Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ

Работа №182001

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

языкознание

Объем работы74
Год сдачи2025
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранному языку с использованием приемов квест-технологии 7
1.1 История развития образовательного квеста 7
1.2 Принципы и типология образовательных квестов 13
1.3. Преимущества и ограничения квест-технологии в процессе обучения
иностранным языкам 20
1.4. Применение квест-технологии при обучении китайскому языку 26
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Практическое применение квест-технологии в обучении китайскому
языку студентов младших курсов 36
2.1. Разработка квест-сценариев для использования на занятиях
по китайскому языку 36
2.2. Анализ результатов эксперимента по применению разработанных
квест-сценариев 56
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 66

В современном мире при выборе иностранного языка для изучения в последние годы стремительно приобретает все большую актуальность и востребованность китайский язык. В первую очередь это связано с ростом экономического и политического влияния Китая, которому пророчат стать сверхдержавой в ближайшем будущем, однако расширение деловых и торговых связей, повышение интереса к китайской культуре и туризму также сыграли немаловажную роль. Особенно ярко эта тенденция проявляется в России, где изучение китайского языка переживает невиданный подъем, связанный с укреплением российско-китайский взаимоотношений. Именно поэтому по всей стране активно открываются специализированные центры - «Институты Конфуция», помогающие россиянам осваивать перспективный язык.
Однако несмотря на столь большой спрос и количество желающих изучать язык Поднебесной, его специфика существенным образом осложняет процесс изучения. Наличие тоновой системы, иероглифический характер письма, а также большое количество омофонов и омонимов привели к тому, что китайский язык по праву считается одним из самых сложных языков во всем мире. Вследствие чего перед образовательными учреждениями (в контексте данной работы - университетами) встает задача поиска эффективных педагогических методов и технологий, которые не только способны помочь обучающимся преодолевать возникающие трудности, но и способствуют более быстрому и глубокому усвоению учебного материала, облегчению процесса его запоминания, а также созданию благоприятных условий для формирования языковых навыков. Решение данной задачи представляется особенно важным, когда дело касается студентов младших курсов, которые только начинают погружаться в основы китайского языка. Эффективные педагогические подходы должны не только минимизировать стресс от столкновения с непривычной лингвистической системой, но и поддерживать мотивацию студентов.
Одним из таких решений может стать квест-технология, являющаяся довольно доступной и простой для реализации, но при этом способная оказать существенное положительное воздействие на процесс и результаты обучения. Игровой формат квестов снижает стресс, делает обучение увлекательным и даже помогает преодолеть языковой барьер, тем самым повышая мотивацию к изучению китайского языка.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения эффективных методик и технологий в преподавание китайского языка, способствующих преодолению сложностей на пути освоения языка, поскольку традиционные методы обучения зачастую недостаточно мотивируют студентов младших курсов, что снижает их вовлеченность и затрудняет усвоение материала. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях, когда китайский язык изучается как второй иностранный, так как студент вынужден прикладывать усилия в двойном объеме для совмещения данной нагрузки с нагрузкой по основному углубленному языковому курсу.
Научная новизна данной исследовательской работы состоит в том, что в ней разработана оригинальная система квест-заданий, адаптированная для формирования и развития ключевых компетенций в области китайского языка у студентов младших курсов высших учебных заведений, а также дана оценка эффективности применения квест-технологии, включающая количественные показатели успеваемости студентов и показатели их мотивационной вовлеченности.
Цель данной работы - разработать комплекс квест-сценариев, включающих в себя продуманный сюжет, а также систему упражнений для обучения китайскому языку студентов младших курсов высших учебных заведений. Инструментом проверки эффективности данной авторской разработки служит ее апробация в период педагогической практики с последующим анализом и интерпретацией полученных результатов.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие исследовательские задачи:
1. Изучить основные принципы и классификации образовательных квестов и определить их преимущества и ограничения.
2. Рассмотреть особенности и подходы к преподаванию китайского языка с применением приемов квест-технологии.
3. Создать комплекс тематических квест-сценариев и провести их апробацию в условиях обучения студентов младших курсов.
4. Оценить эффективность выбранной технологии с точки зрения количественных показателей успеваемости и мотивационной вовлеченности студентов.
Объект исследования - процесс обучения китайскому языку студентов младших курсов высших учебных заведений.
Предмет исследования - использование приемов квест-технологии как средства обучения китайскому языку при обучении студентов младших курсов.
