История Никольского прихода села Агинское Енисейской епархии (Томская Духовная Семинария)
|
Рассмотрен период с 1839 по 1939 год.
Есть приложения.
Введение 3
1 Глава: История прихода с момента основания до 1917 г. 9
1.1. История Присаянья от начала до 1917 г. 9
1.2. История православия в Присаянье до 1917 г. 18
1.3. Священники Агинского прихода до 1917 г. 31
2 Глава: История Никольского прихода от 1917 г. до закрытия 40
2.1. Революционные события в Присаянье и гражданская война 40
2.2. История Агинского Никольского прихода в лихолетье 47
2.3. Исповедники земли Саянской 53
Заключение 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
Библиографический список 90
Есть приложения.
Введение 3
1 Глава: История прихода с момента основания до 1917 г. 9
1.1. История Присаянья от начала до 1917 г. 9
1.2. История православия в Присаянье до 1917 г. 18
1.3. Священники Агинского прихода до 1917 г. 31
2 Глава: История Никольского прихода от 1917 г. до закрытия 40
2.1. Революционные события в Присаянье и гражданская война 40
2.2. История Агинского Никольского прихода в лихолетье 47
2.3. Исповедники земли Саянской 53
Заключение 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
Библиографический список 90
История православного храма в глухой сибирской провинции тесно связана с историей всей полноты Русской Церкви, ибо именно здесь и рождается то, что мы называем Россией. Углубляясь в историю родного храма, каждый пытливый краевед увидит, что большие планы и проекты, рожденные в кабинетах Зимнего Дворца и Кремля, воплощаются в пыли дорог, стуке топоров и усталых руках казаков, переселенцев, красных партизан, колхозников и ветеранов труда.
Актуальность темы. Все это касается и истории Никольского прихода с. Агинского Канской епархии Красноярской митрополии, о котором пойдет речь в данной работе. Село Агинское расположено в предгорьях Западных Саян, недалеко от реки Кан, сыгравшей ключевую роль в освоении земель Канского уезда еще в XVII в. Общий ход истории России и освоения Сибири хоть и прошел мимо этой территории, но, так или иначе, ее коснулся. Строительство Московского тракта и Транссибирской магистрали, особенно Столыпинская аграрная реформа своими отголосками наполняло жителями отдаленную территорию Ирбейской волости, куда входила территория современного Саянского района.
Историография исследования. По данным краеведа Валикова С.А., южная часть этой территории начала активно осваиваться лишь в первой половине XIX века. «До 1829 года нахождение русских на территории Саянского района было кратковременным и эпизодическим, носило самостоятельный характер (охота, промыслы)» .
По проекту Енисейского генерал-губернатора А.П. Степанова об устройстве 22 поселений в Енисейской губернии, и «два из этих поселений для ссыльных уголовников (убийц, грабителей, воров и т. д.) решено было построить на территории современного Саянского района. … Агинское и Нагорное, таким образом, стали первыми русскими поселениями в здешних местах» .
По данным справочника «Краткое описание приходов Енисейской епархии», Агинский «Николаевский приход открыт в 1839 году, будучи выделен из прихода Рыбинской Петро-Павловской церкви» . В 1839 была построена каменная церковь с одним престолом во имя святителя Николая Чудотворца. Как это часто бывает в истории небольших храмов, клирики этого храма принимали активное участие в просветительской деятельности в округе – хлопотали о строительстве школы и новых храмов в небольших поселениях. Есть в истории этого храма и почитаемый святой священномученик Михаил Вологодский. Предстоит большая работа по систематизации материалов о жизни и святительских подвигах еще не прославленного, но известного далеко за пределами Агинского прихода епископа Минусинского Димитрия (Вологодского), родного дяди священномученика Михаила.
Описание истории небольшого провинциального храма сопряжено с трудностью поиска источников и малое количество краеведческой литературы, поэтому историография весьма скудная, хотя благодаря трудам известного саянского краеведа Субботиной Т.М. начата работа по сбору и систематизации материалов по истории нашего храма. Агинский Никольский приход изучался в контексте истории множества храмов Агинской волости и в целом Канского уезда, но до сих пор нет публикации отдельного систематического исследования. Основным автором работ следует отметить упоминавшегося краеведа Субботину Т.М., опубликовавшей множество отдельных статей в газете «Присаянье» , а также 2 статьи в сборнике XII Канских Епархиальных Рождественских образовательных чтений .
