Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУБКУЛЬТУРНЫЙ ЭСКАПИЗМ: ПРОТЕСТ ПРОТИВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЛИ МОБИЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СООБЩЕСТВ

Работа №182086

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУБКУЛЬТУРНЫЙ ЭСКАПИЗМ, МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2. ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРНЫХ ДВИЖЕНИЙ ВНУТРИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 30
3. ВЛИЯНИЕ ЭСКАПИЗМА НА МОБИЛИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СООБЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71


В современном мире, нагруженном различными отягощающими жизнь факторами, будь они психологическими, социальными или даже физическими, человек начинает чувствовать потребность в эмансипации от господствующей культуры, к которому ему приходится приспосабливаться, подавляя свои «истинные» интересы и желания. Таким образом, люди начинают собираться в некие сообщества с похожими интересами, ценностями, установками образовывая, таким образом субкультуру.
Обычно о ней говорят, как об образовании внутри господствующей культуры, имеющей свои обычаи, нормы и ценности. Внутри субкультуры формируется своя особенная атмосфера, частью которой неизменно становится «побег от действительности». Кто-то использует такую возможность для демонстрации «другой» жизни, кто-то чтобы забыться и полностью абстрагироваться, а кто-то, чтобы просто почувствовать себя лучше в компании с людьми, разделяющими твои хобби.
Наиболее ярко удается себя проявить непосредственно субкультурам, участниками которых преимущественно является молодежь. Это закономерно, учитывая исторически сложившееся стремление молодежи к социальному активизму, а также к реализации своего творческого потенциала. В то же время, именно молодежь зачастую противопоставляет свои интересы общественным. В связи с этим можно выделить две основные причины усиления такого противостояния: это различное отношение молодежи к ценностям общественной культуры, а также их несоответствие друг другу. Именно это может стать причиной формирования той или иной молодежной субкультуры, основанной непосредственно на интересах и потребностях молодежи. При этом современная молодежная субкультура выступает не только как форма эпатажа и неформального поведения, но и как способ интеграции молодежи в общество, а, следовательно, и как форма самореализации.
Таким образом, люди, влияя на ту самую действительность, от которой они убегают, творят «новые миры» посредством художественного, технического и прочих вспомогательных структур, тем самым влияя на настоящее и будущее, окружающее их самих. Следовательно, можно говорить о том, что субкультурный эскапизм, как феномен не только способствует побегу, но и получению нового, творческого опыта.
Интерес к творчеству в наше время объясняется глубокими объективными факторами. Первый из них связан с характерным для 20 века пристальным вниманием к проблемам личности. Здесь центральным является вопрос, связанный с изучением художника, как субъекта эстетической деятельности. Второй фактор - это обусловленность интересам к проблемам творчества, потребностями современной науки и технике. Третий фактор заложен в самой природе творчества и практике эстетического восприятия его результатов - романов, стихов музыки, фильмов, картин и так далее. Человек понимает самого себя через мир им же создаваемых объектов и при посредстве их. В плодотворном производительном существовании наиболее полно и целостно раскрывается родовая социально¬деятельная сущность человека, его способность творчески, универсально, исторически самоопределяться в мире.
Тем не менее, изучая процессы формирования молодежных субкультур, стоит отметить, что они могут базироваться не только на критике массовой культуры, принятой в данном обществе, но и на ее сопровождении, а также побегу от нее. Критика может быть выражена в активной позиции участников субкультуры, и желанием преображения, изменения существующего порядка. Отличным примером данного феномена являются представители субкультуры хиппи, а также объединений художников, творивших в стиле поп-арт. Для сопровождающих субкультур, образующиеся на фоне популярной культуры, характерен переизбыток потребления товаров и услуг, связанных с объектом того, вокруг чего та или иная субкультура собралась. Сообщества фанатов - являются отличным примером такой ситуации. Отторжение идеалов своей эпохи транслируемые массовой культурой, и не желание как-либо бороться характерно для субкультур основной целью которых является полное абстрагирование от массовой культуры. Основным, и самым, пожалуй, ярким примером данной группы субкультур будет являться «разбитое поколение». Впрочем, в каждом из приведенных типов будут прослеживаться те или иные формы эскапизма - социального явления, заключающегося в стремлении индивида или части социальной группы «уйти» от общепринятых стандартов общественной жизни. В этой связи, можно говорить о таком явлении как субкультурный эскапизм - самообособление в своей отдельной, групповой реальности.
