ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 Теоретические основы исследования специфики восприятия эмоциональности в модифицированных тестах Струпа 12
1.1 Категория эмоциональности в психологии и лингвистике: теории,
подходы, разграничение лексики 12
1.1.1 Представление об эмоциональности в психологии 12
1.1.2 Категория эмоциональности в лингвистике 17
1.1.3 Подходы к рассмотрению категории эмоциональности лексем 22
1.2 Психолингвистика как наука 26
1.2.1 Метод эксперимента в лингвистике 29
1.2.2 Метод эксперимента в психолингвистике 31
1.2.3 Систематизация психолингвистических экспериментов 33
1.2.4 Экспериментальные исследования эмоциональности 37
1.3 Тест Струпа: от классического варианта к эмоциональным
модификациям 40
1.3.1 Эмоциональная модификация классического теста Струпа 43
1.3.2 Модифицированный тест Струпа «Рисунок-Слово» 46
Выводы по Главе 1 50
Глава 2 Экспериментальное исследование специфики восприятия эмоциональных вербальных стимулов в модифицированном тесте Струпа 52
2.1 Эмоциональный тест Струпа 52
2.2 Эксперимент с условием «Слово-Лицо» 59
2.3 Эксперимент с условием «Лицо-Слово» 68
Выводы по Главе 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 92
Данная работа посвящена исследованию специфики восприятия эмоциональных вербальных стимулов в модифицированном тесте Струпа.
Актуальность, с одной стороны, обуславливается растущим интересом к активно развивающимся междисциплинарным областям науки - когнитивной психологии, нейронауке и психолингивистике, в целом. С другой стороны, конкретно вкладом данной работы в изучение процессов восприятия, памяти, селективного внимания, продукции речи и, в первую очередь, механизма когнитивного контроля при прохождении теста Струпа и его вариаций. Так, современные исследования на русском языке исследуют величину и уровень Струп-интерференции , ее взаимосвязь с эмоциональным интеллектом 2, когнитивными характеристиками личности и проч. Делаются попытки проинтерпретировать природу эффекта интерференции при прохождении теста Струпа. Для зарубежных исследований характерно проведение взаимосвязи между когнитивных контролем и гендером или возрастом . Помимо того, как в русскоязычных , так и в англоязычных исследованиях активно используются методы нейрофизиологического анализа при решении модифицированной задачи Струпа. Однако вопреки огромному прогрессу и приросту исследований в области интерференции, во многом вызванному как раз внедрением в практику различных модификаций оригинального теста Струпа, на материале русского языка по-прежнему проведено малое количество экспериментов, особенно с использованием категории эмоциональности лексем в рамках разнообразных вариантов вышеупомянутого теста.
Объектом исследования выступила категория эмоциональности.
Предмет исследования - особенности восприятия и когнитивной обработки эмоционально нагруженных прилагательных.
Целью является экспериментальным путем выявить специфику обработки эмоциональных прилагательных, проявляющуюся в реакциях на задания модифицированного эмоционального теста Струпа.
Гипотеза текущего исследования: предполагается, что в модифицированном варианте теста Струпа эмоционально-нагруженные прилагательные с положительной семантикой будут обрабатываться отличным образом по сравнению с эмоциональными прилагательными с отрицательной семантикой, а также по сравнению с нейтральными словами, что проявится в скорости реакции на данные стимулы.
Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать теоретические основы исследования, изучив и проанализировав актуальную литературу, описывающую интерференционные исследования с использованием аналогов теста Струпа и категорию эмоциональности слов;
2. На основе изученной теории и эмпирических данных, представленных в литературе, сформулировать гипотезу;
3. Отобрать стимульный материал на основе психолингвистического опроса, чтобы исключить влияние частоты использования слов и установить релевантную иерархию стимулов по типу оценку и степени эмоциональности;
4. Разработать дизайн эксперимента на материале русского языка и экспериментально определить степень влияния различной эмоциональности слов на их когнитивную обработку с помощью измерения времени реакции;
5. Провести статистическую обработку собранных данных и проинтерпретировать их в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Ведущими методами исследования выступили метод эксперимента - анкетирование выполненное с помощью сервиса Google-формы с применением методики шкалирования Ликерта на первом этапе и аппаратный поведенческий эксперимент при помощи программного обеспечения E-prime 3.0 с измерением скорости реакции испытуемых на предъявляемые стимулы на втором этапе, также для анализа результатов использовался метод математической статистики (проверка на нормальность распределения, многофакторный и однофакторный дисперсионный анализ). Кроме того, в работе присутствуют компоненты общенаучного метода: описание, анализ и интерпретация результатов.
Новизна исследования определяется привлекаемым материалом, подходом к его изучению, а также полученными новыми результатами.
Впервые на материале русского языка осуществлено исследование когнитивной обработки эмоциональных прилагательных в модицифицированных вариантах теста Струпа.
В результате анализа данных экспериментов доказано различие в когнитивной обработке эмоционально окрашенных прилагательных в сравнении с нейтральными, выявлен и установлен эмоциональный эффект Струпа.
Материалом для исследования послужил набор лингвистических стимулов, включающий в себя три вида прилагательных: нейтральные и разновалентные слова с положительной и отрицательной окраской. Источник - словарь-тезаурус прилагательных русского языка Л.Г. Бабенко . В материалы исследования вошли 143 прилагательных в мужском роде. В результате проведения серии анкетных опросов удалось собрать 12 870 наблюдений (на одно слово суммарно 90 оценок по трем аспектам). Согласно полученным в результате онлайн-анкетирования оценкам, 86 лексем из общего количества были оценены как эмоциональные: из них 42 негативно-окрашенных (гадкий, нудный, подлый) и 44 с позитивной валентностью (могучий, радостный, храбрый). В разряд неэмоциональных были отнесены 57 прилагательных соответственно (облачный, пуховый, предметный).
Количество наблюдений, полученных в ходе проведения аппаратных поведенческих экспериментов на скорость реакции, равняется 21 240. Количество реакций, собранных в результате эксперимента с задачами эмоционального теста Струпа составляет 2 340. Число реакций на один из экспериментов с задачами модифицированного эмоционального теста Струпа (оценивание прилагательных) составляет 9 450 реакций, на второй (оценивание выражений лица) - 9 450.
Помимо языковых единиц, материалом также служат изображения лиц людей, поверх которых при проведении эксперимента по центру располагаются прилагательные. В эксперименте задействованы три фотографии с крупным планом лица молодого мужчины, выражающего эмоцию злости на первом фото, эмоцию счастья/радости на втором, а также демонстрирующего безэмоциональное расслабленное лицо на третьем фото. Все фотографии были отобраны из базы данных для психологических исследований FACES .
В теоретические основы входят научные труды в сфере теории Струп- интерференции, в том числе и работы, посвященные различным модификациям теста Струпа (Stroop, J. R., MacLeod, C. M., Williams, J. M. G., Сысоева, Т.А., Paula M. Beall, Bhoomika Rastogi Kar, E. Prada, Linda Isaac, и др.), литература о теории эмоциональности языковых единиц (Dahl M., Фрумкина Р.М., Шаховский В.И., Д.А. Романов, Е. Ю. Мягкова, Балли Ш., Павленко А.), а также работы, описывающие разного рода экспериментальные исследования (Васильева А.В., Леонтьев А.А., Мустайоки А., Щерба Л.В., Залевская А.А. и др.).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что текущее исследование расширяет существующую литературу по изучению теста Струпа, в частности, его эмоциональной модификации, а собранные в ходе анкетирования оценки лексических единиц по трем параметрам и полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях эмоциональности в лингвистике.
