Введение 3
1. Обзор литературы 5
1.1 общий адаптационный синдром 5
1.2 роль биологических ритмов 9
1.3 фармакологическая характеристика мексидола 12
2. Материалы и методы 16
2.1 характеристика экспериментальных животных и общая структура эксперимента 16
2.2. Моделирование световых десинхронозов 17
2.3. Моделирование физической нагрузки 18
2.4. Определение уровня кортикостерона иммуноферментным методом ... 19
2.5. Определение уровня лактата в сыворотке крови у крыс 20
2.6 фармакологический агент 20
2.7. Статистическая обработка результатов 21
Результаты исследования и их обсуждение 23
Заключение 29
Выводы 31
Список использованной литературы 32
На сегодняшний день в мире основными причинами временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности являются хронические неинфекционные заболевания, к которым относят хронические болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др. Установлено, что одной из существенных причин этих заболеваний является стресс. Стресс, или общий адаптационный синдром, это неспецифическая реакция организма на нарушение гомеостаза под действием внешних и внутренних факторов. Развитие стрессовой реакции является важным приспособительным механизмом к изменениям окружающей среды, именно она обеспечивает правильное функционирование всех систем организма в любых условиях.
В настоящий момент человек сталкивается с разными по характеру и степени воздействию факторами, способных провоцировать развитие стрессовых реакций. Известно, что десинхронизация биоритмов и физическая нагрузка до состояния утомления являются мощными стрессирующими факторами для организма и могут приводить к истощению его адаптивных резервов. Для профилактики истощающего действия таких нагрузок требуется разработка и использование фармакологических препаратов, которые могли бы оказывать стресспротекторное действие на организм. Отечественный препарат Мексидол представляет собой 2-этил-6-метил-3-оксипиридин сукцинат. Он синтезирован Л. Д. Смирновым и К. М. Дюмаевым в ИБХФ РАН, изучен и разработан в НИИ фармакологии РАМН и Всесоюзном научном центре по безопасности биологически активных веществ. На данный момент Мексидол широко применяется в клинической практике и обладает широким спектром показаний к применению и оказываемым эффектам. Он активно используется при лечении различных невралгических, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, при лечении острых и хронических нарушений мозгового кровообращения. Мексидол обладает
нейропротекторным, противо-гипоксическим, противоишемическим,
ноотропным, вегетотропным, стресс-протекторным действием. Он оказывает позитивный эффект при профилактическом применении у здоровых людей, повышает резистентность организма к воздействию экстремальных факторов, в том числе и стрессу.
Целью настоящего исследования явилось изучение адаптивного потенциал крыс к физической нагрузке и возможности его коррекции в осенний период года в условиях естественного освещения и после световых десинхронозов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить адаптивные возможности крыс к физической нагрузке по динамике их работоспособности в плавательном тесте, уровням лактата и кортикостерона в сыворотке крови в осенний сезон при естественном освещении;
2. Оценить уровень стресса, интенсивность гликолитических процессов и работоспособность крыс в плавательном тесте после световых десинхронозов;
3. Исследовать влияние препарата Мексидол на работоспособность крыс в плавательном тесте, уровень лакатата и кортикостерона в сыворотке крови в осенний период года в условиях естественного освещения и после световых десинхронозов
Работа выполнялась на базе Томского научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии Федерального государственного бюджетного учреждения «Сибирский федеральный научно-клинический центр федерального медико-биологического агентства» под руководством профессора кафедры физиологии человека и животных НИ ТГУ, доктора биологических наук Замощиной Т.А и научного сотрудника, кандидата биологических наук А. А. Гостюхиной.
Результаты эксперимента показали, что в условиях естественного освещения в осенний период (СТ12:12) у крыс контрольной группы при ежедневной плавательной нагрузки не формировалось состояние тренированности и резистентности к нагрузке, о чем свидетельствовал низкий уровень работоспособности крыс в плавательном тесте, хотя повышение уровней кортикостерона и лактата указывают на напряжение адаптивных процессов.
Любопытно, что в тех же условиях, динамика работоспособности крыс, получавших инъекции физиологического раствора заметно улучшалась в сравнении с контрольной группой. Такая перекрестная адаптация, где один стрессирующий фактор (инъекция физиологического раствора) повышал устойчивость к другому (плавательный тест), способствовала увеличению адаптивных возможностей крыс, их резистентности к физической нагрузке.
Известно, что световая или темновая депривации на протяжении 10 суток и более [17] сопровождаются мощным внутренним десинхронозом многих физиологических функций. Выраженность десинхроноза зависит от предыстории, т.е. каков был световой режим до деприваций [17], а также от величины и направления фазового сдвига [4] Поскольку величина сдвига одинакова у опытных групп, подвергшимся депривациям, выраженность десинхроноза будет определяться только направлением фазового сдвига.
