Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии социального сопровождения инвалидов с детским церебральным параличом (Ярославский государственный университет)

Работа №181897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы83
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: родители и законные представители детей с ДЦП, проживающие в г. Ярославле.
Выборка: 32 семьи.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ С ДЦП 8
1.1 Понятие, сущность и особенности социального сопровождения инвалидов с ДЦП 8
1.2 Современные технологии социального сопровождения инвалидов с детским церебральным параличом 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ С ДЦП В Г. ЯРОСЛАВЛЕ 27
2.1 Организационно-правовые и институциональные основы системы социального сопровождения инвалидов с детским церебральным параличом в Ярославской области 27
2.2 Анализ применяемых технологий социального сопровождения с инвалидами с ДЦП 44
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ С ДЦП В Г. ЯРОСЛАВЛЕ 53
3.1 Исследование проблем социального сопровождения и анализ потребностей инвалидов с ДЦП 53
3.2 Разработка программы социального сопровождения инвалидов с ДЦП в городе Ярославле 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Российская Федерация, как социальное государство, ориентирована на обеспечение достойного уровня жизни и полноценной интеграции в общество всех категорий граждан, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. В структуре инвалидности особое место занимает детский церебральный паралич (ДЦП), который является одной из ведущих причин стойкой инвалидизации детей и молодых людей. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), распространённость ДЦП составляет от 1 до почти 4 случаев на 1000 живорождений, что подтверждает высокую социальную значимость данной проблемы .
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности социальных технологий, направленных на поддержку инвалидов с ДЦП, улучшение качества их жизни и успешную интеграцию в общество. Особое значение данная проблема приобретает в связи с переходом от традиционных форм предоставления социальной помощи к комплексному социальному сопровождению, предусматривающему межведомственное взаимодействие и применение инновационных методик.
Инвалиды с детским церебральным параличом представляют собой особую социальную группу, нуждающуюся в постоянной поддержке на всех этапах жизненного пути - от детства до взрослой жизни. Это требует разработки и совершенствования технологий социального сопровождения, направленных на улучшение качества их жизни, развитие социальной активности и снижение зависимости от внешней помощи.
Объектом исследования являются инвалиды с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - технологии социального сопровождения инвалидов с детским церебральным параличом.
Цель работы - на основе анализа современных подходов и практик социального сопровождения инвалидов с ДЦП разработать рекомендации по совершенствованию технологий сопровождения на примере города Ярославля.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить теоретические основы социального сопровождения инвалидов с детским церебральным параличом, уточнить понятие и раскрыть сущность данного феномена, а также рассмотреть особенности инвалидности при ДЦП;
 проанализировать медико-социальные аспекты инвалидности при ДЦП и классифицировать современные технологии социального сопровождения данной категории граждан;
 изучить организационно-правовые основы системы социального сопровождения инвалидов с ДЦП в Ярославской области;
 рассмотреть применяемые технологии социального сопровождения инвалидов с ДЦП в г. Ярославле, выявить основные проблемы и перспективы развития системы;
 исследовать проблемы социального сопровождения и провести анализ потребностей инвалидов с ДЦП;
 разработать программу социального сопровождения инвалидов с ДЦП в городе Ярославле.
Степень научной изученности. Проблема социальной поддержки инвалидов с детским церебральным параличом активно изучается как в российской, так и в зарубежной научной литературе. Среди отечественных исследователей, рассматривающих вопросы социальной реабилитации инвалидов с ДЦП, можно выделить Абдыкарову А.С. , Губайдуллина Д.А. , Головину О.Н. , Безух С.М. , Шубочкину Е.И. , Истомину Е.А. и других. Зарубежные исследования (Cooper et al., 2024 ; Fatudimu & Adegoke, 2024 ; Dertli et al., 2024 ) акцентируют внимание на роли социальной поддержки в повышении качества жизни инвалидов с ДЦП и их семей.
Источниковую базу исследования составляют официальные статистические данные Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации , Министерства здравоохранения РФ , а также материалы международных организаций, Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) .
Нормативно-правовую базу исследования формируют Конституция Российской Федерации , Федеральные законы № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , международные правовые акты, включая Конвенцию ООН о правах инвалидов (2006 г., ратифицированную РФ в 2012 г.) , а также региональные правовые акты Ярославской области .