Структура и краткое содержание работы (перечень основных разделов и ожидаемые результаты):
Во введении указываются ведущие квалификационные параметры: актуальность, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы, новизна и материалы.
В первой главе излагаются теоретические основы исследования: категория эмоциональности в лингвистике, метод эксперимента в психолингвистике, а также психолингвистические эксперименты, направленные на выявление особенностей когнитивной обработки эмоциональной лексики, в том числе, и эксперименты с задачами как оригинального, так и модифицированного теста Струпа. Подробно рассматривается модифицированный тест Струпа с использованием изображений человеческих лиц при исследовании специфики восприятия и обработки эмоциональной лексики.
Во второй главе представлено описание экспериментальной части исследования, разработанной для подтверждения гипотезы. Описывается материал, принципы его отбора, дизайн, процедура проведения и описание респондентов в каждом из экспериментов. В первом эксперименте перед участниками стояла задача на скорость называть цвет, которым было окрашено слово. Два последующих практически идентичны, отличались лишь инструкцией: в первом из них от испытуемых требовалось реагировать на слова, во втором - на выражения лица. Приводится обсуждение и интерпретация статистических результатов, полученных в ходе экспериментов с задачами модифицированного эмоционального теста Струпа.
В заключении перечисляются основные выводы работы.
В Приложении А прилагаются образцы инструкций к трем онлайн- анкетам, в Приложении Б представлен список вербальных стимулов.
Параллельно с неутихающим интересом к эмоциям в различных областях знаний, заинтересованность данной темой увеличивается и в сфере лингвистики. Сложность такого явления как человеческие эмоции находит отражение в языке. Не только сами эмоции, но также их классификации переносятся с раздела психологии в лингвистику. Структурная и семантическая сложность категории эмоциональности приводят к многоаспектному рассмотрению данной категории в рамках различных направлений лингвистики. К тому же, различные подходы к анализу представляют свой собственный взгляд на интерпретацию и методы изучения эмоциональности.
Объединяя психолингвистический и лингвистический подходы мы, в соответствии с предметом нашего исследования, поставили цель обнаружить специфику обработки эмоциональных лексических единиц, конкретно прилагательных. Для этого нами был избран экспериментальный и статистический методы. Проведя серию аппаратных поведенческих экспериментов на скорость реакции, содержащих в себе задачи эмоционального теста Струпа двух видов, мы подтвердили гипотезу, выдвинутую на начальном этапе исследования. А именно, нам удалось выявить отличительную и более автоматизированную когнитивную обработку эмоциональных стимулов, которая проявлялась в более быстром реагировании, как на лексические, так и на визуальные побудители. Анализ статистических данных показал более высокую длительность ответов для неэмоциональной лексической информации, чем доказал специфичный характер категории эмоциональности.
Таким образом, представленные в работе выводы могут служить основанием для проведения дальнейших психолингвистических исследований в области обработки эмоциональных лингвистических стимулов во взаимодействии с визуальными стимулами в русле теории эмоционального эффекта Струпа.
В качестве перспективы исследования можно продолжить изучение эффекта интерференции в эмоциональном тесте Струпа, но на этапе отбора стимулов, вместе с типом оценки, дополнительно учитывать степень интенсивности эмоциональной лексики, так как данный фактор, вместе с фактором настроения испытуемых (который тоже можно контролировать) способны повлиять на результаты.
1. Аллахвердов В. М., Аллахвердов М. В. Феномен Струпа: интерференция как логический парадокс // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 14. 2014. Т. 4. Вып. 4. С. 90-102
2. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988. 346 с.
3. Бабанин, Л.Н., Смыслова, О.В., Метод онлайнового психологического эксперимента, М., 2001, С.253-261
4. Бабенко, Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. - Изд-во Уральского университета, 1989. - 182 с.
5. Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. - М. Изд-во иностр. - 1961. - 394 с.
