Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ северных территорий (на примере МБДОУ «ДС №66 «Радость»)

Работа №18205

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
835
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Здоровьесберегающая среда и здоровый образ жизни 7
1.1 Понятия «здоровье» и «здоровьесберегающаясреда» 7
1.2 Факторы, влияющие на здоровье человека в условиях севера 11
1.3 Специфика здоровьесберегающей среды в ДОУ северных
территорий 14
2 Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ северных территорий (на
примере МБДОУ «ДС №66 «Радость») 21
2.1 Компетентность педагогов в области здоровьесбережения 21
2.2 Здоровьесберегающая среда в МБДОУ «ДС №66
«Радость» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Д 40-48


В настоящее время значительно увеличилась общественная и педагогическая значимость укрепления и поддержания здоровья подрастающего поколения. Ученые в последние года фиксирует ухудшение здоровья населения на территории Российской Федерации. Остро ставиться проблема бедности, рождаемость уменьшается, возрастает смертность, большая доля людей в нашей стране пребывает в состоянии затяжного дистресса[24].Эти отрицательные явления сильно влияют на здоровье людей. Город Норильск, находится на севере Красноярского края и является территорией Крайнего Севера со свойственными ему экстремальными климатическими условиями для проживания людей. Ультрафиолетовое «голодание», недостаток кислорода, низкие температуры, резкие перепады атмосферного давления, дефицит витаминов и многих необходимых микроэлементов приводит к различным заболеваниям и к нарушению функциональности организма.
Устав Всемирной организации здравоохранения гласит, что «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [28].Известно, что собственное здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни [16], а в дошкольном возрасте как раз и закладывается модель образа жизни.Вследствие этого одной из ключевых задач по укреплению здоровья детей в детском учреждении является формирование представлений о своем здоровье, которое считается главной ценностью жизни. Другая важная задача —формирование здорового образа жизни. Воспитатели должны обладать достаточной компетентностью, чтобы научить детей делать в любой ситуации правильный выбор в сторону полезного для их здоровья и отказываться от негативных воздействий. Эти задачи решаются путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
В ДОУ северных территорий, в связи с экстремальными климатическими условиями проживания большое значение надо уделять здоровьесберегающим мерам, направленным на сохранение физического здоровья.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждение - это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
На основе многолетних исследований считается одним из важных фактором влияющий на здоровье подрастающего поколения - экологические условия жизни.Отрицательная экологическая обстановка повышает риск развития различных заболеваний, снижает в целом результаты образовательной деятельности.Другим значительным фактором,воздействующим на здоровье детей — это недостаточная грамотность педагогов и специалистов, работающих в ДОУ, их некомпетентность в области сохранения здоровья и воспитания культуры здоровьесбережения. Педагоги часто отлично знают методику обучения дошкольников по различным областям, но не владеют информацией по созданию здоровьесберегающей среды.
В настоящее время в дошкольных учреждениях Норильска, воспитывается уже четвертое поколение северян, наследственность которых существенно ослаблена продолжительным проживанием их родителей в экстремальных условиях Заполярья. Родители в нашем городе при устройстве ребенка в детский сад стремятся найти более комфортный садик, с условиями, сохраняющими и укрепляющими здоровье их малышей в не простых условиях Севера. Растущий и развивающийся детский организм в период дошкольного детства особенно сильно подвержен воздействиям окружающей среды, и задачи дошкольного учреждения состоят в создании здоровьесберегающей среды и формированию представлений детей о собственном здоровье и о здоровом образе жизни.
Требования к устройству здоровьесберегающей среды в ДОУ являются общими для всех дошкольных учреждений России, состоят из требований материально-технической базы, режиму и питанию детей и изложены в санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Однако эти требования не учитывают особенности условий проживания на северных территориях, ведущих к моторному голоду, простудным заболеваниям и заболеваниям, связанным с нехваткой витамина Д, поэтому у педагогов ДОУ г. Норильска возникает проблема оценить качество созданной ими здоровьесберегающей среды в своем учреждении, в связи с отсутствием четко сформулированных требований к её устройству.
Таким образом, целью нашей работы является изучение специфики здоровьесберегающей среды ДОУ северных территорий и формулировке требований к её устройству.
Объект - здоровьесберегающая среда ДОУ северных территорий.
Предмет-специфика здоровьесберегающей среды ДОУ северных территорий, обусловленная экстремальными климатическими условиями.
Гипотеза:здоровьесберегающая среда в ДОУ северных территорий будет способствовать формированию здорового образа жизни, сохранять физическое здоровье детей и формировать у них правильные представления о своём здоровье, если:
- здоровьесберегающая среда удовлетворяет общим требованиям к её организации в ДОУ;
- педагоги ДОУ компетентны в вопросах организации здоровьесберегающей среды ДОУ и хорошо понимают специфику здоровьесберегающей среды ДОУ северных территорий;
- в ДОУ разработан специальный комплекс занятий и мероприятий для детей, направленный на нейтрализацию негативных для физического здоровья последствий проживания в экстремальных условиях севера;
- в ДОУ разработан комплекс занятий, способствующий формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме и уточнить сущность понятия здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Оценить путем анкетирования компетентность педагогов и специалистов (физинструктор, музыкальные руководители, учитель логопед, педагог-психолог) МБ ДОУ «ДС №66 «Радость».
3. Выделить элементы здоровьесберегающей среды ДОУ северных территорий, предназначенные для компенсации негативных факторов севера и для формирования представлений детей о своем здоровье.
4. Провести оценку здоровьесберегающей среды МБ ДОУ «ДС №66 «Радость» г.Норильска.
В качестве методов исследования были выбраны такие, как анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетированиепедагогического коллектива и анализ здоровьесберегающей среды в МБ ДОУ «ДС №66 «Радость».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены сущность понятий «здоровье» и «здоровьесберегающая среда». Определили, что под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию. Рассмотрев факторы, влияющие на здоровье людей проживающих в экстремально климатических условиях севера, нами были выделены элементы здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения северных территорий, предназначенные для компенсации моторного голода, простудных заболеваний и заболеваний, связанных с нехваткой витамина Д.
С помощью анкетирования педагогов ДОУ по вопросам компетентности в области здоровьесбережения, нам удалось определить, что большинство педагогов хорошо понимают специфику здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях северных территорий. Оценку здоровьесберегающей среды в МБДОУ «ДС №66 «Радость» показала, что стандартные требования, выдвинутые СанПином, соблюдаются, разработаны системы оздоровительного и двигательного режимов направленные на нейтрализацию негативных для физического здоровья последствий проживания в экстремальных условиях севера. Также в ДОУ С целью формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью разработаны познавательные занятия «Будь здоров!».Все эти мероприятия и занятия способствуют сохранению физического здоровья детей, формированию у них правильных представлений о своем здоровье и оздоровом образе жизни.
Т.о., все запланированные задачи решены, выдвинутая во введении гипотеза получила подтверждение.



1. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование: прил. к газете «Первое сентября». - 2006. - 16-31 июля (№ 14). - С. 19.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2012. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М., 2013. - 112с
4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. - 2007. - №1. - С.48 - 593.
5. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-C. 114-117.
6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
7. Ермилова Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 363-365.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. — 2-е изд., переработанное и дополненное — М.: Академия, 2000. — 416 с.
9. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие/ М. Н. Кузнецова; редактор Е. Н. Хондкариан.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 112 с
10. Лисицын, Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. - 1998. - № 3. - С. 49-52
11. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
12. Мархоцкий, Я.Л. Валеология [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Мархоцкий. - Мн.: Высшая школа, 2006. - 286 с
13. Маханева, М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. / М. Д. Маханева. //Управление ДОУ. - 2005. - № 5.
14. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии) Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
15. Мугаттарова Э.Р. Формирование здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с.
16. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н.Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
17. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Е. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-C. 171-187.
18. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: монография/ Т. С. Овчинникова. - Спб.: Каро, 2006 - 176с.
19. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" - Режим доступа: -
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/
20. Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Режим доступа: -https://минoбpнayки.pф/дoкyмeнты/6261
21. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013r.N 26 «Об утверждении СанПиНа 2.4.1.3049-13) - Режим доступа: -
http://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php7ELEMENT ID=3511
22. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для вузов / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 256с.
23. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога” Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
24. Состояние здоровья населения России. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: - http: //медпортал.com/valeologiya 739/so stoyanie-zdorovya-
naseleniya.html
25. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-C. 61-65.
26. Третьякова, Н. В. Основы здоровьесбережения: практикум / Н. В. Третьякова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 138 с.
27. Третьякова, Н. В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: монография / Н. В. Третьякова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. - 142 с.
28. «Устав (Крнституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)» (принят в Нью-Йорке 22.07.1946) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://docs.cntd.ru/document/901977493
29. Филиппов, П.И. Еигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П.И.Филиппов, В.П.Филиппова. - М.: ЕОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2003. - 288 с.
30. Шарыпова Л.В. Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации. - Норильск: АПЕКС, 2001. - 96с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