Теоретическую основу исследования составили современные научные труды, посвящённые вопросам социальной реабилитации, медико-социального сопровождения, а также анализа качества жизни лиц с детским церебральным параличом. Среди них работы российских и зарубежных авторов, таких как: Абдыкарова А.С. (2024), исследующая медико-реабилитационные мероприятия для детей с ДЦП ; Безух С.М., Еникова Е.А. (2022), анализирующие нормативно-правовые аспекты социальной реабилитации ; Головина О.Н., Винярская И.В. (2023, 2024), работающие над оценкой эффективности программ комплексной реабилитации ; Cooper C., Linden M., Kerr C. (2024) - систематический обзор по социальной вовлечённости взрослых с ДЦП ; Dertli S., Yilmaz A.S., Gunay U. (2024) - исследование материнского стресса и социальной поддержки ; Fatudimu M.B., Adegoke O.A. (2024) - анализ удовлетворенности жизнью у матерей детей с ДЦП ; Fandim J.V. и др. (2021) - эффективность виртуальной реальности в терапии детей с ДЦП .
Таким образом, в работе использованы исключительно актуальные и рецензируемые научные источники, отражающие современное состояние исследуемой проблематики.
Методологическую базу работы составили методы теоретического анализа, анкетирования, интервьюирования специалистов, анализа конкретных случаев (case study) и обобщения эмпирических данных.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование современных технологий социального сопровождения инвалидов с детским церебральным параличом способствует повышению их социальной интеграции, улучшению качества жизни и снижению социальной изоляции.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании специфики применения технологий социального сопровождения инвалидов с детским церебральным параличом в региональном контексте на примере города Ярославля с учетом современных эмпирических данных и практик. Впервые в рамках данного исследования осуществляется комплексное изучение эффективности отдельных форм и методов сопровождения, востребованных среди данной категории граждан, с опорой на потребности получателей услуг и актуальные подходы, представленные в современной научной литературе. Результаты позволили разработать обоснованные рекомендации по оптимизации социального сопровождения с учетом локальных условий.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальное сопровождение инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП) в условиях современной социальной политики Российской Федерации представляет собой комплексную систему мероприятий, направленных на улучшение качества жизни, повышение уровня социальной интеграции и обеспечение прав данной категории граждан. В условиях трансформации социальной сферы и перехода к модели персонифицированной помощи особенно актуальным становится внедрение технологий, ориентированных на долговременную, междисциплинарную и индивидуально адаптированную поддержку.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена теоретическая основа понятия «социальное сопровождение» применительно к лицам с ДЦП, раскрыта сущность и специфика сопровождающей деятельности, проанализированы современные отечественные и зарубежные технологии, применяемые в социальной работе с инвалидами данной категории. Были выявлены ключевые принципы сопровождения: индивидуализация, межведомственная координация, адвокация интересов и обеспечение устойчивости поддержки на всех этапах жизненного пути - от раннего детства до взрослой жизни.
Анализ региональной системы сопровождения в г. Ярославле показал наличие нормативной базы, институциональной инфраструктуры и отдельных эффективных практик (работа КЦСОНов, программы ранней помощи, инклюзивное образование, деятельность НКО). Однако эмпирическое исследование, проведённое среди родителей детей с ДЦП, позволило выявить существенные дефициты: отсутствие координатора сопровождения (более 50% опрошенных), фрагментарность предоставляемых услуг, слабая информированность, низкая оценка качества образовательных и досуговых программ, а также выраженный запрос на психологическую и межведомственную поддержку.
На основании выявленных проблем была разработана программа комплексного социального сопровождения, включающая мероприятия, дифференцированные по возрастным этапам и направлениям воздействия (медико-социальным, образовательным, трудовым, психологическим, досуговым). Программа базируется на принципах междисциплинарности, персонализации, устойчивого сопровождения и активного вовлечения семьи. Предложенные меры направлены на устранение выявленных барьеров, повышение доступности услуг, формирование устойчивой системы поддержки, обеспечивающей инклюзивное развитие и участие инвалидов с ДЦП в жизни общества.
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы - обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию технологий социального сопровождения инвалидов с ДЦП на примере г. Ярославля - была достигнута. Выполненный анализ подтвердил необходимость системных изменений, направленных на усиление роли сопровождающих специалистов, цифровизацию сопровождения, развитие инклюзивной среды и поддержку семей. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности учреждений социальной защиты, здравоохранения, образования, а также в подготовке специалистов социальной сферы.



1. Конвенция о правах инвалидов: принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 дек. 2006 г.: ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2334.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с изм. и доп. по состоянию на 2020 г.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 26.05.2025).
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (принят ГД РФ 17.12.2013, действует с 01.01.2015, в ред. от 06.02.2023).
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят ГД РФ 20.07.1995, в ред. от 28.04.2023).
5. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (вступ. в силу 01.07.1991, в ред. от 02.07.2021).
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД РФ 21.12.2012, в ред. от 31.07.2020).
7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (принят ГД РФ 01.11.2011, в ред. от 10.07.2023).
8. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. от 17.11.2021).
9. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» (в ред. от 02.07.2021).
10. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития системы ранней помощи детям на период до 2020 года».
11. Приказ Министерства труда и соцзащиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н (зарег. Минюст РФ 08.02.2016 № 41085) «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении МСЭ граждан» (в ред. от 27.08.2019).
12. Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (принят обл. Думой 16.12.2008, в ред. от 14.02.2025).
13. Закон Ярославской области от 07.12.2004 № 47-з «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»
14. Постановление Правительства Ярославской области от 03.12.2019 № 825-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Доступная среда в Ярославской области» на 2020–2025 годы» // Вестник Ярославской области. 2020. № 1.
15. Постановление Правительства Ярославской области от 27 марта 2024 г. N 390-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области»
16. Постановление Правительства Ярославской области от 18 декабря 2014 г. № 1335-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг…» (в ред. от 14.07.2021).
17. Постановление Правительства Ярославской области от 15 июня 2015 г. № 644-п «Об утверждении тарифов на социальные услуги…» (в ред. от 04.12.2024).
18. Муниципальная программа города Ярославля «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения города Ярославля на 2021–2025 годы» (утв. постановлением мэрии г. Ярославля от 29.12.2020 №…; в ред. от 18.02.2025).
19. Постановление Правительства ЯО от 08 октября 2014 г. № 988-п «Об участии социально ориентированных НКО в предоставлении социальных услуг на территории Ярославской области» (в ред. от 10.11.2019).
Научная и исследовательская литература
20. Cooper C, Linden M, Kerr C. Social participation in adults with cerebral palsy: a systematic review of the evidence-base. Disabil Rehabil. 2024 Jun;46(13):2720-2733.
21. Dertli S, Aydin Yilmaz AS, Gunay U. Care burden, perceived social support, coping attitudes and life satisfaction of mothers with children with cerebral palsy. Child Care Health Dev. 2024 Jul;50(4):e13297.
22. Fandim JV, Saragiotto BT, Porfírio GJM, Santana RF. Effectiveness of virtual reality in children and young adults with cerebral palsy: a systematic review of randomized controlled trial. Braz J Phys Ther. 2021 Jul-Aug;25(4):369-386.
23. Fatudimu, M.B., Adegoke, O.A. Life satisfaction, perceived social support of mothers of children with cerebral palsy, and motor function of their children. Bull Fac Phys Ther 29, 72 (2024).
24. Абдыкарова А. С. Анализ и оценка лечебно-реабилитационных мероприятий детям с церебральными параличами // Бюллетень науки и практики. – 2024. – Т. 10. – №. 7. – С. 229-235.
25. Абдыкарова А. С., Маметов Р. Р. Состояние и перспективы социальной реабилитации детей с церебральными параличами в Омской области // Бюллетень науки и практики. – 2024. – Т. 10. – №. 12. – С. 246-252.
26. Безух С. М., Еникова Е. А. Принципы и нормативно–правовое обеспечение социальной реабилитации детей–инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП) в системе социального обслуживания населения // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам VI. – 2022. – С. 80.
27. Белогузов И. И., Митина К. А. Тенденции и перспективы развития комплексной реабилитации инвалидов в регионе // Редакционная коллегия: Главный редактор Д-р мед. наук ОН Владимирова. – 2022. – С. 60.
28. Борукаева Л. А., Шибзухова Л. А., Шибзухов Т. А., Борукаева И. Х., Абазова З. Х. Организационно-правовые аспекты деятельности реабилитационных центров для детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Российский вестник педиатрии. 2021. №4. С. 171-172
29. Гаврилова И. С. Медико-социальное сопровождение детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях полустационара и стационара // Социодинамика. – 2024. – №. 4. – С. 1-9.
30. Газдиева Б. М. Детский церебральный паралич-актуальная проблема современного общества (обзор литературы) // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2022. – №. 3. – С. 99-116.
31. Газдиева Б. М. Уровень первичной инвалидности детей с последствиями детского церебрального паралича //Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2024. – Т. 21. – №. 4. – С. 12-18.
32. Головина О. Н., Винярская И. В. Контент-анализ нормативного правового регулирования медико-социальной реабилитации детей с детским церебральным параличом в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2023. – Т. 31. – №. 3. – С. 360-367.
