Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: санаторно-курортного реабилитационного центра "Чувашиякурорт"
Выборка: 60 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ 7
1.1 Модели и концепции межпоколенческих отношений в психологии 7
1.2 Психологические причины конфликтов и трудностей во взаимоотношениях с родителями 12
1.3 Типичные проблемные ситуации, связанные психологическим консультированием по вопросам взаимоотношений с родителями 15
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ 19
2.1. Организация эмпирической части исследования 19
2.2 Программа психологической коррекции 22
ГЛАВА 3 АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ 28
3.1 Анализ результатов эмпирической части исследования 28
3.2 Оценка эффективности консультативной работы по проблемам, связанным с взаимоотношениями с родителями с использованием разработанной программы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Психологического исследования по вопросам взаимоотношений с родителями обусловлено тем, что в условиях современного общества наблюдается рост конфликтных ситуаций, связанных с недопониманием, эмоциональной дистанцией и нарушением границ между поколениями. Причинами данных изменений могут служить рост продолжительности жизни и увеличение числа работоспособного населения. Относительно данных причин нарушений взаимоотношений, можно взять отличия взаимодействия между двадцатилетними детьми и работающими, активными по современным меркам родителями, и, например, необходимость ухода и заботы за стареющими родителями детьми средних лет. В обоих случаях существует необходимость в сохранении баланса во взаимоотношениях, ведь именно детско-родительские отношения, по мнению ряда авторов, являются качественной основой для развития социальных связей, влияют на эмоциональное благополучие, физическое и психологическое здоровье.
Так, по данным «Института прикладной психологии» в десять популярных запросов по работе с психологом за 2023 и 2024 года входили такие, как «отношения с родителями и сепарация», «отношения с детьми».
Однако в научной литературе недостаточно подробно рассмотрены механизмы профилактики и разрешения таких конфликтов через психологическое консультирование, а также роль этого инструмента в формировании здоровых границ и взаимного доверия.
Разработанность проблемы имеет различные направления исследования, включая в себя изучение различных аспектов межпоколенческих отношений, их влияние на психологическое здоровье и развитие личности. В раках данной темы выделяются следующие основные направления исследований
Исследования в области семейной системы и межколонной связи. В развитие данной проблемы, важный вклад внесли Л. С. Выготский, который рассматривал развитие личности в контексте семейный взаимодействий, а также М. Маззони, исследовавший динамику семейных ролей и коммуникации
Психологические причины конфликтов и трудностей во взаимоотношениях с родителями – работы Е. А. Бондаренко и И. В. Кузнецовой посвящены анализу причин конфликтных ситуаций, особенностям эмоциональной дистанции и нарушению границ между поколениями
Разработка практических методов и технологий психологического консультирования сфере семейных отношений связана с трудами В. А. Базарного, который создал методики работы с семейными конфликтами, а также работами Т. А. Савиновой по системной семейной терапии.
Исследования в области роли психологической поддержки в профилактике семейных конфликтов – исследования в этой области представлены работами Л. И. Петрановской, которая подчеркивает важность профилактической работы развития психологической грамотности у взрослых.
Несмотря на наличие теоретической и практической значимости обозначенной темы, степень практической реализации конкретной рассматриваемой в работе проблемы является недостаточной для ее решения
Цель исследования: исследовать эффективность различных приемов и методов психологического консультирования в связи с проблемами взаимоотношений с родителями
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ существующих подходов к изучению проблем во взаимоотношениях взрослых детей с родителями
2. Определить уровень стресса и тревоги, а также измерить уровень семейной тревоги респондентов
3. Разработать комплексную психокоррекционную программу, направленную на взаимоотношения взрослых детей с родителями
4. Апробация программы, направленной на коррекцию взаимоотношений взрослых детей с родителями
5. Оценить эффективность комплексной психодиагностической и психокоррекционной программы, направленной на взаимоотношения взрослых детей с родителями
Объект исследования – межличностное взаимодействие между родителями и взрослыми детьми
Предмет исследования – методы психологического консультирования в работе с проблемой детско-родительских отношений в зрелом возрасте.
Гипотеза исследования:
Применение методов и приемов психологического консультирования, направленных на коррекцию личностной и семейной тревоги, снижает аффективную заряженность межличностного взаимодействия взрослых детей со своими родителями
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: анализ научных источников, наблюдение, тестирование, математико–статистическая обработка.
В ходе эмпирического исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Шкала тревоги Бека (BAI) (Aaron Beck et al., 1988; автор адаптации не известен) [25].
2. Методика Доминирующее состояние (Л. В. Куликов, 2003) [14].
3. Анализ семейной тревоги, (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, 1987) [37].