Теоретической базой для исследования послужили труды отечественных (С.А. Ламзин, О.А. Масловец, А. А. Шакирова, Д.К. Воронина, А.Н. Шамов, И. Аньжань, В.А Курдюмов и др.) и зарубежных (Yang Gong, Chun Lai, Xuesong Gao, С. Бай и др.) научных деятелей в области методики преподавания иностранных языков и китайского языка в частности, а также труды С.А. Осяк, И.Н. Сокол, М.Н. Дементьевой, М.В. Андреевой, Е.В. Сафоновой, B. Dodge и др., раскрывающие вопросы построения и принципы квест-игр, их классификации. Материалом для практической части исследования послужили учебно-методические комплексы (УМК) по китайскому языку для продолжающих и аутентичные материалы (тексты и видео).
Основными методами исследования стали аналитический метод, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод научного описания и обобщения, метод сравнительного анализа и метод тестирования.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем дополнении и систематизации основ применения игровых технологий (в частности, квестов) в обучении китайскому языку.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью интегрирования разработанных квест-сценариев в образовательный процесс как начинающими (в качестве готового методического инструмента для организации занятий), так и опытными преподавателями (в качестве основы для создания вариативных заданий). Данные квест-сценарии могут быть адаптированы под конкретные учебные задачи (для разных уровней языковой подготовки, в том числе с учетом специализации студентов и т.д.). Более того, данные квест-сценарии способны послужить основой для разработки аналогичных квестов по другим темам или создания цифровых интерактивных версий заданий.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и новизна, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, освещается теоретическая и практическая значимость, материалы и методы исследования. Первая глава раскрывает понятие квест-технологии как средства обучения иностранным языкам и китайскому языку, в частности, акцентируя внимание на основных преимуществах и ограничениях данной технологии. Вторая глава работы посвящена описанию принципа разработки квест-сценария, созданного для обучения студентов младших курсов высших учебных заведений китайскому языку, а также проведению педагогического эксперимента для проверки эффективности разработанного образовательного квеста. В заключении представлены основные выводы по проведенному исследованию. Список использованных источников и литературы включает в себя 37 наименований. Общий объем работы составляет 69 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня в образовательной практике все большую актуальность приобретает использование активных и интерактивных методов обучения, направленных на формирование устойчивой учебной мотивации и развитие ключевых компетенций у студентов. Преподавание китайского языка как иностранного требует использования инновационных методик и технологий, способных учитывать как лингвистические особенности языка, так и потребности обучающихся. В данном контексте квест -технология демонстрирует высокую практическую ценность и дидактическую эффективность.
Целью данной работы было разработать и апробировать систему квест- сценариев для обучения китайскому языку студентов младших курсов. Были выполнены все поставленные задачи: изучены основные принципы квест- технологии, проанализированы ее преимущества и ограничения, рассмотрены особенности и подходы к преподаванию китайского языка с помощью квест-технологии, разработаны и апробированы квест-сценарии, а также подведены количественные и мотивационные результаты.
В ходе теоретического исследования были проанализированы история, принципы, типология и особенности применения квест-технологии в системе обучения иностранным языкам. Особое внимание было уделено ее потенциалу в преподавании китайского языка, где специфика фонетики, лексики, грамматики и иероглифического письма требует комплексного подхода. Было установлено, что образовательные квесты позволяют интегрировать изучение языка с его культурным контекстом, способствуют снижению языковой тревожности, повышению учебной мотивации и развитию всех видов речевой деятельности.
Практическая часть работы включала разработку оригинального квест- сценария на материале темы «китайский Новый год» для студентов младших курсов, изучающих китайский язык. Сценарий был адаптирован с учетом возрастных, психологических и лингвистических особенностей целевой аудитории. Внедрение квеста в учебный процесс показало, что он не только помогает активизировать словарный запас студентов, но и способствует формированию коммуникативных навыков, росту интереса к культуре Китая и повышению уровня взаимодействия в учебной группе.
Таким образом, квест-технология зарекомендовала себя как эффективное средство обучения китайскому языку, особенно на начальных этапах. Она не только соответствует требованиям современной методики преподавания иностранных языков, но и отвечает образовательным запросам студентов цифрового поколения, для которых важны динамика, самостоятельность и интерактивность. Участие в квестах помогает студентам развивать критическое мышление, креативность, навыки работы с информацией и уверенность в собственных силах.
Разработанные квест-сценарии и методические рекомендации могут быть использованы в дальнейшей педагогической практике и адаптированы под различные цели обучения китайскому языку. Результаты могут быть полезны для преподавателей китайского языка, методистов и разработчиков учебных программ, заинтересованных в обновлении педагогического инструментария и повышении качества языкового образования.



