ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Когнитивные способности. Генетические основы вариабельности
когнитивных способностей 6
1.2 Генетические основы вариабельности когнитивных способностей.
Ассоциативные исследования кандидатных генов 8
1.3 Генетические основы вариабельности когнитивных способностей.
Широкогеномные ассоциативные исследования 9
1.4 Генетические основы вариабельности когнитивных способностей.
Полногеномные и полноэкзомные ассоциативные исследования 13
1.5 Секвенирование. Технологии высокоэффективного секвенирования 17
1.6 Особенности различных технологий высокопроизводительного
секвенирования 17
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ 23
2.1 Материал исследования 23
2.2 Методы исследования 23
2.2.1 Аннотирование экзомов 24
2.2.2 Формирование списка маркеров 24
2.2.3 Выявление генных онтологий 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1 Результаты аннотирования экзомов 26
3.2 Результаты формирования списка маркеров 26
3.3 Результаты выявления генных онтологий 26
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Согласно психологической концепции когнитивных функций к ним относятся те познавательные способности, которые позволяют осуществлять взаимодействие с окружающим миром. Когнитивные функции включают в себя память, внимание, речь, целенаправленную двигательную активность (праксис) и целостное восприятие (гнозис) (Камалов А. М., 2015).
В конце XX в. возрос интерес к проблеме когнитивных нарушений. С одной стороны, актуальность проблемы обусловлена открытием патогенетических механизмов нарушения когнитивных функций и выдвижением новых подходов по восстановлению нейронов головного мозга, с другой - увеличением доли людей старшего возраста среди населения и резким повышением выживаемости пациентов с инфарктом миокарда и инсультом. Поскольку когнитивные функции связаны с интегративной работой головного мозга, когнитивная недостаточность закономерно развивается при самых разнообразных очаговых и диффузных поражениях головного мозга (Гимоян Л. Г., 2013).
По данным Всемирной организации здравоохранения 2017 года, более 50 млн человек в мире страдают деменцией и когнитивными нарушениями, и этот показатель неуклонно растёт как среди лиц старческого возраста, так и среди более молодого населения. Проблема сохранения и восстановления когнитивных функций становится междисциплинарной и одной из глобальных в современной медицине (http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/dementia).
Изучение генетических основ познавательных функций дает теоретическую основу для исследования когнитивных нарушений при различных патологических состояниях. Причем, в связи с запросами практической медицины важно не только выделить генетически детерминированные нарушения когнитивных процессов, но и найти их конкретные молекулярно-генетические предпосылки. На этой основе может быть существенно оптимизирован поиск фармакологических препаратов, эффективных в отношении коррекции когнитивных нарушений (Камалов А. М., 2015).
Несмотря на многочисленные исследования по данной теме, проблема идентификации генов, связанных с отдельными когнитивными признаками, далека от разрешения. Очевидно, что в проявлении фенотипов такого рода участвует большое число генов. Пока совершенно неясно, сколько генов вносят вклад в когнитивное функционирование и специфичен ли генетический контроль того или иного когнитивного признака. Поиск участков хромосом, связанных с различными сторонами когнитивного функционирования, указывает, например, на возможное сцепление участка хромосомы 2 со зрительной рабочей памятью, хромосомы 4 - с вербальной памятью, хромосомы 9 - с исполнительными функциями, хромосомы 15 - со зрительным вниманием и т. д. (Paunio T., et al., 2004). Достаточно представить себе число генов, расположенных в пределах этих участков хромосом, чтобы оценить возможное число кандидатов, которые предстоит проверить на предмет ассоциации с когнитивными признаками.
Цель: Поиск новых полиморфных вариантов генов, определяющих вариабельность когнитивных функций у людей пожилого возраста.
Задачи:
1. Аннотировать результаты полноэкзомного секвенирования;
2. Сравнить встречаемость полиморфных вариантов генов между группами с разным уровнем когнитивных способностей;
3. Выявить биологические процессы, вовлеченные в наследственную компоненту когнитивных способностей.
Работа выполнена на базе "Научно-исследовательского института медицинской генетики" (НИИ медицинской генетики) Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук», в лаборатории эволюционной генетики, под руководством кандидата биологических наук Вагайцевой Ксении Валерьевны.
1. Аннотирование файла показало, что полученный после секвенирования и сборки геномов vcf файл содержит генотипы 82 образцов по 292 310 SNP.