33. Головина О. Н., Винярская И. В., Черников В. В. Анализ эффективности программ комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом // Российский педиатрический журнал. – 2024. – Т. 27. – №. 3. – С. 191-197.
34. Губайдуллин Д. А. Проблемы правового регулирования и правовой защиты социального обеспечения детей и взрослых с ДЦП // Ответственный редактор. – 2025. – С. 58.
35. Драчинская Т.В., Максимова Е.И., Сорокина О.Ю. Коррекционно-педагогиеская работа с детьми, страдающими церебральным параличом // КПО. 2023. №3 (35). С. 51-64
36. Истомина Е. А. Психологическая готовность подростков с церебральным параличом к профессиональному самоопределению // Человеческий капитал. – 2024. – №. 8. – С. 188.
37. Кондрашова А. А. Коррекционно-развивающая работа по формированию социальных навыков у детей раннего возраста с ДЦП // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-2. С. 190-193.
38. Лампси Е. А. Трудоустройство людей инвалидов детства с ограниченными возможностями здоровья // Инновационная наука. – 2024. – №. 1-1. – С. 138-140.
39. Михайлова Е. Н. Средовые ресурсы для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях формирования инклюзивной образовательной среды // Вестник МДПУ им. И. П. Шамякина. 2021. №1 (57). С. 69-75
40. Сабанов З. М. Современные технологии социально-экономической помощи инвалидам в РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2025. – №. 3. – С. 56-61.
41. Салимов М. И., Нигамадьянов М. Р. Адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Редакционная коллегия. – 2024. – С. 109.
42. Струкова О. Г. Реабилитация и абилитация детей-инвалидов с детским церебральным параличом средствами виртуальной реальности (на примере использования АПК «Nirvana») // Состояние и перспективы развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов-2021. – 2022. – С. 291-303.
43. Тимофеева И. В., Чернышова Е. А. Адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Редакционная коллегия. – 2024. – С. 160.
44. Шевелева Д. Е. Социальная интеграция детей с ДЦП: проблемы и способы помощи // Коррекционно-педагогическое образование. – 2023. – №. 3 (35). – С. 5-19.
45. Шубочкина Е. И. Медико-социальные аспекты адаптации и профориентации подростков с детским церебральным параличом // Российский педиатрический журнал. – 2023. – Т. 26. – №. S4. – С. 87.
46. Эргашева М. Я. Актуальные аспекты реабилитации детей с ДЦП // Экономика и социум. 2025. №2-1 (129). С. 1363-1370
47. Яковлева С.К., Андреева В.Э., Преображенская Е.В., Петрова Р.В., Милова О.И., Шафейкина Е.В., Макарова Е.В. Реабилитационный маршрут ребенка с детским церебральным параличом: опыт Чувашии // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. 2021. №1. С. 149-158
Электронные ресурсы
48. Hadders-Algra M. Early diagnosis and early intervention in cerebral palsy [Электронный ресурс] // Frontiers in Neurology. 2021. Vol. 12. Article ID 640369. – Режим доступа: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC8671866/ (дата обращения: 14.05.2025).
49. Благотворительный Фонд «Дети с ДЦП» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--d1aaadp0agoyo4a.xn--p1ai/ (дата обращения: 30.04.2025).
50. Благотворительный фонд помощи тяжело больным детям «Дети Ярославии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://deti-yaroslavii.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
51. Департамент здравоохранения Ярославской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://health.yarregion.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
52. Методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания инвалидов. Минтруд России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fz122.ru/ (дата обращения: 14.05.2025).
53. Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
54. Министерство социальной защиты населения Ярославской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.yarregion.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
55. Министерство труда и социальной поддержки населения Ярославской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal.yarregion.ru/depts-dtspn/ (дата обращения: 30.04.2025).
56. Перечень учреждений Ярославской области, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги для инвалидов (детей-инвалидов) (на 01.01.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://detsad111.edu.yar.ru/perechen_uchrezhdeniy_yao_uslugi_dlya_detey_invalidov.pdf (дата обращения: 15.12.2024).
57. Портал «Доступная среда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rudostup.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
58. Служба ранней помощи детям с ОВЗ (Приказ МКДОУ «Детский сад № 55», г. Ярославль) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdou55.edu.yar.ru/roditelyam/sluzhba_ranney_pomoshchi.html (дата обращения: 15.12.2024).
59. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fz122.ru/ (дата обращения: 14.05.2025).
60. Центр лечебной педагогики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ccp.org.ru/ (дата обращения: 30.04.2025).
61. Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cdc.gov/ncbddd/cp/data.html (дата обращения: 14.05.2025).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