Введение 4
Глава 1 Финансирование лесного хозяйства в России 6
Глава 2 Общие сведения о предприятии и виды деятельности ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ» 18
Глава 3 Финансирование деятельности и финансовые показатели ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ» 29
Заключение 43
Список литературы 47
Лесное хозяйство РФ является одним важнейших секторов экономики страны. Леса выполняют производственные функции, обеспечивая потребности производства и населения в древесных ресурсах. Вместе с тем, необходимо учитывать жизненно важные полезности леса, которые не связаны с его эксплуатацией.
Устойчивое управление лесами представляет собой совокупность целенаправленных, долговременных, экономически выгодных взаимоотношений человека и лесных экосистем, сопровождаемых периодическим изъятием лесной продукции, а также использованием нерыночных полезностей лесов, не ведущих к их деградации или исчезновению, позволяющих поддерживать на приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества уровне состояние биологического разнообразия и продуктивности лесов». [1]
Актуальность данной темы состоит в том, что каждый вид деятельности в сфере материального производства может осуществляться разными формами производственно-хозяйственной организации, присущей не только отдельным предприятиям, но и разным их производствам, подразделениям, их объединениям и отраслям. Производственно¬хозяйственная организация лесного сектора должна учитывать не только его внутреннюю экономическую специфику, связанную с номенклатурой выпускаемой продукции или оказываемых услуг, но и внешние природоохранные, экологические, социальные, правовые и другие связи.
Цель работы - проанализировать систему финансирования предприятия лесного хозяйства России на примере ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ».
В ходе выполнения данной работы были поставлены следующие задачи:
• изучить финансирование деятельности в лесном хозяйстве России;
• рассмотреть структуру организации и виды деятельности ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ»;
• дать оценку финансовой деятельности и показателям ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ" за 2015-2017 годы.
Предметом исследования является ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ».
Объектами исследования: виды производственно-хозяйственной деятельности, доходы, расходы, финансовые результаты и источники финансирования ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ».
В ходе выполнения ВКР поставленная цель была достигнута, были проанализирована система финансирования предприятия лесного хозяйства России на примере ОГАУ «ТОМСЛЕСХОЗ». Задачи, поставленные научным руководителем, выполнены в полном объеме: была изучена система финансирования России, рассмотрена структура организации ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ», дана оценка результатов финансовой деятельности ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ».
В ходе выполнения работы сделаны следующие выводы.
1. Главными задачами функционирования лесного комплекса России являются: удовлетворение текущих потребностей производства и населения в древесном и недревесном сырье; воспроизводство сырьевой базы для лесопользования в будущем; использование и воспроизводство лесов как важнейшего компонента среды, выполняющего существенно важные для нормальной жизнедеятельности общества экологическую и социальную функции.
Устойчивая система управления лесным хозяйством должна быть направлена на эффективное решение всех трех задач, причем каждая из них должна решаться не в ущерб остальным.
2. ОГАУ «ТОМСКЛЕСХОЗ» - областное государственное автономное учреждение «Томское лесохозяйственное производственное объединение» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг по охране, защите, воспроизводству лесов, а также по организации обнаружений и тушению лесных пожаров на территории Томской области, для обеспечения сохранности и рационального использования областного имущества, необходимого для выполнения указанных мероприятий.
Анализ показателей выполнения плана по выполнению государственного (муниципального) задания и оказанию платных услуг (выполнение работ) и иной деятельности, приносящей доход за 2017 год показал, что фактические значения превышают плановые на 84318707,74 руб., причем по оказанию платных услуг на 77171030,29 руб., что свидетельствует об активной деятельности предприятия, направленной на извлечение дохода от предпринимательской деятельности.
3. В 2015 году основным источником доходов была субсидия на выполнение государственного задания, которая составила более 54%. Доходы от оказания платных услуг составили около 34%, в общей сумме поступлений 82 665 776,13 руб., расходы Учреждения составили 73017170,93 руб., из которых более половины расходов 44129087,1 руб. или более 60% от общей суммы расходов, пришлось на заработную плату с начисления страховых взносов. Таким образом, доходы в 2015 году превысили расходы, но доля доходов от собственной деятельности была незначительной.
В 2016 году основным источником доходов стали доходы от оказания платных услуг составили около 62%, субсидия на выполнение государственного задания составила около 37%., в общей сумме поступлений 78617137,70 руб., расходы Учреждения составили 77071869,23 руб., из которых более половины расходов 42761704 руб. или более 55% от общей суммы расходов, пришлось на заработную плату с начисления страховых взносов. Таким образом, доходы в 2016 году превысили расходы, но доля доходов от собственной деятельности увеличилась как в процентном отношении, так и в сумме.
В 2017 году основным источником доходов были доходы от оказания платных услуг составили около 76%, субсидия на выполнение государственного задания составила около 24%, в общей сумме поступлений 137489170,36 руб., расходы Учреждения составили 129519345,29 руб., из которых 50461509 руб. или более 40% от общей суммы расходов, пришлось на заработную плату с начисления страховых взносов. Расходы на приобретение основных средств и материальных запасов увеличились почти на 20% до 25393911,9 руб. Доходы в 2017 году превысили расходы, доля доходов от собственной деятельности существенно увеличилась как в процентном отношении, так и в сумме по сравнению с предыдущими годами.
