Психолого-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты работы с пожилыми людьми 8
1.1 Понятие пожилого возраста 8
1.2 Психологические особенности людей пожилого возраста
1.3 Формы и методы работы с людьми пожилого возраста 17
2 Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения пожилых людей
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Разработка программы психолого-педагогического сопровождения
пожилых людей
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А 52
Приложение Б 59
Приложение В 60
1 Теоретические аспекты работы с пожилыми людьми 8
1.1 Понятие пожилого возраста 8
1.2 Психологические особенности людей пожилого возраста
1.3 Формы и методы работы с людьми пожилого возраста 17
2 Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения пожилых людей
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Разработка программы психолого-педагогического сопровождения
пожилых людей
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А 52
Приложение Б 59
Приложение В 60
Актуальность исследования жизни старшего поколения определяется целым рядом проблем, с которыми сталкивается российское общество, социальная общность старшего поколения и каждый человек, перешагнувший порог календарной старости.
Старение населения - наиболее характерное демографическое явление современной России. За последние 40 лет число пенсионеров в нашей стране увеличилось в 2,5 раза, а доля лиц трудоспособного возраста в структуре населения уменьшилась почти в 2 раза. Демографическая ситуация особенно ухудшилась в 90-е годы XX века. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России было зарегистрировано 35 986 тысяч человек, что составляет 24,6 % от общей численности населения страны. Этот показатель на 0,6 % больше, чем в 2016 году [35].
В настоящий момент старение населения страны является одной из наиболее важных проблем, требующей грамотных управленских решений для адаптации и интеграции пожилых людей в различные сферы общественной жизни. Отечественные органы социальной защиты населения, все более активно и непрерывно работают не только над созданием, но и над развитием инновационных методов и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста. Разработанные направления включают в себя: дома милосердия, места жительства и занятий, геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, специализированные отделения медицинского обслуживания на дому или в стационарах, оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры. В связи с этим, перспектива работы с людьми пожилого возраста должна быть нацелена на повышение качества и расширение спектра услуг, в частности, на создание условий в обществе, чтобы пожилые люди как можно дольше сохраняли социальный статус, оставались активными и полезными членами общества.
Цель исследования - изучение психологических особенностей людей пожилого возраста и специфики психолого - педагогической работы с данной категорией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу по теме исследования: проанализировать понятие «пожилой возраст», изучить психологические особенности людей пожилого возраста и психолого - педагогические методы работы с людьми данной возрастной категории.
2. Провести экспериментальное исследование психолого-педагогической работы с пожилыми людьми, проанализировать результаты исследования.
3. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения пожилых людей.
Объектом исследования выступает психолого-педагогическая работа с пожилыми людьми.
Предметом исследования являются психолого-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (опросник «Самореализация и самооценка пенсионеров» Козловой Т.З., опросник для определения вида одиночества Корчагина С.Г.), констатирующий эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой выступили труды таких авторов как Альперович В.Д., Анцыферова Л.И., Бочаров В.В., Краснова О.В., Малкина- Пых И.Г., Миннигалеева Г.А., Райгородский Д.Я., Савенко М.А., Яцемирская Р.С. и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» в сентябре 2017 г. - апреле 2018 г. Выборка представлена 35 респондентами, из них 11 мужчин и 24 женщины. Возраст респондентов: 60-80 лет.
Этапы экспериментального исследования:
1 этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - изучение теоретических аспектов работы с пожилыми людьми, определение категориального аппарата, определение методов и выборки.
2 этап (апрель 2018 г. - май 2018 г.) - проведение исследования с участием людей пожилого возраста 60-80 лет на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска».
3 этап (май 2018 г. - июнь 2018 г.) - обработка результатов исследования, составление программы психолого-педагогического сопровождения людей пожилого возраста, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме работы с людьми пожилого возраста. Материал работы может также быть использован в учебных курсах при подготовке геронтологов, социальных работников, социологов и психологов. Представленный материал может использоваться студентами при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 39 источников, и 3 приложения. Общий объем работы составляет 51 страницу.
