Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОМСКА В СФЕРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ

Работа №181919

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Контекст адаптации и интеграции мигрантов в России 8
1.1 Как мы понимаем социокультурную адаптацию? 8
1.2 Федеральная политика адаптации и интеграции в России 11
1.3 Адаптация мигрантов в регионах 15
1.4 Правовой статус мигрантов в России 18
1.5 Мигранты во время пандемии 23
1.6 Деятельность общественных организаций в области адаптации 27
2 Общественные организации как агенты адаптации и интеграции мигрантов 30
2.1 О деятельности аналогичных организаций за рубежом 30
2.2 О деятельности общественных организаций в Санкт-Петербурге 38
2.3 Как работают общественные организации в Томске? 45
2.4 Как некоммерческие организации помогали мигрантам во время пандемии? 52
2.5 О потенциале общественных организаций в сфере адаптации мигрантов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А Гайд опроса сотрудников НКА 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Гайд интервью с представителями НКА 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В Гайд интервью с экспертом 79

Актуальность темы исследования.
Миграционные процессы важны в жизни каждого государства. Так, способствование иммиграции позволяет положительно влиять на демографические процессы, стимулируя рост населения и компенсируя естественную убыль. Это же благоприятно сказывается и на национальной экономике посредством вовлечения в труд все большего числа людей.
Государственная политика Российской Федерации в сфере миграции выражена прямо в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: привлечение иностранцев (преимущественно, работников) является необходимостью для дальнейшего развития страны. Данная позиция обуславливает создание всех условий для адаптации и интеграции мигрантов и обеспечение защиты их прав и свобод.
Это особенно важно, если учесть то, что основное число иностранных мигрантов - в большей мере из числа граждан постсоветских стран - редко обладает знаниями о культуре и законодательстве принимающей страны. Ситуацию усугубляют языковый барьер, высокий уровень стигматизации приезжих, сложившаяся культура низкооплачиваемого труда, в которой допускается дискриминация подчиненных - не редко мигрант находится в облаке сложных социальных проблем, справляться с которыми ему приходится самому.
Проблема адаптации и интеграции мигрантов в России не является исключительно государственной. В процесс включены многие другие неправительственные агенты, так или иначе взаимодействующие с иностранцами и способствующие их включению в принимающее общество. В их числе общественные некоммерческие организации, включающие в себя национально-культурные автономии и другие диаспоральные сообщества, международные некоммерческие организации, оказывающие помощь иностранным вне зависимости от национальности, религиозные объединения и профсоюзы. Данное исследование сфокусировано на первых двух группах: национально-культурных и не-национальных некоммерческих организациях.
Единой статистики, приводящей число действующих НКО в сфере миграции в России нет, как и информации, на основе которой можно было бы сделать выводы о тенденциях роста или, напротив, падения их количества. Однако международный опыт вкупе с конкретными сюжетами отражают нарастающую роль и потенциал подобных организаций в жизни мигрантов.
Их практики множественны и многообразны. Деятельность каждой НКО существует в рамках сложных социальных контекстов, сформированных политикой государства и региона, законодательством и правоприменением, стигматизацией и ксенофобией, мнением и способностями конкретных людей - и множеством иных факторов. Все это в совокупности определяет не только организацию или позицию мигранта, но и способы их взаимодействия.
Коронавирус сильно преобразил действительность. Все акторы сферы адаптации и интеграции мигрантов оказались вынуждены выстраивать и реализовывать иные стратегии и практики интеракции при тяжелом условии: иностранные мигранты - рабочие, студенты, вынужденные переселенцы - и без того находящиеся в сложной маргинальной позиции, на фоне пандемии, закрытия границ и усугубившегося экономического кризиса, начали испытывать тяжелейший урон. Это обнажило множество проблем, сложившихся в области общественных организаций.