Так, у животных содержащихся в условиях темновой депривации, не соответствующей естественной программе роста освещенности, наблюдалось понижение работоспособности. Кроме того, сочетанное действие трех стрессорных факторов в виде физической нагрузки, СС-режима и инъекции физиологического раствора уже не вызвало перекрестной адаптации, наблюдавшейся у третьей группы животных, содержащихся в условиях естественного освещения. Более того, они, по-видимому в этих условиях становились малочувствительными к любым воздействиям.
Мексидол, вводимый крысам, содержащимся при естественном освещении, способствовал ускорению тренировочного процесса к 3-м суткам плавательного теста и понижал уровень сывороточного кортикостерона, проявляя тем самым свое стресс-протективное действие. В условиях темновой депривации препарат не оказал никакого влияния на работоспособность крыс. Кроме того, по показателям кортикостерона наблюдался большой разброс данных внутри группы. Так или иначе, какие-то животные хорошо реагировали на введение препарата - уровень кортикостерона был близок к аналогичному показателю у крыс, содержащихся при естественном освещении. Другие животные реагировали на препарат слабо - уровень кортикостерона указывал на фазу истощения ОАС. В условиях световой депривации мексидол, так же, как и в группе, содержащимся при естественном освещении, ускорял наступление тренировки ко 2-м и 3-м суткам принудительного плавания, однако не улучшал в последующие. Таким образом, введение мексидола крысам, содержащимся в условиях круглосуточной темноты, оказывал прямое влияние на работоспособность крыс в плавательном тесте, хотя и не предупреждал ее падение к последним суткам теста.
1. Агаджанян Н. А. Этнос, здоровье и проблемы адаптации / Н. А. Агаджанян, Г. М. Коновалова, Р. Ш. Ожева // Новые технологии - 2010. - № 3. - С. 88-92.
2. Алякринский Б.С. Проблемы скрытого десинхроза / Б.С. Алякринский // Космическая биология и медицина. - 1972. - Т.6. - №1. - С. 32-37.
3. Анисимов В. Н. Световой режим, старение и рак // Биологические механизмы старения: Тезисы докладов IX междунар. симп. Харьков, 2629 мая 2010 г. - Харьков, 2010. - С. 4-8.
4. Ашофф, Ю. Свободнотекущие и захваченные циркадианные ритмы / Ю. Ашофф // Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа. - М.: Мир, - 1984. - Т. 1. - С. 54-69.
5. Башкатова В.Г. Оксид азота в механизмах повреждения мозга, обусловленных нейротоксическим действием глутамата/ В.Г. Башкатова, К.С. Раевский // Биохимия, 1998 - Т.63. - №7 - С. 1020-1028.
6. Экспериментальное моделирование и лабораторная оценка адаптивных реакций организма / И. А. Волчегорский [и др.]. - Челябинск: ЧГПУ, 2000. - 112 с.
7. Воронина Т. А. Антиоксидант мексидол. Основные нейропсихотропные эффекты и механизм действия // Психофармакол. Биол.Наркол., 2001. - Т. 1. - № 1. - С. 2-12.
8. Воронина Т.А. Мексидол: спектр фармакологических эффектов / Т.А. Воронина // Журнал неврологии и психиатрии, 2012 - № 12 - С. 86-90.
9. Воронина Т.А. Методические указания поизучению
транквилизирующего (анксиолитического) действия
фармакологических веществ / Т.А. Воронина, С.Б. Середенин // Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ, 2000 - С. 253-263.
10. ГОСТ Р-53434-2009 Принципы надлежащей лабораторной практики. М.: Стандартинформ, 2010. - 16 с.
11. Г остюхина А.А. Поведенческая активность крыс в «открытом поле» после световой или темновой деприваций и физического переутомления./ А.А. Гостюхина, Т.А., Замощина, М. В. Светлик [и др.] // Бюллетень сибирской медицины. 2016; - С. 16-23
12. Гостюхина А.А. Сезонные особенности содержания кортикостерона в сыворотке крови крыс после физического переутомления в условиях светового десинхроноза / Гостюхина А.А., Зайцев А.А., Замощина Т.А., Жукова О.Б., Светлик М.В., Абдулкина Н.Г. // Российской журнал им. И.М. Сеченова. - 2016. -№1, Том 102. - С. 50-55.
13. Давыдова О.Н. . Глутаматные рецепторы в клетках нервной и иммунной систем / О.Н. Давыдова, А.А. Болдырев А.А. // Научный обзор, 2007 - Т.1. - № 4 - С. 28-34.
14. Дюмаев К.М. Антиоксиданты в профилактике и терапии патологий ЦНС/ К. М. Дюмаев, Т. А. Воронина, Л.Д. Смирнов - М.: Изд-во ин-та биомед. химии, 1995. - 271 с
15. Егоров А. М. Теория и практика иммуноферментного анализа / А. М. Егоров, А. П. Осипов, Б. Б. Дзантиев. - М.: Высшая школа, 1991. - 288 с.
... всего 58 источников