6. Белых, Т. В. Взаимосвязь когнитивных характеристик личности и дезадаптивных поведенческих установок в структуре индивидуальности у студентов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. №4.
7. Бельская, Е.В. Интенсивность как категория лексикологии: на материале говоров Среднего Приобья: автореф. дис.канд. филол. наук. Томск, 2001. - 20 с.
8. Белянин В.П. Психолингвистика : учебник — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 415 с.
9. Богданова, М.А. Хорошо - слово категории оценки // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2014. №. 3. С. 26-30.
10. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 816 с. - С. 400
11. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. ; СПб., 2004.- С. 291.
12. Васильева, А. В. Когнитивная обработка диминутивов носителями русского языка как родного и тюркско-русскими билингвами : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Васильева Алина Вячеславовна; науч. рук. Резанова З. И. ; Том. гос. ун-т. - Томск : [б. и.], 2020.
13. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.
14. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. - М.: Наука, 1985. - 228 с.
15. Вольф, Е.М. Варьирование в оценочных структурах // Семантическое и формальное варьирование. - М.: Наука, 1979. С.273-294.
16. Вольф, Н. В., Онищенко, М. А., Брызгалов, А. О., Разумникова, О. М. Полушарная асимметрия при различных способах предъявления стимулов в задаче Струпа // Сибирский научный медицинский журнал. 2007. №3.
17. Глухов, В.П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов, 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 419 с.
18.Залевская, А.А. Значение слова через призму эксперимента : монография / А.А. Залевская. - Тверь: Тверской государственный университет, 2011. - 240 с.
19.Залевская, А.А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений с.31-42 Вопросы языкознания. 1999. № 6
20. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. Монография. - М.: Наука, 1982. 368 с.
21. Изард, Кэррол Э. Психология эмоций; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. - Москва [и др.] : Питер, 2006. - 460 с. Agusti AI, Satorres E, Pitarque A, Melendez JC. An emotional Stroop task with faces and words. A comparison of young and older adults. Conscious Cogn. 2017 Aug;53:99-104.
22. Кочеткова, Е.В. Языковые средства выражения негативной оценки мира и человека в поэзии Игоря Северянина [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Елена Викторовна Кочеткова. - Хабаровск, 2004. - 197 с.
23. Кравченко, Ю. Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования : учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 544 с.
24. Кунин, А.В. Фразеология современного английского языка [Текст] / А.В. Кунин. - М. : Высш. шк., 1996. - 380 с.
25. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - Москва : «Смысл» ; Санкт-Петербург : «Лань», 1997. - 287 с.
26. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» - 4-е изд., испр. - Москва ; Academia : Смысл, 2005 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 287 с.
27. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 590.
28. Лукьянова, Н. А. Экспрессивность как семантическая категория // Языковые категории в лексикологии и синтаксисе. - Новосибирск: НГУ, 1991. - С. 3-23.
29. Любова, С.Г. Лексика эмоциональной привязанности в современном русском языке / С.Г. Любова: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Воронеж, 2015. - 247 с.
30. Мустайоки, А. О лингвистических экспериментах // Язык - система, язык - текст, язык - способность (К 60-летию члена-корреспондента Российской академии наук Юрия Николаевича Караулова). М.: 2000. C. 155.
31. Родькова, Ю.А., Кобозева, И.С. Понятие эмоции человека и их функции
как составляющие современного образования // МНКО. 2020. №5 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ponyatie-emotsii-cheloveka-i-ih-
funktsii-kak-sostavlyayuschie-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.05.2023).
32. Романов, Д.А. Языковая репрезентация эмоций: уровни,
функционирование и системы исследований: на материале русского языка: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Белгород, 2004. - 230 с.
33. Сидоренко, А. С. Основные направления в исследовании сущности и объема категории эмотивности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A, Гуманитарные науки: научнотеоретический журнал.- Новополоцк, 2013. - № 10. - С. 91-97.
