Введение 3
1. Теоретическое исследование состояний личности в период кризиса потенциализации творчества
1.1 Эволюция научных воззрений на проблему творческого потенциала 6
1.2 Состояния личности в период кризиса потенциализации творчества 18
1.3 Анализ существующих прикладных методов преодоления состояний
стресса 27
2. Эмпирическое исследование эффективности применения методов преодоления стресса в период кризиса потенциализации творчества
2.1 Разработка программы исследования 42
2.2 Интерпретация результатов исследования и выводы. 50
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 65
На сегодняшний день процесс модернизации общества характеризуется как непрерывный и перманентно ускоряющийся. Тенденция к поиску наиболее совершенных ив то же время простых решений повседневных проблем и задач в настоящий момент возрастает, что приводит к значительному совершенствованию технического уровня, чрезмерному информационному насыщению и, как следствие, возрастанию требований к современной личности. Потребность в креативных людях обусловлена вступлением общества в этап, связанный с увеличением научных открытий и изобретений.
В условиях высокой конкуренции и быстро меняющихся обстоятельств, неустойчивости среды и чрезмерной информационной нагрузки, приводящей к дезориентации, на первый план выходят требования к наличию у индивида инициативности, высокого интеллекта, пластичности мышления и креативности.
Вышеуказанная направленность интересов находит отражение в современных образовательных программах и стратегиях развития молодежи, направленных на формирование способности к инновационному мышлению и проявлению яркой индивидуальности. Наибольший спрос в большинстве отраслей приходится на личность, умеющую реализовать творческий потенциал и нестандартный подход к деятельности применительно к заданным условиям. Пассивный и культурно ограниченный человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых ему окружающим миром. Платой за отсутствие творческого начала является дезадаптация личности и постепенный общий регресс.
При этом научное психологическое сообщество в настоящий момент имеет пробелы в области исследований отдельных аспектов применения и развития творческого потенциала. На наш взгляд, существует необходимость устранения дефицита знаний о кризисных переживаниях в процессе реализации творчества.
Рассматривать понятие творческого потенциала мы будем через парадигму транскоммуникаци. Такой подход предлагает изучать феномен творческого потенциала не как статичный фактор, но как динамический процесс, что позволяет взглянуть на проблему под другим углом и продвинуться дальше в эффективности самоактуализации.
При условии, что между личностью и его коммуникативными мирами происходит постоянное взаимодействие, регулярно меняющиеся условия могут рассматриваться как стрессовый фактор для личности. Но, поскольку мы не можем отделить процесс самоактуализации и сопряженные с ним внутренние переживания от
внешних коммуникативных процессов, мы должны синхронизировать их, а значит, приспособиться к каждой фазе и составить приемлемую копинг-стратегию.
Таким образом, целью исследования, рассмотренного в работе, становится возможность предоставления теоретического обоснования способов организации наиболее эффективных условий потенциализации личности в творчестве в условиях кризиса путем разработки программы преодоления стрессовых состояний в результате проведенного исследования по выявлению ее эффективности.
Объектом исследования являются проблемные состояния потенциализация творчества.
Предмет исследования - эффективность методов преодоления проблемных состояний потенциализации творчества.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между применением разработанных рекомендаций по организации деятельности личности в стрессовой фазе потенциализации и эффективностью мобилизации возможностей человека в необходимом для реализации творчества направлении.
Иными словами, стрессовый фактор, выявленный на ранних стадиях, может быть использован в качестве мотиватора к реализации потенциала. Если предположить, что методы, существующие на данный момент и применяемые в процессе преодоления профессиональных и личностных стрессовых состояний, эффективны в преодолении кризиса потенциализации творчества, то будет предоставлена возможность для создания благоприятных условий развития на каждой стадии потенциализации, в том числе и стрессовой, что в итоге позволит синхронизировать отношения между личностью и внешней средой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психологической литературы по изучаемой проблеме с целью ознакомиться с ключевыми понятиями творчества, творческого потенциала, стресса, стресс-трансформации, стрессовых состояний и рассмотреть существующие методы по преодолению кризисных переживаний.
2. Изучить способ минимализации вреда стрессового состояния эмпирическим путем, сменив его полярность на противоположную и встроив в процесс самореализации как дополнительный мотивирующий фактор.
3. При подтверждении гипотезы составить рекомендации по созданию условий, соответствующих проблеме успешного функционирования
потенциализации.
В качестве методов исследования нами будут использованы теоретический анализ, методы моделирования коммуникативных миров и математической статистики.
Практическая значимость: результаты исследования позволят с большей точностью спрогнозировать риски возникновения стресса и эффективно организовать процесс самореализации в русле потенциализации творчества.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Первая глава содержит теоретические основы представления о творческом потенциале, рассматривает характерные стрессовые состояния личности и включает анализ методов преодоления стрессовых состояний в профессионально-личностной сфере. Во второй главе описана процедура проведения эмпирического исследования и предоставлена интерпретация полученных показателей.
Данная выпускная квалификационная работа основывается на 38 источниках литературы. Приведено 4 графических изображения. Приложение содержит описание содержания 9 арт-терапевтических техник, методику А. Лэнгле «Руководство для поиска смысла», экземпляр опросного листа, 7 таблиц промежуточных результатов вычислений.
В ходе проведения исследовательской работы нами была рассмотрена актуальная для современного мира тема успешности процесса творческой потенциализации. В данной работе внимание было акцентировано на кризисных состояниях потенциализации творчества. В качестве решения проблемы была разработана программа по профилактике и преодолению стрессовых состояний, возникающих в процессе реализации творческого потенциала.