Часто можно встретить исследования роли эскапизма в формировании субкультур, или его негативные последствия для общества, но реже описания его положительного влияния на индивида. Следовательно, можно говорить о проблеме осознания важности роли эскапизма в мобилизации творческих ресурсов. Изучение этой проблемы может помочь ближе подобраться к самой сути субкультурных образований, их смысла, а также значения для общества. Таким образом, можно говорить о том, что осознание того, насколько важное место в мире занимает субкультурный эскапизм, до сих пор остающийся во многом непонятным и неизученным полностью, является весьма актуальным.
Тема субкультурного эскапизма освящена в научно-исследовательской литературе не так явно. В большинстве работ, посвящённых субкультурам, эскапизм упоминается, как негативное последствие или причина формирования такого сообщества. В работах, посвященных эскапизму, субкультуры упоминаются так же как следствие.
Рассмотреть степень разработанности феномена субкультур в научных работах, можно на примерах подходах к ее изучению. Например, через системно¬динамический, синергетический, «реконструкцию жизненных миров и изучение социальных форм, «конфликт поколений», классовый и другие подходы. Также можно выделить три основных этапа исследований субкультурных движений: субкультуры, как отклонение, как отличие и как протест.
Рассматривая наработанный за прошедшие десятилетия достойный базис исследований, связанный с субкультурами, в особенности молодежными, не сложно уловить в них идеи эскапизма, как всеобщего механизма реакции человека на конфликт с внешним миром. В данном случае могут использоваться такие понятия, как инструментальный эскапизм и экзистенциальный эскапизм. Инструментальный эскапизм понимается как способ бегства от повседневности в альтернативную реальность, он выступает в качестве средства адаптации индивида в постиндустриальном обществе через освобождение от довлеющей власти рутинных практик. Экзистенциальный, указывает на точку смысловой перестройки для человека. Важно отметить намечающийся отход исследователей от однозначно негативной трактовки этого механизма социального поведения и допущение различных типов эскапизма - защитного и адаптивного либо непродуктивного и продуктивного. Именно многочисленные современные субкультурные практики демонстрируют нам широкий спектр таких поведенческих моделей. Об эскапизме начинают говорить, как об особенности человеческой психики, позволяющей сделать возможным выход за пределы объективной реальности. С этой точки зрения, выход за рамки бытия здесь-и-сейчас, способность к созданию мира идей, символов и образов, лежащая в основе искусства, науки, всей человеческой культуры, и есть отражение эскапистского сознания. Оно оказывается неразрывно связанным с самой природой творчества.
Основные теории исследователей, можно разделить на два блока: посвященные изучению феномена субкультур, посвященные изучению эскапизма.
Среди исследователей субкультур можно выделить: М.Мид (субкультуры, как конфликт поколений), П. Уиллис и Д. Доунс (классовый подход в исследовании субкультур), К.Б. Соколов (взаимосвязь художественной жизни общества и субкультур), Дик Хэбдидж (субкультуры, как способ развития чувства идентичности) и т.д.
Среди исследователей эскапизма следует отметить: Труфанова Е. О. (эскапизм, как выход за пределы объективной реальности), Э. Фромм (эскапизм рассматривается, как преодоление конфликта между объективной и субъективной реальностью), А. Бенсона (бегство, как тяга к разнообразию), К. Юнг (создание личностью «честного мирка»), З. Фрейд (эскапизм, как необходимым элемент человеческой жизни) и т.д.
Так же немалую роль в исследовании играет изучение роли массовой культуры, в формировании субкультур, а также определение сущности творчества.
Среди исследователей массовой культуры можно выделить: А. Токвиль (массовая культура, как результат демократии), X. Ортега-и-Гассет (культура масс и меньшинств), Д. Макдональд («масса», как обозначение реакционной сущности), М. Маклюэн («глобальная деревня») и т.д.
Среди исследователей природы творчества следует отметить: М.М. Бахтин (творчество, как механизм развития личности), Н.А. Бердяев (творчество, как порождение идеи), О.Ю. Перерва (сущность творчества) и т.д.
Таким образом, можно сформулировать основную гипотезу данной работы: субкульутрный эскапизм, часто являясь способом «протеста против массовой культуры», в то же время способствует мобилизации творческих ресурсов сообществ. Объектом данной работы будет выступать субкультуры, а предметом - субкультутный эскапизм, как посредник в реализации творческого потенциала молодежи. В связи с этим, целью и новизной данной работы будет попытка выявить роль эскапизма в мобилизации творческих ресурсов внутри субкультур.
Выделяя основные задачи, стоит отметить:
1) Определение теоретических основ исследования субкультурных образований, массовой культуры и феноменов эскапизма и творчества;
2) Анализ причин формирования субкультур в контексте массовой культуры;
3) Выявление значения субкультрного эскапизма в генерации творческих идей.
