Оглавление
Введение 3
1 Подходы к пониманию причин активизации студентов в 1964-72гг 17
1.1Социально-экономическое положение студентов в структуре общественных отношений 17
1.2. Причины и корни студенческого протеста 23
2 Политический протест американских студентов 29
2.1. Идеологический фундамент и этапы движений 29
2.2. Протесты против расового неравноправия 35
2.3. Движение против войны во Вьетнаме 44
Заключение 51
Список использованных источников 54
Список использованной литературы 55
Приложение 59
Кризис капиталистического общества, нараставший в США в 1960-1970 гг. приводил к тому, что в ряды борцов за отстаивание своих прав включались широкие слои населения, которые ранее не принимали активного участия в политике и в целом сторонились этой области. Однако рассматриваемый период в истории США характеризуется усилением социально-политических противоречий, поскольку обострились проблемы безработицы, расовой дискриминации, соответственно, многие общественные группы выражали недовольство существующей системой ценностей. Под влиянием научнотехнической революции, открывающей старые разногласия и выявляющей новые; а также агрессивного внешнеполитического курса, проявлялись недостатки современного капитализма.
Яркой ответной реакцией на это могло служить студенческое движение протеста, получившее название «новых левых». Конечно, в социальном поведении студентов важную роль играли и возрастные особенности, которые определили формы их борьбы. Но что касается основных причин движений, обнаживших их социальную, политическую и культурную сущность, то они заключались не в абстрактных «молодежных», «студенческих» особенностях, а в коренных противоречиях американского общества. Поэтому для начала необходимо кратко охарактеризовать период 1960-1970 гг., обозначив ключевые моменты, которые заставили студентов выступать за свои права.
Во-первых, новый этап научно-технического прогресса приводил к трансформации системы образования. Усиливавшаяся конкуренция, сложности приспосабливания под изменения учебных программ, удвоение объёма знаний создавали основу для непонимания между поколениями, в частности, в рамках университетов. Начавшись с узкокорпоративных требований, (академическая реформа высшего образования, преобразование университетских кампусов и учебных программ), студенческое движение постепенно переросло в активную борьбу за предоставление политических прав не только некоторой молодёжной группе, но и всему американскому народу.
Во-вторых, актуальной проблемой оставался и расовый вопрос, обострившийся ещё больше вследствие определённых сдвигов в расовом составе студенчества. Основываясь на статистических данных, можно сказать, что численность чернокожих студентов, обучающихся в колледжах и университетах, выросла с 234 тыс. чел. В 1964 г. до 434 тыс. чел. в 1968 г. 1
Возникали такие проблемы как пренебрежительное отношение к истории и культуре негритянского народа, в различных формах выражавшаяся дискриминация (раздельное обучение чёрных и белых, отдельные автобусы), а также в целом нежелание студенческих администраций предоставлять нормальные условия проживания для чернокожих студентов.
Во внешнеполитическом курсе нельзя не сказать о негативном отношении студенчества к «холодной войне», гонке вооружений, а также к действиям США в Юго-Восточной Азии - молодые американцы выступали против войны во Вьетнаме, считая её оружием, направленным против прав и свобод других людей.
Характерным для студенческих движений «новых левых» являлось отсутствие чётко выраженной идеологии и конкретной программы, следовательно, необходимо выяснить, откуда возникли корни и истоки «философии бунта» молодёжи. А именно - какие веяния студенты заимствовали из различных идеологических течений. Говоря о философском основании молодёжных движений, можно отметить, что выступления против университетских администраций и правительства были свидетельством не только материальной нужды и необходимости реформирования образовательных программ, но и отчужденности студентов от власти и свободного творчества. У них происходило понимание, что «потребительская гонка» становится движущей силой прогресса. А антигуманизм, бюрократизм - понятия, без которых немыслимо современное капиталистическое общество, следовательно, нужна борьба, и она, по мнению студентов, сможет привести к разрушению системы. Под этим углом зрения следует понимать критику «новыми левыми» политики империалистической агрессии, технократии, переориентации экономического развития на военно-промышленный комплекс. Исходя из этого, можно отметить, что их разрыв с господствующей в обществе установкой направлен на создание нового комплекса ценностей, «нового человека»; среды, в которой техника перестала бы выполнять свою дегуманизирующую функцию.
