Аннотация 2
Введение 4
1. Теоретико-методологический изучение психологических особенностей пищевого поведения 9
1.1 Понятия пищевого поведения и основные виды нарушений пищевого поведения 9
1.2. Исследования причин и проявлений нарушений пищевого поведения 13
1.3 Характеристика психологических особенностей нарушений пищевого поведения в
России и Индонезий 17
2. Эмпирическое изучение психологических особенностей пищевого поведения жителей
России и Индонезии 22
2.1 Описание методов исследования 22
2.1.1 Процедура исследования 22
2.1.2 Выборка исследования 22
2.1.3 Методики исследования 23
2.2 Результаты эмпирического исследования 31
2.2.1 Сравнительные показатели особенностей жителей двух стран 31
2.2.2 Результаты, полученные с помощью Голландского пищевого опросника (DEBQ) 35
2.2.3 Результаты, полученные с помощью Шкала тревоги Спилбергера (STAI) 39
2.2.4. Результаты, полученные с помощью Опросник качество жизни SF-
36 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения А 52
Приложение Б 56
Приложение В 60
Введение 4
1. Теоретико-методологический изучение психологических особенностей пищевого
поведения 9
1.1 Понятия пищевого поведения и основные виды нарушений пищевого поведения 9
1.2. Исследования причин и проявлений нарушений пищевого поведения 13
1.3 Характеристика психологических особенностей нарушений пищевого поведения в
России и Индонезий 17
2. Эмпирическое изучение психологических особенностей пищевого поведения жителей
России и Индонезии 22
2.1 Описание методов исследования 22
2.1.1 Процедура исследования 22
2.1.2 Выборка исследования 22
2.1.3 Методики исследования 23
2.2 Результаты эмпирического исследования 31
2.2.1 Сравнительные показатели особенностей жителей двух стран 31
2.2.2 Результаты, полученные с помощью Голландского пищевого опросника (DEBQ) 35
2.2.3 Результаты, полученные с помощью Шкала тревоги Спилбергера (STAI) 39
2.2.4. Результаты, полученные с помощью Опросник качество жизни SF-
36 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения А 52
Приложение Б 56
Приложение В 60
Приложение Г 62
Приложение Д 64
Приложение Е 67
Особенности питания и качество пищи оказывает важную роль в нашей жизни. В настоящее время нарушения пищевого поведения приобретают все большую распространенность в мире. Это обусловливает интерес к природе расстройств пищевого поведения, возможной взаимосвязи между возникновением этих расстройств и психологическими особенностями людей [1].
С целью разобраться какую роль в данном вопросе оказывают кросс-культурные различия, которым отводят меньше внимания, были исследованы психологические особенности пищевого поведения жителей России и Индонезии. Обе страны входят в группу развивающихся стран, но имеют ряд различий, например, культурные особенности, климат. Хотя детерминанты психического здоровья сложны, исследования показали, что нездоровые привычки в еде связаны с психическим здоровьем [6-8]. Подростки часто подвергались воздействию нездоровой пищи, такой как еда навынос и высококалорийные закуски. Исследования показали, что люди, которые регулярно перекусывали в полночь и пропускали завтрак, с большей вероятностью имели психологические проблемы, такие как депрессия и повышенный психологический стресс.
В России и Индонезии количество людей с различными вариантами патологий пищевого поведения также возрастает, увеличивается число обращений таких больных за врачебной помощью и психологической помощью. Нарушения пищевого поведения представляют собой группу поведенческих психогенных синдромов, которые характеризуются отклонениями при приеме пищи и ее переработке. К данной группе относятся нервная анорексия, переедание, нервная булимия, ожирение и другие расстройства.
Психологические параметры пищевого поведения человека и его нарушений в значительно мере определяют отношение конкретной личности к способам и алгоритмам принятия пищи. К ним относятся следующие факторы [3]: нарушение взаимоотношений в системе «мать-дитя» в раннем детском возрасте; неприемлемые способы питания для ребенка в раннем детском возрасте; ситуации фрустрации, стрессы; личностные проблемы; семейные конфликты; проблемные межличностные отношения с окружающими людьми. Пищевые привычки формируются под воздействием традиций семьи и общества, религиозных представлений, жизненного опыта, советов врачей, а также в значительной степени под влиянием экономических и личностных причин. Стиль пищевого поведения отображает эмоциональные потребности человека и его душевное состояние. Потребность человека в пище является витальной, необходимой для жизнедеятельности. Она наследственно обусловлена, обладает конкретной физиологической основой и сопряжена с социальными факторами и психологическими особенностями конкретного человека. Пищевое поведение человека выходит за рамки удовлетворения энергетических затрат. Прием пищи не только позволяет утолить голод, но также имеет эстетический, мифологический, символический, религиозный, морально-этический, социальный и психологический смысл. Описывающая мотивации пищевого поведения модель базируется на аналогичной модели мотивации потребления алкоголя и включает комплекс компонентов мотивации, таких как [4]:
1. Преодоление отрицательных эмоций;
2. Социализация человека;
3. Соответствие человека ожиданиям окружающих;
4. Получение удовольствия.