Основными методами исследования в данной работе является анализ таких понятий как субкультура и эскапизм, а также их синтез результата их взаимодействия, результатом которого, я вижу мобилизацию творческих ресурсов. Использование историко-культурного метода позволяет отследить некие закономерности, связанные с формированием тех или иных сообществ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Субкульутрным эскапизмом можно считать некий переход в узкую группу единомышленников в попытке реконструкции мира. Под переходом понимается создание новых форм и видов деятельности или их отдельных компонентов, сопряженных с созданием ценностей, норм и смыслов. Их проявление обнаруживается в искусстве, литературно-художественных практиках, в коммуникативных практиках, анимационной деятельности, туризме и т.д. Так, битники пропагандировали особый стиль жизни. Их отличала особая манера поведения: своеобразная походка, нарочитая небрежность в одежде. Представители этого движения провозглашали добровольную бедность, бродяжничество, сексуальную свободу, анархический гедонизм, отрешенность от социальных проблем, увлечение дзэн-буддизмом как олицетворение свободы. Говоря о новых социально-культурных практиках хиппи нельзя игнорировать новые формы социальности, которые были созданы этой субкультурой. В частности, такую общность, как «коммунитас» особый способ жизни общины, где отсутствует социальная иерархия и четкое распределение ролей и статусов, где индивидуальное не противостоит и не растворяется в над-индивидуально-принудительном социуме. В своём общении хиппи делали «упор не на социальные обязанности, а на личные отношения». Из специфики «коммунитас» вытекали и новые способы организации семьи, воспитания детей. Косплееры, например
В современном обществе наблюдается огромное разнообразие молодежных субкультур, но они уже не носят протестный характер. Молодежные субкультуры проявили себя в создании новых языковых практик. Большинство субкультурных общностей являются закрытыми системами. Доступ в них возможен только для тех, кто владеет сленгом, на котором представители данного субкультурного сообщества говорят друг с другом; понимает смысл символов, которые используются ими. «Битники заложили основы современного уличного языка: без них было бы трудно выразить массу нюансов уличной жизни, да и хиппи, например, обязаны именно битникам своим именем - битническая философия называлась емким словом «hip». Современные интернет-сообщества и интернет-субкультуры породили новые языковые практики, в частности, они сформировали новый уникальный язык для общения в сети Интернет. Таковой субкультурой являются, например, геймеры - современная субкультура, которая возникла и продолжает развиваться в интернет- сообществах. Эта лексика перешла из печатного языка в устный и теперь нередко встречается не только в сети, но и на рекламных плакатах или в видеороликах определенной направленности.
Таким образом, субкультурное творчество - это не только создание нового культурного текста, но и нового, уникального языка для его прочтения. Творчество выступает как изменение системы культурных кодов. Главным ценностным ориентиром для субкультуры выступает самоосуществление человека как творца своей судьбы. Образ жизни, модели поведения, принцип существования - результаты творческого акта молодежной субкультуры. Личность внутри субкультуры становится сопротивлением детерминации обществом. Само по себе творчество играет важную роль в жизни молодежной субкультуры. Оно не только сплачивает членов субкультурной общности, но и способствует формированию и усложнению картины мира, а также увеличению разнообразия этих картин. Обращаясь к литературе, музыке, изобразительному искусству, представители субкультурных общностей получают возможность выйти за пределы своей обыденной жизни, расширить свою картину мира. Таким образом, творчество принимает участие в генезисе и эволюции субкультур, а через них - культур целых народов и этносов.
Рассмотрев более подробно такие феномены как субкультуры, эскапизм, творчество, а также определив роль массовой культуры в формировании подобных сообществ, несомненно улавливается связь между ними. Речь идет о создании массовой культурой благоприятной почвы, для образования субкультур. Эффективная коммуникация и координация - являющиеся залогом успешного создания социального, движения, представлены многочисленными ресурсами для передачи и хранения информации. В то же время, массовая культура создает множество условий для «побега», там самым имея возможность группа генерировать творческие идеи абстрагируясь от внешнего мира.
В массовой культуре, как новый тип общества может нуждаться в субкультурах внутри себя, для получения обратной связи. Таким образом ей удается подстраиваться под изменяющийся мир и настроения людей. В данном контексте социальные движения можно сравнить с элитой, обладающей более развитыми аналитическими качествами. Это позволяет им продвигать свои идеи в массовую культуру, которая будет заниматься их трансляцией в обществе. Так же, массовая культура может использовать такие движения для своего сопровождения, и более успешной вовлеченности масс. Поддержка данных функций массовой культуры, необходима для ее жизнеспособности.
