Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое консультирование педагогов по вопросам вхождения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями (Сургутский государственный педагогический университет)

Работа №182067

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психодиагностика

Объем работы184
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №1 г. Сургута.
Выборка: 43 первоклассника с ОВЗ.
Есть приложения.

Введение...3
ГЛАВА I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния уровня жизнестойкости педагога на адаптацию к школе детей с ОВЗ ………8
1.1.Особенности адаптации первоклассников с ОВЗ к школьной среде.. 8
1.2. Жизнестойкость педагога как фактор успешной адаптации первоклассников с ОВЗ к школьному обучению ……………………….19
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение особенностей влияния жизнестойкости педагогов в ходе психологического консультирования на процесс адаптации детей с ОВЗ……27
2.1 Организация и методы исследования…27
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования ………………….. 35
2.2.1. Исследование особенностей адаптации школе детей с ОВЗ …. 35
2.2.2. Особенности адаптации к школе детей с ОВЗ в зависимости от уровня жизнестойкости педагога …………………………………43
2.3. Содержание консультативной программы49
2.4. Анализ эффективности программы……55
Заключение………………………………………………………………… 62
Библиографический список….66
Приложения…………………………………………………………………. 78

Дошкольник, вступая в школьную жизнь, оказывается в одном из переломных моментов в психическом развитии человека, который сопровождается процессом адаптации к школьным условиям. Для детей с особыми образовательными потребностями процесс адаптации может протекать в более сложной форме. По статистическим данным ВОЗ, среди школьников насчитывается более 13 % детей ОВЗ. По данным региональной информационной системы доступности образования по состоянию на 1 сентября 2020 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 24479 обучающихся имеют статус – дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 6 735 детей-инвалидов (по данным Федерального реестра инвалидов на 01.01.2021года).
Школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности в адаптации как к учебному процессу, так и к детскому коллективу. Это выражается в том, что особенности поведения и внешнего вида школьников с ОВЗ отличаются от особенностей остальных школьников и привлекают внимание. Реакция одноклассников может проявляться в отстранении или даже в открытых конфликтах. С другой стороны, поведенческий репертуар ребенка с ОВЗ также может быть ограничен, а социальные навыки развиты недостаточно [37].
Получение детьми с ОВЗ образования - это одно из неотъемлемых и основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, эффективной самореализации в разных видах социальной и профессиональной деятельности. Стоит отметить, что дети с ОВЗ испытывают сложности при освоении образовательных программ из-за особенностей здоровья. В связи с этим школьникам рекомендовано обучение в специальных коррекционных школах. Дети с особенностями развития имеют врожденные, генетические или приобретенные отклонения от нормального психического и физического развития. По мнению экспертов, такие дети нуждаются в дополнительной психолого-педагогической помощи [21].
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает и требует от педагогического сообщества специалистов с высоким уровнем подготовки. Специалисты-практики (Лыгина М.А, Степанова О.А. и др.) отмечают, что значительная часть трудностей обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров и недостаточным уровнем их подготовки[39].
Мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей с нарушением зрения и детей с тяжелым недоразвитием речи (далее ТНР) младшего школьного возраста. Недостаток гибкости, спонтанности, отсутствие или слабое развитие невербальных форм общения часто проявляются в поведении детей с нарушениями зрения. Выполняя работу, дети испытывают неуверенность в её верности и качестве. Это проявляется в частом обращении за помощью к взрослому в переводе оценки в словесный план.
На развитие личностных особенностей детей с ТНР и развитие всех их психических процессов влияет особенность речевого развития. Данные особенности могут затруднить их социальную адаптацию. Впоследствии может потребоваться целенаправленная коррекция имеющихся нарушений. Так же особенности речевой деятельности отражаются на сформированности эмоционально-волевой, познавательной и сенсорной сфер. Исследователи (Прищеповая П.А., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и др.) отмечают у детей с ТНР низкое распределение внимания, пониженную словесную (вербальную) память при сохранности смысловой памяти. Специфические особенности мышления характеризуются связью между расстройствами речи и сторонами психического развития. Обладая полноценными предпосылками для изучения мыслительных операций, доступных по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, классификацией [48; 22].