В таких условиях важно проследить, как действуют общественные некоммерческие организации в Томске. Есть ли они в городе? Какие выстроены формы взаимодействие местных НКО с международными мигрантами? Как эти формы изменились в условиях пандемии? Для понимания контекстуальных особенностей и для наглядного примера был привлечен опыт зарубежных стран и отечественных организаций, функционирующих в г. Санкт-Петербург.
Степень разработанности данной проблематики.
Сегодня число научных трудов о деятельности некоммерческих организаций в области социокультурной адаптации мигрантов в России и странах СНГ является недостаточным, не считая числа работ о национально-культурных организациях и диаспорах. Можно говорить о формировании ряда отечественных проблемных исследований, касающихся деятельности культурных автономий, центров, национальных объединений. Знаковыми трудами можно назвать исследования В.И. Дятлова, касающиеся изучения диаспоральных сообществ и этномиграционных процессов , и А.Г. Осипова, отражающие роль НКА в сфере защиты прав и свобод мигрантов .
Показателен исследовательский опыт, касающийся деятельности общественных организаций в Санкт-Петербурге и их участия в процессах адаптации и интеграции , а также позиции иностранных мигрантов в принимающем обществе, применяемые ими социальные практики .
Примечателен обширный исследовательский опыт антропологов и этнологов Томского государственного университета. Энциклопедия «Томская область: народы, культуры, конфессии» включает историю становления местных диаспоральных сообществ . Новейшие исследования касаются как проблем адаптации и интеграции мигрантов в Томске , так непосредственно деятельности национально-культурных автономий и объединений . Немалую роль играют исследования, посвященные изучению создаваемой и осваиваемой мигрантами городской инфраструктуры сибирских региональных центров, проводимые под руководством И.В. Нам . Все приведенные труды являются отличной опорой для понимания деятельности национальных общественных организаций в Томске.
Растет число качественных исследований жизни мигрантов в условиях пандемии. Например, исследования Е.А. Варшавера посвящены оценке положения трудовых мигрантов в период карантинных ограничений .
В целом тема миграции имеет обширное освещение в отечественной и зарубежной научной литературе. В России издаются научные журналы «Миграция XXI век», «Диаспоры», «Демографическое обозрение» и ряд других, которые так или иначе ассемблирует работы, связанные с миграционной проблематикой. Существуют непрофильные журналы, часто публикующие материалы о миграции: «Антропологический форум», «Социологические исследования», «Вестник Томского государственного университета», «Журнал социологии и социальной антропологии». За рубежом издаются «Journal of International Migration and Integration», «Migration Studies», «Journal of Ethnic and Migration Studies» и многие другие авторитетные журналы.
Отчасти актуальность работы, а также ее практическая и научная значимость обусловлены малой разработанностью взятой темы ввиду незначительного объема работ, посвященных деятельности некоммерческих (не считая национально-культурных) организаций в области миграции, а также новизной исследовательских сюжетов, посвященных взаимосвязи Covid-19 и социальной действительности.
Объектом исследования являются некоммерческие организации, деятельность которых направлена на поддержку мигрантов - благотворительные, общественные, национально-культурные организации, работающие на территории Томска.
Предмет исследования состоит в деятельности таких организаций - применяющихся стратегиях и практиках.
Целью является анализ практик социокультурной адаптации мигрантов, применяемых НКО в Томске.
Задачи исследования таковы:
1) Выявить способы взаимодействия НКО и мигрантов.
2) Выявить и описать практики адаптации мигрантов сотрудниками томских НКО.
3) Проследить тенденцию взаимодействия НКО и мигрантов на фоне эпидемиологических ограничений.
Теоретическая рамка исследования строится на теории структурации Энтони Гидденса. Акторный подход позволяет рассматривать общественные организации в позиции полноценных агентов, чья деятельность всегда осуществляется в контекстах и порождает социальные системы. Для описания степени их субъектности подход предлагает оперировать к характеристикам формальности/неформальности статуса, лидерства и членства, социальной включенности, солидарности и идентичности.
При этом вопросы властных отношений - вопросы диалектики контроля - в работе не ставятся: контрагенты общественных организаций и других акторов адаптации и интеграции мигрантов заслуживают отдельного внимания.
