Введение 4
1 Теоретические основы формирования технико-тактических действий
футболистов 7
1.1 Технико-тактическая подготовка спортивных резервов в футболе 7
1.2 Возрастные особенности формирования технико-тактических действий
юных футболистов 14
1.3 Методы и средства определения характера юных футболистов 19
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация и проведение исследования 28
2.2 Методы исследования 34
3 Результаты исследования и их обсуждение 37
Заключение 46
Выводы и практические рекомендации 47
Список использованных источников 48
Приложение А-Г 52-56
Актуальность. Одной из ключевых задач футбольной подготовки является формирование технико-тактического мастерства. Отсюда для повышения уровня эффективности его решения происходит постоянный поиск новых возможностей. В этом смысле привлекают внимание еще неисчерпанные резервы психологии спорта, в частности, такие, которые связаны с использованием в физкультурно-спортивной деятельности типов темперамента и характера юного спортсмена.
Анализ литературных источников позволяет утверждать, что влияние типов характера в технико-тактической подготовке юных футболистов остается недостаточно изученным. И, если рассматривать указанный процесс в условиях деятельности спортивных школ, то для них имеет место реальная возможность для эффективного использования типологии характера в повышении уровня тактической подготовки по футболу. Это обусловлено количественными (оптимальный состав учащихся, постоянство занятий) и качественными (более высокий уровень мотивации учащихся, системность и целенаправленность спортивно-педагогической деятельности) показателями. В общеобразовательных школах на уроках физической культуры такие возможности есть, с одной стороны, несколько ограниченными, но с другой — использование типов характера не находит своего широкого применения.
Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием «темперамент», социально обусловленная же сфера его поведения - понятием «характер». Темперамент соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер - с волевой сферой.
Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Отличительные черты, свойственные индивиду от природы, накладывают отпечаток и на его характер, то есть и на социально сформированные способы его поведения.
Следует заметить, что характер — это обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. Наиболее устойчивые и значимые из них «выковывают» соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности его характера.
Итак, исходя из выше изложенного, следует отметить, что выбранная для исследования проблема действительно актуальна. Кроме того, с большой степенью вероятности следует отметить, что решение проблемы учета типов характера в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов не имеет своего очевидного решения и требует специального научного поиска. Перспективы дальнейших исследований по выбранной проблеме находятся в плоскости теоретического обоснования модели спортивно педагогической деятельности, которая позволяет обеспечить учет типов характера в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов, а также проверки этой модели в условиях эксперимента.
Цель исследования: выявить влияние типологии характера на эффективность технико-тактических действий в футболе.
Объект исследования: технико-тактическая подготовка юных футболистов.
Предмет исследования: влияние типологии характера на эффективность технико-тактических действий юных футболистов.
Гипотеза исследования: особенности характера юных спортсменов, специализирующихся в футболе, оказывают влияние на эффективность их технико-тактической подготовки.
Теоретическая значимость. Обоснованные в работе пути повышения эффективности технико-тактических действий юных футболистов, исходя из типологии характера, на основе дифференцированного учета соотношений соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики игры расширяют и дополняют существующие положения теории и методики спортивной тренировки.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности теоретико-методических основ технико-тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров разносторонности тактики.
2. Выявить особенности технико-тактических действий юных футболистов.
3. Выявить типы характеров юных футболистов и влияние характеров на эффективность технико-тактических действий.
4. Разработать методику диагностики уровня технико-тактической подготовленности юных футболистов на основе типологических особенностей характера.
5. Сформировать рекомендации по повышению эффективности технико-тактических действий юных футболистов на основе типологических особенностей характера.
Для решения поставленных задач применены следующие теоретические и эмпирические методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) педагогическое тестирование;
4) психологическое тестирование;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистики.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено:
1. Методика, выбранная для экспериментальной группы, с учетом характера игроков повлияла на результаты технико-тактических действий в команде после тестирования. Количество ТТД увеличилось с 350 до 480.
2. Выявлен средний показатель технико-тактических действий в экспериментальной и контрольной группах, за цикл тренировочных мероприятий.
3. Результат ведения мяча в анализируемых группах имел небольшую динамику, что указывает на его консервативность. Методические приемы, реализованные в тренировочном процессе юных футболистов
экспериментальной группы, способствовали эффективному развитию целевой точности движений и на этой основе формированию технико-тактических навыков передачи мяча и ударов по воротам. В ЭГ увеличился процент передачи мяча, отбор мяча, перехват мяча и ведение мяча.
В целом экспериментальная методика показала хорошие результаты, но есть и минусы. Так, процент отбора мяча и обводки увеличился незначительно как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Из данных, полученных в ходе эксперимента, следует, что методика, примененная для экспериментальной группы, эффективно повлияла на результаты технико-тактических действий спортсменов и может быть рекомендована к применению в процессе спортивной подготовки юных футболистов.
1. Андреев, С.Н. Футбол в школе [Текст] /С.Н. Андреев. - М.: Фис, 2006. - 89 с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] /Н.А. Бернштейн. -М.: Медицина, 1966. -236 с.
3. Бетти, Э. Современная тактика футбола. [Текст] /Э Бетти. - М.: ФиС, 1974. - 123 с.
4. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст]:/М.М. Боген. -М.: ФиС, 1985. - 154 с.