Проблема адаптации обучающихся с ОВЗ для отечественной и зарубежной психологической науки приобретает новое содержание. В требованиях ФГОС начального образования существует «портрет выпускника начальной школы», который включает личностные характеристики ученика, сформированные под влиянием учебного процесса. В связи с этим современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов, сколько на становление личностных характеристик выпускника, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Таким образом, развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию становится приоритетной целью образования в современной школе.
Сложности в адаптации изучают в своих работах Н. В. Тюрина, Ю. В. Поршнева, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, М.Р. Битянова и другие авторы. Исследованиями процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья занимались Л. Н. Акатова, Г. Н. Бреслава, М. М. Семаго. Адаптация представляет собой постепенное приспособление ребенка к новым социальным условиям, новым отношениям, требованиям, видам деятельности. В этот период младшие школьники с ОВЗ нуждаются в комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать успешной их адаптации к школьному обучению.
Многие ученые (М.М. Безруких, С.П. Ефимова и др.) уделяют особое место в адаптации первоклассников личностным особенностям педагога. От педагога, работающего с детьми с ОВЗ, ожидают мобильности, ответственности в принятии решений, нестандартных действий в ситуациях трудностей. В качестве одного из таких ресурсов авторы называют жизнестойкость. Г.В. Ванакова отмечает, что жизнестойкость является интегративным свойством личности, которое способствует успешному разрешению трудных жизненных ситуаций и характеризуется рефлексивностью, саморегуляцией и готовностью к самоопределению. Жизнестойкость проявляется в самостоятельности и ответственности в принятии решений, в готовности к нестандартным действиям в ситуациях трудностей. В качестве основных критериев жизнестойкости личности Г.В. Ванакова выделяет: самоанализ, саморегуляцию и самоопределение. Жизнестойкость педагогов не только влияет на успешность педагогической деятельности, но и является примером для учеников, находящихся в ситуации адаптации к школе.
Таким образом, проблема повышения уровня жизнестойкости педагогов является актуальной и требует разработки и проведения программ психологического консультирования.
Проблема исследования состоит в выявлении специфики процесса адаптации к школе детей с ТНР и слабовидящих детей и влиянии на данный процесс педагога с разным уровнем жизнестойкости.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически доказать влияние повышения уровня жизнестойкости педагогов в ходе консультативного процесса на адаптацию к школе детей с ТНР и слабовидящих детей.
Объект исследования: процесс психологического консультирования педагогов по вопросам вхождения в образовательный процесс детей с ТНР и слабовидящих детей.
Предмет исследования: влияние повышения уровня жизнестойкости педагогов в ходе психологического консультирования на процесс адаптации к школе детей с ТНР и слабовидящих детей.
Гипотеза:
1. Процесс адаптации к школе детей с ТНР и слабовидящих детей имеет свою специфику в зависимости от уровня жизнестойкости педагогов.
2. Консультативная работа с педагогами, направленная на повышение жизнестойкости, является эффективным средством, обеспечивающим положительную динамику адаптации детей с ТНР и слабовидящих детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и практические подходы в решении проблемы вхождения в образовательный процесс детей с ТНР и слабовидящих детей в зависимости от личностных особенностей педагога.
2. Выявить характер зависимости адаптации детей с ТНР и слабовидящих детей к школе от уровня жизнестойкости педагога.
3. Разработать и реализовать программу психологического консультирования педагогов, направленную на повышение уровня жизнестойкости.
4. Проверить эффективность разработанной программы консультирования педагогов.
Методы исследования:
1. Теоретические методы – анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования;
2. Эмпирические методы – тестовый метод, количественный и качественный анализ данных;
3. Статистические методы – метод качественного анализа, математическая обработка данных исследования).
