ФОРМИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ВНЕДРЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДЕРЕВЕНСКОЕ МОЛОЧКО»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сбалансированная система показателей как современная управленческая система 5
1.1 Сбалансированная система показателей: сущность, структура и особенности 5
1.2 Сбалансированная система показателей как элемент стратегического
управления 9
1.3 Составляющие сбалансированной системы показателей 12
2 Разработка и внедрение сбалансированной системы показателей: принципы и
этапы 18
2.1 Принципы и требования к внедрению сбалансированной системы показателей
в организации 18
2.2 Этапы внедрения сбалансированной системы показателей 22
2.3 Стратегическая карта как основной инструмент сбалансированной системы показателей
3 Практические аспекты формирования сбалансированной системы показателей и
рекомендации по её внедрению на примере ООО «Деревенское молочко» 34
3.1 Анализ деятельности ООО «Деревенское молочко» 34
3.2 Стратегические цели и показатели деятельности ООО «Деревенское молочко» 45
3.3 Стратегическая карта ООО «Деревенское молочко» и рекомендации по
внедрению сбалансированной системы показателей 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
1 Сбалансированная система показателей как современная управленческая система 5
1.1 Сбалансированная система показателей: сущность, структура и особенности 5
1.2 Сбалансированная система показателей как элемент стратегического
управления 9
1.3 Составляющие сбалансированной системы показателей 12
2 Разработка и внедрение сбалансированной системы показателей: принципы и
этапы 18
2.1 Принципы и требования к внедрению сбалансированной системы показателей
в организации 18
2.2 Этапы внедрения сбалансированной системы показателей 22
2.3 Стратегическая карта как основной инструмент сбалансированной системы показателей
3 Практические аспекты формирования сбалансированной системы показателей и
рекомендации по её внедрению на примере ООО «Деревенское молочко» 34
3.1 Анализ деятельности ООО «Деревенское молочко» 34
3.2 Стратегические цели и показатели деятельности ООО «Деревенское молочко» 45
3.3 Стратегическая карта ООО «Деревенское молочко» и рекомендации по
внедрению сбалансированной системы показателей 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
В условиях конкуренции для компании необходимо удерживать лидирующие позиции на рынке. Сегодня становится недостаточно просто производить товар или предоставлять услугу, теперь важно иметь эффективную систему управления, которая комплексно подходит к управлению деятельностью и позволяет реализовать стратегию компании.
Наличие стратегии стало необходимо для любой крупной компании, которая работает на долгосрочную перспективу. Актуальность работы обуславливает тот факт, что многие организации, особенно в России, не применяют стратегическое управление полного цикла, под которым подразумевается разработка миссии, целей, стратегии и донесение её до каждого сотрудника, что приводит к неэффективной работе. В тоже время, те фирмы, которые перешли на стратегическое управления часто испытывают сложности с реализацией стратегии из-за отсутствия эффективной управленческой системы.
В этой связи в 1990-х годах Д. Нортоном и Р. Капланом предложена сбалансированная система показателей. Главной особенностью данной концепции стала ориентация не только на финансовые показатели, а рассмотрение деятельности фирмы по четырём направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Это позволило комплексно подходить к управлению. Также сбалансированная система показателей позволяет связать стратегическое планирование с оперативным. Поэтому данная управленческая система позволяет эффективно реализовывать стратегию организации.
Практическая значимость проблемы привлекли внимание большого числа исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Подробное рассмотрение теоретической базы и методологии можно встретить в трудах таких учёных как Д. Нортон и Р. Каплан, основоположники теории, П. Р. Нивен, А. Гершун, М. Горский, Х. Рамперсанд, А. Кочнев. Свою оценку относительно достоинств и недостатков системы дают в своих работах Куркина Н. Р., Яковлев В.Ю., Ибрагимова С. Ю.