Говоря о значении субкультрного эскапизма в генерации творческих идей, стоит отметить рассмотренные в рамках взаимодействия с массовой культурой сообщества, направленные на ее сопровождение, критику или поддержку. Каждое из них несет в себе определенны творческий потенциал, с помощью которого все эти явления необходимые для поддержания ее (массовой культуры) жизнедеятельности. Их идеи, находят свое воплощение в искусстве, а сам факт формирования этих идей можно по праву считать актом творчества.
Рассуждая о роли эскапизма, в мобилизации творческих ресурсов внутри субкультур, стоит отметить его способность создания благоприятных условий для индивида, его самоидентификации, а также, при приобщении к группе, разделяющие его ценности, генерировать новые идеи, или выражать их в искусстве.
Таким образом, можно говорить о том, что все вышеприведённые выводы лишь подтверждают основную гипотезу данной работы: субкульутрный эскапизм, часто являясь способом «протеста против массовой культуры», в то же время способствует мобилизации творческих ресурсов сообществ.
Рассмотренные в данной работе феномен субкультурного эскапизма и его отношение с творчеством, позволяет по-новому взглянуть на важность субкультурных образований в обществе.
Таким образом, можно говорить о том, что субкультурный эскапизм присущ не только сообществам явно оппозиционным к главенствующей культуре, но и сопровождающим ее. Ровно так же, как может являться протестным, по отношению к массовой культуре, будучи при этом присущим субкультуре, существующей лишь благодаря этой же самой массовой культуре. При этом сама возможность организации такого образования как субкультура, может являться творческим актом самим по себе. Эскапизм же, присущий любой субкультуре, в свою очередь будет являться отличным катализатором для рождения новых идей, а значит и дает больше возможности для творческой самореализации каждого члена сообщества.



1. Список электронных источников:
1) Dick Hebdige «Subculture: the meaning of style» // Books.google.ru URL: https://books.google.ru/books/about/Subculture.html?id=I8HbwxdyobIC&redir_esc=y (дата обращения: 01.06.2018)
2) Freeman, Jo, "The Origins of the Women's Liberation Movement // Jo Feeman URL: http://www.j ofreeman.com/socialmovements/origins.htm (дата обращения: 01.06.2018).
3) Ken Gelder «Subcultures: Cultural Histories and Social practice» URL: https://filmhistorytwo.files.wordpress.com/2013/06/subcultures.pdf (дата обращения: 01.06.2018)
4) La La Land’s Creative Thinking Reveals Our Desire for Escapism // Skyword URL: https://www.skyword.com/contentstandard/creativity/la-la-lands-creative-thinking- reveals-our-desire-for-escapism/ (дата обращения: 01.06.2018)
5) Nwalozie, Chijioke J. «Rethinking Subcultures and Subculture Theory in the Study of Youth Crime - A theoretical Discourse» URL: http://www.jtpcrim.org/January- 2015/Rethinking-subculture (дата обращения: 01.06.2018)
6) Origin of the word cosplay // Yeinjee.com URL: https://yeinjee.com/tag/nobuyuki-nov- takahashi/ (дата обращения: 01.06.2018)
7) Shah S. Social Movement: Short Essay on Social Movement // sociology discussion
URL: http://www.sociologydiscussion.com/society/social-movement-short-essay-on-
social-movement/883 (дата обращения: 01.06.2018).
8) The Escape Collective: Fostering Creativity Through Escapism // ЕheМaven URL: https://www.themaven.net/theweedblog/culture/the-escape-collective-fostering-creativity- through-escapism-0U67nqhirk2FYyMnIiFUJA/?full=1 (дата обращения: 01.06.2018)
9) Оxford Dictionaries URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/us/subculture (дата обращения: 01.06.2018)
10) Алимаева О.И. Социокультурный феномен контркультуры: современные подходы к
исследованию // СГУ URL:
http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/i-09_alimaeva.pdf (дата обращения: 01.06.2018).
11) Баталов Э. Я. Философия бунта // Библиотека Коммари. URL: http://aleksandr- kommari.narod.ru/batalov filosofija bunta.htm (дата обращения: 01.06.2018).
12) Бердяев Н.А. Философия Электронный pecypc.URL: http://www.mudriyfilosof.ru/2012/09/blog-post 9237.html (дата обращения: 01.06.2018)
13) Десмонд Д., МакДонах П., О’Донохоу С. Контркультура и потребительское общество // Culturca URL: http://culturca.narod.ru/Kontrkult.htm (дата обращения: 01.06.2018).
14) Кикель П. Краткий философский словарь. URL: http://terme.ru/dictionary/176 (дата обращения: 01.06.2018)
15) Кожаринова А. Р. Массовая культура: основные исследовательские подходы к определению // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Kazharinova_Mass-Culture- Approaches (дата обращения: 01.06.2018)...50

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