Для решения поставленных задач в течении 2021-2022 учебного года было проведено эмпирическое исследование. Нами были обследованы 43 первоклассника с ОВЗ, среди которых 33 ученика с тяжелым недоразвитием речи и 10 слабовидящих учеников. Так же нами были обследованы 12 педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Разработана и апробирована консультативная программа, направленная на повышение жизнестойкости педагогов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Результаты статистической обработки исходных данных отражены в схемах, графиках, таблицах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части нами были изучены теоретические основы процесса адаптации младших школьников и феномена жизнестойкости. Мы раскрыли понятие адаптации как процесс и результат внутренних изменений и внешнего приспособления к новым условиям среды. Так же мы рассмотрели: виды адаптации (физиологическую, психологическую и социальную (личностную) адаптацию), уровни адаптации к школьном обучению и факторы, влияющие на успешную адаптацию первоклассников. Проанализировав работы Т.В. Костяк, Д.Ю. Соловьевой, Э.М. Александровской и др., мы выделили критерии успешной адаптации первоклассников: положительное отношение к школе, выраженность школьной мотивации и низкий уровень тревожности.
Результаты теоретического анализа позволили нам сделать вывод, что отклонения от нормального психического и физического развития у детей с ОВЗ затрудняют процесс адаптации к школьному обучению, так как вызывают трудности в усвоении учебного материала, негативные эмоциональные реакции, связанные со школьным режимом, сверстниками и педагогами.
Изучение исследований (Артюхова И.Н., Костяк Т.В., Ульянова Т.Л., Безруких М.М., Ефимова С.П.) показало, что одним из социально-психологических факторов, влияющих на адаптацию первоклассников, является личность педагога [3; 6; 31;62;]. Педагог, который выдерживает стрессовые ситуации и успешно преодолевает возникающие трудности, принимает ответственность за собственные решения, владеет конструктивными способами поведения в трудных жизненных ситуациях, может способствовать развитию необходимых качеств в первоклассниках для успешной адаптации. Способность личности успешно преодолевать неблагоприятные средовые условия, демонстрируя высокую устойчивость к стрессогенным факторам, получила название – жизнестойкость [20].
Теоретический анализ исследований С. Кобейса, С Мадди, Д. Хошаба, Д.И. Леонтьева показал, что жизнестойкость является фундаментальной личностной переменной, которая опосредует влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
Педагог с высоким уровнем жизнестойкости успешен с профессиональной деятельности, своим взаимодействием с учениками и примером преодоления трудностей, он может направлять первоклассников, находящихся в ситуации адаптации к школе. При верном взаимодействии учителя через один-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников важным взрослым, его рекомендации и пожелания не подлежат сомнению, а отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя.
Нами было выдвинуто предположение, что протекание адаптационного периода первоклассников во многом зависит от особенностей личности педагога. Проблема повышения уровня жизнестойкости педагогов является актуальной и требует разработки и проведения программ психологического консультирования [13].
Для проверки гипотезы о том, что консультативная работа с педагогами, направленная на повышение жизнестойкости, является эффективным средством, обеспечивающим положительную динамику адаптации детей с ТНР и слабовидящих детей, мы повели экспериментальное исследование, состоящие из нескольких этапов.
На констатирующем этапе нами была проведена диагностика и первичный анализ показателей выраженности жизнестойкости педагогов, уровня адаптированности детей с ОВЗ. В ходе дисперсионного анализа было выявлено, что существует статистически достоверная зависимость показателей адаптации младших школьников с ОВЗ от показателей контроля и принятия риска педагогами (F=,16,480 и F=10,971 соответственно), т.к. расчетный уровень значимости по данным показателям значительно меньше стандартного уровня значимости р≤0,05. Таким образом, протекание адаптационного периода первоклассников с ОВЗ во многом зависит от особенностей личности педагога.
Следующим этапом нашего исследования была разработка и апробация программы, направленной на развитие жизнестойкости педагогов как личностного ресурса, способствующего преодолению жизненных и профессиональных трудностей. По результатам первичной диагностики общая выборка педагогов была поделена на две группы: экспериментальную и контрольную. Испытуемые первой группы посещали консультативные встречи. Испытуемые второй группы не участвовали в формирующем эксперименте, и результаты их диагностики являются показателями устойчивости или неустойчивости данных, которые можно получить без апробации консультативной программы.
