Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА В ПОВЕСТИ А.П. ЧЕХОВА ПАЛАТА №6» И В ЕЁ ЭКРАНИЗАЦИЯХ XXI ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМОВ К.Г. ШАХНАЗАРОВА «ПАЛАТА №6» и К.С. СЕРЕБРЕННИКОВА «РАГИН»)

Работа №182075

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы60
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Поэтика пространства в повести А.П. Чехова «Палата №6» 7
§1. «Палата №6» А.П. Чехова в исследованиях XX-XXI вв 7
§2. Особенности пространственной организации повести А.П. Чехова
«Палата №6»: ведущие образы и мотивы 16
Глава 2. Поэтика пространства в экранизациях повести А.П. Чехова «Палата №6» в XXI веке 22
§1. Особенности пространственной организации кинотекста 22
§2. Поэтика пространства в фильме К.С. Серебренникова «Рагин» 26
§3. Поэтика пространства в фильме К.Г. Шахназарова «Палата №6» 40
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53


Исследование поэтики пространства в литературных произведениях является важной и актуальной задачей современной филологии. Пространственные категории в художественной литературе не только создают атмосферу и фон повествования, но и оказывают значительное влияние на восприятие и интерпретацию текста. В этом контексте особенно интересно творчество русского классика Антона Павловича Чехова, наследие которого застало рубеж веков и находится между двумя художественными направлениями - реализмом, классической традицией, и символизмом, новым течением.
В рамках выпускной квалификационной работы рассматривается пространственная организация повести «Палата №6». Написанное в конце XIX века, произведение продолжает привлекать внимание исследователей и вдохновлять режиссёров на новые интерпретации. В XXI веке были созданы две значимые экранизации: фильм К.Г. Шахназарова «Палата №6» (2009) и фильм К.С. Серебренникова «Рагин» (2004). Эти работы не только по-новому интерпретируют чеховский текст, но и демонстрируют уникальные подходы к созданию кинематографического пространства.
Привлечение аудиовизуального материала, репрезентирующего топос повести, расширяет возможности анализа и позволяет акцентировать внимание на различных аспектах художественной действительности текста-первоисточника. Экранизации визуализируют историю «Палаты №6», а киноязык, включая актерскую игру, музыку и визуальные эффекты, усиливает эмоциональное восприятие и погружение в повествование. Фильмы «Палата №6» и «Рагин» представляют собой киноинтерпретации повести А.П. Чехова, предлагая авторский взгляд на оригинальный текст. Разные режиссёры делают акценты на различных аспектах: психологических (фильм К.С. Серебренникова), социальных (фильм К.Г. Шахназарова) и философских (оба фильма). Фабула и сюжет деформируются (так как рассматриваемые произведения экранной культуры не являются киноадаптациями), а вместе с ними изменяется и пространственная организация оригинала, которая исходит из замысла, сопутствует ему и раскрывает его.
Актуальность: как писал Юрий Михайлович Лотман «художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений» . В контексте этой проблематики актуальность предпринятого исследования обусловлена вниманием современного литературоведения к проблеме диалога разных видов искусств вообще и, в частности, - к вопросу о взаимодействии кинематографа и литературы, рецепции и воспроизведении литературных сюжетов на языке кино.
Несмотря на значительное количество исследований, посвящённых творчеству Чехова, пространственные аспекты его произведений и их кинематографические воплощения требуют дальнейшего анализа и осмысления.
Объектом исследования является рецепция повести А.П. Чехова «Палата №6» в искусстве кинематографа XXI века: на материале фильмов К.Г. Шахназарова «Палата №6» и К.С. Серебренникова «Рагин».
Предмет исследования - интерпретация поэтики пространства повести А.П. Чехова «Палата №6» в фильмах К.Г. Шахназарова и К.С. Серебренникова.
Материалом исследования служат текст повести А.П. Чехова «Палата №6» и кинематографические произведения - фильмы К.Г. Шахназарова «Палата №6» и К.С. Серебренникова «Рагин».
Цель исследования - выявить и проанализировать особенности поэтики пространства в повести А.П. Чехова «Палата №6» и её кинематографических интерпретациях XXI века.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Определить доминанты литературоведческой интерпретации повести «Палата №6» в XX-XXI вв.
2. Выделить ведущие образы и мотивы поэтики пространства повести.
3. Выявить особенности пространственной организации кинотекста.
4. Исследовать поэтику пространства в фильмах К.С. Серебренникова «Рагин» и К.Г. Шахназарова «Палата №6».
5. Сравнить подходы к интерпретации пространства в повести и её экранизациях, выявить сходства и различия.
Теоретическая база исследования. Основу теоретической базы исследования составили работы учёных-литературоведов и критиков таких, как Ю.М. Лотман, Ю.Н. Тынянов, А.П. Чудаков, Н.Е. Разумова, А.А. Казаков, Т.Л. Рыбальченко, К.Э. Разлогов и других.
Структура исследования обусловлена целью и задачами.
Во введении обозначается актуальность, объект и предмет анализа, формулируются цель и задачи, указываются материал и источники исследования.
Первая глава посвящена обозначению литературоведческой рецепции XX-XXI веков повести «Палаты №6» А.П. Чехова. В рамках данной части предпринимается попытка интерпретации пространственной структуры произведения посредством выявления ведущих мотивов и образов.
Вторая глава рассматривает средства киноязыка, с помощью которых происходит знакомство с художественным миром кинотекста и анализирует современные киноинтерпретации оригинального произведения К.Г. Шахназарова (фильм «Палата №6») и К.С. Серебренникова (фильм «Рагин»).
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Список использованных источников и литературы включает 29 наименований.
Таким образом, данное исследование направлено на углубление понимания поэтики пространства в литературе и кино, что позволяет более полно раскрыть художественный замысел авторов и режиссёров, а также понять специфику адаптации литературного текста в кинематографическом контексте.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе настоящего исследования была поставлена цель выявить и проанализировать особенности поэтики пространства в повести А.П. Чехова «Палата №6» и её кинематографических интерпретациях XXI века. В связи с этим были решены несколько ключевых задач: исследование литературоведческого контекста вокруг повести, анализ поэтики пространства в оригинальном тексте, изучение пространственной организации кинотекста, а также сравнение подходов к интерпретации пространства в повести и её экранизациях.
В процессе работы было установлено, что поэтика пространства в повести «Палата №6» представляет собой сложную и многослойную систему, включающую в себя ведущие мотивы, которые формируют идейный и тематический каркас произведения. Основные пространственные образы являются неотъемлемой частью сюжета и играют важную роль в раскрытии психологических, социальных и философских аспектов текста. В оригинальной повести Чехова основными мотивами являются мотив ловушки и образы Палаты №6, Рагина и Громова, которые подчеркивают ограничения и изоляцию человеческой жизни, являющуюся результатом бездеятельной и безответственной жизни.
Кинематографические интерпретации повести, представленные фильмами «Рагин» (2004 г.) и «Палата №6» (2009 г.), демонстрируют различия в подходах к пространственной организации и применению приемов киноязыка. В фильме Шахназарова акцент делается на мотиве веры и монастыря, который выражается через образ флигеля и его религиозной истории, добавляя духовное измерение к теме изоляции. Для усиления этого мотива режиссер использует широкие панорамные съемки монастыря, контрастирующие с закрытым пространством палаты. Серебренников, в свою очередь, фокусируется на мотиве болезни, выраженном образами Рагина, Хоботова и «неизвестных земель», что акцентирует внимание на психологических и физически разрушительных аспектах изоляции. В его фильме применяются крупные и средние планы для подчеркивания внутреннего состояния персонажей и их отчуждения.
Оба режиссера вносят свои изменения в сюжет и пространство оригинала, создавая новые смыслы и акценты, которые не были явно выражены в тексте Чехова. Эти изменения включают трансформацию пространства, времени и культурного контекста, что позволяет адаптировать повесть к современным реалиям и аудитории. Серебренников, например, использует приемы контрастного монтажа, чтобы показать противопоставление духовного и физического пространства, в то время как Шахназаров применяет символические кадры, реализованные в разных видах киносъемки.
Сравнительный анализ оригинального текста и его киноинтерпретаций показал, что несмотря на различия в подходах, все три произведения сохраняют центральную идею повести - критическое осмысление человеческой природы и социального устройства через призму пространственных решений.
Таким образом, настоящее исследование подтвердило, что поэтика пространства может выступать одним из ключевых элементов как в литературном, так и в кинематографическом тексте. Анализ пространственных решений и приемов киноязыка позволил глубже понять художественный замысел Чехова и его интерпретаторов, выявить новые грани произведения и расширить его смысловое поле.



