литературе этот рассказ называют одним из первых произведений китайского модернизма.
Повесть «Палата № 6» А.П. Чехова была опубликована в 1892 году. В ней описана история врача, который стал сумасшедшим. Содержание текста связано с глубокой иронией по отношению к русскому обществу.
Актуальность исследования заключается в том, что оно соответствует тенденции усиления внимания современного языкознания к проблемам взаимоотношения языка и культуры, лексико-семантической структуре русского языка. Лексико-семантическое поле является фундаментом для построения системы образов в русском языке. Исследуя семантику слова, можно войти за рамки лингвистики, погружаясь в аспекты медицины, психологии, истории. Таким образом изучение лексико-семантического поля носит междисциплинарный характер.
Объектом данного исследования являются произведения «Записки сумасшедшего» Лу Синя и «Палата № 6» А.П. Чехова.
Предмет исследования - лексико-семантическое поле «сумасшествие» в «Записках сумасшедшего» Лу Синя и «Палате № 6» А.П. Чехова. Ядро, центр, периферия.
Целью данной работы является анализ лексико-семантического поля «сумасшествие» в «Записках сумасшедшего» Лу Синя и «Палате № 6»
А.П. Чехова.
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать историю изучения текстов «Записки сумасшедшего» Лу Синя и «Палата № 6» А.П. Чехова.
2. Установить понятие лексико-семантического поля, его возникновение, типы, структуру.
3. Представить примеры лексико-семантического поля «сумасшествие» из «Записок сумасшедшего» Лу Синя и «Палаты № 6» А.П. Чехова, их классификацию.
...
В данной работе было исследовано лексико-семантическое поле «сумасшествие» в «Палате № 6» А.П. Чехова и «Записках сумасшедшего» Лу Синя. Для писателей лексико-семантическое поле является незаменимым и важным художественным приемом, который помогает создать глубокий психологический анализ.
После анализа истории изучения понятия «лексико-семантического поля», стало очевидно, что лексико-семантическое поле как особая системообразующая единица, обладает сложной и весьма своеобразной структурой, составные элементы которой связаны между собой парадигматическими отношениями. В рамках ЛСП ученые также исследуют наиболее крупную парадигматическую группировку - лексико-семантическую группу (далее - ЛСГ). Она выступает в качестве структурной единицы ЛСП. В нашей работе одной из главных задач является классификация, сравнение и анализ отобранных лексических единиц внутри одной ЛСГ, объединенных общностью одного признака - «сумасшествие».
Для анализа нами был выбран ЛСП «сумасшествие» в «Палате № 6» А.П. Чехова и «Записках сумасшедшего» Лу Синя. В данных художественных текстах центральное место занимает ЛСП «сумасшествие», которое является целостным системным образованием, лексемы расположены по кругу от ядра к периферии. Ядром ЛСП является лексема «сумасшествие». Центр включает синонимы и антонимы к слову «сумасшествие». К периферии ЛСП «сумасшествие» относятся слова-ассоциаты с семантикой «сумасшествие». Центр ЛСП «сумасшествие» включает синонимы и антонимы к слову «сумасшествие». Синонимы: «сумасшедший», «дурачок», «болезненный». Антоним слова сумасшествие, лексема «умный» имеет важное значение в «Палате № 6» А.П. Чехова. В «Записках сумасшедшего» Лу Синя лексема «сумасшедший» является центром ЛСП «сумасшествие».
Проанализировав слова-ассоциаты, обозначающие эмоции сумасшедших, можно сделать вывод, что данные лексемы ЛСП «сумасшествие» составляют периферию. В «Палате № 6» А.П. Чехова самыми частотными из этой группы являются лексемы страдание (11 употреблений), страх (5 употреблений), ужас (3 употребления), отвращение (3 употребления). В «Записках сумасшедшего» Лу Синя самыми частотными из этой группы являются лексемы «страх» (3 употребления) и «испуг» (1 употребление).
1. Ба Цзинь. Антон Павлович Чехов. // Журн. "Иностранная литература" Пекин, 1960. №I. — С. 1.
2. Ван Чжао-нянь. Эпоха, народ, искания: Сравнительный анализ эпохи, жизни и творческого пути Лу Синя и Чехова // Вестник Хэбэйского университета. 1985. № 2. С. 49. Марк Твен. американский писатель.,1905. — С. 49.
3. Ван Шицин Еще раз об искании и стремлении Лу Синя. // Ежегодник изучения Лу Синя. Пекин.: Мир Китая, 1990. — С. 1.
4. Ван Фужэнь. Первые рассказы Лу Синя и русская литература. Тяньцзин. Тяньцзинское издательство образования, 2008. — С. 6.
5. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вайсгербер - М., 1993. — С. 232.
6. Васильев Л. М. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. 1971. № 5. — С. 105 - 113.
7. Волынский А. Л. «Литературные заметки», журнал «Северный вестник», 1893 г. № 5.
8. Толстой Л. Н. - И. И. Горбунову-Посадову, 24 декабря 1892 г.
9. Го Можо. Чехов на Востоке // Кипящая похлебка. Изд. Дафу, 1947. —
С. 200.
10. Го Можо. Чехов на востоке. // Ежедневник Синьгу. 1944. — С. 1.
11. Го Можо. Чехов на востоке.//Ежедневник Синьгу. 1944. — С. 1.
12. История изучения повести «Записки сумасшедшего» Лу Синя в Китае в контексте влияния одноимённого произведения Н. В. Гоголя // Litera. 2019. № 4. — С. 26-34.
13. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография // Ю. Н. Караулов. М.:
Наука, 1976. — С. 356.
14. Литературно-публицистический сайт «Не провинциальные самородки» [Электронный ресурс]: URL:https://www.literakonkurs.ru(дата обращение: (дата обращения: 25.05.2020)
15. Материалы подобраны студентами курса «Введение в языкознание» до 2014 г. [Электронный ресурс]: Семантическое поле. Васильева Анна (ЛГ-12-2-4) //URL: http: //www. krugo svet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SEMANTICHES KOE_POLE.html.(дата обращения: 15.06.2020)
... всего 36 источников