Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ И.В. СТАЛИНА В СОВЕТСКОЙ ПЛАКАТНОЙ АГИТАЦИИ И ВОСПРИЯТИИ ГРАЖДАН СССР В ДОВОЕННЫЙ И ВОЕННЫЙ ПЕРИОДЫ

Работа №182041

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2024
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Советская визуальная пропаганда довоенного и военного периода как
форма распространения идеологически обусловленных образов 11
2 Закономерности и специфика формирования образа И.В. Сталина в сюжетах
плакатов довоенного и военного периодов 19
2.1 Закономерности и специфика формирования образа И.В. Сталина в
сюжетах плакатов довоенного периода 19
2.2 Закономерности и специфика формирования образа И.В. Сталина в
сюжетах плакатов периода Великой Отечественной войны 25
3 Личность И.В. Сталина в массовом восприятии современников 33
3.1 Образ И.В. Сталина в массовом восприятии современников в
довоенный период 33
3.2 Образ И.В. Сталина в массовом восприятии современников в
военный период 37
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложения 54


Актуальность исследования. Свыше 70 лет прошло со дня смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, но и по сей день он остается одной из самых противоречивых личностей в истории не только нашей страны, но и всего мира. Несмотря на ставящиеся в вину И.В. Сталину репрессии и культ личности даже спустя 70 лет ему продолжают ставить памятники, к нему снова начинают положительно относиться. Например, новый памятник ему открыли в честь 80-летия победы в Сталинградской битве, предлагалось переименовать Волгоград в Сталинград. Еще один памятник открылся в Набережных Челнах, которым, по словам СМИ, восхищаются россияне. Также памятники вождю устанавливают в Липецке, Сургуте и других городах. При этом установку памятных знаков, прославляющих успехи Сталина, поддерживают 62% россиян, а против только 31% граждан .
После смерти вождя перестают его именем называть улицы, города, заводы, он постепенно исчезает с заголовков газет и плакатов. Но постепенно ситуация начинает меняться в XXI в. Десталинизация сменяется на ресталинизацию. Появилась точка зрения на И.В. Сталина как на «эффективного менеджера» обсуждаются его заслуги и успехи. Существует точка зрения, что это не спонтанное стихийное действие, а вполне запланированный некий консенсус, определенный согласованный набор представлений о фигуре Сталина.
Тема культа личности Сталина злободневна, как с общественной точки зрения, так и с научной. Во-первых, в целом важна тема политического лидерства и оценка его роли для общества. Во-вторых, актуальность имеет тема Сталина, как исторического прецедента такого лидерства, уже изучавшаяся под определенным углом, который представляется неполным. В основном материал, изложенный в научной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены вопросы, касающиеся проблемы «культа личности Сталина». В основном, их предметом является роль Сталина в формировании и развитии советской государственности и «культ личности Сталина». И «культ личности - своеобразное клише, ставшее общеупотребительным для обозначения целой эпохи в истории советского государства, не может быть изученным без обращения к проблеме восприятия массовым сознанием». Проблемный аспект изучения данной темы в том, что написанные работы не охватывают одновременно пропаганду и массовое сознание граждан в целях понимания развития культа личности вождя, почему он развивался именно в этом русле. Несомненный интерес в этой сфере вызывает пропагандистский опыт СССР в годы нахождения у власти И.В. Сталина, как попытка сформировать политический образ вождя в условиях создания и укрепления нового государства, а также его противостояния внешней угрозе. Чтобы понять отношение к И.В. Сталину, целесообразно заглянуть в идеолого-пропагандистский контекст того времени, рассмотреть факторы, влияющие на отражении личности И.В. Сталина в массовом сознании граждан.
Научная новизна данной работы определяется оригинальностью постановки научной проблемы - репрезентация образа И.В. Сталина в довоенный и военный период посредством визуальных источников (плакатов) и, параллельно, источников личного происхождения (дневники, воспоминания, письма), для того чтобы понять, как данный образ воспринимали советские люди. Анализ и той, и другой группы источников позволит выделить параллели и пересечения в содержании материалов рассматриваемых типов, отметить характер влияния официальной пропаганды на массовое сознание.