34. Словарь-тезаурус прилагательных русского языка [Текст] / [авт. -сост.: Л. Г. Бабенко и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2012. - 835 с.
35. Солодуб, Ю. П., Альбрехт Ф. Б. Современный русский язык (лексика и фразеология). М.: Флинта, 2003. 259 с.
36. Сопов, М.С., Стародубцев, А.С., Мирошник, К.Г. Влияние субъективной сложности целей на величину интерференции в тесте «Рисунок-Слово» // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2019. №1.
37. Стародубцев, А.С., Аллахвердов, М.В. Влияние установки о наличии конфликтных стимулов в тесте Струпа на величину интерференции // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2017. №2.
38. Стернин, И.А. Психолингвистическое значение слова и его описание / И.А. Стернин, А.В. Рудакова. - Москва : «Ламберт», 2011. - 192 с.
39. Сысоева, Т.А. Эмоциональный эффект Струпа и его связь с эмоциональным интеллектом // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т.7, №4. С. 117-125
40. Фомина, Ю. А. Аспекты изучения языковой оценки // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 20.
41. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.М. Фрумкина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
42.Чечнева, Н. С. [Текст]: ВКР: 45.04.02 Исследование оценочной лексики потребительских отзывов в системе Яндекс.Маркет / Чечнева Надежда Сергеевна. - СПб., 2018. - 71 с.
43. Шаховский, В. И. Язык и эмоции в аспекте лингвокультурологии: учеб. пособие для студ., магистрантов и асп. Ин-та иностр. яз. Волгогр. гос. пед. ун-та/В.И. Шаховский. - Волгоград: Изв-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 170 с.
44. Шаховский, В.И. Лингвистика эмоций / В.И. Шаховский// Филологическая наука. - 2007. - №5. - с. 3-14.
45. Шейгал, Е.И. Интенсивность как компонент семантики слова в современном английском языке: дис... канд. филол. наук. Москва, 1981. - 244 с.
46. Щерба, Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л.В. Щерба // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX в очерках и извлечениях / В.А. Звегинцев. - Москва, 1965. - Ч.2. - С. 302
47. Algom D, Chajut E. Reclaiming the Stroop Effect Back From Control to Input- Driven Attention and Perception. Front Psychol. 2019 Aug 2;10:1683.
48. Beall Paula M. & Herbert Andrew M. (2008) The face wins: Stronger automatic processing of affect in facial expressions than words in a modified Stroop task, Cognition and Emotion, 22:8, 1613-1642
49. Brysbaert, M., Mandera, P., & Keuleers, E. (2018). The Word Frequency Effect in Word Processing: An Updated Review. Current Directions in Psychological Science, 27(1), 45-50.
50. Burt, J. S. (2002). Why do non-color words interfere with color naming? Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 28, 1019-1038.
51. Catarina I. Barriga-Paulino, Milene Guerreiro, Luis Faisca, Alexandra Reis,
52. Coffey E., Berenbaum H., Kerns J.G. The dimensions of emotional intelligence, alexithymia, and mood awareness: Associations with personality and performance on en emotional Stroop task // Cognition and Emotion. 2003.17.4. 671-679.
53. Dahl M. Asymmetries in the processing of emotionally valenced words. Scand J Psychol. 2001 Apr; 42(2): 97-104.
54. Damasio, A. Fundamental feelings. Nature 413, 781 (2001).
55. Dell’Acqua R, Job R, Peressotti F, Pascali A. The picture-word interference effect is not a Stroop effect. Psychonomic Bulletin & Review. 2007;14:717 - 722.
56. Does emotional valence modulate word recognition? A behavioral study manipulating frequency and arousal, Acta Psychologica, Vol. 223, 2022.
57. Ekman P. Facial Action Coding System: A Technique for the Measurement of Facial Movement [Текст] / P. Ekman, W. Friesen. - Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1978. - 117 р.
