Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика зависимого поведения младших школьников

Работа №18206

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
951
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретический анализ проблемы профилактики зависимости поведения
младших школьников 9
1.1 Анализ современного состояния проблемы зависимости поведения 9
1.2 Специфика проявления зависимости поведения у младших школьников 14
1.3 Профилактика зависимости поведения младших школьников 22
2 Организация экспериментального исследования проблемы профилактики
зависимости поведения младших школьников 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Программа профилактики зависимости поведения младших школьников 33
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего
экспериментов 39
Заключение 58
Список использованных источников 58
Приложения А 67


Современная теория обучения и воспитания все больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Проблема зависимого поведения школьников, формирующегося в результате взаимодействия с объектами, способными вызвать зависимость, в образовательных учреждениях вплоть до настоящего времени не решается комплексно, поскольку отсутствуют специалисты, способные оказать помощь в ее разрешении. Список объектов, способных вызвать зависимость достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, культы. Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных.
В психолого-педагогических координатах зависимое поведение школьника может быть рассмотрено как поведение, над которым школьник потерял контроль, вследствие психологической зависимости от какого Плибо объекта. Зависимое поведение проявляется в таких формах как неуправляемые ложь и воровство, неуправляемая страсть к компьютерным и азартным играм, неуправляемое употребление веществ, меняющих сознание, уход от реальной жизни в культовые процессы и др. В результате для психолога □педагога важно не только оказать помощь школьникам, имеющим опыт зависимого поведения, но и предупредить его развитие. Поэтому изучение вопросов профилактики зависимого поведения младших школьников представляется автору актуальным.
По мнению многих исследователей, школа является оптимальным местом для психопрофилактики (Дубровина И.В., Кулаков С.А. и др.).
Степень разработанности темы. В психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены проблемы зависимого поведения поведения младших школьников, которые были изучены различными учеными многих стран и разных поколений, однако, методическая база по профилактике зависимого поведения младших школьников представлена в недостаточном объеме.
На социальном уровне значимость работы обусловлена острой необходимостью профилактики зависимого поведения детей, начиная с младшего школьного возраста.
На научно-методическом уровне значимость работы обусловлена отсутствием достаточного количества методических разработок для педагогов по профилактике зависимого поведения у младших школьников.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы по профилактике зависимого поведения младших школьников.
Объект исследования: зависимое поведение младших школьников.
Предмет исследования: профилактика зависимого поведения младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: риск возникновения зависимости снизится после проведения программы, направленной на коррекцию личностных качеств.
Особенности данной программы:
- опирается на системный, личностно-ориентированный, деятельный подходы;
- разработана с учетом нормативной документации и ФГОС НОО.
Цель и гипотеза данной работы была реализованы посредством решения следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние проблемы зависимого поведения;
2. Проанализировать специфику проявления зависимого поведения в младшем школьном возрасте;
3. Изучить особенности профилактики зависимого поведения в начальной школе;
4. Разработать и внедрить программу по профилактике зависимого поведения младших школьников.
5. Провести оценку влияния разработанной программы на школьников.
Методологической основой исследования по профилактики зависимого поведения являются:
- системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена зависимого поведения и рассмотреть данное поведение как психосоциальное явление современного общества.
- аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих и личностных ценностях, здоровом образе жизни.
- личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик младших школьников.
Теоретическую основу исследования составили:
- концептуальные положения отечественной и зарубежной психологии о понимании содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения Гилинский Я. И., Б. С. Волков.
- основные исследования психологических характеристик младших школьников, способствующих развитию у них зависимого поведения Куницына В. Н., Казаринова Н. В.-труды по организации профилактики зависимого поведения в современном обществе Уханова А. В .
Экспериментальной базой исследования выступила МБОУ «Первомайская СОШ» п. Первомайска. Ученики 2 Б класса, в количестве 22 человек (11 девочек, 11 мальчиков) - экспериментальная группа, ученики 2 А, в количестве 21 человек (10 девочек, 11 мальчиков) - контрольная группа.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы,психодиагностическое тестирование, эксперимент.
Данная работа выполнена по заказу Муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ «Первомайская СОШ» п. Первомайска.