Степень изученности темы. Личности И.В. Сталина было посвящено немало книг и статей. Дискуссии о сталинизме ведутся уже многие десятилетия. Работы, написанные о личности И.В. Сталина, расцениваются как неоднозначные, они вызывают споры в научном сообществе, противоположные друг другу мнения и оценки.
В целом, в историографии сложились четыре исследовательские школы: советская официальная, троцкистская, антикоммунистическая и традиционистская. Конкретного изучения каждой из них в данной работе не предполагается, подробнее остановимся на историографии, касавшейся непосредственно феномена культа личности Сталина.
Современная отечественная историография связана с работами Восленского М. , Емельянова М.В.5, Жукова Ю.Н. , Зеленина И.Е. , Земскова В.Н. , Лившина А.Я. , Павлова И.В. , Хлевнюка О.В. и Шубина А.В. - все они исследовали механизм власти Сталина. Как пишет И.В. Павлова в своей книге «Механизм власти и строительство сталинского социализма» народ вновь обращается к личности Сталина в момент усиления нестабильности в обществе. Сейчас это выражается в росте литературы, возвышающей Сталина как личность и политика.
К наиболее ярким работам, затрагивающим личность Сталина, являются книги Ю.В. Емельянова. В одной из них автор указывает, что прежде чем давать оценку личности вождя необходимо внимательно проследить профессиональные, этнокультурные, социальные корни Сталина, его внутреннюю эволюцию, потому что только так можно проследить каким образом он стал высшим руководителем нашей страны в один из наиболее важных периодов ее истории. Также на основе многочисленных документальных свидетельств и воспоминаний очевидцев историк разоблачает мифы о жизни и деятельности одного из самых выдающихся и противоречивых государственных деятелей XX века. Проследив политическую эволюцию вождя, автор объясняет, почему именно Сталин возглавил страну в годы самых суровых испытаний за всю ее историю. Острые моменты в раскрытии личности Сталина освещает Ю.Н. Жуков - ведущий историк сталинской эпохи, которому первому посчастливилось познакомиться с уникальными архивными материалами из засекреченных фондов вождя. В своих исследованиях он характеризует личность вождя, его политическую деятельность, меры в области государственной безопасности, обороны, промышленности, финансов, такой комплексный подход позволил наиболее точно рассмотреть все аспекты политической деятельности генсека. Из числа современных исследований, которые связанны непосредственно с феноменом личности и культа Сталина следует также выделить работы В.Н. Земскова и О.В. Хлевнюка.
Также для написанных работ актуальна тема политического лидерства и оценка его роли для общества. Об этом свидетельствует частое изучение данного вопроса, например в работах Лагуновой И.С. и Михайловой М.Д.
Рассматривая зарубежную историографию механизма сталинской власти нельзя не отметить труды Р. Пайпса , Р. Такера,
Наконец, отдельный пласт исследований по теме составляют работы, посвященные средствам советской визуальной пропаганды. Среди авторов можно выделить В. Корецкого , Г.А. Демосфенову , Н.И. Бабурину , С.И. Стыкалина . В. Корецкий написал книгу «Заметки плакатиста», в которой подробно описывается специфика плаката с применением конкретных примеров, также в работе упомянуты советские плакалисты и их работы, отличительные особенности плакатистов. Бабурина Н.И. в соавторстве с немецким культурологом написала работу, которая считается одной из самых фундаментальных исследований о развитии советского плаката в 1917-1991 гг.
Смежную тему в своих работах исследует Е.А. Федосов, он исследует советскую визуальную пропаганду периода холодной войны с точки зрения взаимосвязи с массовым сознанием, используя в своих работах плакаты и источники личного происхождения . Так как плакаты относят к «креолизованным текстам», необходимо упомянуть исследования, посвященные теории и практике их функционирования. М.Б. Ворошилова рассматривает креолизованный текст в политическом дискурсе, акцентируя на том, что креолизованный текст в качестве политического текста имеет целеустановку на убеждение и воздействие. Н.М. Татарникова рассматривает креолизованный текст как способ пропаганды. Е.Е. Анисимова разработала классификацию креолизованных текстов, которая сейчас считается базовой. М.Д. Маричев рассматривает особенности креолизованного текста и его различные классификации.