Для описания общего исторического фона, на котором разворачивалась история Агинского храма, нами использовались несколько работ, постепенно углубляющих исследователя в контекст церковной истории региона. В первую очередь это фундаментальное исследование протоиерея Владислава Цыпина по истории Русской Православной Церкви в целом , а также серьезная работа Г.В. Малашина по истории Енисейской епархии , Для описания общей истории Саянского района и в целом юга Канского уезда мы использовали не только материалы Субботиной Т.М., но и работы других саянских краеведов – М.Д. Северьянова и сборник краеведческих статей «Мое Присаянье» . Этот сборник не имеет ценной научной информации, однако позволяет понять общие тенденции развития Саянского района.
Что касается непосредственно источников, то традиционно первым источником информации по истории приходов Приенисейской Сибири является справочник «Краткое описание приходов Енисейской епархии» от 1916 г., переизданного в 1995 году . В нашей работе он является источником основных сведений и статистических данных по храмам Агинской волости. Далее следует выделить множество использованных архивных данных Государственного архива Красноярского края, а именно фонды № 592 (клировые ведомости, Указы Духовного правления), № 694 (Указы Канского духовного правления) и другие. Важным источником информации стали выпуски «Енисейских епархиальных ведомостей», хранящихся в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края. Во время работы над нашим исследованием впервые в научный оборот введено несколько важных источников. В первую очередь это прошение о строительстве Никольского храма в с. Агинском . Ценность этого документа связана с тем, что храмы, находящиеся на территории современного Красноярского края, находились до 1861 г. под омофором Томского архиерея и входили в Томскую епархию. Соответственно, найти в Красноярском архиве документы, касающиеся дел Томской епархии, есть милость Божия и свидетельство определенной настойчивости исследователя. Помимо этого прошения, в научный оборот мы вводим Указы Красноярского духовного правления за 1856 г., входящих в Томскую епархию и получающих и получающих из казны жалование , а также документы из Саянского районного архива – метрические книги Агинской Николаевской церкви .
Цель работы: показать историю Агинского Никольского прихода в контексте общей истории Русской Православной Церкви.
Научная новизна обусловлена отсутствием пока систематизированного исследования по истории храмов Саянского района. Данная работа является таким первым систематическим исследованием.
Объект исследования – история Православия в Сибири.
Предмет исследования – история Агинского Никольского прихода Канской епархии.
Задачи исследования:
1.рассмотреть историю Агинского Никольского прихода Канской епархии в контексте общей истории Православия в Сибири;
2.изучить имеющиеся источники по заданной теме и исследования историков, краеведов и археологов;
3.выяснить и показать взаимосвязь событий общероссийской и общецерковной истории и событий истории Православия в Сибири и Присаянья.
Методология исследования. При написании работы использовались следующие научные методы – метод исторического анализа и историко-системный подход, позволяющие решить поставленные задачи изучить историю Никольского прихода в контексте общей истории и показать их взаимосвязь.
Хронологические рамки данной выпускной квалификационной работы определены между 1839 и 1939 годами. Нижняя дата обусловлена информацией об открытии храма в 1839 г., а верхняя определяет 100-летнюю веху в истории храма. Точной информации о дате закрытия Никольского храма пока не обнаружено, но точно известно, что в 1928 г. здание передали под клуб, а в 1941 г. разобрали.
Структура работы традиционная для квалификационных работ и включает в себя введение, две главы основной части, заключение, список литературы и приложения.
Во введении дается краткий обзор литературы и источников по заданной теме исследования, показаны цель и научная новизна работы.
Первая глава посвящена истории Никольского прихода с момента основания до революции, делится на три параграфа. Первый посвящен описанию общей истории Приенисейской Сибири до революции и месту в ней Присаянья. Во втором параграфе первой главы представлена собственно дореволюционная история не только Агинского Никольского прихода, но и других храмов, открытых в разное время в пределах современного Саянского района. Краткие биографические справки о жизни и трудах священников, служивших на этих приходах в указанный период, представлены в третьем параграфе.