Значимость выполненной работы подтверждена актом о внедрении результатов исследования в процесс МБОУ «Первомайская СОШ» п.Первомайска.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При проведении исследования была поставлена цель теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения младших школьников. Цель была достигнута посредством решения задач, что также позволило подтвердить гипотезу, которая заключалась в том, что профилактика аддиктивного поведения будет осуществляться эффективно, если разработать и внедрить программу внеурочной деятельности, направленную на коррекцию личностных качеств обучающихся, которая:
- опирается на системный, личностно-ориентированный, деятельный подходы;
- разработана с учетом нормативной документации и ФГОС НОО.
Первой задачей устанавливалось рассмотреть современное состояние проблемы аддиктивного поведения. Задача была решена посредством изучения психолого-педагогической литературы, в результате чего было выявлено, что аддиктивным поведением считается такая форма деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния. Механизм формирования аддиктивного поведения, описанный исследователями, вскрывает основные проблемы данного явления, в частности уход от реальности приводит к нарушению эмоциональных связей с окружающими людьми и в то же время формирует их с неживыми предметами (программами компьютерными). Это приводит к следующей проблеме: снижение волевой регуляции и нарушение чувства реальности. Отсюда возникает неспособность к решению проблем, а также невозможность испытывать чувства и эмоции по отношению к близким людям. Далее возникает новая проблема: общество не принимает таких людей, что отдаляет их еще сильнее и приводит их к полному отчуждению.
Второй задачей было проанализировать специфику проявления аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте. Выявлено, что формирование аддиктивного поведения у детей имеет ряд социально¬психологических предпосылок. Среди них выделены: излишний контроль по отношению к ребенку, повышенная требовательность; отношение отверженности со стороны близких родственников; применение силовых методов в воспитании детей и разрешение их использовать с другими людьми. Можно сделать вывод, что эти предпосылки сформированы неправильным отношением к ребенку, что вызывает формирование таких качеств личности, как низкая самооценка; неуверенность в себе; склонность к агрессии; низкая эмоциональная устойчивость; несобранность;враждебность. В результате этого младший школьник начинает искать выход из тяжелого психологического состояния. В качестве выхода могут быть: интернет-игры, общение с неблагополучными школьниками и появление нездоровых привычек: курение, наркомания, аддиктивные отношения с другими сверстниками и взрослыми.
Третьей задачей было изучение профилактической работы. Выделены критерии ее эффективности, которые представлены такими параметрами, как: получаемые знания и умения; уровень занятости; психологическое состояние детей, исключение склонности к аддиктивному поведению; участие в конкурсах и соревнованиях; иные показатели. Описаны методы получения информации о влиянии профилактики на школьников. Таковыми могут быть: тестирование, беседы, результаты опроса
В качестве четвертой задачи была определена разработка и внедрение программы деятельности по профилактике аддиктивного поведения младших школьников. Первоначально было проведено исследование склонности к аддиктивному поведению у обучающихся начальной школы. Для исследования выбрана методика «Большая пятерка личностных качеств» А.Б. Хромова. Исследовались такие качества, как наличие коммуникабельности, уровень эмоциональной устойчивости, наличие открытости или закрытости
новому, уровень сознательности, наличие доброжелательности,раздражительность, зависимость. Уровень развития данных качеств рассматривался как наличие или отсутствие склонности к формированию аддиктивного поведения у школьников. В зоне риска считали те проявления, когда качество ребенка получало максимально высокую или минимально низкую оценку.
Базой исследования выступала школа МБОУ "Первомайская СОШ" п.Первомайска.
В исследовании участвовали дети 2 класса. Были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная - по 22 человека в каждой. В обеих группах выявлены дети в зоне риска в количестве 9 - 18%. Экспериментальная группа была базой для разработки и проведения программы внеурочной деятельности. ЕЕ целью было формирование таких форм и способов поведения, которые позволили бы скорректировать личностные качества и вывести детей из зоны риска по аддиктивному поведению.
После реализации программы было вновь проведено исследование на основе той же методики. В исследовании участвовали те же дети контрольной и экспериментальной групп. Суть проведения повторного исследования заключалась в том, что дети экспериментальной группы на формирующем этапе занимались по программе внеурочной деятельности. При этом у детей контрольной группы эта программа не проводилась. Однако за период обучения в начальной школе происходят серьезные изменения в личности детей. Таким образом, на формирующем этапе сравнивались эти изменения у экспериментальной группы после проведения программы с контрольной группой, где не была проведена данная программа.