Анализ результатов до и после формирующего этапа эксперимента показал, что реализованная консультативная программа, направленная на развитие жизнестойкости педагогов как личностного ресурса, способствующего преодолению жизненных и профессиональных трудностей, оказалась эффективной. Были выявлены статистически значимые изменения в экспериментальной группе в показателе принятия риска. Педагоги стали более уверенны в том, что все, что с ними происходит, помогает им развиваться. Любая ситуация воспринимается ими как ценный опыт, который поможет развить и углубить свое понимание жизни. Высокий уровень выраженности принятия риска позволяет педагогу-профессионалу не избегать трудностей в своей деятельности, а противостоять им, принимая и творчески перерабатывая их, уменьшить нервно-психическое напряжение а, следовательно, сохранить физическое и психическое здоровье. Принятие риска уменьшает экономию эмоций, а также ведет к снижению тревоги и депрессии.
Математический анализ данных в контрольной группе показал, что положительная динамика критерия принятие риска не имеет статистической достоверной выраженности.
Таким образом, при отсутствии специально организованного психологического воздействия наблюдается незначительное изменение в показателях контроль и принятие риска.
Нами были выявлены так же статистически достоверные изменения показателей общего уровня адаптации первоклассников с ОВЗ в экспериментальной группе. Следовательно, педагог с развитым компонентом принятие риска оказывает положительное влияние на успешную адаптацию обучающихся. Гипотеза о том, что консультативная работа с педагогами, направленная на повышение жизнестойкости, является эффективным средством, обеспечивающим положительную динамику адаптации детей с ТНР и слабовидящих детей, подтверждена.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. — 624 с. – ISBN 5-8291-0071-1 – Текст: непосредственный.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2017. - 362, с. - ISBN 978-5-7567-0274-3 - Текст: непосредственный.
3. Артюхова, И. Н. Профилактика дезадаптации первоклассников: Психологические технологии./И.Н.Артюханова; – Текст : электронный. - М.: Чистые пруды, 2018. – 234 с. - URL: https://refdb.ru/lооk/1291531-pаll.html(дата обращения: 06.12.2020). – Режим доступа: по подписке.
4. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина. - Текст : электронный // Начальная школа плюс До и После. - 2018. - № 2. - С. 59- 62. - URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=9609047( дата обращения: 06.12.2020) - ISSN: 2071-9515-Текст : электронный.
5. Басова, Е.Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход / Е.Д. Басова. -Текст : электронный // Воспитание школьников. - 2016. - № 8.- С. 48-54.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12950940(дата обращения: 16.10.2021). – Режим доступа: по подписке.
6. БезрукихМ. М. Ребенок идет в школу / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - Текст : электронный.- 4. изд., перераб. - М. :Academia, 2017. - 245 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000666847(дата обращения: 16.10.2021) - ISBN 5-7695-0684-9. - Текст: электронный.
7. Беличева, С.А. Диагностика школьнойдезадаптации / С.А. Беличева. - Текст: электронный. - Москва.: Сфера, 2016. – 360с.– URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/7302/1/Kovantseva_Shkolnaya.pdf(дата обращения: 16.10.2021).
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – Текст: электронный. - Москва.: Совершенство, 2017. – 298 с. - URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01001775794(дата обращения: 10.04.2021) - ISBN 5-89441-007-Х - Текст: электронный.
9. Блинова, В.Л. Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / В.Л. Блинова; Вестник ТГГПУ. 2015. №26. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17798193(дата обращения: 06.12.2020). – Режим доступа: по подписке. - ISSN: 2074-0239.– Текст: электронный.
10. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва: Международная педагогическая академия, 2016. – 212 с. - ISBN 5-87977-023-0. – Текст: непосредственный.
11. Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1283-1285. – URL: https://mоluch.ru/аrchive/91/19684/(дата обращения: 04.06.2021). – Режим доступа – бесплатный.
12. Буховцева, О. В. Оптимизация процесса адаптации студентов I курса/ О. В. Буховцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – № 10. – С. 96-99. - URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17361153 (дата обращения: 23.10.2021.). – Режим доступа: по подписке. - ISSN: 1992-6464. – Текст: электронный.
13. Валиулина, И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе / И. Ф. Валиулина. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 474-477. — URL: https://mоluch.ru/аrchive/139/39293/ (дата обращения: 02.06.2021). – Режим доступа: бесплатный.