2. Анализ данных точным критерием Фишера, с учетом глубины прочтения DP (< 10 раз), показал, что статистически значимые отличия существуют по 1 948 маркерам, локализованных в 1 261 гене.
3. Среди исследованного нами 1 261 гена, выявлено 347, обнаруженных с помощью метода ORA (WebGestalt) и предположительно влияющих на биологические процессы. В результате анализа с помощью метода ORA (WebGestalt), выявлено, что маркеры, показавшие ассоциации с уровнем когнитивных способностей, вовлечены в 12 биологических процессов, механизмы влияния на когнитивные способности которых понятны: хемосенсорное/механосенсорное восприятие, фосфорорганическая восприим- чивость/сопротивление, гомеостаз анатомической структуры, трансдукция сигнала про- теинкиназы C, сигнальный путь рецептора фактора роста тромбоцитов, организация внеклеточной структуры, многоклеточная сигнализация организма, флавоидный обмен, процесс кровообращения, биологическая адгезия, системный процесс, ионный транспорт. В данной работе мы, на основе сопоставления полученных нами данных с результатами исследований других авторов, подтвердили ассоциацию 185 генов с когнитивными способностями. Нами было также подтверждено 5 ассоциаций, показавших связь с когнитивными способностями в других исследованиях: rs17115100, rs7640, rs429358, rs9611519, rs2273085.
1. Барановский Д. С. Получение бесклеточного матрикса хряща трахеи для тканеинженерных конструкций // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2017. -Т. 72, № 4. - С. 254-260.doi:10.15690/vramn723
2. Бархатов И. М., Предеус А.В. Секвенирование нового поколения и области его применения в онкогематологии. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/v/sekvenirovanie-novogo-pokoleniya-i-oblasti-ego- primeneniya-v-onkogematologii (дата обращения: 15.03.2018).
3. Ватолина М. А. Проблемы оценки смертности от болезни Альцгеймера в России // Здравоохранение Российской Федерации. - 2015. - Т.59. - № 4. - С. 20-24.
4. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]: http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/dementia (дата обращения: 15.02.2018)
5. Гимоян Л. Г. Нарушение когнитивных функций: актуальность проблемы, факторы риска, возможности профилактики и лечения // Медицина и здравоохранение. - 2013. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-kognitivnyh- funktsiy-aktualnost-problemy-faktory-riska-vozmozhnosti-profilaktiki-i-lecheniya (дата обращения: 15.02.2018).
6. Деревнина Е. С. Когнитивные расстройства у пациентов с сердечно сосудистыми заболеваниями. / Е. С. Деревнина, Д. Г. Персашвили, Ю. Г. Шварц // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. ISSN 2070-7428
7. Захаров В. В., Яхно Н. Н. Когнитивные расстройста в пожилом и старческом возрасте // Методическое пособие для врачей под ред. Н. Н. Яхно. - Москва. - 2005 г.
8. Камалов А. М. Обзор генов-кандидатов внимания и памяти. [Электронный ресурс]: https://nauchforum.ru/studconf/med/xxix/9260 (дата обращения: 15.02.2018).
9. Котов А. С., Елисеев Ю. В., Семенова Е. И. Болезнь Альцгеймера: от теории к практике // Медицинский совет. - 2015. - Т. 18.
10. Тощаков С. В. Технологии высокопараллельного секвенирования в медико-генетических исследованиях // Медицинская генетика. - 2013. - Т. 12. № 1. - С. 15
25.
11. Alzheimer's Association. 2011 Alzheimer's disease facts and figures // Alz- heimers Dement. - 2011. - V. 7. -№ 2. P. 208-44. doi: 10.1016/j.jalz.2011.02.004
12. ANNOVAR [Электронный ресурс]:
http://annovar.openbioinformatics.org/en/latest/ (дата об ращения: 15.03.2018).
13. Ansorge W. J. et al. Next-generation DNA sequencing techniques. N Biotech-
nol. 2009 - PubMed - NCBI. [Электронный ресурс]:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19429539 (дата обращения: 15.12.2017).
14. Bakken T. E. et al. Association of genetic variants on 15q12 with cortical thickness and cognition in schizophrenia // Arch Gen Psychiatry. - 2011 - V. 68. - № 8. doi: 10.1001/archgenpsychiatry .2011.81
15. Baron-Cohen S. et al. A genome wide association study of mathematical ability reveals an association at chromosome 3q29, a locus associated with autism and learning difficulties: a preliminary study // PLoS One. - 2014. - V. 9. - № 5. doi: 10.1371/journal.pone.0096374...88