Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми

Работа №18200

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1056
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты работы с пожилыми людьми 8
1.1 Понятие пожилого возраста 8
1.2 Психологические особенности людей пожилого возраста
1.3 Формы и методы работы с людьми пожилого возраста 17
2 Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения пожилых людей
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Разработка программы психолого-педагогического сопровождения
пожилых людей
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А 52
Приложение Б 59
Приложение В 60


Актуальность исследования жизни старшего поколения определяется целым рядом проблем, с которыми сталкивается российское общество, социальная общность старшего поколения и каждый человек, перешагнувший порог календарной старости.
Старение населения - наиболее характерное демографическое явление современной России. За последние 40 лет число пенсионеров в нашей стране увеличилось в 2,5 раза, а доля лиц трудоспособного возраста в структуре населения уменьшилась почти в 2 раза. Демографическая ситуация особенно ухудшилась в 90-е годы XX века. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России было зарегистрировано 35 986 тысяч человек, что составляет 24,6 % от общей численности населения страны. Этот показатель на 0,6 % больше, чем в 2016 году [35].
В настоящий момент старение населения страны является одной из наиболее важных проблем, требующей грамотных управленских решений для адаптации и интеграции пожилых людей в различные сферы общественной жизни. Отечественные органы социальной защиты населения, все более активно и непрерывно работают не только над созданием, но и над развитием инновационных методов и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста. Разработанные направления включают в себя: дома милосердия, места жительства и занятий, геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, специализированные отделения медицинского обслуживания на дому или в стационарах, оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры. В связи с этим, перспектива работы с людьми пожилого возраста должна быть нацелена на повышение качества и расширение спектра услуг, в частности, на создание условий в обществе, чтобы пожилые люди как можно дольше сохраняли социальный статус, оставались активными и полезными членами общества.
Цель исследования - изучение психологических особенностей людей пожилого возраста и специфики психолого - педагогической работы с данной категорией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу по теме исследования: проанализировать понятие «пожилой возраст», изучить психологические особенности людей пожилого возраста и психолого - педагогические методы работы с людьми данной возрастной категории.
2. Провести экспериментальное исследование психолого-педагогической работы с пожилыми людьми, проанализировать результаты исследования.
3. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения пожилых людей.
Объектом исследования выступает психолого-педагогическая работа с пожилыми людьми.
Предметом исследования являются психолого-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (опросник «Самореализация и самооценка пенсионеров» Козловой Т.З., опросник для определения вида одиночества Корчагина С.Г.), констатирующий эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой выступили труды таких авторов как Альперович В.Д., Анцыферова Л.И., Бочаров В.В., Краснова О.В., Малкина- Пых И.Г., Миннигалеева Г.А., Райгородский Д.Я., Савенко М.А., Яцемирская Р.С. и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» в сентябре 2017 г. - апреле 2018 г. Выборка представлена 35 респондентами, из них 11 мужчин и 24 женщины. Возраст респондентов: 60-80 лет.
Этапы экспериментального исследования:
1 этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - изучение теоретических аспектов работы с пожилыми людьми, определение категориального аппарата, определение методов и выборки.
2 этап (апрель 2018 г. - май 2018 г.) - проведение исследования с участием людей пожилого возраста 60-80 лет на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска».
3 этап (май 2018 г. - июнь 2018 г.) - обработка результатов исследования, составление программы психолого-педагогического сопровождения людей пожилого возраста, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме работы с людьми пожилого возраста. Материал работы может также быть использован в учебных курсах при подготовке геронтологов, социальных работников, социологов и психологов. Представленный материал может использоваться студентами при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 39 источников, и 3 приложения. Общий объем работы составляет 51 страницу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В научной литературе отсутствует единое понимание возрастных границ пожилого возраста. Однако, можно выделить некоторые общие подходы. Во- первых, большинство исследователей сходится во мнении, что нижнюю границу пожилого возраста можно идентифицировать с моментом выхода на пенсию (для женщин это 55 лет, а для мужчин - 60). Верхнюю границу возраста считают общей для обоих полов - 75-летний возраст, согласно классификации ВОЗ. Во-вторых, учеными признается, что старость - это длительный период жизни, такой же, как молодость или зрелость, что предполагает учет взаимосвязей различных проявлений старости: биологических,психологических, экономических и социальных.
