Введение 5
Глава 1. Теоретические предпосылки философского исследования медиа 8
1.1 Определение терминов "медиа", "теория медиа", "акустические медиа" и "sound
studies" 8
1.2 Обоснование философского потенциала исследований акустических медиа 10
Глава 2. Звукозапись как субверсия символических систем 13
2.1 Дискурс-аналитический контекст исследований медиа 13
2.2 Анализ записывающих медиа 15
2.3 Философские аспекты звукозаписи 17
2.4 Субверсия литературы в аспектах памяти и функции автора 19
2.5 Субверсия музыки 24
2.6 Необходимость аналогии с фонографом для описания функции памяти 26
Глава 3. Звук как способ мышления о времени 27
3.1 Философская медиа-археология 27
3.2 Понимание времени через концепт соничности 30
3.3 Эпистемологическое значение медиа-археологии 34
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42
Актуальность темы
Темы техники, технического окружения человека, его навыков и инструментов, обладают непреходящей актуальностью на протяжение всей человеческой истории и, вполне возможно, обладали ею в доисторический период. Столь же насущной и непреходящей философской акутальностью обладают темы, связанные с чувственным восприятием. Тема акустических медиа объединяет горизонты исследований техники и исследований перцептивных способностей и её актуальность является следствием актуальности "родительских" тем. Помимо этого, необходимо отметить особенную релевантность темы акустических медиа современной ситуации: никогда в истории человечества устройства записи и воспроизведения звуков не получали такого широкого распространения, какое можно наблюдать сегодня. Распространение этой и подобных "технологий восприятия" не может не отражаться как на повседневной жизни, так и на жизни культурной и мире искусства. Медиа-арт и саунд-арт (звуковое искусство) являются растущими направлениями современного искусства, для развития которых концептуальная работа с медиа и звуком обладает критической важностью.
Степень научной разработанности проблемы
Литературу, о которой здесь необходимо упомянуть, следует разделить на несколько категорий:
Первая - определённый регион исследований медиа, то есть - исследования инструментов и технологий коммуникации, сфокусированные на конститутивном значении этих технологий на коммуникативные практики.
Среди авторов, касавшихся этой темы, в первую очередь следует упомянуть имена тех, связанных с теорией коммуникации: Маршалла Маклюэна, , Гарольда Инниса, Норберта Больца, исследователей разрывов между устной и письменной культурой Эрика Хэвлока и Уолтера Онга.
Большое влияние на исследования медиа оказали марксистски ориентированные авторы: В их числе Вальтер Беньямин, Теодор Адорно, Бертольд Брехт и Энзенсбергер.
К теме медиа, хранения и сообщения знания обращались авторы, относимые к французскому постструктурализму - Жак Деррида, Жан Бодрийяр и Поль Вирилио. Соотечественником и современником этих авторов является Режис Дебре, разрабатывавший теорию медиа как инструмента борьбы.
Среди современных авторов, идентифицирующих себя с исследованиями медиа и медиа-археологией важно отметить Зигфрида Зилински, Эркки Хутамо, Юсси Парикка, Зигфрида Джидиона, Эрнстра Куртиуса, Дольфа Штернбергера и Эби Варбург.
Ретроактивно к исследователям медиа может быть причислено большое количество классических авторов - например Платон, обсуждающего в Федре использование алфавита для записи текста; Аристотеля, вводящего (Эрнст, Эммануэль Аллоа) категорию промежуточности - to metaxy.
Среди авторов, разрабатывавших философские исследования звука и sound studies, нужно упомянуть Жака Аттали, Карин Бижстервельд, Джона Кейджа, Михаэля Чиона, Алана Корбина, Дугласа Кхана, Стива Гудмэна, Джонатана Стерна, Пьера Шэфера, Мюррея Шэфера, Тревора Пинча, Лизу Гительман и Элени Икониаду.
Из отечественных авторов, обращавшихся к темам медиа и медиа-археологии необходимо отметить А. Жилину, М. Степанова и В. Савчука.
Объектом исследования является определённый сегмент социальной реальности, включающий разнообразные звукозаписывающие технологии и спектр социальных и культурных практик, связанный с их использованием
Предметом исследования является специфически философский смысл, присущий технологиям звукозаписи и вышеобозначенным практикам
Цель исследования: выявить философский потенциал теоретизации акустических медиа, т.е. выявить возможности философского высказывания об акустических медиа и выявить возможности обогащения философской традиции через дискурс об акустических медиа.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) С понятийно теоретической точки зрения определить границы использования терминов "медиа", "теория медиа", "акустические медиа" и "sound studies".