1. Чехов А. П. Палата № 6 // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. /АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982.Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892-1894. - 1977. - С. 72-126.
2. Чехов А. П. Дуэль // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982. Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888-1891. - М.: Наука, 1977 . - С. 353-455.
3. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.. Т. 3. П-Р - 750 с.
4. Власов В. Г. Перспектива // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. - СПб.: Азбука-Классика. - Т. VII, 2007. - С. 329
5. «Палата №6» // «КиноПоиск» : сайт. [Б. м.], б.г. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/447688/ (дата обращения: 06.04.24)
6. Собрание интервью К.Г. Шахназарова к премьере фильма «Палата №6» // «Мосфильм» : сайт. М., 2024. URL: https://www.mosfilm.ru/concern/shakhnazarov/interview.php (дата обращения: 20.04.24)
7. Аудиокнига «Палата №6» // MyBook : издательство. [Б. м.], б.г. URL: https://mybook.ru/author/anton-pavlovich-chehov/palata-6-v-ispolnenii-dmitriya-b ykova-lekciya-byko/ (дата обращения: 01.05.24)
8. Шахназаров Карен Георгиевич // «Мосфильм» : сайт. М., 2024. www.mosfilm.ru (дата обращения: 11.04.24)
9. Яндекс Переводчик : сайт. [Б. м.], 2011-2024. URL: https://translate.yandex.ru/ (дата обращения: 05.04.24).
Литература:
10. Разумова Н. Е. Творчество А. П. Чехова : пособие по спецкурсу. Ч. 1. Смысл художественного пространства (1880-е гг.). - Томск, 1997. - 77 с.
11. Разумова Н. Е. Творчество А. П. Чехова : пособие по спецкурсу. Ч. 2. Смысл художественного пространства (1890-1900-е годы). - Томск, 2005. - 76 с.
12. А.П.Чехов: pro et contra / Сост., общая редакция И.Н. Сухих; СПб.: РХГИ, 2002. - 1072 с.
13. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М. : Гослитиздат, 1947. - 518 с.
14. Чехов и время: сб. статей / ред. Е. Г. Новикова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. - 334 с.
15. Казаков А.А. Русская литература третьей трети XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов) : Учебное пособие. - Томск : Томский госуниверситет, 2010. - 141 с...29

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