ВЛИЯНИЕ ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ
|
Введение 4
1 Теоретические основы формирования технико-тактических действий
футболистов 7
1.1 Технико-тактическая подготовка спортивных резервов в футболе 7
1.2 Возрастные особенности формирования технико-тактических действий
юных футболистов 14
1.3 Методы и средства определения характера юных футболистов 19
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация и проведение исследования 28
2.2 Методы исследования 34
3 Результаты исследования и их обсуждение 37
Заключение 46
Выводы и практические рекомендации 47
Список использованных источников 48
Приложение А-Г 52-56
1 Теоретические основы формирования технико-тактических действий
футболистов 7
1.1 Технико-тактическая подготовка спортивных резервов в футболе 7
1.2 Возрастные особенности формирования технико-тактических действий
юных футболистов 14
1.3 Методы и средства определения характера юных футболистов 19
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация и проведение исследования 28
2.2 Методы исследования 34
3 Результаты исследования и их обсуждение 37
Заключение 46
Выводы и практические рекомендации 47
Список использованных источников 48
Приложение А-Г 52-56
Актуальность. Одной из ключевых задач футбольной подготовки является формирование технико-тактического мастерства. Отсюда для повышения уровня эффективности его решения происходит постоянный поиск новых возможностей. В этом смысле привлекают внимание еще неисчерпанные резервы психологии спорта, в частности, такие, которые связаны с использованием в физкультурно-спортивной деятельности типов темперамента и характера юного спортсмена.
Анализ литературных источников позволяет утверждать, что влияние типов характера в технико-тактической подготовке юных футболистов остается недостаточно изученным. И, если рассматривать указанный процесс в условиях деятельности спортивных школ, то для них имеет место реальная возможность для эффективного использования типологии характера в повышении уровня тактической подготовки по футболу. Это обусловлено количественными (оптимальный состав учащихся, постоянство занятий) и качественными (более высокий уровень мотивации учащихся, системность и целенаправленность спортивно-педагогической деятельности) показателями. В общеобразовательных школах на уроках физической культуры такие возможности есть, с одной стороны, несколько ограниченными, но с другой — использование типов характера не находит своего широкого применения.
Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием «темперамент», социально обусловленная же сфера его поведения - понятием «характер». Темперамент соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер - с волевой сферой.
Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Отличительные черты, свойственные индивиду от природы, накладывают отпечаток и на его характер, то есть и на социально сформированные способы его поведения.
Следует заметить, что характер — это обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. Наиболее устойчивые и значимые из них «выковывают» соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности его характера.
Итак, исходя из выше изложенного, следует отметить, что выбранная для исследования проблема действительно актуальна. Кроме того, с большой степенью вероятности следует отметить, что решение проблемы учета типов характера в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов не имеет своего очевидного решения и требует специального научного поиска. Перспективы дальнейших исследований по выбранной проблеме находятся в плоскости теоретического обоснования модели спортивно педагогической деятельности, которая позволяет обеспечить учет типов характера в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов, а также проверки этой модели в условиях эксперимента.
Цель исследования: выявить влияние типологии характера на эффективность технико-тактических действий в футболе.
Объект исследования: технико-тактическая подготовка юных футболистов.
Предмет исследования: влияние типологии характера на эффективность технико-тактических действий юных футболистов.
Гипотеза исследования: особенности характера юных спортсменов, специализирующихся в футболе, оказывают влияние на эффективность их технико-тактической подготовки.
Теоретическая значимость. Обоснованные в работе пути повышения эффективности технико-тактических действий юных футболистов, исходя из типологии характера, на основе дифференцированного учета соотношений соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики игры расширяют и дополняют существующие положения теории и методики спортивной тренировки.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности теоретико-методических основ технико-тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров разносторонности тактики.
2. Выявить особенности технико-тактических действий юных футболистов.
3. Выявить типы характеров юных футболистов и влияние характеров на эффективность технико-тактических действий.
4. Разработать методику диагностики уровня технико-тактической подготовленности юных футболистов на основе типологических особенностей характера.
5. Сформировать рекомендации по повышению эффективности технико-тактических действий юных футболистов на основе типологических особенностей характера.
Для решения поставленных задач применены следующие теоретические и эмпирические методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) педагогическое тестирование;
4) психологическое тестирование;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистики.
Анализ литературных источников позволяет утверждать, что влияние типов характера в технико-тактической подготовке юных футболистов остается недостаточно изученным. И, если рассматривать указанный процесс в условиях деятельности спортивных школ, то для них имеет место реальная возможность для эффективного использования типологии характера в повышении уровня тактической подготовки по футболу. Это обусловлено количественными (оптимальный состав учащихся, постоянство занятий) и качественными (более высокий уровень мотивации учащихся, системность и целенаправленность спортивно-педагогической деятельности) показателями. В общеобразовательных школах на уроках физической культуры такие возможности есть, с одной стороны, несколько ограниченными, но с другой — использование типов характера не находит своего широкого применения.
Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием «темперамент», социально обусловленная же сфера его поведения - понятием «характер». Темперамент соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер - с волевой сферой.
Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Отличительные черты, свойственные индивиду от природы, накладывают отпечаток и на его характер, то есть и на социально сформированные способы его поведения.
Следует заметить, что характер — это обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. Наиболее устойчивые и значимые из них «выковывают» соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности его характера.
Итак, исходя из выше изложенного, следует отметить, что выбранная для исследования проблема действительно актуальна. Кроме того, с большой степенью вероятности следует отметить, что решение проблемы учета типов характера в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов не имеет своего очевидного решения и требует специального научного поиска. Перспективы дальнейших исследований по выбранной проблеме находятся в плоскости теоретического обоснования модели спортивно педагогической деятельности, которая позволяет обеспечить учет типов характера в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов, а также проверки этой модели в условиях эксперимента.
Цель исследования: выявить влияние типологии характера на эффективность технико-тактических действий в футболе.
Объект исследования: технико-тактическая подготовка юных футболистов.
Предмет исследования: влияние типологии характера на эффективность технико-тактических действий юных футболистов.
Гипотеза исследования: особенности характера юных спортсменов, специализирующихся в футболе, оказывают влияние на эффективность их технико-тактической подготовки.
Теоретическая значимость. Обоснованные в работе пути повышения эффективности технико-тактических действий юных футболистов, исходя из типологии характера, на основе дифференцированного учета соотношений соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики игры расширяют и дополняют существующие положения теории и методики спортивной тренировки.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности теоретико-методических основ технико-тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров разносторонности тактики.
2. Выявить особенности технико-тактических действий юных футболистов.
3. Выявить типы характеров юных футболистов и влияние характеров на эффективность технико-тактических действий.
4. Разработать методику диагностики уровня технико-тактической подготовленности юных футболистов на основе типологических особенностей характера.
5. Сформировать рекомендации по повышению эффективности технико-тактических действий юных футболистов на основе типологических особенностей характера.
Для решения поставленных задач применены следующие теоретические и эмпирические методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) педагогическое тестирование;
4) психологическое тестирование;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистики.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено:
1. Методика, выбранная для экспериментальной группы, с учетом характера игроков повлияла на результаты технико-тактических действий в команде после тестирования. Количество ТТД увеличилось с 350 до 480.
2. Выявлен средний показатель технико-тактических действий в экспериментальной и контрольной группах, за цикл тренировочных мероприятий.
3. Результат ведения мяча в анализируемых группах имел небольшую динамику, что указывает на его консервативность. Методические приемы, реализованные в тренировочном процессе юных футболистов
экспериментальной группы, способствовали эффективному развитию целевой точности движений и на этой основе формированию технико-тактических навыков передачи мяча и ударов по воротам. В ЭГ увеличился процент передачи мяча, отбор мяча, перехват мяча и ведение мяча.
В целом экспериментальная методика показала хорошие результаты, но есть и минусы. Так, процент отбора мяча и обводки увеличился незначительно как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Из данных, полученных в ходе эксперимента, следует, что методика, примененная для экспериментальной группы, эффективно повлияла на результаты технико-тактических действий спортсменов и может быть рекомендована к применению в процессе спортивной подготовки юных футболистов.
1. Методика, выбранная для экспериментальной группы, с учетом характера игроков повлияла на результаты технико-тактических действий в команде после тестирования. Количество ТТД увеличилось с 350 до 480.
2. Выявлен средний показатель технико-тактических действий в экспериментальной и контрольной группах, за цикл тренировочных мероприятий.
3. Результат ведения мяча в анализируемых группах имел небольшую динамику, что указывает на его консервативность. Методические приемы, реализованные в тренировочном процессе юных футболистов
экспериментальной группы, способствовали эффективному развитию целевой точности движений и на этой основе формированию технико-тактических навыков передачи мяча и ударов по воротам. В ЭГ увеличился процент передачи мяча, отбор мяча, перехват мяча и ведение мяча.
В целом экспериментальная методика показала хорошие результаты, но есть и минусы. Так, процент отбора мяча и обводки увеличился незначительно как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Из данных, полученных в ходе эксперимента, следует, что методика, примененная для экспериментальной группы, эффективно повлияла на результаты технико-тактических действий спортсменов и может быть рекомендована к применению в процессе спортивной подготовки юных футболистов.
Подобные работы
- Развитие быстроты у юношей-футболистов 12-13 лет в соответствии с амплуа во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023