Так во многих университетах страны (Калифорнийский, Висконсинский) стали выпускать различные издания («Studies on the Left», «New University thought»), которые критиковали политику государства. Например, американская политическая система характеризовалась так: «пустое общество, не способное при всем огромном богатстве и высоком уровне развития техники создать условия для более высокой материальной и духовной свободы».2
Таким образом, появляется возможность проанализировать то, как события, происходящие и в рамках университетских кампусов, и в масштабах государства, отражались на настроениях молодёжи и какие действия предпринимались ими в ответ на эти изменения.
...
Вследствие роста общественно-политической активности период 196070х гг. рассматривается в истории США как этап «бурного десятилетия», поскольку он характеризовался усилением молодёжного движения как политического крыла, так и аполитичного.
В данной работе изучалось политическое крыло протеста (или его активная форма), были выявлены его основные причины и корни, исследованы: идеологический фундамент, направленность, конкретные выступления, требования молодёжи и реакция правительства на них.
Комплексы внутриполитических противоречий, внешнеполитических проблем, существовавших в это время в США не могли не вызвать реакции молодёжной среды. Именно эта группа населения, в силу возраста, стремлений к поиску и самовыражению, стремительно реагировала на процессы, происходившие в действительности. Поэтому формирование и развитие студенческого движения напрямую зависело от социально-политического, идейного и экономического развития государства.
Наибольшей масштабности различные формы студенческого процесса приобрели в период обострения внешнеполитической ситуации, расширения демократических движений за достижение гражданских прав, кризисной ситуации в системе образования. Соответственно, в ответ на политику правительства развивались оппозиционные настроения в студенческой среде, трансформировалось сознание молодёжи под влиянием прогрессивных идеалов социального устройства. Со стороны государства наблюдалась следующая реакция: усиление влияния на молодежные круги путём подчинения
студенчества под свои государственные интересы, а также стремления подавить всякие проявления протеста.
В рассматриваемый период положение учащейся молодежи оставляло желать лучшего. Поскольку существовало расовое неравенство и высокий уровень поляризации общества, студенты были вынуждены отстаивать свои интересы. В их сознании также происходили перемены: потеря уверенности в завтрашнем дне, ощущение ненужности своей стране, кризис духовных ценностей, рост антимилитаристских настроений.
Массовое движение молодёжи - порождение идеологического кризиса, показатель того, что она не хотела следовать буржуазным идеалам. И если в 1964-72 гг. наблюдалась активная форма протеста, то далее происходил некоторый спад, это связано с тем, что война во Вьетнаме была закончена. А именно это являлось одним из центральных лозунгов студенческих активистов, поскольку абсолютному большинству граждан была видна ее несправедливость и бессмысленность.
В настоящее время молодёжь США осознает, что стихийная борьба не представляет необходимости, студенты стали организованней и учитывают опыт прошлого. Молодёжная «революция», несомненно, оставила след в истории США, продемонстрировав тотальные сдвиги в американском сознании. Итоги студенческого протестного движения нельзя оценить однозначно. С одной стороны, требования молодёжи были удовлетворены: отменена расовая сегрегация, снижен возрастной избирательный ценз до 18 лет, завершилась война во Вьетнаме, расширились полномочия студенческого самоуправления в университетах. С другой, и расовый вопрос, и антивоенное движение включали в себя широкие массы населения, и нельзя считать заслугой вклад только лишь студенчества в решение этих острых проблем.
Одним из широко дискутируемых на Западе является вопрос об опасности перерождения леворадикального движения в праворадикальное. Однако это зависит от условий, в частности от реального положения студентов в системе политической организации общества, от уровня демократического развития той или иной страны и активности прогрессивных сил.