С точки зрения теории исследование представляет значимость, поскольку в настоящий момент в психологии и педагогике научный пласт, посвященный исследованию творческого потенциала, является сравнительно молодым и слабо структурированным. Разрозненность материала требует выработки единой базы для облегчения работы исследователей и терапевтов. Рассмотрение и подробный анализ качественных характеристик стрессовых состояний в процессе осуществления творческой активности вносит значительный вклад в пополнение теоретического поля.
Нам удалось выяснить, что психоэмоциональная нестабильность является основной проблемой при анализе таких пост-стрессовых состояний, как фрустрация, прокрастинация и эмоциональное выгорание. Несмотря на то, что сам процесс эмоционального выгорания затрагивает представителей творческой деятельности менее всего (поскольку в случае эмоционального выгорания у творческих личностей имеет место присутствовать только одна из трех перечисленных выше составляющих, а именно - психоэмоциональное истощение), проблема творческого кризиса стоит перед ними не менее остро. Сам творческий кризис сходен с типичными проявлениями состояний стресса и кризисной фазы потенциализации, что дало возможность предположить, что творческий кризис является неотъемлемой частью процесса потенциализации.
Исходя из потенциализации как транскоммуникативного процесса, предположим, что, так как личность находится в условиях постоянного обновления обстоятельств и факторов с вынужденной к ним регулярной адаптацией, то для успешного функционирования по такой схеме она должна иметь определенный уровень стрессоустойчвости и способности к адаптации, иными словами - осуществлять приемлемую копинг-стратегию. Только в этом случае мы будем рассматривать возможность так или иначе приспособиться к активной изменчивости средового фактора.
На основе советов по минимализации стресса в профессиональной и повседневной деятельности была разработана программа по профилактике и преодолению стрессовых состояний, возникающих в творческом процессе.
Исследование методом формирующего эксперимента подтвердило гипотезу о наличии влияния техник преодоления стрессовых состояний на состояние личности в кризисной фазе потенциализации творчества, что является несомненным ее плюсом. Полученные данные указывают на очевидную пользу применения основ преодоления стрессовых и кризисных состояний в образовательном и профессиональном процессах. Этот шаг отражается в положительном ключе на общем фоне удовлетворенности жизнью, снижению уровня негативных впечатлений и играет значимую роль в формировании перспективы личностного роста. Данные показатели, измеренные по методике моделирования коммуникативного мира, свидетельствуют об обретении достаточной синхронности между внутренним и внешними процессами.
В то же время нам не удалось сосредоточиться на отдельных аспектах, таких, как составление программы для контроля транс-состояний, что естественным образом помогло бы зафиксировать первые моменты возникновения стресса и структуризовать собственную деятельность с момента стресс-мобилизации.
Подводя итог результату проделанной работы, мы можем отметить практическую значимость применения данной методики в работе с людьми с высокой тенденцией применения показателей креативности в повседневной жизни. Благодаря данной методике индивид, проходящий стадию творческого кризиса, способен избежать негативных последствий, вызванных излишним напряжением и неумением сориентироваться в новых условиях.
Кроме того, ясно, что теперь на любой из стадий потенциализации творчества возможна продуктивная деятельность, направленная на достижение успеха в творчестве.
При регулярном самоанализе и навыков работы с ним возможен самостоятельный контроль над потенциализацией творчества.
Контроль состояния реализации творческого потенциала позволит в нужное время обратиться за профилактикой стресса.
В качестве общих рекомендаций, направленных на преодоления фазы стресса, можно выделить регулярную инвентаризацию своих ощущений и обнаружения себя в проблеме, адекватное распределение периодов активности и отдыха, и стимуляция творческой активности.
В дальнейшем направление исследовательской деятельности следовало бы сохранить. При этом с целью возможной разработки организации творческой деятельности для каждой фазы потенциализации, на наш взгляд, необходимо исследование процесса творческой потенциализации на предмет цикличности с достаточно репрезентативной выборкой.
1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - Спб.: Речь, 2004. - 165 с.
2. Астафурова Н. Г. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у лиц с высоким творческим потенциалом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2012. С. 7-12
3. Бабаева Ю. Д. Творческие кризисы: функции, причины, особенности проявления / Ю.Д. Бабаева, А.Ю. Кононенко // Материалы Всероссийской науч-ной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 243 с.
4. Бегалиева С.Б. О креативности как об устойчивой характеристике личности // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-5. - С. 847-849.
5. Бескова И. А. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / И. А Бескова., И. Т. Касавин. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2010, т. IV.
6. Декер-Фойгт Г. Введение в музыкотерапию / Г. Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2003. - 208с.
7. Ермолаева С. В. Психологические особенности и метафорические образы стрессовых ситуаций у людей творческих профессий // Материалы III Международной научно-практической конференции. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - т.2. - 302 с.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с
10. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин - Спб. : Питер, 2011. - 224 с.
11. Информационный стресс. [Учебное пособие для вузов] Бодров В. А. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
12. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования / В. И. Кабрин. - М Смысл, 2005 -248 с.
13. Кабрин В. И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности («Стресс-транс-формация») // Вестник Томского государственного университета. Вып.268. Томск, 1999.
14. Кабрин В. И. Транскоммуникативная потенциализация личности и возможности её исследования в контексте поэтического практикума / В. И. Кабрин, К. С. Старикова // Вестник Томского государственного университета. Вып. 377. - Томск, 2013. С. 143-148
15. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе/ М. В. Киселева. - СПб. - «Речь», 2007 - 336с...38