Профессор кафедры антропологии и славянских языков С. Ушакин в своей книге рассматривает советские фотомонтажные плакаты и разбирает их структуру (приемы, с помощью которых подобный материал организован). Он раскрывает законы построения произведений с облегченным текстовым элементом и усиленной наглядной выразительностью.
Что касается военной пропаганды, то требуется обратить внимание на работу М.В. Хорокольской. Она рассматривает образ женщина в советской и немецкой пропаганде на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны.
Вопросов пропаганды, в том числе военной в своих исследованиях касались А.С. и Е.С. Сенявские. Рассматривали пропаганду в контексте образа врага.
Работа М.Г. Чогандарян близка по теме исследования к данной выпускной квалификационной работе. Чогадарян в своей работе рассматривает методы, способы и приемы советской пропаганды. Считает пропаганду периода 1920-1930-х гг. одним из самых действенных средств решения политических задач.
Анализ историографии показывает, что современных работ на тему личности И.В. Сталина написано достаточно, в наши дни они приобретают новый и необычный контекст. Однако практически нет крупных исследований, детально рассматривающих советскую визуальную пропаганду в качестве образно-символического отражения власти И.В Сталина в довоенный и военный период. Предпринимаемое исследование несколько отличается и тем, что данная исследовательская работа основана на анализе плакатов с изображением И.В. Сталина параллельно с личными источниками, отражающими отношение советских людей к вождю.
Объект. Идеолого-пропагандистская деятельность советского государства по формированию образа И.В. Сталина.
Предмет. Образ И.В. Сталина в советской плакатной агитации в довоенный и военный периоды, общие закономерности конструирования и степень соответствия его содержания политическим настроениям советских граждан.
Цель. Реконструкция образа И.В. Сталина как системы креолизованных текстов и фактора формирования массового восприятия фигуры вождя.
Задачи:
1. Выявить общую специфику визуальных пропагандистских материалов, как средства конструирования образа И.В. Сталина.
2. Установить закономерности формирования образа И.В. Сталина как политического деятеля.
3. Сопоставить образ И.В. Сталина из наглядной агитации со сформировавшимся в массовом восприятии; определить пересечения, параллели и противоречия.
Территориальные рамки - включают пределы территории всего СССР
Хронологические рамки исследования: Под довоенным периодом в работе понимается период нахождения у высшей власти в СССР И.В. Сталина до начала Великой Отечественной войны, когда формировался образ вождя в условиях мирного времени. Военный период соответствует рамкам Великой Отечественной войны.
Источниковая база исследования состоит из письменных источников и обширного пласта электронных источников, а также были задействованы выдержки из устных источников, нашедших отражение в интервью советских граждан. С одной стороны, центральное значение придается средствам советской визуальной пропаганды, таким как политический плакат. Для начала работы с данным видом источника был проведен поиск плакатов на интернет ресурсах: «Артхив» ; Галерея «Плакаты.ру» ; «Государственный исторический музей» ; «Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации» ; «Плакаты: советские и дореволюционные» ; «Советский плакат. Коллекция оригинальных плакатов СССР» ; «Советский политический плакат. Коллекция Серго Григоряна» .
С другой стороны берутся источники личного характера - письма во власть, дневники, воспоминания, интервью, отражающие образ вождя в массовом сознании народа. Их авторами были обычные граждане, несвязанные прямо с верховной властью. Для анализа данного типа источников использовались сборники документов (например: «Письма во власть. 1917--1927...» ), интернет-порталы «Прожито» и «Я помню» . Изучая проблемы, которые интересовали авторов писем, можно рассмотреть и понять к кому в лице Сталина обращались советские граждане: от снабженца-хозяйственника до вершителя судеб. Авторы таких писем - простые люди, которые не видели решения своих проблем от местных властей, поэтому своим письмом пытались привлечь внимание главы государства. А личные дневники и воспоминания в свою очередь давали более полное реальное представление о вожде со стороны определенного автора.
Используемые методы. Данное исследование основывалось на общенаучных принципах историзма и системности. Ключевое значение в нем приобрел метод анализа и интерпретации визуальных источников. В качестве специально-исторических методов использовались историко-генетический и сравнительно-исторический. Первый применялся для анализа происхождения некоторых лозунгов и изображений, задействованных в пропаганде и бытовавших в общественном сознании. Второй использовался для выделения динамических изменений в материалах разных лет, а также сравнения образов, отраженных в визуальной пропаганде и политических настроениях советских людей. В соответствии с методом экстраполяции отношение граждан к И.В. Сталину рассматривается и как потенциальная их реакция на связанные с ним пропагандистские образы.