Акторный подход полезен тем, что позволяет видеть организации, а не безликие структуры - и рассматривать их деятельность без отрыва от актора, учитывая
субъективность действительности. Реальность формируется деятельностью конкретных агентов - динамичных, вольных, рефлексивных .
Методологическую рамку формируют методы включенного наблюдения, анализа документов, опроса и полуструктурированного и глубинного интервью.
Результаты исследования опираются на следующие эмпирические данные: 4 глубинных интервью и 19 опросников (Приложение А), реализованных в рамках кейс-стади организации «Томское областное отделение Российского Красного Креста»; 3 экспертных интервью, взятых у сотрудников Администрации г. Томска, национально-культурных организаций (Приложение Б, Приложение В). Анализируется личный эмпирический опыт работы в сфере адаптации и интеграции мигрантов: с 2018 по 2019 гг. автор настоящего исследования являлся активным волонтером Российского Красного Креста, с 2019 г. по настоящее время сотрудником. Работа с иностранными мигрантами является одним из направлений моей работы, включающим координацию профильных проектов, посещение тематических закрытых конференций и иных мероприятий, участие в международных школах.
Все перечисленные данные были собраны автором в период с июля 2019 г. по март 2021 г. в Томске и Санкт-Петербурге.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данным исследованием была предпринята попытка охарактеризовать деятельность томских общественных некоммерческих организаций в области адаптации и интеграции мигрантов. Главный фокус был обращен на национально-культурные автономии, иные диаспоральные сообщества и благотворительные организации, оказывающие поддержку мигрантам вне зависимости от их национальности или этничности.
Акторный подход, являющийся концептуальной рамкой исследования, позволил описывать НКО в категориях агентов и акторов. Их деятельность не представляется следствием анонимных структурных особенностей, а продолжением полноценной субъектности, сформированной в определенных контекстах - сетях, сплетенных политикой государства, международным, федеральным, региональным законодательством, степенью правоприменения, ксенофобией, мнением и способностями коллективов и конкретных людей, и многими другими факторами.
Коронавирусная пандемия и прошедший в марте-июле 2020 г. локдаун стали для многих НКО «проверкой на прочность»: организации, взаимодействующие с мигрантами, оказались вынуждены искать новые стратегии и практики взаимодействия с реципиентами, чье положение стало наиболее маргинальным и уязвимым на фоне пандемии, закрытия границ и усугубившегося экономического кризиса. Анализ пандемического периода в жизни организаций позволил увидеть проблемы, сложившиеся в данной области.
В ходе исследования были достигнуты следующие результаты. Национально-культурные организации, автономии и другие нерелигиозные диаспоральные сообщества имеют преимущество перед не-национальными общественными организациями, выраженное в способности оперативно мобилизовывать ресурсы и настраивать систему поддержки соотечественников в гораздо быстрые сроки. Высокая оперативность достигается концентрацией функций и социального капитала в лидерах организаций - председателях, секретарях, советниках и постоянных спонсорах. Это и является основой индивидуального подхода в работе с мигрантами, однако влечет за собой множество проблем: субъективность в принятии организационных решений, ограничение
обрабатываемых запросов со стороны реципиентов, отсутствие механизмов делегирования и др.
Способность мобилизовывать ресурсы оказалась актуальной в условиях тяжелого ресурсного дефицита, в которых находятся большинство общественных организаций, работающих не только в Томске, но и Санкт-Петербурге. В стране отмечается низкое число благотворителей - частных спонсоров и волонтеров. С введением режима самоизоляции и падением реальных доходов населения их число только упало. Поддержку со стороны государства также сложно назвать комплексной, достаточной и общедоступной. Отсутствие ресурсов у российских НКО приводит к потере гибкости - неспособности адаптироваться к меняющемся условиям.
