Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНОВ
ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 6
1.1 Теоретический обзор исследований проблемы прокрастинации 6
1.2 Виды прокрастинации 14
1.3 Теоретический обзор исследований перфекционизма 19
1.4 Особенности студенчества как возрастного периода 25
Выводы к главе 1 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 33
2.1 Описание исследования 33
2.2 Программа исследования 34
2.3 Методики исследования 35
2.4 Предоставление результатов исследования 37
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49
Приложение 1 53
Приложение 2 61
Современный мир требует от человека быть мобильным, обладать высоким уровнем самоорганизации, а также обладать способностью быстро действовать в условиях неопределенности. Вдобавок ко всему, на студенческий возраст приходится довольно много важных решений в жизни человека: определение профессионального пути, укрепление чувства самостоятельности и взрослости, обретение идентичности и дальнейшее планирование уже взрослой жизни.
Вследствие большой психологической нагрузки на человека извне, большую опасность может представлять прокрастинация, благодаря которой человек может откладывать даже самые важные и актуальные дела и задачи, а также принятие решений «на потом». И, хотя прокрастинация в той или иной мере свойственна всем возрастам, и до определенного уровня считается нормальным явлением, наибольшее распространение она все же имеет именно среди студентов.
Несмотря на свою относительную молодость, явление прокрастинации уже с конца 70-ых годов XX века изучает достаточно большое количество зарубежных ученых, среди которых П. Стилл, К. Лэй, Дж. Феррари, Н. Милграм, В. Кнаус, А. Эллис, Дж. Батори и др. Отечественные исследователи присоединились к своим зарубежным коллегам несколько позже, в конце 90-ых годов XX века, среди которых можно отметить Я.И. Варваричеву, Н.Н. Карловскую, В.С. Ковылина, Н. Шухову, Е.П. Ильина и др.
Определенную опасность также представляет перфекционизм, при котором человек сам для себя устанавливает практически недосягаемые идеалы или неосуществимые цели, что может повлиять на выполнение поставленной задачи, начиная от полного отказа ее выполнения или возникновения депрессивного состояния у студента. Ряд исследователей отмечает, что перфекционизм может являться одной из причин возникновения прокрастинации.
Актуальность данной работы заключается в том, что явление прокрастинации становится все более распространено, а, следовательно, научный и практический интерес к этой теме тоже возрастает. Проблема прокрастинации исследуется в отечественной науке совсем недавно, и практически нет однозначно выявленных причин, обусловливающих склонность «откладывать на потом». В связи с этим возникают вопросы, что именно влияет на возникновение прокрастинации у студентов, и связано ли с ней явление перфекционизма. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций или тренингов по работе со студентами, подверженными прокрастинации.
Целью проведения данного исследования является выявление наличия связи между прокрастинацией и перфекционизмом у студентов.
Объект исследования - феномен прокрастинации у студентов.
Предмет исследования - выраженность уровня прокрастинации и перфекционизма, наличие между ними связи.
Исходя из поставленной цели, была сформулирована следующая гипотеза: предполагается существование прямой связи между прокрастинацией и перфекционизмом у студентов, в частности перфекционизмом, ориентированным на себя, перфекционизмом, ориентированным на других, а также социально предписанным перфекционизмом.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. Провести анализ литературы по феноменам «прокрастинация» и «перфекционизм».
...
Студенческий возраст - особенно важный период, в котором человек принимает достаточно важные для себя решения: начиная от своего профессионального пути, обустройством личной жизни, на этот период также приходится планирование взрослой жизни в целом. Учебные и профессиональные достижения играют важную роль в жизни молодых людей, именно они помогают укрепить веру в себя и свои способности, помогают успешной самореализации в будущем. Однако, успешность индивида может быть под угрозой прокрастинации, при которой человек осознано оттягивает выполнение важных и актуальных дел, а также принятие решений по тем или иным причинам. Одной из которых может являться перфекционизм, то есть, стремление человека к недостижимому идеалу. И, несмотря на то, что прокрастинация, до определенного уровня, считается нормальным явлением в любом возрасте, все же именно студенты находятся в так называемой «зоне риска».
Проведенное теоретическое исследование проблемы прокрастинации позволило выявить, что прокрастинация - это откладывание выполнения важных дел и задач, а также принятие решений. Прокрастинация является достаточно распространенным феноменом в современной жизни. Нами были выявлены возможные причины возникновения прокрастинации, среди которых многие исследователи выделяют перфекционизм. Нам также удалось выделить различные виды прокрастинации.
Цель проведения исследования была достигнута, а именно, выявлено наличие связи между прокрастинацией и перфекционизмом у студентов.
В проведенном эмпирическом исследовании было выявлено следующее:
1. Существование сильной взаимосвязи между прокрастинацией и перфекционизмом, направленным на себя.
2. Существование умеренной взаимосвязь между прокрастинацией и социально предписанным перфекционизмом.
3. Существование незначительной взаимосвязи между прокрастинацией и перфекционизмом, направленным на других.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что уровень прокрастинации у студентов связан с необоснованно завышенными требованиями молодых людей к самим себе, а также с высокими требованиями, предъявляемыми к молодым людям со стороны общества и окружающих людей, подтвердилась.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и тренингов по работе со студентами, подверженными прокрастинации. А также для дальнейшего исследования взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма у студентов на наиболее количественно представленной выборке.
1. Crystal X. Tan, Rebecca P. Ang, Robert M. Klassen. Correlates of Academic Procrastination and Students Grade Goals. // Springes Science, 2008.
2. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. New York: Plenum, 1995.
3. Lay C.H. At last, my research article on procrastination. // J. of Research in Personality, 1986, V.20.
4. Milgram N. A. Procrastination: A malady of modern times. Manuscript, Tel-Aviv University, Israel, 1992.
5. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure. // Psychological Bulletin, 2007, V. 133, №1.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
7. Бондаренко М.В. Исследование взаимосвязи уровня прокрастинации, тревожности и уровня субъективного контроля. Мир науки, культура, образования. Журнал. №5 (48), 2014.
8. Бондаренко М.В. Прокрастинация: созидает или разрушает? // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научнотехнической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федерльный ун-т, 2013. - URL: http:conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section084/html (дата обращения 18.11.2019)
9. Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников. // Материалы научно-практических конгрессов Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Т.2, М., 2008.
10. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - №3. - 2010 С. 121-131.
11. Виндекер О. С, Останина М. В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С. Н. Ьау (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. - Москва, 2014. - № 1. - С. 116-126.
12. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C.H. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. №1 (30). С. 116-126.
13. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал, №6, 2006.
14. Зарипова Т.В., Данилова Н.А. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // ОНВ. 2015. №4 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-akademicheskoy-prokrastinatsii-i- uchebnoy-motivatsii-studenta (дата обращения: 29.11.2019)
15. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011.
... всего 30 источников