Проблема расстройств пищевого поведения имеет огромные масштабы, поскольку исследования показывают, что по меньшей мере 30 миллионов человек в США [7] и почти 34 миллиона в Европе страдают от этих расстройств. Хотя исследований в России не проводилось, средние мировые показатели свидетельствуют о том, что каждый час из -за расстройств пищевого поведения умирает один человек [8]. Хотя это может показаться небольшим числом по сравнению с другими явлениями, люди с расстройствами пищевогоповедения относятся к группе высокого риска, с самым высоким уровнем смертности среди этой группы расстройств. Расстройства пищевого поведения более распространены в странах с более высоким уровнем жизни, особенно в связи с проблемой ожирения [12].
Рацион питания россиян характеризуется высокой долей животных жиров и низким
потреблением фруктов, ягод и овощей. Таким образом, до 1985 года среднесуточное потребление жиров в Советском Союзе было на 10-15 % выше уровней, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). С 1992 года ежедневное потребление жиров находилось почти в пределах нормы, но оставалось несбалансированным из-за высокого уровня потребления жиров. По данным международного исследовательского проект Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (RLMS) (2004) [47], потребление жиров в России существенно превышает рекомендованные ВОЗ уровни во всех возрастных группах.
Более низкий уровень образования и доходов в России связан с более высоким потреблением жиров и более низким потреблением фруктов и овощей, а также с более низким ростом; интегральный показатель худшего физического развития. Мужской пол, низкий уровень образования и дохода являются существенными факторами, определяющими нездоровые привычки в еде [56]. Примерно 28% смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России можно объяснить недостаточным потреблением фруктов и овощей [52].
Однако растущее число осведомленных о здоровом образе жизни, особенно в области питания, не согласуется с фактом, обнаруженным Basich Health Research или Riset Kesehatan Dasar (Riskesdas) из Индонезии в 2013 году. Рискесдас обнаружил, что люди в возрасте 15¬40 лет превышали идеальную норму потребления сладкой пищи (52,9%), жирной пищи (40,7%) и соленой пищи (26,3%) [5]. Привычки здорового питания в Индонезии ограничены потреблением воды, овощей и фруктов; и это соотношение все еще далеко от стандарта Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). В идеале потребление овощей составляет 65,75 кг на человека в год; однако индонезийцы потребляют всего около 40 г/кг в год.
Высокое потребление сахара и соли в сочетании с низким потреблением фруктов и овощей в течение определенных периодов времени может вызвать любое заболевание, известное как неинфекционные заболевания (НИЗ). Сами по себе НИЗ являются причиной 68% смертей [6]. Более того, по данным ВОЗ, в Индонезии ПТМ даже составляет 71% причин смерти в трудоспособном возрасте. Это, безусловно, серьезная угроза стабильности 6
страны.
По мнению различных исследователей, в том числе Т.Г. Вознесенской [15], А.В. Вахмистрова [14, 15], А.А. Гавриленко [16], расстройства пищевого поведения
характеризуются набором симптомов, возникающих в результате длительного воздействия межличностных, поведенческих, психологических, эмоциональных и социальных факторов. Другие исследователи, такие как Н.Г. Гаранян [18], А.Б. Холмогоров [19], Т.Ю. Юдеев [10], А.А. Дадеко [19], предполагают, что перфекционизм является психологическим фактором, который может привести к развитию расстройств пищевого поведения. Вахмистров подчеркивает важность анализа психологических аспектов и предпосылок расстройств пищевого поведения, чтобы понять, как взаимодействуют и влияют на их развитие внешние условия и внутренние детерминанты, такие как психологические особенности личности и среда.
Объект исследования - пищевое поведение
Предмет исследования - психологические особенности пищевого поведения в разных странах
Цель исследования - исследовать психологические особенности пищевого поведения жителей России и Индонезии
Гипотезой исследования послужило предположение о наличии культурных различий в анализируемых психологических показателях по теме пищевого поведения
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
5. Теоретико-методологический анализ источников по исследованию психологических особенностей пищевого поведения на примере России и Индонезии
6. Проведение исследования по изучению психологических особенностей пищевого поведения у жителей России и Индонезии
7. Описать психологические особенности пищевым поведением у жителей России и Индонезии.
8. Сделать сравнительный анализ культурных особенностей России и Индонезии, которые оказывают эффект на полученные результаты.
Методы исследования: метод теоретического анализа, тестирование.
1. Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ);
2. Шкала тревоги Спилбергера (STAI);
3. Опросник SF-36 оценка качества жизни (The Short Form)
Данные тестирование проведено с использованием Google форм
Эмпирическая база исследования: 88 испытуемых женщин и мужчин из России и Индонезии в возрасте от 18-55 лет.