Вторая глава повторяет структуру первой и также разделена на три параграфа, описывая жизнь храмов Присаянья уже в послереволюционные годы в контексте общей истории Русской Православной Церкви. В первом параграфе мы рассматриваем общую историю революционных событий в Приенисейском регионе и вплетенные в нее трагические страницы начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь. Второй параграф посвящен послереволюционной истории православных приходов Присаянья, а в третьем даются жизнеописания священников, пострадавших в эти страшные годы.
В заключении делаются основные выводы исследования. В конце работы представлены Приложения, в которых приведен полный текст прошения о начале строительства Никольского храма от 1835 г., а также более подробно описаны биографии близких родственников священномученика Михаила Вологодского.
Актуальность темы. Все это касается и истории Никольского прихода с. Агинского Канской епархии Красноярской митрополии, о котором пойдет речь в данной работе. Село Агинское расположено в предгорьях Западных Саян, недалеко от реки Кан, сыгравшей ключевую роль в освоении земель Канского уезда еще в XVII в. Общий ход истории России и освоения Сибири хоть и прошел мимо этой территории, но, так или иначе, ее коснулся. Строительство Московского тракта и Транссибирской магистрали, особенно Столыпинская аграрная реформа своими отголосками наполняло жителями отдаленную территорию Ирбейской волости, куда входила территория современного Саянского района.
Историография исследования. По данным краеведа Валикова С.А., южная часть этой территории начала активно осваиваться лишь в первой половине XIX века. «До 1829 года нахождение русских на территории Саянского района было кратковременным и эпизодическим, носило самостоятельный характер (охота, промыслы)» .
По проекту Енисейского генерал-губернатора А.П. Степанова об устройстве 22 поселений в Енисейской губернии, и «два из этих поселений для ссыльных уголовников (убийц, грабителей, воров и т. д.) решено было построить на территории современного Саянского района. … Агинское и Нагорное, таким образом, стали первыми русскими поселениями в здешних местах» .
По данным справочника «Краткое описание приходов Енисейской епархии», Агинский «Николаевский приход открыт в 1839 году, будучи выделен из прихода Рыбинской Петро-Павловской церкви» . В 1839 была построена каменная церковь с одним престолом во имя святителя Николая Чудотворца. Как это часто бывает в истории небольших храмов, клирики этого храма принимали активное участие в просветительской деятельности в округе – хлопотали о строительстве школы и новых храмов в небольших поселениях. Есть в истории этого храма и почитаемый святой священномученик Михаил Вологодский. Предстоит большая работа по систематизации материалов о жизни и святительских подвигах еще не прославленного, но известного далеко за пределами Агинского прихода епископа Минусинского Димитрия (Вологодского), родного дяди священномученика Михаила.
Описание истории небольшого провинциального храма сопряжено с трудностью поиска источников и малое количество краеведческой литературы, поэтому историография весьма скудная, хотя благодаря трудам известного саянского краеведа Субботиной Т.М. начата работа по сбору и систематизации материалов по истории нашего храма. Агинский Никольский приход изучался в контексте истории множества храмов Агинской волости и в целом Канского уезда, но до сих пор нет публикации отдельного систематического исследования. Основным автором работ следует отметить упоминавшегося краеведа Субботину Т.М., опубликовавшей множество отдельных статей в газете «Присаянье» , а также 2 статьи в сборнике XII Канских Епархиальных Рождественских образовательных чтений .
Для описания общего исторического фона, на котором разворачивалась история Агинского храма, нами использовались несколько работ, постепенно углубляющих исследователя в контекст церковной истории региона. В первую очередь это фундаментальное исследование протоиерея Владислава Цыпина по истории Русской Православной Церкви в целом , а также серьезная работа Г.В. Малашина по истории Енисейской епархии , Для описания общей истории Саянского района и в целом юга Канского уезда мы использовали не только материалы Субботиной Т.М., но и работы других саянских краеведов – М.Д. Северьянова и сборник краеведческих статей «Мое Присаянье» . Этот сборник не имеет ценной научной информации, однако позволяет понять общие тенденции развития Саянского района.