2) Обосновать философский потенциал в исследовании акустических медиа.
3) Выделить и описать философски релевантные концептуализации медиа и выделить специфически философские их аспекты.
4) Показать, каким образом философские теории медиа позволяют давать новое прочтение сложившейся философской традиции.
Таким образом, в работе была достигнута поставленная цель демонстрации философской значимости исследования акустических медиа. Удалось показать, как возможно философское мышление об акустических медиа и звуке, а также показать, какой вклад философские исследования акустических медиа вносят в не связанные с медиа или со звуком теоретические горизонты.
К сожалению, в работе не удалось достигнуть желаемого библиографического охвата. Причиной этого стала, частично, не учтённая автором широта исследовательского материала, частично - недостаточное знание автором немецкого языка, являющегося вторым главным языком для представленного в работе вектора медиа-исследований. Так же, по мнению автора, современная философия медиа требует знакомства с французским языком. Причиной этого является отсутствие полных переводов работ Жильбера Симондона, Жака Лакана и Поля Вирильо. Помимо этого, исследование демонстрирует характерную для работ по молодым и ещё не прижившимся в философской традиции темам "эскизность" и ширину результатов, достигнутую ценой снижения глубины освоения темы.
Дальнейшие исследования могут принять несколько векторов: Во-первых, необходимой является углубленная проработка темы звукозаписи в тесной связи с цифровыми медиа. Очевидно, что упомянутая во введении популярность звукозаписывающей техники была достигнута преимущественно путём дигитализации технологий и процессов. Специфические вопросы, встающие перед цифровыми акустическими медиа должны стать предметом будущих исследований, особенно учитывая тот факт, что тема дигитализации архива уже закрепилась в горизонте медиаархеологии.
Во-вторых, углубленной проработки требуют аспекты, связанные с временной организацией как записей, так и цифровых устройств. Для развития этого вектора исследовний необходима глубокая проработка классической философии техники (Хайдеггер, Симондон) и феноменологии.
В-третьих, необходимо специально рассмотреть вопросы, касающиеся незаписывающих акустических медиа, в частности - в аспекте не-телесного присутствия.
1. Acoustic space [Электронный ресурс]. URL: http://www.lightthroughmcluhan.org/acousticspace.html (дата обращения: 17.06.2018).
2. Augoyard J.-F., Torgue H. Sonic Experiense: A Guide to Everyday Sounds / J.-F. Augoyard, H. Torgue, перевод A. McCartney, D. Paquette, Montreal & Kingston: McGill-Queen’s University Press, 2006. 216 c.
3. Armitage J. From Discourse Networks to Cultural Mathematics: An Interview with Friedrich A. Kittler // Theory, Culture & Society. 2006. № 8 (23). C. 17-38.
4. Aspley K. ECRITURE AUTOMATIQUE // Historical dictionary of surrealism. 2010. 545 с.
5. Attali J. Noise: The Political Economy of Music / J. Attali, 2009.
6. Bijsterveld, Karin Mechanical Sound: Technology, Culture, and Public Problems of Noise in the Twentieth Century. — Cambridge, MA: The MIT Press, 2008. — 271 с.
7. Davis E. Subject: Acoustic Cyberspace под ред. J. Osma, Brooklyn, NY: Automedia, 1999 С. 378-383.
8. Ernst W. Sonic Time Machines / W. Ernst, Amsterdam: Amsterdam University Press, 2016. 184 c.
9. Gelven M. A Commentary on Heidegger’s Being and Time. / M. Gelven, DeKalb, Illinois: Nothern Illinois University Press, 1989. 230 c.
10. Giovanni C., Vives X. High frequency trading and fragility [Электронный ресурс].
URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecbwp2020.en.pdf (дата обращения: 17.06.2018).
11. Goodman S. Sonic Warfare: Sound, Affect and the Ecology of Fear / S. Goodman, Cambridge: MIT Press, 2009. 1-291 c.
12. Heidegger M. Sein und Zeit / M. Heidegger, Heilbronn: Gutmann & Co, 1927. 437 c.
13. Ihde D. Listening and Voice: Phenomenologies of Sound, Second Edition / D. Ihde, State University of New York Press, 2007.
14. Ikoniadou E., Wilson S. Media after Kittler / E. Ikoniadou, S. Wilson, London: Rowman & Littlefield International, 2013. 273 с.
15. Kane B. Sound studies without auditory culture: a critique of the ontological turn //
Sound Studies. 2015. № 1 (1). C. 2-21...46