Целью работы является формирование и обоснование сбалансированной системы показателей для ООО «Деревенское молочко». В соответствии с поставленной целью рассматриваются следующие задачи:
1) изучить становление сбалансированной системы показателей как концепции стратегического управления и её особенностей;
2) проанализировать основные составляющие сбалансированной системы показателей;
3) выявить характерные черты сбалансированной системы показателей с позиции стратегического управления и изучить понятие стратегии;
4) рассмотреть достоинства и недостатки сбалансированной системы
показателей, определить принципы и возможные ошибки её разработки и внедрения;
5) изучить этапы разработки и внедрения сбалансированной системы показателей;
6) поэтапно обосновать стратегическую карту для ООО «Деревенское молочко»;
7) предложить рекомендации по внедрению сбалансированной системы показателей в деятельность ООО «Деревенское молочко».
Предмет работы - обоснование целесообразности сбалансированной системы показателей и её внедрения в деятельность ООО «Деревенское молочко». Объектом выпускной квалификационной работы является сбалансированная система показателей как современная управленческая концепция.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, исследовавших ССП. Практическая часть работы выполнялась на основе практических данных о производственно-хозяйственной деятельности компании ООО «Деревенское молочко», а также отчётных материалов компании, размещённых в сети Интернет. В основе разработки сбалансированной системы показателей находится анализ бухгалтерской и финансовой отчётности компании: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств.
Обоснованность решения поставленных в данной работе задач проявляется в комплексном подходе к изучению сбалансированной системы показателей с использованием методов системного, логического, эмпирического, статистического и сравнительного анализа. Комплексный подход к изучению сбалансированной системы показателей, а также внутренняя логика работы определяются поэтапным решением основных задач научного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Наличие стратегии стало необходимо для любой крупной компании, которая работает на долгосрочную перспективу. Актуальность работы обуславливает тот факт, что многие организации, особенно в России, не применяют стратегическое управление полного цикла, под которым подразумевается разработка миссии, целей, стратегии и донесение её до каждого сотрудника, что приводит к неэффективной работе. В тоже время, те фирмы, которые перешли на стратегическое управления часто испытывают сложности с реализацией стратегии из-за отсутствия эффективной управленческой системы.
В этой связи в 1990-х годах Д. Нортоном и Р. Капланом предложена сбалансированная система показателей. Главной особенностью данной концепции стала ориентация не только на финансовые показатели, а рассмотрение деятельности фирмы по четырём направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Это позволило комплексно подходить к управлению. Также сбалансированная система показателей позволяет связать стратегическое планирование с оперативным. Поэтому данная управленческая система позволяет эффективно реализовывать стратегию организации.
Практическая значимость проблемы привлекли внимание большого числа исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Подробное рассмотрение теоретической базы и методологии можно встретить в трудах таких учёных как Д. Нортон и Р. Каплан, основоположники теории, П. Р. Нивен, А. Гершун, М. Горский, Х. Рамперсанд, А. Кочнев. Свою оценку относительно достоинств и недостатков системы дают в своих работах Куркина Н. Р., Яковлев В.Ю., Ибрагимова С. Ю.
Целью работы является формирование и обоснование сбалансированной системы показателей для ООО «Деревенское молочко». В соответствии с поставленной целью рассматриваются следующие задачи:
1) изучить становление сбалансированной системы показателей как концепции стратегического управления и её особенностей;
2) проанализировать основные составляющие сбалансированной системы показателей;
3) выявить характерные черты сбалансированной системы показателей с позиции стратегического управления и изучить понятие стратегии;
4) рассмотреть достоинства и недостатки сбалансированной системы
показателей, определить принципы и возможные ошибки её разработки и внедрения;
5) изучить этапы разработки и внедрения сбалансированной системы показателей;
6) поэтапно обосновать стратегическую карту для ООО «Деревенское молочко»;
7) предложить рекомендации по внедрению сбалансированной системы показателей в деятельность ООО «Деревенское молочко».