Что касается непосредственно источников, то традиционно первым источником информации по истории приходов Приенисейской Сибири является справочник «Краткое описание приходов Енисейской епархии» от 1916 г., переизданного в 1995 году . В нашей работе он является источником основных сведений и статистических данных по храмам Агинской волости. Далее следует выделить множество использованных архивных данных Государственного архива Красноярского края, а именно фонды № 592 (клировые ведомости, Указы Духовного правления), № 694 (Указы Канского духовного правления) и другие. Важным источником информации стали выпуски «Енисейских епархиальных ведомостей», хранящихся в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края. Во время работы над нашим исследованием впервые в научный оборот введено несколько важных источников. В первую очередь это прошение о строительстве Никольского храма в с. Агинском . Ценность этого документа связана с тем, что храмы, находящиеся на территории современного Красноярского края, находились до 1861 г. под омофором Томского архиерея и входили в Томскую епархию. Соответственно, найти в Красноярском архиве документы, касающиеся дел Томской епархии, есть милость Божия и свидетельство определенной настойчивости исследователя. Помимо этого прошения, в научный оборот мы вводим Указы Красноярского духовного правления за 1856 г., входящих в Томскую епархию и получающих и получающих из казны жалование , а также документы из Саянского районного архива – метрические книги Агинской Николаевской церкви .
Цель работы: показать историю Агинского Никольского прихода в контексте общей истории Русской Православной Церкви.
Научная новизна обусловлена отсутствием пока систематизированного исследования по истории храмов Саянского района. Данная работа является таким первым систематическим исследованием.
Объект исследования – история Православия в Сибири.
Предмет исследования – история Агинского Никольского прихода Канской епархии.
Задачи исследования:
1.рассмотреть историю Агинского Никольского прихода Канской епархии в контексте общей истории Православия в Сибири;
2.изучить имеющиеся источники по заданной теме и исследования историков, краеведов и археологов;
3.выяснить и показать взаимосвязь событий общероссийской и общецерковной истории и событий истории Православия в Сибири и Присаянья.
Методология исследования. При написании работы использовались следующие научные методы – метод исторического анализа и историко-системный подход, позволяющие решить поставленные задачи изучить историю Никольского прихода в контексте общей истории и показать их взаимосвязь.
Хронологические рамки данной выпускной квалификационной работы определены между 1839 и 1939 годами. Нижняя дата обусловлена информацией об открытии храма в 1839 г., а верхняя определяет 100-летнюю веху в истории храма. Точной информации о дате закрытия Никольского храма пока не обнаружено, но точно известно, что в 1928 г. здание передали под клуб, а в 1941 г. разобрали.
Структура работы традиционная для квалификационных работ и включает в себя введение, две главы основной части, заключение, список литературы и приложения.
Во введении дается краткий обзор литературы и источников по заданной теме исследования, показаны цель и научная новизна работы.
Первая глава посвящена истории Никольского прихода с момента основания до революции, делится на три параграфа. Первый посвящен описанию общей истории Приенисейской Сибири до революции и месту в ней Присаянья. Во втором параграфе первой главы представлена собственно дореволюционная история не только Агинского Никольского прихода, но и других храмов, открытых в разное время в пределах современного Саянского района. Краткие биографические справки о жизни и трудах священников, служивших на этих приходах в указанный период, представлены в третьем параграфе.
Вторая глава повторяет структуру первой и также разделена на три параграфа, описывая жизнь храмов Присаянья уже в послереволюционные годы в контексте общей истории Русской Православной Церкви. В первом параграфе мы рассматриваем общую историю революционных событий в Приенисейском регионе и вплетенные в нее трагические страницы начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь. Второй параграф посвящен послереволюционной истории православных приходов Присаянья, а в третьем даются жизнеописания священников, пострадавших в эти страшные годы.
В заключении делаются основные выводы исследования. В конце работы представлены Приложения, в которых приведен полный текст прошения о начале строительства Никольского храма от 1835 г., а также более подробно описаны биографии близких родственников священномученика Михаила Вологодского.
В данном исследовании мы попытались представить историю Никольского прихода с. Агинского в период 1839-1939 гг., сопоставив ее с событиями российской и церковной истории.
