ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ 3
Введение 4
1 Теоретические и законодательные подходы к управлению в сфере охраны
окружающей среды при транспортировке газа 6
1.1 Нормативно-правовая база в сфере транспортировки газа 6
1.2 Порядок и форма предоставления платы за негативное воздействие 10
1.3 Система управления природопользованием и охраной окружающей среды на
предприятии 16
2 Организация управления охраной окружающей среды ООО «Газпром
трансгаз Томск» 23
2.1 Система управления охраной окружающей среды на ООО «Газпром трансгаз
Томск» 23
3 Оценка эффективности деятельности участка аварийно-восстановительных работ ООО «Газпром трансгаз Томск» в сфере охраны окружающей среды . 37
3. 1 Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации ЛПУМГ 37
3.2 Оценка управления обязательной деятельности по реализации законодательства
на ООО «Газпром трансгаз Томск» 38
Выводы 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 73
Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации.
Актуальность темы заключается в том, что управление охраной окружающей среды (УООС), как ключевой элемент устойчивого развития, остается в течение последнего времени одной из приоритетных задач человечества, признанной как мировым сообществом в целом, так и руководством нашей страны.
По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации, занимающиеся добычей и транспортировкой газа, обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности на окружающую среду.
Объектом исследования является предприятие ООО «Газпром трансгаз Томск». Предметом исследования является эффективность системы охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Томск».
Целью исследования: Проведение оценки эффективности системы управления качеством окружающей среды при транспортировке газа.
Задачами для выполнения поставленной цели являются:
1. Рассмотреть теоретические и методологические основы управления охраной окружающей среды, а также нормативно-правовую базу.
2. Изучить систему управления охраной окружающей среды на ООО «Газпром трансгаз Томск».
3. Оценить эффективность управления охраной окружающей среды.
Защищаемые положения:
- Меняющееся законодательство предполагает отмену учета и внесения платы за некоторые загрязняющие вещества и отходы производства и потребления, что создает потенциальную угрозу окружающей среде.
- Анализ системы управления охраной окружающей среды на предприятии ООО «Газпром трансгаз Томск» показал, что система работает эффективно, т.к. создание благоприятной обстановки на объектах предприятия при природопользовании является одним из приоритетных направлений деятельности ООО «Газпром трансгаз Томск».
Изучению системы управления охраной окружающей среды на предприятии нефтегазовой отрасли посвящены работы отечественных авторов. Значительный вклад внесли Костылева Н.В., Микишева В.И.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ нормативно-правовой базы, литературный и интернет обзор, анализ результатов полевых и лабораторных исследований.
Выражаю благодарность Цибульниковой М.Р. за руководство при написании выпускной квалификационной работы.
1. Изучение теоретических и методологических основ управления охраной окружающей среды, а также нормативной правовой базы показало, что произошедшие изменения в законодательстве оказали неоднозначное влияние на окружающую среду. В условиях меняющегося законодательства оценка качества управления предприятием должна складываться из оценки экономических, экологических и социальных последствий. Каждый из этих показателей влияет на конечный результат эффективности управления охраны окружающей среды.
2. ООО «Газпром трансгаз Томск» относится ко II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду, которые должны заполнять декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду. С 2018 года объекты II категории обязаны подавать декларацию раз в год. С этого же года перечень загрязняющих веществ и ставки платы были изменены. ООО «Газпром трансгаз Томск» перестал декларировать ряд веществ, так как по ним исключили ставку платы. Следуя из этого, предприятие перестало считать по ним норматив предельно допустимого выброса.