Предмет работы - обоснование целесообразности сбалансированной системы показателей и её внедрения в деятельность ООО «Деревенское молочко». Объектом выпускной квалификационной работы является сбалансированная система показателей как современная управленческая концепция.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, исследовавших ССП. Практическая часть работы выполнялась на основе практических данных о производственно-хозяйственной деятельности компании ООО «Деревенское молочко», а также отчётных материалов компании, размещённых в сети Интернет. В основе разработки сбалансированной системы показателей находится анализ бухгалтерской и финансовой отчётности компании: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств.
Обоснованность решения поставленных в данной работе задач проявляется в комплексном подходе к изучению сбалансированной системы показателей с использованием методов системного, логического, эмпирического, статистического и сравнительного анализа. Комплексный подход к изучению сбалансированной системы показателей, а также внутренняя логика работы определяются поэтапным решением основных задач научного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
В современных условиях конкуренции компании вынуждены отказаться от идеи ориентации только на финансовые показатели в своей хозяйственной деятельности. Теперь на первый план выходит стратегическое управление и комплексный подход к рассмотрению деятельности организации. Многие компании столкнулись с проблемой разработки стратегии и реализации её на практике во второй половине прошлого века. Поспособствовать решению этой проблемы смогла предложенная Д. Нортоном и Р. Капланом в 1990-х годах XX века концепция сбалансированной системы показателей. ССП представляет собой представляет собой управленческую систему, которая позволяет реализовать стратегию организации охватывая при этом как финансовые, так и нефинансовые аспекты её деятельности.
Несмотря на то, что помимо ССП существуют похожие концепции, которые подчеркивают важность нефинансовых показателей деятельности, именно ССП стала наиболее практически применима и популярна в последние два десятилетия.
Управленческая система в своей основе содержит простую идею о комплексном подходе к рассмотрению деятельности компании по четырём перспективам: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Такой подход позволяет определить стратегические цели и показатели по важным для организации направлениям развитиям.
Таким образом, ССП встраиваться в общую систему стратегического управления, главной целью которой является эффективная реализация стратегии компании. ССП предлагает удобный и эффективный механизм реализации стратегии, определённой на основе миссии и видения.
Управленческая система имеет множество преимуществ, таких как создание полной картины бизнеса, позволяющей систематизировать информацию и охватить важные аспекты деятельности, упрощение планирования и контроля, формализация стратегии и её донесения до каждого сотрудника, прозрачность и ясность. Но ССП имеет также и недостатки и наиболее значительным является долгое время разработки и затраты на внедрения.
В результате изучения проблемы следует выделить, что на практике компании часто встречаются с проблемами, что связано с несоблюдением рекомендаций на этапах работы над ССП. Можно выделить четыре основных этапа разработки и внедрения ССП, которые были подробно рассмотрены:
1. Подготовка к разработке ССП, которая предполагает создание команды проекта, утверждение миссии, видения и стратегии, определение бизнес единиц, для которых разрабатывается ССП и выбор перспектив.
2. Разработка ССП. На этом этапе определяются и конкретизируются стратегические цели по каждой перспективы, затем они схематично отражаются для наглядности в виде стратегической карты. Когда определена взаимосвязь стратегических целей друг с другом начинается работа над определением к каждой показателей эффективности и целевых значений, достижение которых осуществляется за счет определённых мероприятий. После этого осуществляется проверка, полученной ССП на ясность и соответствие философии фирмы, после чего интегрируется в существующие в организации системы.
3. Каскадирование ССП. На этом этапе общая стратегия организации распространяется на все нижестоящие уровни управления вплоть до каждого сотрудника.
4. Контроль выполнения стратегии является необходимым этапом для определения соответствия хода реализации стратегии запланированному. При этом рекомендуется использовать в работе информационные продукты, которые помогут автоматизировать процесс.
По результатам прохождения всех этапов формируется ССП в табличной форме, где отражаются перспективы, стратегические цели, показатели, целевые значения и мероприятия. Важным элементом работы над ССП является построение стратегической карты, которая графически отражает сущность ССП. Она является совокупностью стратегических целей, изображённых в виде причинно-следственных цепочек, предназначенная для краткого описания стратегии.