Само появление села Агинское и Никольского прихода связано с общим историческим процессом освоения Сибири в середине XIX в. и появлением населенных пунктов, заселенных ссыльнопоселенцами. Агинская волость и несколько приходов, находящихся на ее территории, оказались втянуты в большую историческую трагедию гражданской войны, гонений на христианство и убийств священников. Только на территории этой волости было убито два священника, один из них позже прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Эти примеры показывают нам тесную связь истории небольшого прихода с историей Приенисейской Сибири и страны в целом, что является решением одной из задач нашего исследования.
Другая задача – изучить имеющиеся источники по заданной теме и исследования историков, краеведов и археологов, – поставленная нами в начале исследования, решалась по ходу работы. Мы можем сделать вывод, что несмотря на обилие разрозненных источников в разных архивах, до сих пор не было составлено целостного описания истории нашего храма. Написание этой работы позволило решить эту задачу и собрать воедино всю имеющуюся информацию по этой теме.
Стечение разных обстоятельств и факторов, повлиявших на историю Никольского храма, так или иначе показывают неразрывную связь истории храма и историю региона на любом из этапов его жизни. Например, именно в Сибири гражданская война приобрела такой накал страстей и жестокости с обоих сторон, что здесь родилось красное партизанское движение и карательные рейды колчаковцев. В этом пламени страстей священники погибали без какого-либо суда, пав под ударами своих беспощадных мучителей, убивающих всех, кто так или иначе связан с царской властью и Русской Церковью. Так были убиты о. Петр Устинович, о. Михаил Вологодский, так же был убит и другой священномученик Канской епархии о. Димитрий Неровецкий, умученный в с. Апано-Ключи Абанской волости Канского уезда.
Если обратиться к положительным примерам взаимосвязи истории храма и истории региона, то можно указать на открытие приходских школ на приходах Агинской волости, в первую очередь трудами о. Анемподиста Тарасова. В этот период в Российской империи шло активное освоение Сибири через Транссибирскую магистраль, и правительство было озабочено просветительской и образовательной деятельностью в районах пролегания этой стратегически важной трассы. Другой пример касается активного развития Сибири в период работы Столыпинской реформы, благодаря которым возникло еще три православных прихода в Присаянье. Эти примеры показывают, насколько нам удалось решить одну из задач исследования.
Основным результатом работы можно назвать создание систематизированного описания истории Никольского прихода с. Агинского. После анализа источников и исследований краеведов, можно выделить несколько этапов развития прихода:
1. прошение о строительстве храма, поданное в 1835 г., и окончание строительствав 1839 г.;
2. 1839-1864 гг. – труды на приходе священников Александра Флеровского и Ильи Тыжнова – начало приходской жизни;
3. 1865-1885 гг. – служение на приходе о. Павла Шангина и первые большие ремонты храма (1871 г.), а также строительство в 1880-м году в дер. Усть-Анжа первого молитвенного дома в приходе в память спасения императора Александра II;
4.1885-1916 гг. – труды о. Анемподиста Тарасова и развитие приходской жизни – открытие приходских школ в разных населенных пунктах, входящих в Никольский приход и создание новых приходов в селах Унерский (Космо-Дамиановский храм), Межово (Космо-Дамиановский храм) и Малиновка (Свято-Троицкий храм);
5. 1917-1939 гг. – советский период связан с убийствами священников Петра Устиновича (с. Малиновка, 1919 г.) и Димитрия Вологодского (с. Агинское, 1920 г.), а такжес закрытием храмов в с. Агинском (в 1928 г. передали под клуб), в с. Унер (1928 г.), в с. Малиновка (1933 г.).
Останавливаясь в своем исследовании на советском периоде истории Никольского прихода, мы видим перспективу дальнейшего исследования современного этапа жизни этого храма и развитие православия в Присаянье в постсоветскую эпоху.