Состояние детей экспериментальной группы значительно улучшилось. С низкими оценками детей мало 0 - 1 - 2 человека. При этом отмечается системно снижение количества детей в зоне риска. Улучшение наблюдается по всем качества. Полностью отсутствуют дети с риском по качеству зависимость. Значительно улучшилось качество "коммуникабельность". Остальные качества также имеют положительные изменения. В настоящее время только эмоциональная устойчивость имеет 9%. Все остальные качества снижены до 5%. Дети же контрольной группы не показали стабильного улучшения. Результаты повторного исследования контрольной группы не были стабильными: часть качеств ухудшилось, часть улучшилось. В целом, в зоне риска сохранилось прежнее количество детей.
На основе результатов эксперимента можно сделать вывод об эффективности разработанной программы. Таким образом, гипотеза доказана, а именно: риск возникновения зависимости снизится после проведения программы, направленной на коррекцию личностных качеств.



1. Агеев, B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально¬психологические проблемы. - Москва : Изд-во Москва. ун-та, 2014. - 240 с.
2. Бабаева, Ю. Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Ю. Д. Бабаева // Вести МГУ. - 2016. - № 2. - С. 91-96.
3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев., В. В. Столин. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 365 с.
4. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. - Новосибирск : Наука, 2016. - 190 с.
5. Бэрон Р. Социальная психология группы : процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 272 с.
6. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков. - Питер; Санкт-Петербург; 2011. - 146 с.
7. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С.157-159.
8. Выготский, Л. С. Собрание. сочинений : В 6 т. Т. 2. / Л. С. Выготский. - Москва: Просвещение, 2015. - 548 с.
9. Выготский, Л. С. Учения об эмоциях / Л.С. Выготский. - Москва: Книга по требования, 2015. - 160 с.
10. Гилинский, Я. И. Девиантность в обществе потребления / Я. И. Гилинский, Т. А. Шипунова. - Москва : Алеф-Пресс, - 2012, 23
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва : Че ро, 2014. - 215 с.
11. Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. - Санкт-Петербург: Питер, 2014.- 575 с.
12. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика: Учебное пособие для студ. вузов / Е. И. Изотова, Е. Никифорова. - Москва : Академия, 2015. - 288 с.
13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург - Питер, 2011.
14. Кехо, Дж. Сила разума для детей / Дж. Кехо, Н. Фишер. - Минск: Попурри, 2015. - 154 с.
15. Кравцов, Е. Е. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике: Л.С. Выготский и современность / Е. Е. Кравцов. - Минск, 2015. - Т. 1. - С. 25-29.
16. Кравцов, Е. Е. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей / Е. Е. Кравцов // Вопросы психологии - 2016. - № 6. - С. 53-64.
17. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л. В. Куликов // Психология здоровья / Ред. Е. С. Никифоров. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбЕУ, 2015. (глава в коллективной монографии). - С. 405-442.
18. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 265 с.
19. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. - Москва : Academia, 2011. - 144 с.
20. Леонтьев, А. Н.. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Академия, 2015. - 165 с.
21. Нартова - Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2014. - 341 с.
22. Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - Москва : Еуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 431 с.
23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева - Санкт-Петербург. : Питер, 2014.- 210с.
24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /сост. Райгородская Д. Я. - Самара : Издательский дом "БахРах - Москва", 2015.¬174с.
25. Психология личности : Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т. М. Титаренко. - Калуга : Рута, 2011. - 321 с.
26. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва : Изд-во МГУ, 2016. - С. 248-250.
27. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2014. - 428 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Просвещение, 2012. - 438 с.
29. Справочник практического психолога: Психотерапия /сост. С. Л. Соловьева. - Санкт-Петербург : Сова, 2014. - 365 с.
30. Тхостов, А. Ш. Феноменология эмоциональных явлений / А.Ш. Тхостов, И. Г. Колымба // Вести. Москва. ун-та. Сер. - 2014. - № 2. - С. 3-14.
31. Уханова, А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников / А. В. Уханова // Вопросы психологии образования. - 2008. - № 3. - С. 114 - 120
32. Хазиева Р. К, Я всего добьюсь! Как воспитать успешного человека. - Санкт-Петербург : Издательский Лом "Литера", 2016. - 96 с.
33. Холмогорова, А. Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии - 2011. - № 2. - С. 61¬74.
34. Шабалина, В. В. Психология зависимого поведения / В. В. Шабалина. - Санкт-Петербург : Издательство СПб государственного университета, 2014. - 174 с.
35. Яковлева, Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии - 2015. - № 4. - С. 20-27.
36. Энциклопедия педагогической валеологии / Под ред. Г. Рябинина. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2014. - 492 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