Те выступления, которые мы могли наблюдать в последнее время в США, а именно протесты против избранного Президента от Республиканской партии - Д. Трампа, не могут в полной мере говорить о том, что это системный протест. Здесь можно только лишь сказать о единичном, локальном характере выступлений против одного, конкретного явления - президентских выборов.
Конечно, движение протеста в тех конкретных формах, которые были характерны для 1960-70 гг., может и не повториться, но нет оснований полагать, что оно исчерпало себя полностью. Именно поэтому необходимо учитывать опыт противостояния студентов и правящих кругов в США, чтобы выявить особенности возникновения молодёжных бунтов, их эволюцию, и сделать соответствующие прогнозы на будущее. Несмотря на противоречивость, неоднородность, разношёрстность студенческого движения, оно оказало немалое влияние на правящие круги США и добилось существенных результатов.
В дальнейшей перспективе планируется рассмотреть аполитичное крыло студенческого движения в США, а именно протест таких групп как «хиппи», «битники», а также религиозное ответвление студенческого движения.
Архив газеты «Daily World» - New York, 1964-1969.
2) . Архив газеты «People’s World» - San-Francisco, 1967, 1971-1972.
3) . Архив газеты «The Worker» - New-York, 1968.
4) . Архив немецкого журнала «Der Spiegel»: [Electronic resource]: URL ресурса: http: //www.spie gel .de/ (дата обращения: 12.10.2016)
5) . В Калифорнии (в Беркли) студенческие беспорядки сорвали лекцию
сторонника Трампа: [Электронный ресурс]: URL ресурса:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5892af2e9a794781a448cb6a (дата обращения 03.03.2017)
6) . Италия: молодёжь снова выступает против реформы образования:
[Электронный ресурс]: URL ресурса: http://ru.euronews.com/2016/10/07/one-year- on-italians-march-against-matteo-renzi-s-controversial-educational (дата
обращения: 20.10.2016)
7) . Протесты против победы Трампа охватили ряд городов США: [Электронный ресурс]: URL ресурса: http://www.bbc.com/russian/news-37932528?ocid=vk (дата обращения: 12.11.2016)
8) . Студенческий бунт в Лондоне: атака на штаб-квартиру консерваторов: [Электронный ресурс]: URL ресурса: http://www.aitrus.info/node/1171 (дата обращения: 14.11.2016)
9) . Студенческие протесты: Британия и Италия: [Электронный ресурс]: URL ресурса: http: //www. aitrus .info/node/1191 (дата обращения: 14.11.2016)
10) . Студенты в США бойкотировали выступление вице-президента: [Электронный ресурс]: URL ресурса: http://ru.euronews.com/2017/05/22/us- students-walk-out-during-pence-speech (дата обращения: 23.05.2017)
11) . Студенты сожгли флаг США в знак протеста против победы Трампа:
[Электронный ресурс]: URL ресурса:
https://ria.ru/us elections2016/20161110/1481048194.html (дата обращения:
15.11.2016)
12) . Free Speech Movement Archives (FSM): [Electronic resource]: An end to history by Mario Savio, student in the department of philosophy, Berkley / Humanity. - 1964. URL: http://www.fsm-a.org/stacks/endhistorysavio.html (дата обращения: 07.06.2016)
13) . Free Speech Movement Archives (FSM): [Electronic resource]: The Free Speech Movement at Berkley by Bettina Aptheker / W.E. B. DuBois Clubs of America. - 1965. URL: http: //www. fsm-a. org/stacks/b aptheker.html (дата обращения: 05.06.2016)
14) .Port-Huron Statement1: [Electronic resource]:
https://archive.org/details/PortHuronStatement (дата обращения: 05.06.2016).
15) . Кинг М.Л. Есть у меня мечта. М., 1970; Мартин Лютер Кинг (Речь в церкви на Риверсайд, Нью-Йорк, 4 апреля 1967 г.) // Прогрессивная Америка в борьбе. 1917-1973. Документы и материалы. М., 1974;
... всего 58 источников