Старение населения - наиболее характерное демографическое явление современной России. За последние 40 лет число пенсионеров в нашей стране увеличилось в 2,5 раза, а доля лиц трудоспособного возраста в структуре населения уменьшилась почти в 2 раза. Демографическая ситуация особенно ухудшилась в 90-е годы XX века. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России было зарегистрировано 35 986 тысяч человек, что составляет 24,6 % от общей численности населения страны. Этот показатель на 0,6 % больше, чем в 2016 году [35].
В настоящий момент старение населения страны является одной из наиболее важных проблем, требующей грамотных управленских решений для адаптации и интеграции пожилых людей в различные сферы общественной жизни. Отечественные органы социальной защиты населения, все более активно и непрерывно работают не только над созданием, но и над развитием инновационных методов и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста. Разработанные направления включают в себя: дома милосердия, места жительства и занятий, геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, специализированные отделения медицинского обслуживания на дому или в стационарах, оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры. В связи с этим, перспектива работы с людьми пожилого возраста должна быть нацелена на повышение качества и расширение спектра услуг, в частности, на создание условий в обществе, чтобы пожилые люди как можно дольше сохраняли социальный статус, оставались активными и полезными членами общества.
Цель исследования - изучение психологических особенностей людей пожилого возраста и специфики психолого - педагогической работы с данной категорией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу по теме исследования: проанализировать понятие «пожилой возраст», изучить психологические особенности людей пожилого возраста и психолого - педагогические методы работы с людьми данной возрастной категории.
2. Провести экспериментальное исследование психолого-педагогической работы с пожилыми людьми, проанализировать результаты исследования.
3. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения пожилых людей.
Объектом исследования выступает психолого-педагогическая работа с пожилыми людьми.
Предметом исследования являются психолого-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (опросник «Самореализация и самооценка пенсионеров» Козловой Т.З., опросник для определения вида одиночества Корчагина С.Г.), констатирующий эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой выступили труды таких авторов как Альперович В.Д., Анцыферова Л.И., Бочаров В.В., Краснова О.В., Малкина- Пых И.Г., Миннигалеева Г.А., Райгородский Д.Я., Савенко М.А., Яцемирская Р.С. и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Лесосибирска» в сентябре 2017 г. - апреле 2018 г. Выборка представлена 35 респондентами, из них 11 мужчин и 24 женщины. Возраст респондентов: 60-80 лет.
Этапы экспериментального исследования:
1 этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - изучение теоретических аспектов работы с пожилыми людьми, определение категориального аппарата, определение методов и выборки.
2 этап (апрель 2018 г. - май 2018 г.) - проведение исследования с участием людей пожилого возраста 60-80 лет на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска».
3 этап (май 2018 г. - июнь 2018 г.) - обработка результатов исследования, составление программы психолого-педагогического сопровождения людей пожилого возраста, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме работы с людьми пожилого возраста. Материал работы может также быть использован в учебных курсах при подготовке геронтологов, социальных работников, социологов и психологов. Представленный материал может использоваться студентами при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 39 источников, и 3 приложения. Общий объем работы составляет 51 страницу.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В научной литературе отсутствует единое понимание возрастных границ пожилого возраста. Однако, можно выделить некоторые общие подходы. Во- первых, большинство исследователей сходится во мнении, что нижнюю границу пожилого возраста можно идентифицировать с моментом выхода на пенсию (для женщин это 55 лет, а для мужчин - 60). Верхнюю границу возраста считают общей для обоих полов - 75-летний возраст, согласно классификации ВОЗ. Во-вторых, учеными признается, что старость - это длительный период жизни, такой же, как молодость или зрелость, что предполагает учет взаимосвязей различных проявлений старости: биологических,психологических, экономических и социальных.
Анализ научной литературы позволяет выделить психолого¬педагогические особенности людей пожилого возраста. Важнейшей характеристикой пожилого человека является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Для людей пожилого возраста характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.
Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний. Люди пожилого возраста склонны относится к своему поколению с преувеличенной идеализацией. Типичным для пожилого человека является возрастно-ситуационная депрессия - равномерное стойкое понижение настроения. Основные причины нервного напряжения и стрессовых состояний у лиц пожилого возраста заключаются в изменившемся жизненном ритме, резком сужении круга общения. Зачастую уход от активной трудовой деятельности приводит к тому, что индивид замыкается к себе и даже начинает избегать общения с близкими людьми, полагая, что те не смогут его понять. Начинается процесс сокращения социальных связей, сопряженный с высоким уровнем смертности лиц пожилого возраста и с ухудшающимся состоянием здоровья, мешающим свободе передвижения. В крайней своей форме сложение этих двух процессов приводит пожилого человека в состояние одиночества.
Особенность психолого-педагогической работы с пожилыми людьми состоит в том, то она строится на основе учета особенностей, интересов, потребностей, мотивов деятельности пожилых людей, обусловленных влиянием возрастных и психофизиологических изменений, логикой возрастного развития. Психолого-педагогическая работа направлена на восстановление, поддержание, развитие возможностей пожилого человека по организации собственной полноценной жизни.
Исследование психолого-педагогических особенностей пожилых людей проведено на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска». В исследовании участвовало 35 человек в возрасте 60-80 лет. В исследовании мы использовали следующие методики: опросник «Самореализация и самооценка пенсионеров» по Т.З. Козловой и «Опросник для определения вида одиночества» С.Г. Корчагина.
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что для пожилых людей характерны переживания, возникающие в результате неудовлетворенности жизнью: тревожность, заниженная самооценка, чувство одиночества и ненужности, чувство эмоционального дискомфорта. Полученные данные обусловили необходимость специальной психолого-педагогической работы с пожилыми людьми, посещающими МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска».
Для организации психолого-педагогического сопровождения пожилых людей нами была разработана программа. Цель программы - помощь в преодолении ощущения одиночества и ненужности, повышение самооценки, формирование позитивного самосознания пожилых людей. В основу программы положена система групповой работы с элементами тренинга. В работе по программе используются методы беседы, дискуссии, арт- терапевтические методы, и другие психологические упражнения.
Данная программа состоит из 18 занятий, разработанных с учетом возрастных особенностей пожилых людей. Продолжительность занятий составляет 60 минут, проводятся они 2 раза. Структура каждого занятия программы включает в себя: вводную часть, основную и заключительную. Общая продолжительность занятий программы составляет 18 часов. Разработанная программа апробирована нами на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска». Анализ наблюдения за поведением пожилых людей в процессе реализации программы позволяет сделать следующие выводы.
У пожилых людей, посещающих занятия, снизились тревога, напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия, понизился уровень переживания одиночества. У пожилых людей повысилась удовлетворенность собственной жизнью, сформировались устойчивый эмоциональный тон, положительный образ самого себя. У пожилых людей сформировались смысложизненные ориентации: цели в жизни, удовлетворенность процессом и результатом жизни. У них наблюдается позитивное преобладающее психическое состояние, адекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды.
Таким образом, занятия, проведенные с помощью методов и техник арт- терапии способствовали преодолению ощущения одиночества и ненужности, способствовали повышению самооценки пожилых людей; способствовали формированию позитивного самосознания пожилых людей; формированию положительного отношения пожилых людей к себе, другим и жизни в целом; овладению приемами саморегуляции и самоконтроля.
В научной литературе отсутствует единое понимание возрастных границ пожилого возраста. Однако, можно выделить некоторые общие подходы. Во- первых, большинство исследователей сходится во мнении, что нижнюю границу пожилого возраста можно идентифицировать с моментом выхода на пенсию (для женщин это 55 лет, а для мужчин - 60). Верхнюю границу возраста считают общей для обоих полов - 75-летний возраст, согласно классификации ВОЗ. Во-вторых, учеными признается, что старость - это длительный период жизни, такой же, как молодость или зрелость, что предполагает учет взаимосвязей различных проявлений старости: биологических,психологических, экономических и социальных.
Анализ научной литературы позволяет выделить психолого¬педагогические особенности людей пожилого возраста. Важнейшей характеристикой пожилого человека является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Для людей пожилого возраста характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.
Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний. Люди пожилого возраста склонны относится к своему поколению с преувеличенной идеализацией. Типичным для пожилого человека является возрастно-ситуационная депрессия - равномерное стойкое понижение настроения. Основные причины нервного напряжения и стрессовых состояний у лиц пожилого возраста заключаются в изменившемся жизненном ритме, резком сужении круга общения. Зачастую уход от активной трудовой деятельности приводит к тому, что индивид замыкается к себе и даже начинает избегать общения с близкими людьми, полагая, что те не смогут его понять. Начинается процесс сокращения социальных связей, сопряженный с высоким уровнем смертности лиц пожилого возраста и с ухудшающимся состоянием здоровья, мешающим свободе передвижения. В крайней своей форме сложение этих двух процессов приводит пожилого человека в состояние одиночества.
Особенность психолого-педагогической работы с пожилыми людьми состоит в том, то она строится на основе учета особенностей, интересов, потребностей, мотивов деятельности пожилых людей, обусловленных влиянием возрастных и психофизиологических изменений, логикой возрастного развития. Психолого-педагогическая работа направлена на восстановление, поддержание, развитие возможностей пожилого человека по организации собственной полноценной жизни.
Исследование психолого-педагогических особенностей пожилых людей проведено на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска». В исследовании участвовало 35 человек в возрасте 60-80 лет. В исследовании мы использовали следующие методики: опросник «Самореализация и самооценка пенсионеров» по Т.З. Козловой и «Опросник для определения вида одиночества» С.Г. Корчагина.
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что для пожилых людей характерны переживания, возникающие в результате неудовлетворенности жизнью: тревожность, заниженная самооценка, чувство одиночества и ненужности, чувство эмоционального дискомфорта. Полученные данные обусловили необходимость специальной психолого-педагогической работы с пожилыми людьми, посещающими МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска».
Для организации психолого-педагогического сопровождения пожилых людей нами была разработана программа. Цель программы - помощь в преодолении ощущения одиночества и ненужности, повышение самооценки, формирование позитивного самосознания пожилых людей. В основу программы положена система групповой работы с элементами тренинга. В работе по программе используются методы беседы, дискуссии, арт- терапевтические методы, и другие психологические упражнения.
Данная программа состоит из 18 занятий, разработанных с учетом возрастных особенностей пожилых людей. Продолжительность занятий составляет 60 минут, проводятся они 2 раза. Структура каждого занятия программы включает в себя: вводную часть, основную и заключительную. Общая продолжительность занятий программы составляет 18 часов. Разработанная программа апробирована нами на базе МБУ «КЦСОН г. Лесосибирска». Анализ наблюдения за поведением пожилых людей в процессе реализации программы позволяет сделать следующие выводы.
У пожилых людей, посещающих занятия, снизились тревога, напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия, понизился уровень переживания одиночества. У пожилых людей повысилась удовлетворенность собственной жизнью, сформировались устойчивый эмоциональный тон, положительный образ самого себя. У пожилых людей сформировались смысложизненные ориентации: цели в жизни, удовлетворенность процессом и результатом жизни. У них наблюдается позитивное преобладающее психическое состояние, адекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды.
Таким образом, занятия, проведенные с помощью методов и техник арт- терапии способствовали преодолению ощущения одиночества и ненужности, способствовали повышению самооценки пожилых людей; способствовали формированию позитивного самосознания пожилых людей; формированию положительного отношения пожилых людей к себе, другим и жизни в целом; овладению приемами саморегуляции и самоконтроля.
Подобные работы
- Организация социальной работы с различными категориями пожилых людей в сельской местности (на примере Баевского района)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2015 - Подготовка студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Фрустрационные реакции пожилых людей проживающих в семье и в одиночестве
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Люди пожилого возраста как объект социальной работы (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Обогащение социального опыта пожилых людей в условиях центра
социального обслуживания населения
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Особенности субъективного переживания одиночества пожилыми людьми
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Специфика социального обслуживания пожилых людей на дому (на примере ОГАУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016