В заключении хотелось бы процитировать отрывок из работы видного историка Русской Церкви протоиерея Георгия Митрофанова. «Но оставшаяся в живых Церковь, которой суждено было претерпеть такие гонения, которые Патриарх Тихон не мог даже представить себе при жизни, выстояла и через шестьдесят лет после кончины Патриарха Тихона прославила его в лике святых. Имя его не погибло, и Церковь осталась жива»
Само появление села Агинское и Никольского прихода связано с общим историческим процессом освоения Сибири в середине XIX в. и появлением населенных пунктов, заселенных ссыльнопоселенцами. Агинская волость и несколько приходов, находящихся на ее территории, оказались втянуты в большую историческую трагедию гражданской войны, гонений на христианство и убийств священников. Только на территории этой волости было убито два священника, один из них позже прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Эти примеры показывают нам тесную связь истории небольшого прихода с историей Приенисейской Сибири и страны в целом, что является решением одной из задач нашего исследования.
Другая задача – изучить имеющиеся источники по заданной теме и исследования историков, краеведов и археологов, – поставленная нами в начале исследования, решалась по ходу работы. Мы можем сделать вывод, что несмотря на обилие разрозненных источников в разных архивах, до сих пор не было составлено целостного описания истории нашего храма. Написание этой работы позволило решить эту задачу и собрать воедино всю имеющуюся информацию по этой теме.
Стечение разных обстоятельств и факторов, повлиявших на историю Никольского храма, так или иначе показывают неразрывную связь истории храма и историю региона на любом из этапов его жизни. Например, именно в Сибири гражданская война приобрела такой накал страстей и жестокости с обоих сторон, что здесь родилось красное партизанское движение и карательные рейды колчаковцев. В этом пламени страстей священники погибали без какого-либо суда, пав под ударами своих беспощадных мучителей, убивающих всех, кто так или иначе связан с царской властью и Русской Церковью. Так были убиты о. Петр Устинович, о. Михаил Вологодский, так же был убит и другой священномученик Канской епархии о. Димитрий Неровецкий, умученный в с. Апано-Ключи Абанской волости Канского уезда.
Если обратиться к положительным примерам взаимосвязи истории храма и истории региона, то можно указать на открытие приходских школ на приходах Агинской волости, в первую очередь трудами о. Анемподиста Тарасова. В этот период в Российской империи шло активное освоение Сибири через Транссибирскую магистраль, и правительство было озабочено просветительской и образовательной деятельностью в районах пролегания этой стратегически важной трассы. Другой пример касается активного развития Сибири в период работы Столыпинской реформы, благодаря которым возникло еще три православных прихода в Присаянье. Эти примеры показывают, насколько нам удалось решить одну из задач исследования.
Основным результатом работы можно назвать создание систематизированного описания истории Никольского прихода с. Агинского. После анализа источников и исследований краеведов, можно выделить несколько этапов развития прихода:
1. прошение о строительстве храма, поданное в 1835 г., и окончание строительствав 1839 г.;
2. 1839-1864 гг. – труды на приходе священников Александра Флеровского и Ильи Тыжнова – начало приходской жизни;
3. 1865-1885 гг. – служение на приходе о. Павла Шангина и первые большие ремонты храма (1871 г.), а также строительство в 1880-м году в дер. Усть-Анжа первого молитвенного дома в приходе в память спасения императора Александра II;
4.1885-1916 гг. – труды о. Анемподиста Тарасова и развитие приходской жизни – открытие приходских школ в разных населенных пунктах, входящих в Никольский приход и создание новых приходов в селах Унерский (Космо-Дамиановский храм), Межово (Космо-Дамиановский храм) и Малиновка (Свято-Троицкий храм);
5. 1917-1939 гг. – советский период связан с убийствами священников Петра Устиновича (с. Малиновка, 1919 г.) и Димитрия Вологодского (с. Агинское, 1920 г.), а такжес закрытием храмов в с. Агинском (в 1928 г. передали под клуб), в с. Унер (1928 г.), в с. Малиновка (1933 г.).
Останавливаясь в своем исследовании на советском периоде истории Никольского прихода, мы видим перспективу дальнейшего исследования современного этапа жизни этого храма и развитие православия в Присаянье в постсоветскую эпоху.
В заключении хотелось бы процитировать отрывок из работы видного историка Русской Церкви протоиерея Георгия Митрофанова. «Но оставшаяся в живых Церковь, которой суждено было претерпеть такие гонения, которые Патриарх Тихон не мог даже представить себе при жизни, выстояла и через шестьдесят лет после кончины Патриарха Тихона прославила его в лике святых. Имя его не погибло, и Церковь осталась жива»