58. Ekman, P., & Friesen, W. V. (1971). Constants across cultures in the face and emotion. Journal of Personality and Social Psychology, 17(2), 124.
59. FACES: A database of facial expressions in young, middle-aged, and older
women and men (publicly available datasets) [Электронный ресурс] // FACES. - URL:
https://faces.mpdl.mpg.de/imeji/collection/IXTdg721TwZwyZ8e?q=(Дата обращения 20.04.2023)
60. Fan Lin, Xu Qiang, Wang Xiaoxi, Zhang Feng, Yang Yaping, Liu Xiaoping Neural Correlates of Task-Irrelevant First and Second Language Emotion Words - Evidence from the Emotional Face-Word Stroop Task. Frontiers in Psychology. 2016 Nov 1; (7)
61. Ferre P. Memory for emotional words in bilinguals: Do words have the same emotional intensity in the first and in the second language? // Cognition and emotion. 2010. Vol. 24 (5). P. 760-785.
62. Fox E, Russo R, Bowles R, Dutton K. Do threatening stimuli draw or hold visual attention in subclinical anxiety? J Exp Psychol Gen. 2001 Dec;130(4):681-700.
63. Friesen W. EMFACS-7: Emotional Facial Action Coding System. Unpublished manual [Текст] / W. Frisen, P. Ekman. - California: University of California, 1983.
64. Graf P, Uttl B, Tuokko H. Color- and picture-word Stroop tests: performance changes in old age. J Clin Exp Neuropsychol. 1995 May;17(3):390-415.
65. Griffiths, Paul E. (1997). What Emotions Really Are: The Problem of Psychological Categories. University of Chicago Press - 228 p.
66. Kahneman D., Chajczyk D. Tests of the automaticity of reading: Dilution of Stroop effects by color-irrelevant stimuli // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1983. Vol. 9, N 4. P. 497¬509.
67. Kim J, Gabriel U, Gygax P (2019) Testing the effectiveness of the Internet-based instrument PsyToolkit: A comparison between web-based (PsyToolkit) and lab-based (E-Prime 3.0) measurements of response choice and response time in a complex psycholinguistic task. PLoS ONE 14(9): e0221802.
68. Knickerbocker H., Johnson R. L., Altarriba J. Emotion effects during reading: Influence of an emotion target word on eye movements and processing // Cogn. Emot. 2015. № 29. P. 784-806
69. Kousta S.-T. Emotion words, regardless of polarity, have a processing advantage over neutral words / S.-T. Kousta, D. P. Vinson, G. Vigliocco // Cognition. - 2009. - № 112. - P. 473-481.
70. Kuperman V, Estes Z, Brysbaert M, Warriner A.B. Emotion and language: valence and arousal affect word recognition. J Exp Psychol Gen. 2014 Jun;143(3):1065-1081.
71. Kuperman V., Estes Z., Brysbaert M., Warriner A. B. Emotion and language: Valence and arousal affect word recognition // Journal of Experimental Psychology: General. 2014. Vol. 143 (3). P. 1065-1081.
72. La Heij W. Components of Stroop like interference in picture naming. Memory & Cognition. 1988;16:400-410.
73. Larsen R. J. Not all negative words slow down lexical decision and naming speed: Importance of word arousal / R. J. Larsen, K. A. Mercer, D. A. Balota, M. J. Strube // Emotion (Washington, D.C.). - 2008. - Vol. 8. - P. 445-452.
74. Lim N. Cultural differences in emotion: differences in emotional arousal level between the East and the West // Integrative medicine research. 2016. Vol. 5, № 2. P. 105-109; Soderholm C. et al. Valence and arousal ratings for 420 Finnish nouns by age and gender // PloS one. 2013. Vol. 8, №. 8.
75. Logan G. D. Repetition Priming and Automaticity: Common Underlying Mechanisms? // Cognitive Psychology. 1990. Vol. 22, N 1. P. 1-35.