Национально-культурные автономии стали единственными поставщиками социальных и интеграционных услуг в период пандемии в Томске. Это отразило кризисную ситуацию отсутствия выстроенной и устойчивой системы активных некоммерческих акторов в области адаптации и интеграции, представленной не только вариативным рядом общественных организаций, но и благоприятными условиями для кооперации и конкуренции. У мигранта в Томске в период нужды не оказалось возможности выбирать поставщика социальных услуг, сообразуясь со своими потребностями и мнением.
Это может служить одной из причин низкой популярности общественных организаций среди мигрантов. Люди не знают о деятельности НКО или не доверяют им, активно артикулируя негативные сюжеты. Ситуацию усугубляет частое отсутствие неперсонального бренда у национально-культурных организаций - их работа прямо ассоциируется с деятельностью конкретных людей, их лидеров. В таких рамках сами благополучатели - мигранты - становятся ценным ресурсом, призванным не только пополнить социальный капитал организации и сформировать презентационные количественные показатели, но и повысить ее имидж.
Сегодня трудно судить об объеме реально оказываемой помощи. Можно предполагать, что она незначительна - особенно, в сравнении с зарубежным опытом. Однако это не отменяет потенциала общественных организаций в работе с мигрантами в России. На данный момент, НКО являются акторами, находящимися в наиболее близкой к мигрантам позиции. Они работают «в поле», взаимодействия с мигрантами непосредственно, зачастую применяя индивидуальные подходы. Диалог сотрудников и волонтеров НКО с благополучателями можно назвать социально гибким и импонирующим, поскольку не предусматривает сложных бюрократических процедур и опосредованности.
В будущем общественные организации могут взять роль сильного неправительственного актора, разделяющего с государством задачи по адаптации и интеграции мигрантов. С преодолением ресурсного дефицита и профессионализацией кадров НКО смогут настроить комплексную поддержку людям, вне зависимости от подвижности их легального статуса и степени социального контроля. Потому такие организации требует пристольного внимания уже сегодня - для организации поддержки, повышения популярности и создания всех необходимых условий.
Исследование не коснулось многих вопросов, раскрытие которых является важным для дальнейшего понимания деятельности общественных организаций и иных акторов адаптации и интеграции мигрантов в России. Например, остался неясным процесс трансфера функций и капитала между лидерами национально-культурных организаций. Механизм передачи власти в таких объединениях не построен: лидеры часто несменяемы, и их позиции передаются после смерти носителей. Тут можно задать ряд исследовательских вопросов. Как осуществляется трансфер? Как организация реагирует на смену лидеров? Становится ли она уязвимой? Другим важным вопросом остается то, как видят общественные организации сами мигранты. Исследования взятой темы требуют глубинной эмпирической работы с реципиентами - для понимания образов, уточнения потребностей и нахождения проблем, увидеть которые с позиции исследователей и НКО невозможно


1. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. №62- ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О Концепции государственной миграционной политики Российской
Федерации на 2019 - 2025 годы : указ Президента Рос. Федерации от 31 окт. 2018 г. №622. [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. - М., 2021. - URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 22.05.2021)
3. О Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за
рубежом : указ Президента Рос. Федерации от 03 нояб. 2015 г. №ПР-2283. //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом : указ Президента Рос. Федерации от 22 июня 2006 г. №637. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06 окт. 1999 г. №184-ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06 окт. 2003 г. №131-ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Государственная программа «Реализация государственной национальной политики» : постановление Правительства от 29 дек. 2016 г. №1532. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
О некоммерческих организациях : федер. закон от 12 янв. 1996 №7-ФЗ. //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом : федер. закон от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О внесении изменений в статьи 1 и 4 Федерального закона «О национально-культурной автономии» : федер. закон от 29 окт. 2014 № 336-ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О внесении изменений в федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства : федер. закон от 29 февр. 2020 №16-ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» : федер. закон от 20 марта 2014 г. № 74- ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование : федер. закон от 03 июля 2016 г. №243-ФЗ. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) : указ Президента Рос. Федерации от 18.04.2020 №274. // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
...120


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