В работе используются техники и приёмы консультирования в рамках когнитивно-поведенческой терапии
База исследования: исследование проходило на базе санаторно-курортного реабилитационного центра "Чувашиякурорт"
Общее количество исследуемых в эмпирической части работы составляет 60 человек. По результатам проведения психологической диагностики из этой выборки для решения индивидуальных консультационных задач были отобраны 2 человека.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов данного исследования были реализованы в АО «Санаторий «Чувашиякурорт». Нами была получена обратная связь о проделанной работе от медицинских психологов учреждения, что позволило оценить эффективность предложенных методов и рекомендаций.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть применены психологами-консультантами, преподавателями психологии, работающими по направлению взаимоотношений взрослых детей с родителями. Также разработанная программа консультативной беседы может быть полезна для выявления основных проблем в отношениях между родителями и их детьми в зрелом возрасте, а также предложить пути их разрешения.
Объем и структура работы. Общий объём работы составляет 68 страниц. Работа включает 7 таблиц, 40 источников в списке литературы
Межличностное общение между разными поколениями часто сталкивается с культурными, ценностными и коммуникационными различиями. Это приводит к сложностям в понимании друг друга и установлении гармоничных взаимоотношений. Важно учитывать, что ценности, убеждения и ожидания людей меняются со временем, поэтому нужно проявлять больше терпения и понимания.
В первой главе данной дипломной работы был проведен анализ научной литературы, разобраны типичные проблемные ситуации, возникающие по проблемам, связанным с взаимоотношениями с родителями. Рассматривались психологические особенности межличностного общения между разными поколениями, а также особенности коммуникации в разном возрасте.
Во второй главе были разобраны формы запроса клиентов на психологическую помощь, перевод этих сведений на научный язык, представление их в виде психологической проблемы, создание списка психологических проблем, приводящих людей в консультацию по данной проблематике, формулировка применительно к каждой выделенной психологической проблеме набора консультативных гипотез. А также описание способов оказания воздействия применительно к каждой из выделенных консультативных гипотез, в том случае, если эта гипотеза подтвердится. Дана характеристика выборки. Была разработана программа психологического консультирования по вопросам взаимоотношений с родителями.
В третьей главе проанализированы результаты исследования, выяснили, что люди, испытывающие личностную тревогу, могут испытывать и семейную тревогу, и что они взаимосвязаны друг с другом. Описана реализация программы психологического консультирования по вопросам взаимоотношений с родителями, где были использованы различные техники, упражнения.
В конце данной работы можно сделать следующие выводы:
1. Анализ существующих подходов к изучению проблем во взаимоотношениях взрослых детей с родителями показывает, что эти отношения являются сложной и многогранной областью, которая включает в себя множество факторов, таких ценности, ожидания, эмоциональная близость и семейные сценарии. Эти факторы формируют внутренние установки, влияющие на качество взаимодействия между родителем и ребенко. Понимание этих механизмов важно для разработки эффективных методов коррекции и профилактики конфликтных ситуаций в семейных отношениях. Такой подход позволяет применять полученные знания не только в рамках конкретных групп, но и в более широком социальном контексте, учитывая универсальность психологических механизмов.
2. Разработанная программа консультироания включает многоступенчатый подход, который можно адаптировать к различным ситуациям межличностных конфликтов и семейных проблем. Программа содержит в себе 4 этапа: 1) установочная сессия, с целью расположения клиента, налаживание доверительных связей, а также с целью установления причин обращения, установления первоначальной консультативной гипотезы; 2) оказание воздействия, для выявления основных задач с помощью техники «Декатрофизации», «Исключение» и техники «Разметка минного поля», работа над уверенностью клиента, над проработкой негативных установок с помощью техники «Внутренний диалог» и техники «Альтернативных мыслей». Также развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов с помощью рекомендаций психолога и налаживание взаимоотношений с родителями с помощью выполнения домашних заданий; 3) действия клиента по работе с выявленной проблемой; 4) завершение консультативной беседы, с целью установления обратной связи, самочувствия клиента, подведение итогов и получение клиентом дополнительных рекомендаций. Такой структурированный подход может быть использован специалистами для работы с разными категориями клиентов, что делает его универсальным инструментом для практической психологии.
3. В ходе исследования было выявлено, что испытуемые, испытывающие нормальный уровень тревоги, демонстрируют более стабильное эмоциональное состояние, низкую семейную тревожность и меньшую личностную тревожность. Они характеризуются гармоничными межличностными отношениями, устойчивым эмоциональным фоном и способностью адекватно воспринимать жизненные ситуации, что способствует их психологическому благополучию и адаптивности. Испытуемые, испытывающие повышенную тревожность, демонстрируют тесную связь с неблагоприятными семейными условиями и эмоциональной нестабильностью. Их высокая личностная тревожность связана с наличием семейной тревожности, напряженности в отношениях, пассивным восприятием жизненных ситуаций и неустойчивым эмоциональным фоном. Эти факторы могут усиливать друг друга и усложнять адаптацию.
4. В ходе апробации программы, направленной на коррекцию взаимоотношений взрослых детей с родителями, было показано, что использование определенных техник (например, «Свободная беседа», «Перефразирование», «Декатастрофизаци») способствует выявлению причин проблем и снижению тревожных состояний у клиентов. Эти методы опираются на общие принципы когнитивно-поведенческой терапии и могут быть адаптированы для работы с различными группами населения при решении разнообразных межличностных конфликтов или личностных трудностей. Важным аспектом является также развитие навыков самостоятельной работы клиента через домашние задания, что способствует закреплению положительных изменений.