Третья глава предполагает анализ хозяйственной деятельности ООО «Деревенское молочко», а также построение ССП и стратегической карты для организации. В ходе работы была рассмотрена общая характеристика компании и определены миссия, видение и стратегия.
В качестве миссии ООО «Деревенское молочко» определена следующая - «мы производим качественные и полезные для здоровья молочные продукты питания для ежедневного потребления». Видение компании - «к 2020 году занять доминирующее положение компании на рынке Томска с расширенной ассортиментной линейкой, а также выход на новые рынки СФО».
В результате были выявлены основные два стратегических направления:
— выход с имеющимся ассортиментом на новые рынки, а именно Новосибирская и Кемеровская области (стратегия концентрированного роста, развитие рынка);
— открытие цеха по производству полутвёрдых сыров и вывод новой ассортиментной линейки продукции на рынок к 2019 (стратегия концентрической диверсификации).
Проведение SWOT - анализа показало слабые стороны компании, проявляющиеся в несовершенной системе управления внутренними бизнес-процессами и низком уровне мотивации сотрудников. Поэтому эти аспекты нашли отражение в ССП и в результате внедрения ССП свести к минимуму своё отрицательное влияние. К сильным сторонам были отнесены: высокое качество продукции, широкий ассортимент и высокая репутация у потребителей и торговых сетей. Сильные стороны оказывают положительное влияние на достижение стратегических целей организации.
ССП для ООО «Деревенское молочко» была разработана по четырём классическим перспективам: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Для этих перспектив были выделены следующие цели: увеличение прибыльности компании, обеспечение финансовой устойчивости, вывод нового продукта на рынок Томска, повышение лояльности клиентов, увеличение доли рынка в новых регионах, Повышение точности контроля качества, совершенствование системы управления производством посредством внедрения MES - системы, повышение производительности труда, создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда, повышение квалификации персонала. В табличной форме к каждой цели были определены показатели, целевые значения и мероприятия, исходя из потенциала организации. Построенная стратегическая карта графически отразила взаимосвязь между стратегическими целями. Полученная ССП позволит эффективно организовать работу в компании на ближайшие 3 года и реализовать стратегию.
Таким образом, ССП является эффективной управленческой системой, позволяющей реализовать стратегию организации, согласовать финансовые и нефинансовые показатели, контролировать достижение целей и тем самым повысить эффективность управления. Стоит отметить, что её практическая реализуемость зависит от качества её разработки, поэтому стоит уделять внимания рекомендациям по работе над ССП на каждом этапе разработке.
Несмотря на то, что помимо ССП существуют похожие концепции, которые подчеркивают важность нефинансовых показателей деятельности, именно ССП стала наиболее практически применима и популярна в последние два десятилетия.
Управленческая система в своей основе содержит простую идею о комплексном подходе к рассмотрению деятельности компании по четырём перспективам: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Такой подход позволяет определить стратегические цели и показатели по важным для организации направлениям развитиям.
Таким образом, ССП встраиваться в общую систему стратегического управления, главной целью которой является эффективная реализация стратегии компании. ССП предлагает удобный и эффективный механизм реализации стратегии, определённой на основе миссии и видения.
Управленческая система имеет множество преимуществ, таких как создание полной картины бизнеса, позволяющей систематизировать информацию и охватить важные аспекты деятельности, упрощение планирования и контроля, формализация стратегии и её донесения до каждого сотрудника, прозрачность и ясность. Но ССП имеет также и недостатки и наиболее значительным является долгое время разработки и затраты на внедрения.
В результате изучения проблемы следует выделить, что на практике компании часто встречаются с проблемами, что связано с несоблюдением рекомендаций на этапах работы над ССП. Можно выделить четыре основных этапа разработки и внедрения ССП, которые были подробно рассмотрены:
1. Подготовка к разработке ССП, которая предполагает создание команды проекта, утверждение миссии, видения и стратегии, определение бизнес единиц, для которых разрабатывается ССП и выбор перспектив.