3. Сравнительный эколого-экономический анализ условий воздействия на окружающую среду участка аварийно-восстановительных работ Александровского ЛПУМГ до изменения в законодательстве и после показал, что, с одной стороны уменьшилось количество загрязняющих веществ, которые подлежат учету, а с другой стороны увеличились некоторые ставки платы за оставшиеся вещества, что повлекло за собой увеличение итоговой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Газпром трансгаз Томск» за 2018 год по сравнению с 2015 годом. Так в 2015 году за выбросы загрязняющих веществ предприятие за год заплатило 661,62 руб., а за 2018 год - 2780,98 руб., что в 4 раза превышает плату в 2015 году. Из этого следует, что ООО «Газпром трансгаз Томск» выгодно минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, так как большие объемы выбросов после изменения законодательства влекут за собой значительное увеличение итоговой ставки платы. Это показывает, что система управления охраной окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Томск» экологически и экономически эффективна.
4. Изменение законодательства коснулось и отходов. Отходы производства и потребления в 2015 году участок аварийно-восстановительных работ Александровского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» обезвреживал и передавал, итоговая ставка платы по ним составила 0 руб. С 2018 года, согласно изменению законодательства, данный участок обязан передавать отходы производства и потребления I, II и III класса опасности региональному оператору. По остальным видам отходов производства и потребления (IV¬V класса опасности) предлагается несколько вариантов действий: захоронение, обезвреживание и передача региональному оператору. Рассмотренный вариант захоронения отходов показал, что ставка платы значительно возросла. Увеличение ставки платы за оставшиеся наименования отходов повлияло на итоговую плату. В 2018 году она составила 82777,73 руб.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справочно-правовая система (дата обращения 10.12.2019).
2. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справочно-правовая система (дата обращения 10.12.2019).
3. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89- ФЗ // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справочно-правовая система (дата обращения 10.12.2019).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 N 219-ФЗ // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справочно-правовая система (дата обращения 10.12.2019).
5. Приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» от 09.01.2017 N 3 // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справочно-правовая система (ред. от 30.12.2019).
6. Указы Президента РФ за 2004 и 2008 гг. по совершенствованию системы органов управления в природопользовании и охране окружающей среды.
7. Структура и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере использования природных ресурсов и в области охраны окружающей среды: итоги 2004-2007гг.//Экологическое досье России №5, 2008 г. С 13-16.
8. Руководящий документ РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» от 1 августа 1991 г.
9. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 (ред. от 24.01.2020) "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициента^
10. ГОСТ 17.2.3.02-78 “Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями”. М., 1979 г.
11. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб., НИИ Атмосфера, 2012 г.
12. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Санкт-Петербург, 2010 г.
13. Приказ Минприроды России № 352 от 07.08.2018 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
14. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
15. ГОСТ Р 56059-2014. Производственный экологический мониторинг. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2014. - 4 с.
16. ГОСТ Р 56061-2014. Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля. М.: Стандартинформ, 2014. - 6 с.
17. Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 12 марта 1999 г. № 69-ФЗ в ред. от 03 июля 2016 г. // Консультант плюс [Электронный ресурс]. Дата обращения 21.03.2020 г.
18. Официальный сайт Газпром: [Электронный ресурс]:http://www.gazprom.ru/(дата обращения 07.04.2020).
19. Безопасное обращение с отходами. Сборник нормативно-методических документов. Второе издание. С-Пб., 2000.
20. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления. Москва, 1999.
21. Сборник методик по расчету объемов образования отходов. С-Пб., 2000
22. Федеральный классификационный каталог отходов. Утвержден приказом МПР России от 02.12.2002 №786.
23. Акимова Т.А. и др. О функциональной структуре управления природопользованием в России /Проблемы охраны ОС,М., 1997, №6.
24. Акишин А.С. Управление природопользованием и охраной окружающей среды в России (региональный аспект)./Волгоград, 2001г.
25. Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России./ Волгоград, 2003г., 228с.
26. Аксютин О.Е., Ишков А.Г., Романов К.В., Пыстина Н.Б., Акопова Г.С. Экологическая эффективность производства и использования природного газа на основе оценки полного жизненного цикла // Вести газовой науки. 2017. С. 3-10.
27. Бондалетова Л.И. Промышленная экология: Учеб. пособие / Том. политехн. ун -т. - Томск, 2002. - 91-101 с.
28. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
29. Гирусова Э.В., Лопатина В.Н. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, 519с.
30. Горюнкова А. А., Галунова Д.В. Экологические проблемы газовой
промышленности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2014. С. 3-5.
31. Гузев М.М., Сергиенко Л.И. и др. Управление природопользованием в регионе. Волгоград, 1998. с. 19-23
32. Денеко Ю. В., Экология и охрана окружающей среды: настоящее и будущее / Журнал «Газовая промышленность», №7, 2013.
33. Жевлаков Э. Н., Жаркова Ю. Г., Рубина Е. А. Проблемы соблюдения законности в сфере экологии //Правовые проблемы охраны окружающей среды. М., 1998. С. 128.
34. Жила В. А., Плужников А. И. Газоснабжение: Учебное Пособие / Под ред. О.Н.Бр. ханов, В. А. Жила, А. И. Плужников. - М.: Академия, 2008, - 448с.
35. Игнатьева И. А. Экологическое законодательство России / И. А. Игнатьева. - М.: Издательство Московского университета, 2002. - 533 с.
36. Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю. А. Израэль. - Л.: Гидрометеоиздат, 1979. - С. 150.
37. Колпакова Н. В., Колпакова A. С. Газоснабжение: Учебное пособие Под ред. Н. В. Колпакова, A. С. Колпакова. - Екатеринбург: Уральский университет. 2014. - 200с.
38. Кязимова К. Г., Гусева В. Е. Основы газового хозяйства: Учебное пособие Под ред. К. Г. Кязимова, В. Е. Гусева. - М.: НЦ ЭНАС, 2009, - 462с.
39. Мазур И.И., Иванцов О.М. Безопасность трубопроводных систем / И.И. Мазур, О.М. Иванцов. М.: ИЦ «ЕЛИМА», 2004.
40. Мешалкин В.П., Бутусов О.Б., Смотрич С.А., Сельский Б.Е. Информационная система для экологического зонирования воздушного бассейна в условиях городской застройки // Химическая промышленность. - 1997. -№ 4. - C. 263-269.
41. Никонова Р.А., Дрягина Д.Р. Сокращение выбросов парниковых газов при добыче углеводородов // Современные инновации. 2018. №3. С. 10-12.
42. Осипов Ю.Б., Львова Е.С., Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. М. 1996. с. 127-133.
43. Панов Г.Е. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности / Г. Е. Панов, Л. Ф. Петряшин, Г. Н. Лысяный. - М. : Недра, 1986. - 243с.
44. Пуртова Е.Е., Корякина А.Е. Применение наилучших доступных технологий по сокращению выбросов парниковых газов при реализации стратегии устойчивого развития оао «Газпром»» // Успехи в химии и химической технологии. 2014. С. 10-11.
45. Скафтымов Н. А. Основы газоснабжения: Учебное пособие H. А. Скафтымов, - СПб: Недра, 2006, - 343с.
46. Снакин В.В., Доронин А.В., Фрейбергс Г., Щербицкис И., Власова И.В., Чудовская И.В. Метан в атмосфере: динамика и источники // Жизнь Земли. 2017. С. 365- 377.
47. Соромотин А.В. Экономические проблемы нефтегазодобычи в Западной Сибири.//Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования.-2005.
48. Татаренко В. И. Газовая промышленность России: добыча, транспорт,
экономические проблемы / Татаренко В.И., Робисон Б.В.: Сибирская
государственная геодезическая академия - Новосибирск, 2013. - 12 с.
49. Щаприцкий В.Н., Туминский Н.В., Сидоренко Г.И., Фельдман Ю.Г., Цыгановская J1. X. О показателях характеристики промышленных предприятий как источников загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и Санитария. - 1987. -№11. -С. 10-12.
50. Эдер Л.В. Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом /Л.В. Эдер, И.В. Филимонова, И.В. Проворная - 2012 - №9 - 16 с.