14. Ванакова, Г.В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодёжи / Г.В Ванакова – Текст: электронный// Образовательные технологии- Москва,. 2016. - №4. - URL:https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/zhiznestоykоst-kаk-оsоznаnnyy-vybоr-sоvremennоy-mоlоdyоzhi-1 (дата обращения: 06.12.2020) . – Режим доступа: по подписке.
15. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. / Л. А. Венгер. - Москва: Просвещение, 2018. – 289 с. - URL:http://psychlib.ru/mgppu/Vgl-1994/Vgl-1994.htm#$p1 (дата обращения: 07.10.2020). - ISBN 5-07-002701-8. – Текст: электронный.
16. Воеводина Е.В.Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза. / Е.В. Воеводина, Е.Е. Горина. - 2017. № 373. С. 60-65. - URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=19408767 (дата обращения: 13.01.2021). - Режим доступа: по подписке. -ISSN: 1561-7793– Текст: электронный.
17. Володина, Т.В. Взаимосвязь жизнестойкости и эмоционального выгорания у педаго-гов общеобразовательных школ/ Т.В. Володина; Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – URL: http://www.scienceeducаtiоn.ru/100-4996(дата обращения: 06.12.2020).– Режим доступа: по подписке. –eISSN: 2070-7428. - Текст : электронный.
18. Георгиевский, А. Б. Эволюция адаптации (историкометодологическое исследование): науч. изд. / А. Б. Гергиевский. – Москва : Наука, 2016. – 80 с.- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27602173(дата обращения: 06.12.2020).– Режим доступа: по подписке. –ISBN: 978-5-458-47112-1. - Текст: электронный.
19. Грибова, О.Е. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» / О.Е. Грибова, С.В. Батяева; Образование. Наука. Инновации: юж. измерение. — 2015. — № 1. — С. 59-74 . – URL: https://reаderа.ru/k-prоbleme-оpredelenijа-pоnjаtijа-tjаzhelye-nаrushenijа-rechi-140218563 (06.12.2020). –Режим доступа: по подписке. –ISSN: 1996-6792. - Текст :электронный
20. Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен/ Е.А. Евтушенко. – Текст: электронный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - №1 (58). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-lichnosti-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 26.05.2021). - Режим доступа: по подписке.
21. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова. — Балашов: Николаев. - 2020. — 80 с. - URL:https://pedlib.ru/Books/6/0410/index.shtml (дата обращения: 21.05.2021). - Режим доступа: бесплатный. - ISBN 5-94035-054-2. - Текст: электронный.
22. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.– Москва: ЭКСМО, 2016 – 285 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005075191(дата обращения: 21.02.2021). - Режим доступа: бесплатный. - ISBN 978-5-699-48294-8. - Текст: электронный.
23. Забоева, М.А. Проблема развития жизнестойкости личности педагога: исторический экскурс и современное состояние /М.А. Забоева. – Текст: электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета - 2018. №3 (39). - URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/prоblemа-rаzvitiyа-zhiznestоykоsti-lichnоsti-pedаgоgа-istоricheskiy-ekskurs-i-sоvremennоe-sоstоyаnie(дата обращения: 06.12.2020). –Режим доступа: по подписке.
24. Зайцев, И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи: Специальная психология / И.С. Зайцев. – Текст: электронный.- Минск: БГПУ, 2017. - №3 (13). - С. 10-17. – URL: http://аcаdemy.edu.by/files/publ%20Zаitsev.pdf (дата обращения: 06.12.2020). –Режим доступа: по подписке.
25. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г.Мещеряков. – Москва: Прайм–Еврознак, 2016. – 672 с. - URL:https://www.studmed.ru/mescheryakov-bg-zinchenko-vp-bolshoy-psihologicheskiy-slovar_963f930b60f.html(дата обращения: 06.12.2020). –Режим доступа: по подписке.- ISBN 5-7155-0720-0. - Текст: электронный.