Анализ научной литературы позволяет выделить психолого¬педагогические особенности людей пожилого возраста. Важнейшей характеристикой пожилого человека является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Для людей пожилого возраста характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.
Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний. Люди пожилого возраста склонны относится к своему поколению с преувеличенной идеализацией. Типичным для пожилого человека является возрастно-ситуационная депрессия - равномерное стойкое понижение настроения. Основные причины нервного напряжения и стрессовых состояний у лиц пожилого возраста заключаются в изменившемся жизненном ритме, резком сужении круга общения. Зачастую уход от активной трудовой деятельности приводит к тому, что индивид замыкается к себе и даже начинает избегать общения с близкими людьми, полагая, что те не смогут его понять. Начинается процесс сокращения социальных связей, сопряженный с высоким уровнем смертности лиц пожилого возраста и с ухудшающимся состоянием здоровья, мешающим свободе передвижения. В крайней своей форме сложение этих двух процессов приводит пожилого человека в состояние одиночества.
Особенность психолого-педагогической работы с пожилыми людьми состоит в том, то она строится на основе учета особенностей, интересов, потребностей, мотивов деятельности пожилых людей, обусловленных влиянием возрастных и психофизиологических изменений, логикой возрастного развития. Психолого-педагогическая работа направлена на восстановление, поддержание, развитие возможностей пожилого человека по организации собственной полноценной жизни.
Исследование психолого-педагогических особенностей пожилых людей проведено на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска». В исследовании участвовало 35 человек в возрасте 60-80 лет. В исследовании мы использовали следующие методики: опросник «Самореализация и самооценка пенсионеров» по Т.З. Козловой и «Опросник для определения вида одиночества» С.Г. Корчагина.
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что для пожилых людей характерны переживания, возникающие в результате неудовлетворенности жизнью: тревожность, заниженная самооценка, чувство одиночества и ненужности, чувство эмоционального дискомфорта. Полученные данные обусловили необходимость специальной психолого-педагогической работы с пожилыми людьми, посещающими МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска».
Для организации психолого-педагогического сопровождения пожилых людей нами была разработана программа. Цель программы - помощь в преодолении ощущения одиночества и ненужности, повышение самооценки, формирование позитивного самосознания пожилых людей. В основу программы положена система групповой работы с элементами тренинга. В работе по программе используются методы беседы, дискуссии, арт- терапевтические методы, и другие психологические упражнения.
Данная программа состоит из 18 занятий, разработанных с учетом возрастных особенностей пожилых людей. Продолжительность занятий составляет 60 минут, проводятся они 2 раза. Структура каждого занятия программы включает в себя: вводную часть, основную и заключительную. Общая продолжительность занятий программы составляет 18 часов. Разработанная программа апробирована нами на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска». Анализ наблюдения за поведением пожилых людей в процессе реализации программы позволяет сделать следующие выводы.
У пожилых людей, посещающих занятия, снизились тревога, напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия, понизился уровень переживания одиночества. У пожилых людей повысилась удовлетворенность собственной жизнью, сформировались устойчивый эмоциональный тон, положительный образ самого себя. У пожилых людей сформировались смысложизненные ориентации: цели в жизни, удовлетворенность процессом и результатом жизни. У них наблюдается позитивное преобладающее психическое состояние, адекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды.
