Аннотация
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты этапа начальной подготовки спортсменок в эстетической гимнастике
1.1 История возникновения и становления эстетической гимнастики как вида спорта 12
1.2 Связь эстетической гимнастики с художественной гимнастикой 14
1.3 Особенности содержания занятий в эстетической гимнастике на этапе начальной
подготовки 16
1.4 Структура специальной подготовки в эстетической гимнастике 18
Г лава 2 Методы и организация исследования 21
2.1 Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 24
Глава 3 Методические аспекты специально-двигательной подготовки юных спортсменок в эстетической гимнастике 25
3.1 Оценка двигательной подготовленности юных гимнасток на констатирующем этапе
эксперимента 25
3.2 Особенности экспериментальной методики совершенствования специальнодвигательных способностей юных спортсменок в эстетической гимнастике 26
3.3 Оценка эффективности экспериментальной методики совершенствования специальнодвигательных способностей у юных спортсменок в эстетической гимнастике 36
Выводы 38
Список использованных источников и литературы 39
В последние годы основными тенденциями развития художественной гимнастики стали резкая интенсификация соревновательной деятельности и напряженности тренировочного процесса, повышение сложности соревновательных программ с насыщением композиций элементами трюкового характера, стремление к предельной реализации индивидуальных возможностей гимнасток, ранняя специализация с ориентацией на достижение особо одаренными спортсменками высоких результатов в юном возрасте. Все более строгие требования предъявляются и к морфофункциональным показателям гимнасток. В связи с этим, современная художественная гимнастика перестает быть доступной для всех желающих ей заниматься, что приводит к постепенной утрате возможности культивирования этого вида спорта как массового. Кроме того, существенно возросшая техническая сложность упражнений все чаще снижает эстетическую ценность соревновательных композиций.
В настоящее время лишь редкие спортсменки, обладающие природной грацией и гармоничностью в движениях, способны демонстрировать в состязаниях изначально присущую этому виду спорта выразительность и эмоциональность [1, 2, 3, 5].
Контингент занимающихся художественной гимнастикой девушек быстро сужается, задуманная как средство гармоничного физического развития женщин, она теряет свою массовость, становясь элитарным видом спорта, в котором главенствуют тенденция к максимально высокому спортивному результату [6].
В этой связи все большую актуальность приобретает разработка новых систем занятий массовыми видами гимнастики, использование которых позволило бы привлекать широкие слои женского населения к регулярной и адекватной их возможностям двигательной активности.
Хорошую перспективу имеет в этом отношении эстетическая гимнастика, которая в последние годы завоевывает все большую популярность.
Ц,ель исследования: разработать методику совершенствования специальнодвигательной подготовки юных спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе начального обучения и оценить ее эффективность.
На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
7. Провести обзор и анализ учебной и научно-методической литературы по теме исследования.
8. Разработать методику, направленную на совершенствование специальнодвигательной подготовленности юных спортсменок на начальном этапе спортивной подготовки в эстетической гимнастике.
9. Оценить эффективность предложенной методики развития специальнодвигательной подготовленности юных спортсменок в учебно-тренировочном процессе в эстетической гимнастике.
Предмет исследования - методика специально-двигательной подготовки юных гимнасток на этапе начального обучения в эстетической гимнастике.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных спортсменок в эстетической гимнастике.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что применение разработанной методики, основанной на использовании специальных средств, методов, приемов и особенностей организации и проведения учебно-тренировочных занятий позволят повысить специально-двигательную подготовленность юных спортсменок на начальном этапе подготовки в эстетической гимнастике.
3. Обзор и анализ учебной, методической и научной литературы показал, что в системе подготовки гимнасток этап начальной подготовки очень важен. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития координационных способностей спортсменок, закладывать основы техники владения элементами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике. Эстетическая гимнастика сегодня - это реально существующий и развивающийся вид спорта. В нём немало проблем организационного, информационного, политического, научного характера и др. Но в то же время этот гимнастический вид спорта, безусловно, имеет очень привлекательную соревновательную сущность, выход на мировую арену, отлаженную систему соревнований и судейства.
4. Исходя из результатов исследований двигательной подготовленности юных гимнасток нами разработано содержание и методика учебно-тренировочных занятий юных спортсменок в эстетической гимнастике
Ведущими средствами технической подготовки юных спортсменок являлись: стилизованные общеразвивающие упражнения, различные виды ходьбы и бега, пружинные и волнообразные упражнения, направленные на развитие пластичности, необходимой для выработки стиля, присущего эстетической гимнастике.