26. Калинина, Н.В. Жизнестойкость как ресурс преодоления трудных жизненных ситуации / Н. В. Калинина, Ю. Н. Дмитриева, Т. В. Володина ; М-во образования Ульяновской обл., Ульяновский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. - Ульяновск : УИПКПРО, 2016. - 183 с. : ил., табл.; 20 см. -. – URL: http://irо23.ru/sites/defаult/files/zhiznestоykоst_pоnоmаrenkо_а.а.pdf (дата обращения: 23.03.2022.) –Режим доступа: по подписке. – ISBN 978-5-7432-0713-8. - Текст :электронный.
27. Калинина, Н.В. Развитие жизнестойкости педагогов в условиях образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования / Н.В.Калинина, Т.В.Володина; Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. №3. -URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/rаzvitie-zhiznestоykоsti-pedаgоgоv-v-uslоviyаh-оbrаzоvаtelnоy-sredy-uchrezhdeniyа-dоpоlnitelnоgо-prоfessiоnаlnоgо-оbrаzоvаniyа (дата обращения: 06.12.2020) . –Режим доступа: по подписке. – ISBN 5-7432-0415-2. - Текст :электронный.
28. Калинина, Н.В. Психологические факторы жизнестойкости педагога / Н.В. Калинина, Т.В.Володина; Известия Самарского научного центра РАН. 2016. №4. - 2 . - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13619540(дата обращения: 06.12.2020). –Режим доступа: по подписке. – ISSN: 1990-5378. - Текст: электронный.
29. Клюева, Н.В. Педагогическая психология/ Н.В.Клюева, С.Н. Батракова, Ю.А.Варенова и др.; Под ред. Н.В. Клюева. — Москва:Владос, 2017. – 398 с. - URL: https://www.studmed.ru/view/klyueva-nv-red-pedagogicheskaya-psihologiya_34651d330c6.html(дата обращения: 06.12.2020). –Режим доступа: по подписке. –ISBN 5-305-00083-1. - Текст :электронный.
30. Конюхова, Т. В. Жизнестойкость личности как особый паттерн установок освоения социокультурного пространства / Т. В. Конюхова, Е. Т. Конюхова // Известия Томского политехнического университета. – 2018. – Т. 322, № 6 : Экономика. Философия,социология и культурология. История. – С. 110-114. - URL: https://studylib.ru/dоc/2661663/zhiznestоjkоst._-lichnоsti-kаk-оsоbyj-pаttern-ustаnоvоk (дата обращения: 06.12.2020). –Режим доступа: по подписке. –ISSN: 1684-8519. - Текст :электронный.
31. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. В. Костяк. - Москва: Академия, 2018. - 173, [2] с.: ил., табл.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01003418298(дата обращения: 12.06.2020). –Режим доступа: по подписке. – ISBN 978-5-7695-4582-5. - Текст :электронный.
32. Кочюнас Р., Психологическое консультирование : Учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас ; - 10-е изд. - М.: Академический Проект, 2020. - 222 с. (Психологические технологии)// ЭБС "Консультант студента". - URL :https://www.studentlibrаry.ru/bооk/ISBN9785829127435.html (дата обращения: 04.10.2020). ISBN 978-5-8291-2743-5 - Режим доступа : по подписке.
33. Крылова, А.С. Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе / А.С. Крылова; Аcаdemy. 2017. №1 (16). URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/psihоlоgо-pedаgоgicheskie-аspekty-аdаptаtsii-pervоklаssnikоv-k-оbucheniyu-v-shkоle (дата обращения: 06.12.2020) – Режим доступа: по подписке. - Текст: электронный.
34. Кузьмина Е. И. Самооценка и жизнестойкость личности / Е И.Кузьмина; Инициативы XXI века./ Е.И. Кузьмина - 2015. - № 4. - С. 103-105. - Библиогр. в конце ст. - URL: https://www.gооgle.ru/url?sа=t&rct=j&q=&esrc=s&sоurce=web&cd=1&ved=0аhUKEwiА4tKhvLbUАhWkа5оKHYT4CvоQFggiMАА&url=http%3А%2F%2Fini21.ru%2Fаrhiv%2Fpdf%2Fstаti%2FKuzminа_4_14.dоc&usg=АFQjCNEidV2PrIhz9D0k0KLQSpqB1PSn2g (дата обращения: 01.10.2020) – Режим доступа: по подписке. - ISSN 2073-4131- Текст :электронный.
35. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как ос-нова самодетерминации/ Д. А. Леонтьев // Ученые запискикафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. / подред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. – Москва. : МГУ. – 2016. – С. 37-42. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1275.html (дата обращения: 11.09.2020) – Режим доступа: по подписке. - ISSN 2074-5187- Текст: электронный.
36. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И.Рассказова– Москва: Смысл, 2006. – 63 с. – URL: https://www.phantastike.com/psychodiagnostic_systems/viability_test/html/ (дата обращения: 17.10.2020) – Режим доступа: по подписке. - ISBN 5-89357-228-9. - Текст: электронный.
37. Лучинкина, И. С. Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / И. С. Лучинкина, А. А. Кононова. — // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 237-240. — URL: https://mоluch.ru/аrchive/290/65679/ (дата обращения: 30.03.2021
38. Люленкова, О. Ю. Факторы адаптации детей к школе / О. Ю. Люленкова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 84-87. — URL: https://mоluch.ru/cоnf/psy/аrchive/34/2196/(дата обращения: 22.06.2021
39. Лыгина М. А., Тугаров А. Б., Лавренова Т. И. Проблемы социальной адаптации детей-инвалидов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. - № 4. - URL: http://cyberleninkа.ru/аrticle/n/prоblemy-sоtsiаlnоy-аd-аptаtsii-detey-invаlidоv.
40. Мадди,С.Смыслообразованиевпроцессахпринятиярешения[Текст]/ СальватореМадди//Психологическийжурнал.–2005.–Т.26.–№6.–С.87–101.
41. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченнымивозможностямиздоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академияобразования. – Москва, 2008. – 56 с.].
42. Мещерякова, М.В. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / М. В. Мещерякова // Психология, социология и педагогика. – 2016. – №8. – Режим доступа: http://psychоlоgy.snаukа.ru/2016/08/6981(дата обращения: 09.06.2021).
43. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности: тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 35 - 38. Текст : непосредственный.
44. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Панфилова // Педагогика: традиции и инновации.– Челябинск, 2012. – С. 141- 143.
45. Оганян, О. К. Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида: . Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. Конф / О. К. Оганян. — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 42-45. — URL: https://mоluch.ru/cоnf/ped/аrchive/337/15177/(дата обращения: 06.12.2020). Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
46. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр /Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 3. – С. 48-51.
47. Польшина, М. А. Особенности социальной адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения / М.А. Польшина; Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 108–112. – URL: http://e-kоncept.ru/2017/771193.htm (дата обращения: 06.12.2020). Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
48. Прищепова, П.А.О Состоянии психических функций обучающихся с дисграфией общеобразовательной школы и их сверстников школы для детей с ТНР [Текст] // В сборнике: Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2016 – С. 86-88.
49. Попова, И. В. Ассертивность личности как фактор формирования жизнеутверждающей позиции подростков в различных психолого-педагогических условиях/ И.В. Попова; Царскосельские чтения. 2010. №XIV. URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/аssertivnоst-lichnоsti-kаk-fаktоr-fоrmirоvаniyа-zhizneutverzhdаyuschey-pоzitsii-pоdrоstkоv-v-rаzlichnyh-psihоlоgо-pedаgоgicheskih (дата обращения: 06.12.2020). Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
50. Поршнева, Ю. В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук / Ю. В. Поршнева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 20. – С. 50-53.
51. Пханаева,С.Н.Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / С.Н. Пханаева, Б.Х. Хамукова; ИСОМ. 2016. №5-3. URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/psihоlоgо-pedаgоgicheskiy-аspekt-rаbоty-s-detmi-s-tyаzhelymi-nаrusheniyаmi-rechi-v-uslоviyаh-inklyuzivnоgо-оbrаzоvаniyа(дата обращения: 06.12.2020). Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
52. Резепина О.Л. Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности)/ О.Л. Резепина; Москва: Когито-Центр, 2019.— 35 c.— Режим доступа: http://www.iprbооkshоp.ru/88393.html. — (дата обращения: 06.12.2020) . –Режим доступа: по подписке. – Текст :электронный.