Исследование содержит элементы структурного и частотного анализа, позволявших установить место и роль отдельных образно-символических приемов в композиции плакатов со И.В. Сталиным, проследить их типичность или уникальность. Также применяются методы качественной социологии, нашедшие отражение в анализе источников личного происхождения. Кроме того, по отношению к источникам личного происхождения выполнялись универсальные методические действия, такие как интерпретация и обобщение.
При анализе содержания плакатов автор опирался также на несколько подходов, использующихся в исследованиях информационной пропаганды: имагологический (т.е. изображение как совокупность образов различного уровня) , искусствоведческие (совокупность художественных решений) и лингвистический (интерпретация политических текстов).
Практическая значимость.
Результаты выпускной квалификационной работы могут быть применены для дальнейших научных исследований в области истории СССР, прежде всего, его идеологии в целом и места в ней образа вождя. Выводы, полученные на основе развернутой характеристики визуальной пропаганды можно использовать в рамках написания специальной литературы по развитию советского плаката. Выявленные данные, отражающие характер общественного мнения в довоенный и военный периоды, представляют интерес, как для исторических, так и для социологических исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Личность И.В. Сталина сегодня находится в центре внимания как историков и политиков, так и обывателей. Этот человек находился у руля Великой Державы более 30 лет, это большой срок для политического лидера, поэтому интерес к личности вождя оправдан.
Проблема культа личности Сталина, начиная с конца ХХ века, привлекала особое внимание общественности. Сталин - последний обожествленный политик ХХ века - портреты и скульптурные сооружения которого были канонизированы еще при жизни. Изображения Сталина в красном (святом) углу заменяли иконы. Первое, что должен был видеть любой, входящий в советское учреждение - изображение его бюста. Изображения вождя были своего рода иконами, которые были характерны не только для публичных государственных учреждений, но и для частных домов, разница была лишь в размере, но не в значении. Сталину было известно о поклонении его изображениям, о каре за непоклонение, полагаем, тоже было известно. Сталин - это целая эпоха, по его имени назван продолжительный период в истории советского общества. Он был первым правителем в России в эпоху всеобщей грамотности и масс-медиа. Именно это помогло сформировать его культ. Сталин по радио, в газетах, на плакатах и портретах на демонстрациях, - все это работало на построение образа. Инструментом прославления вождя, которого почитали и за которого сражались, является плакат, как креолизованный текст.
Переходя непосредственно к теме данного исследования, обозначим его основные положения и выводы, полученные на основе анализа двух основных групп источников.
Главный предмет исследования - образ И.В. Сталина, формировавшийся в идеологемах, политических лозунгах и агитационных изображениях рассматриваемого периода, а также формы отражения данного образа в массовом сознании. И в данной работе удалось дать представление о сложившемся образе вождя, который находит свое отражение в политических плакатах и письмах в довоенный и военный периоды нахождения генсека у власти.
Образ, считываемый с плакатов, отображается в массовом сознании. С довоенного периода на страницах плакатов только начинает вводиться изображение Сталина, его цитат. Это период начала культа личности Сталина, целью пропаганды было - укреплять в умах масс образ «Великого вождя», укреплять веру в него и желание почитать.
Обращаясь к письмам и дневникам довоенного периода, можно сказать, что авторы, возможно неосознанно, показывали спектр личностных характеристик вождя, среди которых мудрость, отзывчивость, патриотизм, честность и готовность помочь. Образ И.В. Сталина был разным, от простого партийца до вершителя судеб. Тем не менее, в письмах и воспоминаниях нет яркого отзеркаливания текстов плакатов, есть пересечения, выражаемые идеи креолизованных текстов, которые просматриваются в массовом сознании. Но картина меняется в военный период, когда страна находится в тяжелом положении, и ей нужен сверхчеловек, который приведет к победе, защитит, и не даст Советскому Союзу потерпеть поражение.