С целью развития музыкальности и фантазии, формирование способности воспроизводить ритм и согласовывать движения с характером и содержанием музыки использовались средства художественного компонента: музыкально-ритмические задания и музыкальные игры. Преимущественно в занятиях применялся метод групповой работы.
3. За период педагогического эксперимента произошел положительный прирост результатов юных гимнасток ЭГ, соответственно различия в группах оказались статистически значимыми Р < 0,05. На основе полученных результатов можно заключить, что предложенные методика и содержание занятий, направленные на совершенствование специально-двигательной подготовленности юных гимнасток оказались эффективными.
1. Артамонов В.Н., Мотылянская Р.Е. Пластическая гимнастика как форма оздоровительной массовой культуры (Медико-биологическое обоснование): Метод, разраб, для студ. и слушат. факультета повышения квалификации / В.Н Артамонов, Р.Е. Мотылянская. - ГЦОЛИФКа. М., 1992. - 40 с.
2. Аллахвердиев Ф.А. Гибкость и методика её развития / Ф.А. Аллахвердиев, Г.Р. Айзятуллова, М. Шишковская // Гимнастика: сб. науч. тр. / под ред. Р.Н. Терёхиной, Н.Н. Венгеровой, Л.В. Люйк; НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2010. - Вып. 9. - С. 6-14.
3. Артемьева, Ж.С. Начальное обучение упражнениям без предмета в художественной гимнастике : учебно-методическое пособие / Ж.С. Артемьева ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург. - Санкт- Петербург : [б.и.], 2008. - 77 с. - Библиогр. : С. 42-46
4. Бажаев А.З., Лукьяненко В.Л. Развитие силовых возможностей человека как базовая для реализации координационных способностей/В.П.Лукьяненко, А.З.Бажаев, А.А. Хенев//Теория и практика ф.к.-2007-№6-С.52-54.
5. Барышева Н.В., Васицкий В.А., Хан Е.В. Влияние средств музыкальноритмического воспитания на рост спортивных результатов юных гимнасток // Система многолетней подготовки юных спортсменов: Сб. науч. ст. Алма-Ата: КазИФК, 1985. - С. 42-44.
6. Барышева Н.В., Плотникова Е.Ю. Исследование пластического выражения эмоциональных состояний гимнасток // Совершенствование специальной подготовки спортсменов высокой квалификации: Сб. науч. ст. -Алма-Ата: КазИФК, 1990.-С. 111-114.
7. Безина Е.Е. Скоростные способности спортсменов и методика их развития/ // Здоровье - сберегающ. технологии физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях. Междунар. научи, конф. — Белгород; Красноярск;Харьков.2008.— С.11—13.
8. Белокопытова Ж. А. Факторы определяющие эффективность начальной подготовки в х.г. / Ж.А. Белокопытова, А.М. Дячук // Физ. восп. Студентов-2010.-№2,- С.24-27
9. Блазер И., Хекелманн А. Импровизация и форма движения под воздействием музыки // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 8. - С. 39-41.
10. Блещунова Е.Н., Коробейник Т.Н. Методические подходы к совршенствованию физической подготовки спортсменов./Е.Н. Блещунова // Пед-е аспекты физической культуры и спорта: сб. научно-метод. работ.— Харьков, 1996—С. 179-184.
И. Валиева В.К. Физические способности и методика их развития: учеб, пособие / В.К. Валиева, О.Ю. Яковлева. - Чебоксары: ЧИЭМ; СПбГПУ, 2007. - 82 с
12. Вишнякова, С.В. Эстетическая гимнастика: учебное пособие / С.В. Вишнякова, А.И. Исаева. - Волгоград : ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2009. - 124 с
13. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учеб, пособие / Ю.И. Гришина. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 249 с.
14. Е. Корнеева, Н.В. Морозова, П.В. Ночевнова Эстетическая гимнастика. История, техника, правила соревнований.: Учебное пособие / Корнеева Е., Морозова Н.В., НочевноваП.В. -М.: Промитей, 2013. - 170 с.
15. Ефремов Г. Теория физической подготовки спортсменов//Спорт на воде.- 2006.№2.-С.24-25...34