Проведено эмпирического исследования для описания психологических особенностей пищевого поведения жителей России и Индонезии, которое показало что состояние окружающей среды, негативные эмоции, такие как гнев, страх и печаль, связаны с нерегулярным питанием и приемом пищи для отвлечения внимания, чтобы расслабиться или почувствовать себя лучше. Стресс связан с тягой к пище с высоким содержанием жиров и углеводов, особенно у женщин. Депрессивные симптомы связаны с повышенным аппетитом, избыточным потреблением пищи, предпочтением продуктов с высоким содержанием жиров и углеводов.
На основе проведенного исследования показано, что психическое благополучие россиян лучше, чем у индонезийцев. В Индонезии необходимо увеличить инвестиции в здравоохранение, чтобы сократить бедность и неравенство в состоянии здоровья. Система здравоохранения и разработка мер по укреплению здоровья, направленных на борьбу с пищевыми привычками, курением и недостатком физической активности, имеют решающее значение для дальнейшего сокращения массового недоедания и даже преждевременной смертности.
Низкое качество жизни в Индонезии приведет к тому, что пострадает гораздо больше людей, чем в небольших странах. Недостаток знаний о психических проблемах и нехватка медицинских учреждений играют большую роль в общем состоянии здоровья в Индонезии. Стихийные бедствия являются одной из основных проблем, снижающих качество жизни в Индонезии. Из-за своего расположения Индонезия часто страдает от стихийных бедствий, таких как извержения вулканов, цунами и землетрясения.
Эти стихийные бедствия значительно снижают качество жизни граждан страны.
Другие проблемы включают доступ к:
• Адекватным медицинским услугам
• Непредсказуемые погодные условия
• Низкое качество образования в высших учебных заведениях.
Тем не менее, правительство работает над обеспечением надлежащего решения таких вопросов, с тем чтобы улучшить общее качество жизни в Индонезии.
Взрослые с большей вероятностью будут испытывать стресс, когда они воспринимают требования окружающей среды как обременительные и видят, что им не хватает ресурсов, чтобы справиться с этими требованиями. Стресс может ускорить или усугубить симптомы депрессии и усилить нездоровый режим питания, что приводит к еще большему психологическому стрессу и потенциально хроническим заболеваниям.
1. Михайлова, М. А. Психологические особенности женщин с нарушением пищевого поведения / М. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020.
— №3 (293). — С. 296-298.
2. Шевкова Е. В., Мишенкова О. В. Психологические интервенции в формировании здорового пищевого поведения // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2016. — №2 (26).- С. 85-94
3. Леонова Е. Н. Социально-психологические типы пищевого поведения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2017. — №2. — С. 174-181
4. Овчарова Р В. Психологические особенности женщин с нарушениями пищевого поведения // Вестник Курганского государственного университета. — 2016. — № 2 (41).
— С. 51-57
5. Riskesdas (2013 ) Laporan Nasional Reskisdas, Jakarta, Departemen Kesehatan.
6. WHO (2014) Global Status Report on Noncommunicable Diseases 2014.
7. Bulik C.M., Marcus M. D., Zerwas S; Levine, MD; La Via, M. The changing "weightscape" of bulimia nervosa. (англ.) // The American Journal of Psychiatry. — 2012. — October (vol. 169, no. 10). — P1031—1036. -
8. Russell, G. F. M. (1979) Bulimia nervosa: an ominous variant of anorexia nervosa. Psychological Medicine, 9, 429-448.
9. Palmer R. Bulimia nervosa: 25 years on. Br J Psychiatry. 2004 Dec;185:447-8] [Richard A. Gordon, (2015) The History of Bulimia Nervosa, The Wiley Handbook of Eating Disorders (25-38).
10. Е. Г Филатова, А. М. Вейн. Мотивационные и эндокринные расстройства при депрессии. Психиатрия и психофармакология. No 1. 2000
11. Коркина М. В., Зейгарник Б. В., Карева М. А., Марилов В. В. Роль возрастного фактора в формировании клиники нервной анорексии. Журн, невропатол. и психиатр., 1976, вып. 3, с. 1871—1875.
12. Cynthia M. Bulik, PhD; Patrick F. Sullivan, MD, FRANZCP; Federica Tozzi, MD; Helena Furberg, PhD; Paul Lichtenstein, PhD; Nancy L. Pedersen, PhD Prevalence, Heritability, and Prospective Risk Factors for Anorexia Nervosa. Archives of General Psychiatry 2006; 63: 305—31213.
13. Вахмистров, А.В. Клинико-психологический анализ различных форм эмоциогенного пищевого поведения [Текст] / А. В. Вахмистров // Альманах клинической медицины - 2001. - №4. - С. 127- 130.
14. Вахмистров, А.В. Клинико-психологический анализ нарушений пищевого поведения при ожирении [Текст] / А.В. Вахмистров, Т.Г. Вознесенская, С.И. Посохов // Журн. Неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. - 2011.- №12.- С. 19-24.
15. Вознесенская, Т.Г. Нарушение пищевого поведения и окморбидные синдромы при ожирении и методы их коррекции [Текст] / Т Г. Вознесенская, В. А. Сафонова, Н. М. Платонова // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2014. - №12. - С. 49¬52....72