Военные плакаты содержат много сюжетов с фамилией и изображением «Сталина», лозунги информационной пропаганды ложатся на массовое сознание, люди в своих воспоминаниях даже спустя много лет продолжают говорить цитатами из плакатов. Поэтому данная работа позволяет сделать вывод о том, что плакат как креолизованный текст, влиял на массовое сознание, способствуя отображению в нем характерного образа И.В. Сталина.
Если обратиться к письмам и воспоминаниям военного времени, то прослеживается вполне однозначная картина. Происходит возвеличивание личности вождя до феномена «Бога» и «Всемогущего», что объясняется укреплением культа личности Сталина. Вера в доброго вождя, который решит проблемы граждан и приведет страну к победе в войне, стала основой для поддержания этой власти в годы войны. Отрицательного контекста в отношении вождя быть не могло. Наоборот агитпроп - помощник в становлении культа личности Сталина в военный период. А на основе агитпропа уже могло формироваться массовое сознание, которое выражалось в личных источниках. В военных плакатах присутствовала большая драматичность образов эмоциональность, плакаты точно бьют в цель, акцентируя на необходимых аспектах плакатной военной агитации. Присутствует более точный сюжетный стержень, большая степень убедительности и воздействия.
Таким образом, довоенный период был началом закрепления образа вождя в массовом сознании, военный плакат принял данное веяние, и больше укрепил в период войны, именно война стала неким катализатором для создания плакатов с большей степенью влияния на умы народа.
В целом, в выпускной квалификационной работе удалось выявить общую специфику визуальных пропагандистских материалов, установить закономерности формирования образа Сталина как политического деятеля, Определить особенности визуальной пропаганды как средства идеологической работы и сопоставить образ И.В. Сталина из наглядной агитации со сформировавшимся в массовом восприятии.
Выполненные в данной работе задачи, а также выдвинутые тезисы, могут служить основой для дальнейшего изучения культа личности И.В. Сталина, а также использоваться в практике описания и рубрикации связанных с ним визуальных материалов.



1. «Артхив» - социальная сеть художников. [Б. м.], 2024 - URL: https://artchive.ru (дата обращения: 02.02.2024).
2. Галерея «Плакаты.ру». - [Б. м.], 2024. - URL: http://www.plakaty.ru (дата
обращения 02.02.2024).
3. Вождь и культура. Переписка И. Сталина с деятелями литературы и искусства.
1924-1952.) / сост. В.Т. Кабанов. М.: Олимпия, 2008. - URL:
https://document.wikireading.ru/h3NSxP2rvO (дата обращения: 04.04.2024).
4. Государственный исторический музей. - [М.], 2024. - URL:
https://catalog.shm.ru (дата обращения 02.04.2024).
5. Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. - [Б. м.], б/д. - URL: http://goskatalog.ru/site (дата обращения: 02.02.2024)
6. История пропаганды. - [Б. м.], б/д. - URL: http://propagandahistory.ru (дата обращения 02.02.2024) .
7. Калинин М.И. «О некоторых вопросах агитации и пропаганды» из речи на совещании секретарей обкомов комсомола по пропаганде. 28 сентября 1942 года // Лениздат, 1943 г. - С. 163.
8. Лившин А.Я. Письма во власть. 1917-1927: Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям / Лившин А.Я., И.Б. Орлов // М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 664 с.
9. Пермская художественная галерея. - [Пермь], 2024. - URL:
https://permartmuseum.ru/ (дата обращения 02.02.2024).
10. Плакаты: советские и дореволюционные. - [Б.м.], 2002-2024. - URL: http://www.davno.ru (дата обращения: 02.02.2024).
11. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. - [Б. м.], 2024. - URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения 02.02.2024).
12. «Прожито». Личные истории в электронном корпусе дневников. - [Б.м.], б/д. - URL: https://prozhito.org/ (дата обращения 02.04.2024).
13. Советский плакат. Коллекция оригинальных плакатов СССР. [М.], 2024 - URL: http://sovietposters.ru/index.htm (дата обращения: 15.02.2024)
14. Советский политический плакат. Коллекция Серго Григоряна. - [Б. м.], б/д. URL: http://redavantgarde.com/ (дата обращения: 15.02.2024).
15. Сталин И.В. Полное собрание сочинений. М.: Издательство «Писатель», 1997. Т.16. - С. 58...80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