2. Разработка ССП. На этом этапе определяются и конкретизируются стратегические цели по каждой перспективы, затем они схематично отражаются для наглядности в виде стратегической карты. Когда определена взаимосвязь стратегических целей друг с другом начинается работа над определением к каждой показателей эффективности и целевых значений, достижение которых осуществляется за счет определённых мероприятий. После этого осуществляется проверка, полученной ССП на ясность и соответствие философии фирмы, после чего интегрируется в существующие в организации системы.
3. Каскадирование ССП. На этом этапе общая стратегия организации распространяется на все нижестоящие уровни управления вплоть до каждого сотрудника.
4. Контроль выполнения стратегии является необходимым этапом для определения соответствия хода реализации стратегии запланированному. При этом рекомендуется использовать в работе информационные продукты, которые помогут автоматизировать процесс.
По результатам прохождения всех этапов формируется ССП в табличной форме, где отражаются перспективы, стратегические цели, показатели, целевые значения и мероприятия. Важным элементом работы над ССП является построение стратегической карты, которая графически отражает сущность ССП. Она является совокупностью стратегических целей, изображённых в виде причинно-следственных цепочек, предназначенная для краткого описания стратегии.
Третья глава предполагает анализ хозяйственной деятельности ООО «Деревенское молочко», а также построение ССП и стратегической карты для организации. В ходе работы была рассмотрена общая характеристика компании и определены миссия, видение и стратегия.
В качестве миссии ООО «Деревенское молочко» определена следующая - «мы производим качественные и полезные для здоровья молочные продукты питания для ежедневного потребления». Видение компании - «к 2020 году занять доминирующее положение компании на рынке Томска с расширенной ассортиментной линейкой, а также выход на новые рынки СФО».
В результате были выявлены основные два стратегических направления:
— выход с имеющимся ассортиментом на новые рынки, а именно Новосибирская и Кемеровская области (стратегия концентрированного роста, развитие рынка);
— открытие цеха по производству полутвёрдых сыров и вывод новой ассортиментной линейки продукции на рынок к 2019 (стратегия концентрической диверсификации).
Проведение SWOT - анализа показало слабые стороны компании, проявляющиеся в несовершенной системе управления внутренними бизнес-процессами и низком уровне мотивации сотрудников. Поэтому эти аспекты нашли отражение в ССП и в результате внедрения ССП свести к минимуму своё отрицательное влияние. К сильным сторонам были отнесены: высокое качество продукции, широкий ассортимент и высокая репутация у потребителей и торговых сетей. Сильные стороны оказывают положительное влияние на достижение стратегических целей организации.
ССП для ООО «Деревенское молочко» была разработана по четырём классическим перспективам: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Для этих перспектив были выделены следующие цели: увеличение прибыльности компании, обеспечение финансовой устойчивости, вывод нового продукта на рынок Томска, повышение лояльности клиентов, увеличение доли рынка в новых регионах, Повышение точности контроля качества, совершенствование системы управления производством посредством внедрения MES - системы, повышение производительности труда, создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда, повышение квалификации персонала. В табличной форме к каждой цели были определены показатели, целевые значения и мероприятия, исходя из потенциала организации. Построенная стратегическая карта графически отразила взаимосвязь между стратегическими целями. Полученная ССП позволит эффективно организовать работу в компании на ближайшие 3 года и реализовать стратегию.
Таким образом, ССП является эффективной управленческой системой, позволяющей реализовать стратегию организации, согласовать финансовые и нефинансовые показатели, контролировать достижение целей и тем самым повысить эффективность управления. Стоит отметить, что её практическая реализуемость зависит от качества её разработки, поэтому стоит уделять внимания рекомендациям по работе над ССП на каждом этапе разработке.