4. Государственные субсидии на выполнение государственного заказа с 2015 года уменьшались к 2017 году и составили на 27 % меньше или 12062923 руб. Внебюджетные доходы росли быстрыми темпами каждый годи к 2017 - 111 прирост составил 276% или 77003538 руб. Снижение бюджетного финансирования связано с увеличением доходов от предпринимательской деятельности.
Доходы от заготовки и продажи древесины по сравнению с 2015 годом возросли более чем в 2 раза или на 48339576,34 руб. в 2017 году. Продажа сеянцев, в том числе и сеянцев ЗКС увеличилась с 2015 года в 2,26 раза или на 7296562,5 руб. Доходы от прочих поступлений, в том числе услуг по разработке проектной документации, расчет платы за древесину, проекта освоения лесов, аренда пожарных вышек, коммунальные услуги, суммы принудительного изъятия, госконтракты увеличились в 1,5 раза или на 3020240,01 руб.
Расходы на заработную плату в период с 2015 по 2017 год увеличились на 6332422,27 или более 14%. Расходы на услуги связи, транспортные, коммунальные услуги, аренду имущества и его содержание с каждым годом росли по сравнению с 2015 годом 2017 на 11371118,15 или 142%. Затраты на приобретение основных средств и материальных запасов к 2017 году возросли на 18473906,3 (267%). Прочие расходы также неуклонно их рост составил к 2017 году 14903151,56 руб. или почти 77%.
Увеличение расходов связано с ростом доходов Учреждения. Позитивным можно считать тот факт, что существенно увеличились затраты на приобретение основных средств и материальных запасов.
5. Производственно-финансовую деятельность Учреждения можно оценить положительно, что подтверждается ростом доходов от собственной деятельности и увеличением инвестиций организации в активы. Деятельность приносит прибыль, которая является существенным фактором развития лесного комплекса Томской области.
1. Китинг М. Программа действий (Повестка дня на 21 век: Док. конф. в Рио-де-Жанейро). - Женева, 1993. 70 с.
2. Моисеева Т.И. Об организации пользования и управления лесами в условиях нового Лесного кодекса РФ / Т.И. Моисеева // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2008. № 5(62). С. 165-169.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (с изм. и доп.).
4. Панкратова Н.Н. Отраслевые особенности учета затрат и проблемы финансирования лесного хозяйства // Вестник тихоокеанского государственного университета. 2010. № 4. С. 161 - 168.
5. Зиновьева И.С., Лесных Т.Н., Корниловская В.В. Финансирование лесного хозяйства на федеральном и региональном уровня // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 251 - 254.
6. Данченко М.А. Основные признаки современного лесоуправления // Лесное хозяйство и зеленое строительство в Западной Сибири. Материалы V-ой международной интернет -конференции. 2010. С. 49-52.
7. Мясников А.Г., Данченко М.А. Анализ состояния лесного фонда региона на основе лесоэкономического районирования Томской области // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 709.
8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (действующая редакция с изм. и доп.). Доступ из справочно- правовой системы «Консультант Плюс».
9. Макашина О.В., Таланова М.С. Совершенствование
финансирования лесного хозяйства. Экономика, экология и общество России в 21-м столетии // Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. 2014. Сю 64 - 67.
10. Третьяков А.Г. Развитие экономических отношений в области лесного хозяйства // Вестник поволжского государственного технологического университета. Серия: экономика и управление. 2014. №5 (24). С. 54 - 66.
11. Мясников А.Г., Данченко А.М., Кабанова С.А. Основы устойчивого лесопользования // В сборнике: Лесное хозяйство и зеленое строительство в Западной Сибири материалы VII Международной научной интернет - конференции. 2015. С. 15-20.
12. Департамент лесного хозяйства Томской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://deples.tomsk.gov.ru/.
13. Николаев. А. И. Проблемы лесного хозяйства в экономике РФ // Экономика, управление, финансы. Материалы V Международной научной конференции. 2015. С. 31-34.
14. Петкау В.В. Направления совершенствования системы
финансирования лесного хозяйства в России // Проблемы региональной экологии. 2008. № 4. С. 126-132.
15. Приказ Рослесхоза от 03.12.1998 N 203 "Об утверждении
отраслевого стандарта ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения"[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Сайт URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=555387#09786058289142023
16. Федеральное агентство лесного хозяйства РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru/
17. Макашина О.В., Таланова М.С. Зарубежный опыт финансирования лесного хозяйства // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. №2. С. 42-46.
18. Лесной форум Гринпис России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.forestforum.ru/.
19. Малашевич Д.Г., Санкович М.М. Совершенствование системы планирования и финансирования затрат на ведение лесного хозяйства // Труды БГТУ. экономика и управление. 2012. №7. С. 97¬100.
20. Шевнина А.Е. Совершенствование системы финансирования затрат на ведение лесного хозяйства // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам, сборник научных статей. Институт управления, экономики и финансов КФУ. 2016. С. 241-243.
21. Справочная правовая система "Гарант". Нормативные документы: [Электронный ресурс]: http:// www.garant.ru/
22. Справочная правовая система "Консультант". Нормативные документы: [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/
23. Указ Президента Российской Федерации "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". 04.02.94 г. № 236.
24. Указ Президента Российской Федерации “О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”. 01.04.1996. № 440.
25. Ильин В.А. Основы построения экономической организации лесного хозяйства РФ // ЛесПромИнформ. 2017. №124. С. 20-28.
26. Официальный сайт для размещения информации об учреждениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// http://bus.gov.ru/