5. Воронова, В.И. Личностные качества высококвалифицированных футболистов, влияющих на эффективность их деятельности [Текст] /В.И. Воронова, С.Е. Шутова//Футбол-профи. - 2006. - №2 (3). - С.34-43.
6. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов [Текст] /М.А. Годик. - М.: Олимпия, 2006. - 221 с.
7. Годик, М.А., Мосягин, С.М., Швыков, И.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 9-12 лет [Текст] / М.А. Годик, С.М. Мосягин, И.А. Швыков - М.: Граница,2008. - 272с.
8. Гриндлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов [Текст]:/К. Гриндлер. -М.: ФиС, 1976. - 342 с.
9. Даев, В.Е. Оптимизация спортивного отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа на этапе углубленной специализации [Текст] / дис. канд. пед. наук/ В.Е. Даев - М.: Малаховка, 2007. - 176 с.
10. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов (Педагогические проблемы управления) [Текст] /В.М. Дьячков. - М.: ФиС, 1972.- 192 с.
11. Жуков, М.А. Подвижные игры [Текст] / М.А. Жуков. - М.: Физическая культура и спорт, 2000. - 247 с.
12. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва [Текст] /А.П. Золотарев,- М.: Физическая культура, 2007,- 160 с.
13. Качалин, Г.Д. Тактика футбола[Текст] / Г.Д. Качалин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 34-65.
14. Качани, Л., Горский Л. Тренировка футболистов. [Текст]: /Л. Качани, Л. Горский. - Братислава, 1984. - 312 с.
15. Конституциональная типология У. Шелдона [Электронный ресурс] URL: https://psyera.ru/konstitucionalnaya-tipologiya-u-sheldona-453.litml
16. Круговая тренировка [Текст]: метод, пособие /сост. М.В. Щодро, В.П. Афанасьев, А.М. Бояринов - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2011.-20 с.
17. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]/ Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2003 - 464с.
18. Лаптев, А.П., Сучилин А.А. Юный футболист. [Текст] /А.П.Лаптев, А.А. Сучилин-М.: ФиС, 1983. - 164 с.
19. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка)[Текст] / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224.
20. Максименко, И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх [Текст] /И.Г. Максименко - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
21. Малькольм, К. 101 упражнение юных футболистов/К. Малькольм. - М.: «Издательство Астрель», 2003. - 96 с.
22. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. [Текст]/Л.П. Платонов. -М.: ФиС, 1977. -257 с.
23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебное пособие/Л.П. Матвеев.-М.: Фис, 1991.-542 с.
24. Монаков, ГВ. Подготовка футболистов. Теория и практика[Текст] / ГВ. Монаков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Сов. Спорт, 2007. - 288 с.
25. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 876 с.
26. Платонов, В.Н. Современные проблемы спортивной тренировки. [Текст] /В.Н.Платонов. -М.: ФиС, 1987. -387 с.
27. Психология спорта[Текст]: Хрестоматия / сост.-ред. А.Е. Тарас. - М.: ACT, 2005.-352 с.
28. Развитие системы игры. [Текст]: / Под общ. Ред. В.И. Козловского. -М.: ФиС, 1977.-С. 100-116.
29. Симаков, В.И. Футбол. Простые комбинации. [Текст]: /В.И. Симаков. -М.: ФиС, 1987. - 65 с.
30. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства[Текст]: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
31. Сучилин, А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола [Текст]: Докт. дис. в виде научи, докл. Волгоград, 1997. - 177 с.
32. Тюленьков, С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов [Текст] / С.Ю. Тюленьков. - Смоленск, 1997. - 116 с.
33. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте [Текст]: /В.С. Фарфель. -М.: ФиС, 1995. - 147 с.
34. Футбол [Текст]: Учебник для институтов физ.культуры /Под рук. Н.П. Казакова. - М.: ФиС, 1978. - 276 с.
35. Футболист в игре и тренировке. [Текст]: /Под ред. Савина С.А. - М.: ФиС, 1975. - 143 с.
36. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие / Ж.К. Холодов,- М.: Академия, 2001.-480 с.
37. Цветков, И.М. Интерес и динамика его развития у учащихся [Текст]: учебное пособие / И.М. Цветков, - Ярославль.-1994.-322 с
38. Цирик, Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол [Текст]: /БЯ. Цирик, Ю.С.Лукашин,- М.: ФиС, 1975. - 164 с.
39. Чанади, А. Футбол. Стратегия [Текст]: / А. Чанади. - М.: ФиС,1981. - 176 с.
40. Шаклеин, М. А. Психофизиологическая модель формирования состава футбольной команды на основе типов темперамента футболистов: модель психофизилогических расстановок в большом футболе // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. - С. 226-232. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56690.htm.
41. Шамардин, А.М., Солопов И.М., Исмаилов А.М. Функциональная подготовка футболистов [Текст]: Учебное пособие/А.М. Шамардин, И.М. Солопов, А.М. Исмаилов. - Волгоград: ВГАФК. - 2000. - 152 с
42. Штуденер, X., Вольф В. Тренировка футболистов [Текст]/ ХШтуденер, В.Вольф . - М.: ФиС, 1970. - 268 с.
43. Юный футболист [Текст]: Пособие для тренеров /Под ред. А.П.Лаптева, А.А.Сучилина. - М.: ФиС, 1983. - 122 с.