5. Эффективность комплексной психодиагностической и психокоррекционной программы, направленной на взаимоотношения взрослых детей с родителями показала частичный положительный эффект. Программа успешно снизила уровень семейной тревожности участников, однако для достижения значимых изменений по другим аспектам, возможно, потребуется более длительное или более целенаправленное вмешательство.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. - 448 с.
2. Алешина Е.Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование /Ю.Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – с. 208
3. Боуэн, М. Клиническое применение теории семейных систем / М. Боуэн //Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - №1 – с. 44-69
4. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект. - 2004. — 232 с.
5. Вдовина М.В. Специфика межпоколенных конфликтов // Демографические исследования. – 2010. - № 4. - с. 75.
6. Годвин Р. Теория поколений в современной обществе // Журнал «Социальные исследования». – 2014. - № 3. - с. 45-56
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Манн, Иванов и Фервет, 2013 – c. 536
8. Дудина С.Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: дис. канд. психолог. наук соц. психология наук: 19.00.05. - М., 2013. - 198 с.
9. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми родительского отношения/ А.И. Захаров // Вопросы психологии – 1981 - №1 – с.59-68
10. Иванов А. А. Педагогические условия предупреждения конфликтов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2009
11. Игнатова Т. В. Преемственность и конфликт поколений / Т. В. Игнатова // Образование и общество. - 2005. - № 3. - С. 100 - 106.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
13. Карабанова О.А.. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
14. Куликов Л. В. Определение доминирующего и актуального психического состояния // Практикум по психологии состояний. Под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004 - 328 с.
15. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.
16. Литвинова О.В. Проблема формирования семейной идентичности как фактор неконфликтного взаимодействия между поколениями в семье // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам междунар. научно-практической конф. - НовосибирскСибАК, 2014. - c.219-223.
17. Обухова Л.Ф.. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359-390. — 460 с.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
19. Психологическое консультирование детей и родителей: учебное пособие / под ред. В.О. Аникиной. – СПб.: Санкт-Петербург. Ун-та, 2020 – с 336
20. Рахманина И.Н. Влияние межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка: дис. канд. психол. наук. - Астрахань, 2006. - 184 с.
21. Реан А.А.. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
22. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. - М.: Смысл, 2023. - 767 с.
23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. -М.: Педагогика-Пресс, 2022. - 192 с.
24. Стивенс Брюс А.; Рёдигер Экхард Разрывая негативные паттерны в отношениях. Пособие по схема-терапии для оказания самопомощи и поддержки. - М.: Научный мир, 2025. - 328 с.
25. Федоренко П., Качай. И. Без антидепрессантов! М.: АСТ, 2020 - 259 с.
26. Феоктистов Г. Г. Конфликт поколений: корни и эволюция / Г. Г. Феоктистов // Преемственность поколений: диалог культур: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 1996. - Вып. 1. С.164 - 173.
27. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд; [пер. с нем. А. М. Боковикова]. – М.: Академический проект, 2009. – 597 с.
28. Хамитова И. Ю. Межпоколенные связи, влияние семейной истории на личную историю ребенка / И. Ю. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа: [электронный ресурс]. - 2003. - №4. - Режим доступа: URL: http://psviournal.ru/i3p/pap.php?id==20030409.
29. Хоментаускас Г. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия и принципы / Г. Хоментаускас // Психолога зрелости и старения. – 2000. - №2. – с. 38-58
30. Черников А. В. Системная семейная терапия: интеграгивная модель диагностики / А. В. Черников. - М., 2001. - 208с.
31. Шмидт В. В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования / В. В. Шмидт // Психология зрелости и старения. - 2002. - № 2 (Весна). - С. 3 - 15.
32. Шнайдер JI. Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнайдер. - М., 2003.-928с.
33. Шнайдер Л. Б. Род, семья, очаг: фамильные ценности / Л. Б. Шнайдер // Школьный психолог. - 2006. -№ 18.-С. 18-21.
34. Штраус У., Штраус Н. Генерации: история и судьба/ Пер. с англ. – М.: АСТ, 2000 – 538 с. (оригинал: Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future)
35. Штраус У., Штраус Н. Морфология эпох / пер. с анг. - – М.: АСТ, 2000 – 420 с. (оригинал: Strauss W., Howe N. The Fourth Turning)
36. Шутценбергер Анн А. Синдром предков. Трансгенерационные связи. - 15-е изд. - М.: Психотерапия, 2019. - 256 с.
37. Эйдемиллер Э. Т., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи / Э. Т. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. - СПб., 2002. - 512с.
38. Элъконин Б. Д. О природе человеческого действия / Б. Д. Элъконин // Вестнник МГУ. Серия 14: Психология. - 1989. - № 4. - С. 25 – 39
39. Эрик¬сон, Эрик Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Летний сад, - 2000. – 415 с.
40. Эрхардт У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят, или Почему послушание не приносит счастья. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 176 с.