1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании
коммуникативной и социокультурной компетенции / М.В. Андреева // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: Тезисы докладов I Международной научно -практической
конференции. - М., 2004.
2. Аньжань И. Обучение китайскому языку как второму иностранному: коммуникативные и культурные аспекты / И. Аньжань - Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки, 2022. - №4.
3. Архипова М. В. Веб-квест как современное средство развития мотивации к изучению иностранного языка / М. В. Архипова, Е. Е. Белова, О. Ю. Буйнова, И. Б. Гецкина, П. Л. Марычева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11.
4. Вересов Н.Н. (2005). Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип. Культурно-историческая психология, 1(2), 76-86.
5. Возрастная психология (Психология развития) // Чукотский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних URL: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastna ya_psixologiya_uchebnik.pdf (дата обращения: 9.05.2025).
6. Воронина Д.К., Шамов А.Н. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. С. 5.
7. Деменьтева М.Н. Технология веб-квест // Интерактивная наука. - 2024. - №1(87). - С. 26-27.
8. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте
требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №6 URL:https://science-
education.ru/ru/article/view?id=25517(дата обращения: 08.06.2025).
9. История возникновения квест-технологии // Либроквест URL: https://libroquest.tilda.ws/page26073709.html(дата обращения: 6.05.2025).
10. История квестов: от А до Я // QuestPlanet URL:
https://questplanet.ru/articles/istoriya-kvestov-ot-a-do-ya(дата обращения: 7.05.2025).
11. Курдюмов В.А. Актуальные проблемы теории и типологии обучении китайскому языку. Современные востоковедческие исследования. 2022; (4). C. https://doi.org/10.24412/2686-9675-4-2022-29-35
12. Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2011. - №33. - С. 1-12.
13. Масловец О.А. Основы обучения китайскому языку в вузе и в школе. Теория и практика. - 4-е изд. - М.: Издательский дом ВКН, 2019. - 264 с.
14. Международный вебинар "Живые" квесты в образовании" (современные образовательные технологии)" // Электронный журнал Экстернат.РФURL: http://old.ext.spb.ru/webinars/159-teachers-club/webinars- archive/2209-22012013-qq-q-q.html(дата обращения: 06.05.2025).
15. Мусаева Н.Н., Литвин В.Б. Сущность проблемного обучения // Экономика и социум. - 2024. - №1(116). - С. 1109-1111.
16. Норкина О.С. Квест-моделирование как эффективная инновационная модель формирования системных представлений детей старшего дошкольного возраста // Образовательный Альманах. - 2019. - №9(23). - С. 29-32.
17. Образовательный квест как педагогическая методика XXI века //
Международный педагогический портал «Солнечный свет» URL: https:// solncesvet.ru/blog/ materialy-k-urokam/ obrazovatelnyj -kvest/#2 (дата обращения: 7.05.2025).
18. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Открытый урок URL: https://urok.1sept.ru/articles/685987(дата обращения: 8.05.2025).
19. Обсуждаем квесты: плюсы и минусы // Мультиурок URL:
https ://multiurok.ru/blog/ obsuzhdaiem-kviesty-pliusy-i-minusy.html (дата
обращения: 8.05.2025).
20. Определение понятия «квест». История возникновения и развития квеста // Академия педагогических проектов Российской Федерации URL: https://педпроект.рф/руцынская-н-в-квест/ (дата обращения: 6.05.2025).
21. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2. - С. 157-164.
22. Сафонова Е.В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приемы // Народное образование. - 2018. - №1. - С. 83-87.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
24. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. - 2014. - №6(09). - С. 138-140.
25. Сущность проблемного обучения при изучении иностранного языка
// Publishing house Education and Science s.r.o. URL: https://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Pedagogica/66242.doc.htm (дата
обращения: 7.05.2025).
26. Хлыбова М.А. Применение веб-квест технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2022. - №2(39). - С. 42-44.
27. Христова Н.А. Образовательный веб-квест как метод интерактивного обучения // Научные форумы. - 2014. - №2(2). - С. 89-91.
28. Шипилова И.А. Использование технологии веб-квес в обучении китайскому языку (лингвострановедческий аспект) // Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2022. - С. 135¬137
29. Шульгина Е.М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб¬квест: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - Томск, 2014. - 243 с.
30. Dodge, B. (1995). Some thoughts about Web Quests. - Available:
http://edweb. sdsu.edu/courses/edtec596/about_webquests.html;
http://ozline.com/learning/index.htm. (дата обращения: 7.05.2025).
31. VR, майнд-карты и квесты: каким будет образование в 2025 году? //
Рамблер/новости, почта и поиск URL:
https ://news.rambler.ru/education/51478779-vr-maynd-karty-i-kvesty-kakim- budet-obrazovanie-v-2025-godu/(дата обращения: 3.06.2025).
32. March, T. What WebQuests Are (Really) [Электронный ресурс]. -
URL: http://tommarch.com/writings/what-webquests-are/(дата обращения
8.05.2025).
33. Mezentseva M.E. Quest as a modern technique and ng interactive ways of teaching foreign languages. Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 21. P. 75-83.
34. Nicholson, S. (2015). Peeking behind the locked door: A survey of
escape room facilities. White Paper available at
http://scottnicholson.com/pubs/erfacwhite.pdf(дата обращения 3.06.2025)
35. Veldkamp, Alice &Daemen, Joke &Teekens, Stijn &Koelewijn, Stefan &Knippels, Marie-Christine &van Joolingen, Wouter. (2020). Escape boxes: Bringing escape room experience into the classroom. British Journal of Educational Technology. 51. 10.1111/bjet.12935. (дата обращения 29.05.2025).
36. Yang Gong, Chun Lai, Xuesong Gao The Teaching and Learning of Chinese as a Second or Foreign Language: The Current Situation and Future Directions // Frontiers of Education in China . - 2020. - №15(1). - С. 1-13.
37. Бай С. Юси цзяосюэфа цзай Ханьго чжунсюэ ханьюй цзяосюэ чжун дэ юньюн [Применение игрового метода в преподавании китайского языка в корейских средних школах] // Ланьчжоу цзяо тун дасюэ вэньсюэ юй гоцзи ханьсюэюань. - 2020. - № 6. - E. 14-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