Таким образом, занятия, проведенные с помощью методов и техник арт- терапии способствовали преодолению ощущения одиночества и ненужности, способствовали повышению самооценки пожилых людей; способствовали формированию позитивного самосознания пожилых людей; формированию положительного отношения пожилых людей к себе, другим и жизни в целом; овладению приемами саморегуляции и самоконтроля.



1. Александрова, М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения / М.Д. Александрова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. - Москва: Академия, 2013. С. 225-229.
2. Альперович, В.Д. Проблемы старения: Демография, психология, социология / В.Д. Альперович. - Москва : ООО «Издательство Астрель», 2004.- 341 с.
3. Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анцыферова // Ред.- сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2014. - 492 с.
4. Барсуков, В.Н. Социально-демографические характеристики и экономическая активность населения пенсионного возраста / В.Н. Барсукова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 11. - С. 22-24.
5. Басов, Н.Ф. Учет психологических ос https:// cyberleninka.ru/
article/n/uchet-psihologicheskih-osobennostey-lyudey-pozhilogo-vozrasta-v- sotsialnoy-rabote
6. Березняк, О.Л. Некоторые особенности адаптационных ресурсов пожилого населения в России / О.Л. Березняк // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 6. - С. 77¬82.
7. Боженкова, К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста / К.А. Боженкова // Приволжский научный вестник. - 2016. - № 3 (55).
- Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/psihologicheskie-osobennosti- lyudey-pozhilogo-vozrasta
8. Всемирная организация здравоохранения. Психическое здоровье и пожилые люди. - Режим доступа:
http: //www.who. int/mediacentre/factsheets/fs3 81 /ги/
9. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожилого возраста в геронтообразовании / Н.А. Ермак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 7.С. 61-65.
10. Игнатьева, Н.В. Пожилые люди как объект культурологического исследования / Н.В. Игнатьева // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 11.С. 54-57.
11. Иржанова, А.А. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период / А.А. Иржанова, Н.Е. Супрун // Еуманитарные научные исследования. - 2015. - № 12. - С. 10-13.
12. Исупова, О. Е. Еендер и старость: теоретические подходы /
О. Е. Исупова // Демоскоп weekly. - 2010. - № 433-434 (6-19 сент.). - Режим доступа: http://www.demoscope. ru/weekly/2010/0433/analit05.php
13. Кадырова, В.Х. Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей / В.Х. Кадырова // Концепт. - 2012. - № 7. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/ article/ n/ psihologicheskie - osobennosti emotsionalnoy-sfery-pozhilyh-lyudey
14. Каменских, В. H. Социально-психологический портрет пожилых людей / В.Н. Каменских // Педагогика и психология образования. - 2017. - № 1. - С. 45-48.
15. Киселева, Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы / Н.А. Киселева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 1. - С. 31-35. - Режим доступа:
http: //e-koncept.ru/2016/16007. htm.
16. Киселева, Т.Е. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей / Т.Е. Киселева, Т.В. Бобик // IN SITU. - 2015. - № 1. - Режим доступа: httpsV/cyberleninka.ru/artide/n/issledovanie-sotsialno-psihologicheskih-
problem-pozhilyh-lyudey
17. Клюева, H.B. Влияние представлений о будущем на жизненную удовлетворенность пожилых людей / Н.В. Клюева // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (29). - С. 53-58.
18. Кошарная, Г.Б. Особенности обучения пожилых людей /
Г.Б. Кошарная, Е.В. Щанина // Интеграция образования. - 2013. - № 4 (73). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n7osobennosti-obucheniya-pozhilyh- lyudey
19. Краснова, О.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями / О.В. Краснова, И.Н. Галасюк. - Москва: КАРО, 2011. - 73 с.
