ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ 3
Введение 4
1 Теоретические и законодательные подходы к управлению в сфере охраны
окружающей среды при транспортировке газа 6
1.1 Нормативно-правовая база в сфере транспортировки газа 6
1.2 Порядок и форма предоставления платы за негативное воздействие 10
1.3 Система управления природопользованием и охраной окружающей среды на
предприятии 16
2 Организация управления охраной окружающей среды ООО «Газпром
трансгаз Томск» 23
2.1 Система управления охраной окружающей среды на ООО «Газпром трансгаз
Томск» 23
3 Оценка эффективности деятельности участка аварийно-восстановительных работ ООО «Газпром трансгаз Томск» в сфере охраны окружающей среды . 37
3. 1 Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации ЛПУМГ 37
3.2 Оценка управления обязательной деятельности по реализации законодательства
на ООО «Газпром трансгаз Томск» 38
Выводы 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 73
Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации.
Актуальность темы заключается в том, что управление охраной окружающей среды (УООС), как ключевой элемент устойчивого развития, остается в течение последнего времени одной из приоритетных задач человечества, признанной как мировым сообществом в целом, так и руководством нашей страны.
По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации, занимающиеся добычей и транспортировкой газа, обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности на окружающую среду.
Объектом исследования является предприятие ООО «Газпром трансгаз Томск». Предметом исследования является эффективность системы охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Томск».
Целью исследования: Проведение оценки эффективности системы управления качеством окружающей среды при транспортировке газа.
Задачами для выполнения поставленной цели являются:
1. Рассмотреть теоретические и методологические основы управления охраной окружающей среды, а также нормативно-правовую базу.
2. Изучить систему управления охраной окружающей среды на ООО «Газпром трансгаз Томск».
3. Оценить эффективность управления охраной окружающей среды.
Защищаемые положения:
- Меняющееся законодательство предполагает отмену учета и внесения платы за некоторые загрязняющие вещества и отходы производства и потребления, что создает потенциальную угрозу окружающей среде.
- Анализ системы управления охраной окружающей среды на предприятии ООО «Газпром трансгаз Томск» показал, что система работает эффективно, т.к. создание благоприятной обстановки на объектах предприятия при природопользовании является одним из приоритетных направлений деятельности ООО «Газпром трансгаз Томск».
Изучению системы управления охраной окружающей среды на предприятии нефтегазовой отрасли посвящены работы отечественных авторов. Значительный вклад внесли Костылева Н.В., Микишева В.И.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ нормативно-правовой базы, литературный и интернет обзор, анализ результатов полевых и лабораторных исследований.
Выражаю благодарность Цибульниковой М.Р. за руководство при написании выпускной квалификационной работы.
1. Изучение теоретических и методологических основ управления охраной окружающей среды, а также нормативной правовой базы показало, что произошедшие изменения в законодательстве оказали неоднозначное влияние на окружающую среду. В условиях меняющегося законодательства оценка качества управления предприятием должна складываться из оценки экономических, экологических и социальных последствий. Каждый из этих показателей влияет на конечный результат эффективности управления охраны окружающей среды.
2. ООО «Газпром трансгаз Томск» относится ко II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду, которые должны заполнять декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду. С 2018 года объекты II категории обязаны подавать декларацию раз в год. С этого же года перечень загрязняющих веществ и ставки платы были изменены. ООО «Газпром трансгаз Томск» перестал декларировать ряд веществ, так как по ним исключили ставку платы. Следуя из этого, предприятие перестало считать по ним норматив предельно допустимого выброса.
3. Сравнительный эколого-экономический анализ условий воздействия на окружающую среду участка аварийно-восстановительных работ Александровского ЛПУМГ до изменения в законодательстве и после показал, что, с одной стороны уменьшилось количество загрязняющих веществ, которые подлежат учету, а с другой стороны увеличились некоторые ставки платы за оставшиеся вещества, что повлекло за собой увеличение итоговой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Газпром трансгаз Томск» за 2018 год по сравнению с 2015 годом. Так в 2015 году за выбросы загрязняющих веществ предприятие за год заплатило 661,62 руб., а за 2018 год - 2780,98 руб., что в 4 раза превышает плату в 2015 году. Из этого следует, что ООО «Газпром трансгаз Томск» выгодно минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, так как большие объемы выбросов после изменения законодательства влекут за собой значительное увеличение итоговой ставки платы. Это показывает, что система управления охраной окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Томск» экологически и экономически эффективна.
4. Изменение законодательства коснулось и отходов. Отходы производства и потребления в 2015 году участок аварийно-восстановительных работ Александровского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» обезвреживал и передавал, итоговая ставка платы по ним составила 0 руб. С 2018 года, согласно изменению законодательства, данный участок обязан передавать отходы производства и потребления I, II и III класса опасности региональному оператору. По остальным видам отходов производства и потребления (IV¬V класса опасности) предлагается несколько вариантов действий: захоронение, обезвреживание и передача региональному оператору. Рассмотренный вариант захоронения отходов показал, что ставка платы значительно возросла. Увеличение ставки платы за оставшиеся наименования отходов повлияло на итоговую плату. В 2018 году она составила 82777,73 руб.