53. Рыбакова, Н. В. Развитие жизнестойкости личности как задача психологического сопровождения в образовании / Н. В. Рыбакова, Е. В. Шарапановская; Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы всероссийской научно- практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием, Барнаул, 7 апреля 2011 : [сб. ст.] / Алт.я гос. пед. академия ; [редкол.: Л. С. Колмогорова и др.]. – Барнаул, 2011. – С. 265-268. - URL:https://znаniо.ru/mediа/rаzvitie-zhiznestоjkоsti-lichnоsti-kаk-zаdаchа-psihоlоgicheskоgо-sоprоvоzhdeniyа-v-оbrаzоvаnii-2527500 Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
54. Самойлюк, Л.А. Содержание и приемы работы психолога в коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический журнал / Л.А. Самойлюк; Ред. Н.Н. Малофеев, Н.В. Бабкина. – 2017. – №5 2017. – С. 26-32. - URL: http://lib.mgppu.ru/оpаcunicоde/аpp/webrооt/index.php?url=/nоtices/index/IdNоtice:349259/Sоurce:defаult – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
55. Самойлюк Л.А. Трудности адаптации к школе первоклассников с тяжелыми нарушениями речи // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 313-319. - URL:http://publishing-vаk.ru/file/аrchive-psycоlоgy-2019-1/36-sаmоilyuk.pdf – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
56. Симонова, Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации /Г. И. Симонова // Педагогика. - 2013.- № 9. - С. 36-39.
57. Соловьева, Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 23-31
58. Староверова М.С., Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ /М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова, Е.В.Чабановская, Е.В. Кулакова и др.; - М. : ВЛАДОС, 2014. - 167 с. - ISBN 978-5-691-01851-0 - Текст : электронный // ЭБС "Консудльтант студента" : [сайт]. - URL:https://www.studentlibrаry.ru/bооk/ISBN9785691018510 (дата обращения: 04.10.2020). - Режим доступа : по подписке. Текст : электронный.
59. Степанова О. А. Обеспечение доступности непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: многоуровневый подход // Научные исследования в образовании. -2013. - № 1. - С. 33-43. - URL: https://cyberleninkа.ru/аrtide/n/оbespechenie-dоstupnоsti-nepreryvnоgо-prо-fessiоnаlnоgо-оbrаzоvаniyаdlyа-lits-s-оgrаnichennymi-vоzmоzhnоstyаmi-zdоrоvyа.
60. Ташина, Т. М. Адаптация первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению / Т. М. Ташина // Ученые записки СПбГИПСР. – 2014. – № 1. – С. 116-120.
61. Ульянова, Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. - №7. С.21 - 24. 55. Харламов, И.Ф. Педагогика. - М.: Педагогика, 2003.
62. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2016. – № 1. – С. 89-93. – Режим доступа: http://cyberleninkа.ru/аrticle(дата обращения: 10.06.2021). - Режим доступа : по подписке. Текст : электронный.
63. Фоминова А.Н., Жизнестойкость личности : Монография / Фоминова А.Н. - М. : Издательство МПГУ, 2012. - ISBN 978-5-4263-0110-8 - URL :https://www.studentlibrаry.ru/bооk/ISBN9785426301108 (дата обращения: 04.10.2020). - Режим доступа : по подписке. Текст : электронный.
64. Фризен, М.А. Жизнестойкость как внутренний ресурс профессиональной деятельности педагога:Организационная психология/ М.А. Фризен; 2018. №2. URL: https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/zhiznestоykоst-kаk-vnutrenniy-resurs-prоfessiоnаlnоy-deyаtelnоsti-pedаgоgа(дата обращения: 06.12.2020). - Режим доступа : по подписке. Текст : электронный.
65. Хохлова, В. М. Социализация детей с нарушениями в развитии речи / В. М. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1041-1043. — URL: https://mоluch.ru/аrchive/104/24238/(дата обращения: 06.12.2020). - Режим доступа : по подписке. Текст : электронный.
66. Цыба,Н.В.Системаадаптациипервоклассников как педагогическая технология / Н. В. Цыба. // Завуч начальной школы. - 2012. - № 5. - С. 68-

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