76. Lupker S.J. The semantic nature of response competition in the picture-word interference task // Memory & Congtition. Vol. 7. No. 6. 1979. P. 485-495.
77. MacLeod C. M. Half a century of research on the Stro op effect: An integrative review // Psychological Bulletin. 1991. Vol. 109, N 2. P. 163-203.
78. McKenna FP, Sharma D. Reversing the emotional Stroop effect reveals that it is not what it seems: the role of fast and slow components. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 2004 Mar;30(2):382-92.
79. McKenna FP, Sharma D. Reversing the emotional Stroop effect reveals that it is not what it seems: the role of fast and slow components. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 2004 Mar;30(2):382-92.
80. McKenna, F. P., & Sharma, D. (1995). Intrusive cognitions: An investigation of the emotional Stroop task. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition, 21, 1595-1607.
81.Osgood. Charles E., Thomas A. Sebeok Psycholinguistics. A Survey of Theory and Research Problems/ 2nd Bloomington, Vol 20, No. 4,1965. - 203 p.
82. Pavlenko Aneta. Emotion and emotion-laden words in the bilingual lexicon // Bilingualism: Language and Cognition 11 (2), 2008. P. 147-164.
83. Phaf R.H., Kan K.-J. The automaticity of emotional Stroop: A metaanalysis // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2007. 38. 184-199.
84. Podesva Robert J., Devyani Sharma, Research Methods in Linguistics January 2014, Printing in the United Kingdom by TJ International Ltd. Padstow Cornwall - 910 p.
85. Pratto, F., & John, O. P. (1991). Automatic vigilance: The attention grabbing power of negative social information. Journal of Personality and Social Psychology, 61, 380-391.
86. Psycholinguistics [Электронный ресурс] // Encyclopedia Britannica, 20 Jul.
1998. - URL: https://www.britannica.com/science/psycholinguistics(Дата
обращения: 28.05.2023).
87. Research Methods in Psycholinguistics [Электронный ресурс] // Bccampus Open Publishing. - URL: https://opentextbc.ca/psyclanguage/chapter/research- methods-in-psycholinguistics(Дата обращения: 02.06.2023)
88. Richards, A., French, C. C., Johnson, W., Naparstek, J., & Williams, J. (1992). Effects of mood manipulation and anxiety on performance of an emotional Stroop task. British Journal of Psychology, 83, 479-491.;
89.Saarela C, Joutsa J, Laine M, Parkkola R, Rinne JO, Karrasch M. Regional gray matter correlates of memory for emotion-laden words in middle-aged and older adults: A voxel-based morphometry study. PLoS One. 2017 Aug 3;12(8):e0182541.
90.Shiffrin R. M., Schneider W. Controlled and automatic human information processing: II. Perceptual learning, automatic attending and a general theory // Psychological Review. 1977. Vol. 84, N 2. P. 127-190
91. Starreveld PA, La Heij W. Picture-word interference is a Stroop effect: A theoretical analysis and new empirical findings. Psychon Bull Rev. 2017 Jun;24(3):721-733.
92.Strauss, G. P., Allen, D. N., Jorgensen, M. L., & Cramer, S. L. (2005). Test- Retest Reliability of Standard and Emotional Stroop Tasks. Assessment, 12(3), 330-337.
93.Stroop, J. R. (1935). Studies of interference in serial-verbal reaction. Journal of Experimental Psychology, 18, 643-662.
94. Wentura D, Rothermund K, Bak P. Automatic vigilance: the attention-grabbing power of approach- and avoidance-related social information. J Pers Soc Psychol. 2000 Jun;78(6):1024-37.
95. Wierzbicka A., Harkins J. Introduction // Emotions in crosslinguistic perspective / ed. by J. Harkins, A. Wierzbicka. Berlin - N. Y.: Mouton de Gruyter, 2001. Р. 1-34.