20. Кувшинова, О.А. Проблемы социального конструкта пожилого
возраста / О.А. Кувшинова // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2012. - №1. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnogo-konstrukta-pozhilogo-vozrasta
21. Куликова, Н.А. Организация клубов общения для граждан пожилого возраста в контексте реализации модели активной старости / Н.А. Куликова, М.Н. Самарина // Вестник Томского гос. ун-та. - 2014. - №385. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/organizatsiya-klubov-obscheniya- dlya-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-v-kontekste-realizatsii-modeli-aktivnoy-starosti
22. Курышева, О.В. Взаимосвязь отношения к собственному возрасту и стратегий совладания со старостью у пожилых людей / О.В. Курышева,С.В. Тарасова // Вестник ВолГУ. Серия 11. Естественные науки. - 2014. - №1 (7). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7vzaimosvyaz-otnosheniya-k- sobstvennomu-vozrastu-i-strategiy-sovladaniya-so-starostyu-u-pozhilyh-lyudey
23. Люсова, О.В. Особенности формирования психологического здоровья женщин «третьего возраста» / О.В. Люсова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - Волгоград: ВЕАФК. - 2014. - № 4. - С. 54-59.
24. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста / И.Г. Малкина- Пых. - Москва : Изд-во Эксмо, 2005. - 368 с.
25. Марунова, Т.Р. Направления социальной активности пожилых
людей / Т.Р. Марунова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2014. - №2. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/napravleniya-sotsialnoy-aktivnosti-pozhilyh-lyudey
26. Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми / А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 149 с.
27. Николаева, О.В. Пенсионеры современной России: региональные модели стиля жизни : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03 /Ольга Владимировна Николаева. - Казань, 2011. - 30 с.
28. Плеханова, О.Е. Социально-культурная деятельность как средство
реабилитации пожилых людей / О.Е. Плеханова // Вестник ВУиТ. - 2012. - №1 (9). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-
deyatelnost-kak-sredstvo-reabilitatsii-pozhilyh-lyudey
29. Рыбинская, А.В. Психологические характеристики кризиса
пожилого возраста / А.В. Рыбинская // Вестник ТГУ. -2013. - №7 (123). - Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/n/psihologicheskie-harakteristiki-krizisa-
pozhilogo-vozrasta
30. Сергеева, О.В. Социология старения и возрастного неравенства
(обзор западных концепций) / О.В. Сергеева // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-stareniya-i-vozrastnogo-
neravenstva-obzor-zapadnyh-kontseptsiy
31. Сидорчук, Т.А. Образовательные программы для пожилых людей / Т.А. Сидорчук // Известия Саратовского ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-programmy-dlya-pozhilyh-lyudey
32. Смородинова-Щетинина, Л/Г. Особенности общения пожилых людей / Л.Е. Смородинова-Щетинина // Царскосельские чтения. - 2010. - №XIV. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/osobenmsti-obscheniya- pozhilyh-lyudey
33. Тетерина, И.С. Концепция активизации духовной жизни пожилых людей / И.С. Тетерина // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры . - 2013. - № 6. - 140-142.
34. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http: //www.gks .ru
35. Хисматуллина, З.Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми / З.Н. Хисматуллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7organizatsionno-metodicheskaya-i-sotsialnaya- rabota-s-pozhilymi-i-starymi-lyudmi
36. Шагидаева, А.Б. Старость как кризисный возрастной период /
А.Б. Шагидаева // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 13-17. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5344/
37. Шайдукова, Л.Д. Социальная работа с пожилыми людьми.
Новаторский Российский и зарубежный подход / Л.Д. Шайдукова // Инновационная наука. - 2016. - № 9. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-pozhilymi-lyudmi-novatorskiy- rossiyskiy-i-zarubezhnyy-podhod
38. Шилова, С.Н. Педагогическое сопровождение социализации пожилых людей в стационарном учреждении : автореф. дне. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Светлана Николаевна Шилова. - Екатеринбург, 2012. - 27 с.
39. Щанина, Е.В. Интеграция пожилых людей в современный социум / Е.В. Щанина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1. - Режим доступа: https://cyberlemnka.m/artide/n/mtegratsiya- pozhilyh-lyudey-v-sovremennyy-sotsium


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